Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 23:18, реферат
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.
Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.
ВВЕДЕНИЕ
Воля – это
сознательное регулирование человеком
своего поведения и деятельности,
выраженное в умении преодолевать внутренние
и внешние трудности при
Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.
Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.
На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.
Волевого человека отличают решительность, смелость, самообладание, уверенность в себе. Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.
Воля проявляется
во всех видах деятельности человека.
Так, труд немыслим без волевого усилия,
без осознания цели, без умения
преодолевать объективные помехи, усталость.
Воля постоянно проявляется в
учебной деятельности школьника.
РАЗВИТИЕ ВОЛИ У ЧЕЛОВЕКА
Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей — выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.
Внутри каждого
из этих направлений развития воли
по мере ее укрепления происходят свои,
специфические преобразования, постепенно
поднимающие процесс и
Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности. Есть немало жизненных примеров того, как люди, ставшие известными учеными, художниками, писателями, добивались поставленных целей, не обладая хорошими задатками, в основном за счет повышенной работоспособности и воли.1
Развитие воли у детей тесным образом соотносится с обогащением их мотивационной и нравственной сферы. Включение в регуляцию деятельности более высоких мотивов и ценностей, повышение их статуса в общей иерархии стимулов, управляющих деятельностью, способность выделять и оценивать нравственную сторону совершаемых поступков — все это важные моменты в воспитании воли у детей. Мотивация поступка, в которую включается волевая регуляция, становится сознательной, а сам поступок произвольным. Такое действие всегда совершается на базе произвольно построенной иерархии мотивов, где верхнюю ступень занимает высоконравственное побуждение, дающее моральное удовлетворение человеку в случае успеха деятельности. Хорошим примером такой деятельности может служить сверхнормативная деятельность, связанная с высшими нравственными ценностями, совершаемая на добровольной основе и направленная на пользу людям.
Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития Практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность.
Особую
роль в развитии воли
у детей по всем
перечисленным направлениям
выполняют игры, причем каждый вид
игровой деятельности вносит свой, специфический
вклад в совершенствование волевого процесса.
Конструктивные предметные игры, появляющиеся
первыми в возрастном развитии ребенка,
способствуют ускоренному формированию
произвольной регуляции действий. Сюжетно-ролевые
игры ведут к закреплению у ребенка необходимых
волевых качеств личности. Коллективные
игры с правилами кроме этой задачи решают
еще одну: укрепление саморегуляции поступков.
Учение, появляющееся в последние годы
дошкольного детства и превращающееся
в ведущую деятельность в школе, наибольший
вклад вносит в развитие произвольной
саморегуляции познавательных процессов.2
Значение воли в жизни и деятельности человека
Человек, который
способен контролировать, координировать
и направлять свое поведение, обладает
мощнейшим оружием
Такой человек вызывает доверие и уважение со стороны других людей.
Интересная особенность
воли состоит в том, что она
способна повышать внимание и побуждать
человека к такому действию, которое
ему не интересно в принципе, и
плюс ко всему не вызывает никакого
удовольствия для данного субъекта.
Результат и сам процесс
Функции волевой регуляции
Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.
По мнению В.А.Иванникова,
главной психологической
функцией воли является усиление
мотивации и совершенствование
на этой основе сознательной
регуляции действий.
Реальным механизмом порождения дополнительного
побуждения к действию является сознательное
изменение смысла действия выполняющим
его человеком. Смысл действия обычно
связан с борьбой мотивов и меняется при
определенных, преднамеренных умственных
усилиях.4
Качества волевого человека
На
личностном уровне воля
Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств.
Волевого человека отличают:
Такие качества развиваются обычно в онтогенезе несколько позже, чем названная выше группа свойств. В жизни они проявляются в единстве с характером, поэтому их можно рассматривать не только как волевые, но и как характерологические. Назовем эти качества вторичными.
Наконец,
есть еще третья группа
К этой же группе,
обозначаемой как третичные
качества, можно отнести те, в которых
одновременно выступают воля человека
и его отношение к труду: деловитость,
инициативность. Такие качества личности
обычно формируются только к подростковому
возрасту.5
Включение волевого акта в жизнедеятельность индивида
Волевое действие, необходимость
в нем возникает тогда, когда
на пути осуществления
Включение
воли в состав деятельности
начинается с постановки
Волевая
регуляция необходима для того,
чтобы в течение длительного
времени удерживать в поле
сознания объект, над которым
размышляет человек,
Волевое
действие всегда связано с
сознанием цели деятельности, ее
значимости, с подчинением этой
цели выполняемых действий. Иногда
возникает необходимость
Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе, связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.
Волевая
регуляция может включиться в
деятельность на любом из
Типичным
случаем включения воли в
Информация о работе Значение воли в организации деятельности и общения человека