Зоосоциальное поведение животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Поведение животных не однотипно. Оно может быть таким же разнообразным, как и человеческое: от ужасающего до по-детски нелепого. Человеку всегда было интересно поведение животных. Древние охотники изучали повадки дичи для успешной охоты и разведение домашнего скота. Но, тем не менее, даже сейчас, наши познания обо всех этих явлениях крайне скудны. И мы уже начинаем понимать, что, с одной стороны, поведение большинства животных достаточно хорошо запрограммировано от рождения, а с другой стороны, часто необходимы разнообразные «уточняющие инструкции» из внешнего мира, с тем, чтобы поведение взрослого индивидуума стало столь поразительно действенным.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………3
Глава I. Характеристика сообщества животных…………………4
Сообщество животных…………………………………………4
Иерархия………………………………………………………...6
Системы иерархии……………………………………………...9
Смена иерархии…………………………………………………9
Глава II. Зоосоциальное поведение……………………………….12
2.1 Особенности зоосоциального поведения животных…………12
2.2 Образ жизни в волчьей стае……………………………………12
2.3 Семейства слонов………………………………………………15
2.4 Структура коллектива у обезьян………………………………19
2.5 Серые гуси как образец настоящей семейной жизни………...21
Заключение………………………………………………………….25
Список использованной литературы………………………………26

Файлы: 1 файл

йа курсачко.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

Это приводит к упорядочиванию использования пищевых ресурсов и  исключает крупные конфликты между стаями, что обеспечивается во многом господством жесткой дисциплины, безоговорочным исполнением приказаний старших, особенно руководителя стаи - матерой волчицы. Такой образ жизни волков является одной из главнейших причин их приспособленности к различным условиям и сохранению волка как вида почти во всех странах мира, несмотря на столетия преследования его человеком. Волк способен обеспечивать воспроизводство и устойчивость популяции, а временами и значительные "всплески" численности и расширение зоны обитания. Успешная деятельность волков в семье-стае, безусловно, возможна лишь при хорошем развитии языка общения, передачи и приема информации, что великолепно достигнуто волками в процессе длительной борьбы за существование. Основой волчьего языка является звуковая сигнализация, а в ней главным элементом - вой. Звуковое общение посредством чрезвычайно многообразного воя присуще только волкам. Ни один из крупных хищников России не использует столь многозначный вой. Вместе с тем известно нередкое использование воя и омерзительного хохота у некоторых пород гиен в Африке, причем эти крупные хищники, по некоторым морфологическим признакам схожие с волками, тоже ведут стайный способ охоты, аналогичный волчьему. Язык волка коренным образом отличается, скорее даже противоположен языку другого представителя семейства собачьих - домашней собаки. Из звуковых сигналов взрослый волк чаще всего использует вой и чрезвычайно редко лает или взлаивает. Собака, напротив, чаще всего лает, а вой, довольно однообразный, издает лишь в некоторых ситуациях.

 

 

 

Системы жизни волков и собак диаметрально противоположны. Домашние собаки, одичав, сбиваются в крупные стаи, по 20 и более особей и полигамны. Так же ведут себя гиеновидные собаки Африки, поддающиеся приручению. Волки никогда не сбиваются в крупные стаи, но живут только моногамными семьями или, в случае необходимости, в одиночку. Приручение волка, даже выросшего в доме человека, очень сложно, неустойчиво, а поведение такого "домашнего" волка нередко становится непредсказуемым и даже опасным.

Основу языка волков составляют следующие элементы звуковой сигнализации:

    • главнейший - вой с его непередаваемыми разновидностями и оттенками. Более того, возможно, что вой издается волками не только в диапазоне частот, слышимых человеком, но и в других диапазонах, доступных волкам;
    • фырканье и звонкий лай;
    • рычание, клацанье зубами, визг, скуление, взлаивание;
    • разноголосье, тявканье, подскуливание, визг молодых волчат.

