Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 10:19, контрольная работа
Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, а также переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности . Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надёжных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных».
Введение
Глава 1. Психологические аспекты социальной
работы……………………………………………………………………
Глава 2. Психологические методы социальной
работы……………………………………………………………………
§ 2.1 Использование психологических
методов в социальной работе при
взаимодействии с клиентом…………………………………………….
§2.2 Психологические теории, применяемые
при работе с клиентами…………………………………………………
Глава 3 Применение психодиагностических технологий
в практике социальной работы…………………………………………
Заключение………………………………………………………………
Список литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГБОУВПО «Сыктывкарский государственный университет»
Институт социальных технологий
Кафедра социальной работы
Контрольная работа по дисциплине "Психодиагностика"
Тема: Значение изучения основ психодиагностики для организации практической деятельности специалиста по социальной работе
Преподаватель:
Т. Е. Майорова
Выполнила:
студентка 7410 группы
С.В. Коптелина
Сыктывкар 2013
Содержание
Введение
Глава 1. Психологические аспекты социальной
работы………………………………………………………………
Глава 2. Психологические методы социальной
работы………………………………………………………………
§ 2.1 Использование психологических
методов в социальной работе при
взаимодействии с клиентом…………………………………………….
§2.2 Психологические теории, применяемые
при работе с клиентами…………………………………………………
Глава 3 Применение психодиагностических технологий
в практике социальной работы…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы
Введение
Психодиагностика – это область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности, а также переменных социального окружения, в котором осуществляется жизнедеятельность личности1. Как теоретическая дисциплина общая психодиагностика рассматривает закономерности вынесения валидных и надёжных диагностических суждений, правила «диагностических умозаключений», с помощью которых осуществляется переход от признаков или индикаторов психического состояния, структуры, процесса к констатации наличия и выраженности этих психологических «переменных». Иногда такие правила сравнительно просты, иногда довольно сложны, в одних случаях «встроены» в сам диагностический инструмент, в других - требуют особой работы с диагностическими показателями: стандартного сравнения профилей, расчёта интегральных показателей, сопоставления с альтернативными диагностическими пробами, экспертной интерпретации, выдвижения и отбрасывания гипотез.
Психодиагностика как теоретическая дисциплина тесно связана с соответствующими областями психологической науки.
Связь психодиагностики, с одной стороны, и теоретико-экспериментальной психологии - с другой, имеет двусторонний характер. Психодиагностика в целом - не только воплощение понятий соответствующих дисциплин в конкретных методиках, но и способ проверки истинности теоретико-психологических построений.
Общая психодиагностика преимущественно связана с общей, социальной и дифференциальной психологиями, частная психодиагностика - с такими областями психологии, как медицинская, возрастная, консультативная, юридическая, военная психология, психология труда, спорта и т.д. Психологические основы социальной работы образует теория личности. Социальная работа тесно увязывается с типизацией личностей, и соответственно этому строятся ее стратегия и тактика. На практике хорошо зарекомендовала себя теория акцентуации характеров. Например, выявляются положительные, отрицательные черты характера, конфликтогенные ситуации и соответственно этому подбираются психотехнические упражнения, даются педагогические рекомендации.
Существенную роль в социальной работе играет психологическая теория групп. Раскрывается структура группы: лидерство, ответственность, перспектива, самодеятельность, социальный опыт. Психологическое структурирование групп помогает организовать социальную работу.
Необходимым элементом системы психологического знания в социальной работе является теория психологии общения. Социальное научение, органически включенное в социальную работу, помогает овладеть навыками общения, воспитывающего и развивающего личность. Это создает благоприятные социально-педагогические отношения.
Важную роль в решении задач социальной работы играет теория социального конфликта, как индивидуально-личностного, так и индивидуально-группового и межгруппового. Социально-психологический анализ конфликта (конфликтной ситуации, эксцесса, разрешения конфликта) обеспечивает действенность социальной работы, повышает эффективность учебно-трудовой деятельности.
Подсистемой психологических знаний выступает психологическая теория индивидуализации и дифференциации социальной работы. Индивидуальный подход необходим в любой деятельности — учебной, трудовой, игровой, художественной, спортивной. Он является одновременно и принципом, и условием эффективной социальной работы. В индивидуальном подходе используются психологические феномены: темперамент, характер, мышление, речь, перцептивные качества личности.
Дифференциация социальной работы основана
на стратификационно-
Необходимым элементом психологического знания в социальной работе выступает психология талантливых людей. Обеспечение социальной работы предусматривает учет их способностей, а вместе с тем и особенностей характера.
Система психологического знания в социальной работе включает теорию и практику дезадаптированных и депривированных людей. Контингент этой группы достаточно-многочисленный. Деликатность и сложность проблемы заключается в том, что внутри групп существует весьма тонкая стратификация по психологическим признакам.
Большая группа людей, называемая «инвалиды», описывается специфической психологической теорией, которая выступает в качестве основы социальной работы.
В последние годы предметом теоретико-психологической проработки выступают люди предпенсионного возраста. Общество несет большие убытки в связи с тем, что не использует объективных психологических показателей их работоспособности, равно как и их социально-психологических ролей в социальной работе.
Глава 1. Психологические аспекты социальной
работы
Возникновение социальной работы как науки и специфической социальной деятельности было обусловлено обострением социальных коллизий в ХIХв. в связи с бурным развитием капитализма в западных странах - индустриализацией и урбанизацией и как следствием резким ростом безработицы, преступности, алкоголизма и т.п.
Уже изначально в процессе становления и институциализации социальной работы было ясно, что органическая составляющая её - психологическая деятельность социальных работников и психологов, психосоциальная работа с индивидом и группой.
