Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 23:22, реферат
При олигофрении познавательная деятельность характеризуется замедленностью ориентировки в окружающем, плохой обучаемостью, что обусловлено неполноценностью коры головного мозга.
Экспериментально-психологическое исследование обнаруживает и другие признаки умственного недоразвития, обусловленные трудностью ориентировки и низкой обучаемостью. Больным сложно строить операции обобщения, отвлечения, абстрагирования. Уровень обобщения снижается до конкретного. У больных бедный словарный запас, резко снижен объем опосредованной памяти.
Зміни пізнавальних процесів під впливом хвороби.як хвороба може вплинути на зміни пізнавальних процесів?
При олигофрении познавательная деятельность характеризуется замедленностью ориентировки в окружающем, плохой обучаемостью, что обусловлено неполноценностью коры головного мозга.
Экспериментально-
При эпилепсии обнаруживается снижение продуктивности познавательной деятельности, коррелирующее с давностью и злокачественностью болезни, уменьшение объема памяти, конкретность мышления (снижается уровень обобщения). Отмечаются изменения в динамике познавательных процессов - их характеризует инертность, тугоподвижность. При длительных ремиссиях и правильном лечении подобные изменения познавательной деятельности могут стать менее выраженными.
При поражении сосудов головного мозга и черепно-мозговых травмах (отдаленный период), интоксикациях основным, что характеризует состояние познавательной деятельности у больных, является нарушение динамики (неустойчивость умственной работоспособности, истощаемость). У больных с поражением сосудов головного мозга отмечаются колебания продуктивности мнестической деятельности, она носит как бы прерывистый характер. Больной может вдруг забыть название какого-либо предмета, а потом спонтанно вспомнить его.
Важно, что при нарушении динамики мнестической деятельности опосредование, осмысление материала помогают больным.
Колебательный характер динамики познавательных процессов проявляется и в нестойкости умственной продукции больных. Характерно, что уровень обобщений в основном бывает не снижен. Больным доступны операции отвлечения, обобщения при решении кратковременных, одноразовых задач.
При необходимости длительно удерживать инструкцию отмечается «непоследовательность суждений» - вид патологии мышления, при котором правильные (обобщенные) и ошибочные (конкретные) решения чередуются.
Принципиально важно, что больные с достаточной критикой относятся к своим ошибкам,
При старческом слабоумии ведущим является стойкое нарушение памяти. Прежде всего отмечается снижение активности запоминания.
При отсроченном воспроизведении больные не могут ничего вспомнить.
В связи с повышенной отвлекаемостью ухудшается процесс воспроизведения. Во время воспроизведения любой посторонний шум, разговор способствуют забыванию. Больной может сказать, что вообще ничего не запомнил.
При шизофрении характерная патология познавательной деятельности обусловливается такими изменениями личности, как нарушение смыслообразующей функции мотивов, переход мотивов побудительных в «знаемые». Подобная патология личности находит свое выражение в изменении мышления: разноплановости, резонерстве, недостаточности актуализации прошлого опыта, что делает мышление больных шизофренией непродуктивным. Псевдоабстрактность, отсутствие направленности на разрешение поставленной задачи приводят к потере связи между обобщающим понятием и конкретным содержанием задания. Непродуктивность мышления больных может быть также вызвана ухудшением избирательности актуализации знаний из памяти на основе прошлого опыта. При этом облегчается актуализация маловероятных по прошлому опыту «латентных» связей понятия, что также затрудняет мыслительную деятельность.
Вместе с тем объем механической памяти, запас знаний больных могут оставаться на достаточно высоком уровне.
При пограничных психических заболеваниях (психопатии, неврозы) ведущим в патологии психической деятельности больных является изменение личности, которое приводит к различной личностной окраске познавательных процессов, снижающей их продуктивность. При пограничных заболеваниях изменения личности и соответственно личностная окраска мышления неодинаковы.
Так, при психопатиях нарушается отношение к себе (самооценка) и основанные на этом притязания больных. Самооценки больных бывают, как правило, крайними (или очень хорошо или очень плохо). Такие крайние самооценки обусловливают и неустойчивые, излишне лабильные притязания больных. Например, больной берется выполнять самую трудную из возможных задач, а после неудачи переходит к самым легким. Подобная лабильность притязаний снижает продуктивность познавательной деятельности (больные чаще всего решают задачи, не соответствующие их возможностям: либо слишком трудные, либо слишком легкие).
Решая мыслительные задачи, больные часто сопровождают выполнение операций обобщения, отвлечения оценочными суждениями, иногда подменяя решение задачи оценкой ее/
При неврозах
мы часто встречаемся с расхождением жалоб
больных и объективных оценок их состояния.
Так, больной с неврастенией жалуется
на резкое ослабление памяти. Однако при
экспериментально-
Личностная окраска мышления при реактивных состояниях связана с травмирующей ситуацией, которая, так или иначе, отражается в рисунках и высказываниях больных.
Важно, что помощь психолога больные принимают, но исправить могут только конкретно-ситуационные решения, скорректировать личностную окраску мышления не удается.
Информация о работе Зміни пізнавальних процесів під впливом хвороби