Кроме звуковой сигнализации, передача и прием информации волками  ведется посредством следов жизнедеятельности, запахов и визуально. Это могут быть:

    • мочевые точки;
    • следы передвижения (следы ног, остатки шерсти на кустах и деревьях и др.);
    • поскребы на земле или на снегу, следы вывалявшихся волков на земле или снегу, падали и т.п.;
    • гнездо (место вывода и первоначального выращивания волчат);
    • логово в широком понимании этого термина как система гнезда и дневных лежек, обычно в пределах кормового участка данной семьи;
    • запахи волков; они не только индивидуальны, но часто неуловимы человеком, хотя прекрасно улавливаются и различаются волком;
    • непосредственные контакты зверей в воспитательных, агрессивных и других целях. 

Имеет значение и визуальная информация. Здесь особое внимание уделяется весьма разнообразной  мимике, положению и движениям  тела, ушей и хвоста.

Волки, как правило, не смотря на всю свою грозность, сохраняют игровое поведение в стае. Это помогает облегчать внутри усобные конфликты. Например, когда волки делят добычу, или просто сильный самец крайне раздражителен, более слабые особи могут сильно пострадать. Если сильный волк начинает огрызаться или кусать, то слабый прижимает уши и ложиться на спину, иногда они пытаются специально заглянуть в глаза и усиленно виляют хвостом. Такое заигрывающее поведение позволяет более слабым превратить драку в игру, таким образом, отводя от себя неприятности.

Волки могут жить и  в одиночке, но только когда, когда  их характер не совместим со стаей. Известны случаи наблюдения, когда  особо заносчивого волка изгоняли из стаи. Ещё не каждого волка  могут принять в стаю. Очень  интересно наблюдать как они внимательно осматривают и обнюхивают кандидата,  решая, может ли он, достоин ли быть именно в их стае. Кандидат может оказаться слишком сильным или наоборот, слишком слабым, что в равной степени значительно ухудшит их шансы в охоте.

Сам факт того, что волчья стая основывается на совместимости, говорит  о способности этих животных различать  характеры и понять, какие будут  лучше, для благоприятных условий  выживания в стае.

2.3 Семейства слонов

Слоны живут в структурированном  общественном строе. Общественная жизнь самок и самцов совсем не похожа. Самки проводят свои дни и тратят свои силы для создания семьи, они стремятся стать матерьми, являются дочерьми и сестрами. Обычные группы слонов возглавляются самой старшей слонихой. Взрослые слоны же живут отдельно. Социальный круг слоних не заканчивается маленькой семейной единицей. В дополнение к взаимоотношениям с местными самцами, жизнь самки также включает взаимодействие с другими семьями, кланами, и подпоселениями. Самые непосредственные семейные группы колеблются от пяти до пятнадцати слонов, в том числе и слоненков. Когда группа становится слишком большой, старшие самки, дочери семейства, отделяются и создают свой собственный клан. При чем они знают, какие из групп являются им родственниками, и которые нет.

Жизнь взрослого самца совсем отличается. Поскольку он становится старше, он начинает проводить больше времени  вне стада, постепенно уходя на большое  количество часов или дней за один раз. В конечном счете, дни становятся неделями, и около возраста четырнадцати лет, зрелый самец покидает группу навсегда. В то время как мужчины действительно ведут, прежде всего, уединенные жизни, иногда они формируют свободные ассоциации с другими самцами. Эти группы называют стадами холостяков. Мужчины проводят намного больше времени, чем женщины, борясь друг с другом за лидерство. Только самым доминирующим мужчинам разрешат размножаться с женщинами. Менее доминирующие должны ждать своей очереди. Обычно это - старшие слоны, которым сорок - пятьдесят лет, именно они делают значимый вклад в размножение рода. Сражения между мужчинами могут выглядеть очень жестокими, и в результате они наносят друг другу раны, но немного. Большинство встреч проходят в форме агрессивной показухи и блефа. Обычно, меньшие, младшие, и менее уверенные животные отступят прежде, чем заработает травмы или раны. Однако, во время брачного сезона, сражения могут стать чрезвычайно агрессивными, и даже случайно слон может быть поврежден другим слоном. В течение этого сезона слон будет бороться почти с любым другим слоном, с которым он столкнется. Самосознание. Зеркало используется в исследования, чтобы определить видит ли себя слон, его понимание и самопознание. Слонам предоставили зеркало, и сделали на них пометки. Слоны исследовали эти пометки, которые были видны только через зеркало. В Тесте были включены невидимые пометки, чтобы исключить возможность использования других чувств, для обнаружения пометок. Это показывает, что слоны признают изображение в зеркале – своим собственным, и такие способности считают основанием для сочувствия, альтруизма и более высоких социальных взаимодействий. Ранее эта способность обнаруживалась только у обезьян, Дельфинах Бутылконоса и в людях.