В рамках социальной работы возникла социальная индивидуальная психотерапия, поэтому в первый период социальная работа даже сводилась к социально-психологической работе. Непосредственную методологическую основу психологической практики социальной работы составляют, бесспорно, фундаментальные общепсихологические учения о личности, ее структуре; типологии и развитии, теории темперамента и характера, потребностей и мотивации поведения, концепции психологии группы и общения, конфликта и девиации. Однако данные психологические концепции и теории формировались и разрабатывались их авторами чаще всего (хотя и далеко не всегда вполне осознанно), в свою очередь, под влиянием тех или иных философских и социологических учений о природе и сущности человека. Следует отметить, что многие из философско-антропологических и социологических идей сами по себе имеют прямое отношение к поведению личности и вполне могут быть использованы в практике социальной работы. Среди философско-социологических учений и идей важнейшее методологическое значение для практики социальной работы имеют концепции о сущности и природе человека, о соотношении социального и биологического в человеке и его развитии, о смысле его жизни, о социальном действии, о взаимодействии личности и общества и другие.6
Многие подходы к социальной работе опираются на те или иные психологические воззрения. Психоанализ явился основой для диагностической теории социальной работы, что позднее определило метод индивидуальной психосоциальной работы. В последние десятилетия особенное значение для стратегии социальной работы приобретают положения гуманистической психологии (главные из них – о самоактуализации А. Маслоу и личностном росте К. Роджерса). Во-первых, в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы определяются принципом гуманизма и, во-вторых, эти положения позволяют понять человека как целостную личность, находящуюся во взаимодействии со своим окружением.
И социальная работа, и психология имеют прикладной характер, а для практики социальной работы особое значение приобретают следующие направления: 1. Психодиагностика – отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза (актуальна для социального прогнозирования, консультирования и психотерапевтической помощи и др.). 2. Психологическое консультирование – оказание помощи психически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения. Современная психология представляет большие возможности использования социальной работе различных способов взаимодействия с клиентом: психодрама, музыкотерапия, ролевая игра и др.
Если как практика социальная работа возникла раньше научного периода в психологии - примерно в 70-х гг. XIX в., то теоретическое осмысление ее результатов и развитие навыков шло под большим влиянием и параллельно с развитием теории психоанализа (вплоть до конца 1940-х гг. психодинамический и Эго-психологический подходы были доминирующими в индивидуальной социальной работе, т. е. в работе с одним клиентом, а не с группой; «social casework») и позже теории социальной психологии, теории научения, теории стресса и других психологических концепций.9
Таким образом, социальная работа
не мыслима без знания основ психологии.
Среди других общественных наук связь
социальной работы и психологии является
наиболее значимой. Теоретические основы
психологии ложатся в основу социальной
работы с клиентом.
Глава 2. Психологические методы социальной работы
В социальной работе применяются психологические методы. Являясь психологическими по существу, они направлены на решение задач социализации, совершенствование социума.
Психологические методы, применяемые в социальной работе, подразделяются на индивидуальные и групповые. Существенные результаты в социальной работе дают методы психодиагностики, решающие многочисленные задачи изучения социально-психологических характеристик личности, коллективов, воспитательных, экономических отношений.
В социальной работе широко применяется психологическая консультация. К ней прибегают руководители, рядовые работники, педагоги, родители, учащиеся, студенты, молодожены, семейные люди и т. д. По результатам этой работы строится их индивидуальная и групповая деятельность. Необходимым методом социальной работы выступает психологический отбор. Он применяется для социально-профессионального самоопределения молодежи, определения области переобучения кадров, комплектования групп.
Существенные результаты в социальной работе приносят методы психологической адаптации. Они включают реципиентов в социальную деятельность так, что они лучше осознают социальную ситуацию, развивают самооценку, приспосабливаются к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Социально-психологический тренинг и аутотренинг сделались довольно типичными методами социальной работы. Эти методы привлекают оперативным формированием социальных качеств личности, отношений и приемов деятельности. Эффект достигается, если обеспечен перенос сформированных подструктур в реальные условия учебной, трудовой и другой деятельности.
Четко выраженный психологический характер носят методы коррекции поведения, мотивации, общения, самооценки: реципиент осознает недостатки в структуре собственной личности, вырабатывает новые модели поведения и упражняется в их применении с последующим обобщением и переносом социально-психических образований в новые условия своей жизнедеятельности.
Углубленный характер по отношению к личности в целом носят методы психотерапии. Они ориентированы на психологические преобразования в структуре целостной личности. По этому признаку психологические методы, применяемые в социальной работе в форме тренинга, игр, погружения, отличаются системностью, силой воздействия.
Социальный работник выполняет множество функций. Осуществляя их, он непременно прибегает к помощи психологии.
Прежде всего надо отметить, что социальный работник, проводя любые мероприятия, выступает как лидер. По существу положение не меняется и в том случае, когда в работе с группами, скажем, депривированных, дезадаптированных людей он опирается на их самоуправление. В этих ситуациях он проявляет себя как руководитель нового типа. Этот стиль руководства наиболее эффективно способствует развитию у его клиентов самопомощи.
Социальный работник чаще всего действует как социальный психолог. Он стремится понять человека, обратившегося к нему за помощью, помогает ему осознать собственное положение, сильные стороны своей личности, чтобы решить стоящие перед ним проблемы. Социальный работник выступает активной стороной, организующей, удерживающей и развивающей контакты. Он развивает мотивацию социально направленной деятельности клиентов, обогащает самодеятельность личности, корректирует поведение, проводит социально-терапевтическую работу.