У слонов встречается весьма экзотический феномен в их сексуальном поведении – гомосексуализм.  Африканские так же как Азиатские слоны участвуют также в сексуальных взаимоотношениях. Такие столкновения часто связываются с нежными взаимодействиями, такими как поцелуи, переплетение хоботов, и размещение хобота во ртах друг друга. Эти столкновения походят на гетеросексуальные встречи, один самец располагает свой хобот вдоль спины другого и выдвигается вперед с клыками, чтобы показать его намерение подняться над другим. В отличие от гетеросексуальных отношений, которые имеют мимолетную природу, те, что происходят между мужчин и называемые "товарищескими отношениями", состоят из старшего слона и одним или двумя младшими. То же самое сексуальные отношения являются распространенными и частыми в обоих полах, 45 % сексуальных отношений – это взаимосвязь со своим же полом.

Так же отдельно нужно  отметить коммуникацию этих могучих  млекопитающих. Слоны общаются на длинных  расстояниях, производя и получая  низкочастотный звук (инфразвук), звук, производимый ногами передается через  землю, такой звук может пройти большее расстояние, чем через воздух. Этот звук может чувствовать чувствительная кожа ног слона и хобота, которые поднимают резонансные колебания в голове. Чтобы слушать внимательно, каждый слон стада поднимает одну ногу от земли. Подъем, по-видимому, увеличивает контакт земли и чувствительности остающихся ног. Руководство исследованием в слоне инфразвуковой коммуникация было сделано Кэйти Пейнe, в ее книге «Тихий Гром». Хотя это исследование находится все еще в самом начале, оно помогает решить многие тайны, например такой, как слоны могут найти отдаленных потенциальных слонов для помощи, и как социальные группы в состоянии скоординировать свои движения в обширной местности.

 Немало важной частью  в жизни слонов, а точнее слоних  является материнство. Первый звук, который обычно воспроизводит новорожденный детеныш, является чиханием или фырканьем, делается это с целью очистить носовые проходы, которые заполнены жидкостью. В первые несколько минут после того, как рождается малыш, хранители должны контролировать его, чтобы услышать его первый звук и увидеть его первое движение. Каким бы по числу не был этот детеныш, мать типично реагирует на своего нового ребенка удивлением и волнением. С помощью матери новорожденный слоненок учиться стоять на ногах впервые 30 минут после рождения. Для поддержки он прислоняется к ногам своей матери. Новорожденный теленок уже через час стояния на ногах крепнет и способен двигаться с группой вслед за мамой. В отличие от большинства млекопитающих, у самок есть лишь единственная пара грудных гланд, расположенных позади передних ног. Когда дети рождаются они достигают 90 см, это как раз достаточно, чтобы дотянуться до вымя. Мать кормит грудью ему прямо в рот, так как хобот еще не окреп, и в нем нет мускулов, которые могут обеспечить движение молока. Новорожденный слоненок ест всего в течение нескольких минут за один раз, но зато часто на протяжении дня. Потребляя до 11 литров молока в день. Детеныша нянчат до 2 лет, иногда и больше. Возраст, когда его отучивают от груди, зависит от близости матери, количества молока и появления другого дитя. Новорожденные учатся главным образом, наблюдая за взрослыми, и не в коем случае не инстинктивно. Например, слоненок узнает, как использовать свой хобот, наблюдая за старшими слонами, как они с ним обращаются. Требуется несколько месяцев для малыша, чтобы начать управлять своим хоботом. Поэтому в ранее время он спотыкается об свой хобот или качает головой вместе с ним.

2.4 Структура коллектива  у обезьян

 У современных обезьян  наблюдается множество разных типов общественного устройства: от деспотизма, основанного на жесткой иерархии и прямом подчинении, до более демократичных систем. Изучение коллективов современных обезьян позволяет делать выводы о том, как было устроено человеческое общество на ранних этапах эволюции, и как оно приобрело современную форму.

Иерархическая организация  типична для многих видов обезьян, вопрос только в том, какова эта иерархия. Можно сказать, что иерархически структурированные коллективы обезьян  могут быть принципиально разного типа. Во-первых, это структуры с эгалитарным доминированием. Это означает, что в коллективе есть лидер и подчиненные. Но подчиненные обладают достаточно большой свободой выбора, свободой действий в отношениях с друг с другом и даже в отношениях с лидером. Во-вторых, это - жесткая деспотическая структура, при которой строится линейная вертикаль, и каждый более высокоранговый диктует все свои требования нижестоящему. А нижестоящие лишены права голоса.

У каждого вида обезьян  своя структура коллектива. Конечно, в пределах каждого вида на популяционном уровне существуют вариации, но, в принципе, у каждого вида структура постоянна. Социальные структуры у обезьян достаточно четко определены и очерчены, правила поведения определяются в пределах этих структур видоспецифическими возможностями.

Наблюдая за современными обезьянами, мы можем строить предположения  о структуре коллективов у  наших далеких предков. Какой  была у человека на ранних этапах организация  общества – эгалитарная или деспотическая, наверное, мы не узнаем никогда. Если следовать данным, которые мы накопили из области приматологии, то, например, существуют связь между внешним половым диморфизмом по размерам тела и клыков и социальной структурой у данного вида. Мы знаем, что у видов, у которых половой диморфизм выражен очень сильно, то есть, самцы намного крупнее самок, у этих видов будут достаточно жесткие отношения в коллективах. Мы даже можем предположить, какого типа будет социальная организация. При крайней степени выраженности полового диморфизма она, скорее всего, будет принимать вид гаремных структур. Другой вопрос, что это могут быть изолированные гаремы, то есть, отдельные структуры, а могут быть гаремы, которые объединяются в более крупные объединения – кланы.

Если говорить о гомининной линии – о наших предках, – то мы знаем, что, скажем, у австралопитековых (они жили в начале четвертичного периода 2 миллиона 600 тысяч лет назад) существовал выраженный половой диморфизм. То есть самцы были значительно крупнее самок. Размер самца был в полтора раза больше. Это похоже на то, что мы наблюдаем сейчас, скажем, у горилл: самки значительно меньше, чем самцы. У горилл гаремная система организации коллектива, поэтому многие исследователи считают, что и у австралопитековых тоже была система гаремного типа. Я не могу сказать, что полностью с этим согласна. Если вы будете рассматривать зубную систему тех же самых горилл, а также орангутангов или же павианов-гамадрилов, то есть у тех видов, у которых существует выраженный вариант устойчивых гаремных структур, то вы увидите, что у самцов очень крупные клыки, а у самок они значительно меньше. Но у австралопитековых практически одинаковые по размерам клыки, то есть у них клыки уже трансформировались, скажем так, в человеческую сторону. А из этого следует, что, возможно, большие размеры тела самца были связаны не с тем, что существовала конкуренция за самку, а с необходимостью реализации каких-то внешних задач. Может быть, они охраняли группу от хищников, и должны были быть более сильными, потому что самки вряд ли участвовали в этой защите, либо возникали какие-то ситуации, в которых требовались большие размеры тела и большая сила, например, на охоте.

Информация о работе Зоосоциальное поведение животных