Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 18:38, курсовая работа
Ключевым в основе механизмов зрительного восприятия является понятие саккады. Саккады (быстрые движения глаз) совершаются постоянно помимо нашей воли, как с открытыми, так и с закрытыми глазами, как во время бодрствования, так и во время сна. Суммарное число саккад при разных условиях имеет сопоставимые значения, и саккады разного происхождения имеют много общего. На основе этих данных была сформулирована концепции об автоматии саккад [1]. Согласно этой концепции саккады обусловлены деятельностью структур мозга, способных к ритмогенезу (генерации ритмов) без внешних побудительных причин, все саккадические движения генерируются единым нервным образованием - саккадическим центром. В «чистом виде» автоматия саккад проявляется во время сна и у слепых людей, когда без видимой необходимости глаз продолжается совершать саккадические движения разной амплитуды и с разным интервалом.
I. Введение
1. Особенности зрительного восприятия.
2. Проблемы визуальной среды пригородов и малых городов.
II. Основная часть
1. Видимая среда как экологический фактор.
2. Гомогенная и агрессивная видимые среды.
3. Визуальная среда города.
4. Видеоэкологическая среда города Троицка.
III. Заключение
IV. Список литературы.
среда малого города
11 ЕМ класс
Научный руководитель: Балденков Г.Н.
к.б.н., преподаватель биологии.
Консультант: Напартович Е.Ш.
искусствовед, преподаватель МХК.
Троицк
2003 г.
План
I. Введение
1. Особенности зрительного восприятия.
2. Проблемы визуальной
среды пригородов и малых
II. Основная часть
1. Видимая среда как экологический фактор.
2. Гомогенная и агрессивная видимые среды.
3. Визуальная среда города.
4. Видеоэкологическая среда города Троицка.
III. Заключение
IV. Список литературы.
Не убывают ли люди в чувстве своей жизни,
когда прибывают постройки?…
«Котлован»
I. Введение
1. Особенности зрительного восприятия
Ключевым в основе механизмов зрительного восприятия является понятие саккады. Саккады (быстрые движения глаз) совершаются постоянно помимо нашей воли, как с открытыми, так и с закрытыми глазами, как во время бодрствования, так и во время сна. Суммарное число саккад при разных условиях имеет сопоставимые значения, и саккады разного происхождения имеют много общего. На основе этих данных была сформулирована концепции об автоматии саккад [1]. Согласно этой концепции саккады обусловлены деятельностью структур мозга, способных к ритмогенезу (генерации ритмов) без внешних побудительных причин, все саккадические движения генерируются единым нервным образованием - саккадическим центром. В «чистом виде» автоматия саккад проявляется во время сна и у слепых людей, когда без видимой необходимости глаз продолжается совершать саккадические движения разной амплитуды и с разным интервалом.
После саккады глазу непременно нужно остановиться на каком-либо элементе, иными словами, после саккады глаз должен за что-то «зацепиться». Как только это происходит, глаз успокаивается и амплитуда его саккад уменьшается до минимальных значений, число же саккад остаётся прежним: 2-3 саккады в секунду. Через 2-3 секунды глаз ещё раз «сканирует» окружающую среду несколькими саккадами и вновь останавливается на какой-либо детали (интересном контуре, остром угле, изогнутой линии, точки в пространстве и т.д.), минимизируя амплитуду саккад. Если, например, человек направляет свой взор на гомогенную (однородную) поверхность большой площади и без видимых деталей и смотрит на такую поверхность всего лишь 3 секунды, то за это время возникает 6-9 саккад большой амплитуды, и все они приходятся на голую гомогенную (т.е. однородную) плоскость, где нет никаких элементов для фиксации взгляда, глазу не за что зацепиться после очередной саккады. Ещё раз отметим, что необходимость в фиксации взгляда крайне велика, без неё происходит резкое увеличение амплитуды и количества саккад, выражающееся в быстром утомлении глаз, нарушении автоматии саккад, что очень вредно для зрения человека.
Можно с уверенностью сказать, что автоматия саккад имеет непосредственное отношение к фундаментальным процессам зрительного восприятия. Мы рассмотрим несколько важных примеров функциональной роли автоматии саккад. Автоматия саккад резко увеличивает область обхвата видимой картины, даёт возможность «обежать» взглядом видимое пространство, поэтому люди, лишившиеся подвижности глаз, являются глубокими инвалидами. Автоматия саккад является одним из механизмов компенсации дефектов в сенсорном и оптическом аппаратах глаз. При наличии дефектов в сетчатке (уплотнений, капилляров, кровяных телец, раздражений сетчатки и др.) становится большой вероятность выпадения информативных участков сетчатых изображений; саккады, генерируемые по автоматийному принципу, следующие через короткий промежуток времени (0,2-0,4 с), являются надёжным механизмом, препятствующим потере частей изображения и воспроизведению целостного образа. Саккады, действующие с различными частотой и амплитудой, создают необходимые условия для зрительной системы в оценке величины, удалённости и взаиморасположения видимых объектов, т.е. автоматия саккад воспроизводит пространственное восприятие и постоянно поддерживает его на должном уровне. Автоматия саккад также является одним из важнейших компонентов динамического процесса зрительного восприятия. Органы чувств гораздо более чувствительны к динамическим процессам, чем к статическим, и автоматия саккад практически полностью исключает статичность восприятия внешней среды, даже при полной неподвижности окружающего пространства или объекта; автоматия саккад создаёт непрерывное перемещение видимой картины для получения наибольшей информативности. Движения глаз предшествуют возникновению зрительного образа, и глаза непрерывно «скачут» от объекта к объекту - глаз настолько активен, что его трудно задержать на одной зафиксированной детали. Благодаря этому не возникает проблемы выбора нужных элементов, она решается автоматически путем существования автоматии саккад. Таким образом, автоматия саккад является физиологическим базисом выбора нужных элементов видимой картины, она создаёт гарантию того, что ни одна из окружающих видимых картин не будет пропущена. Здесь мы поверхностно упомянули лишь несколько основных функциональных особенностей автоматии саккад, хотя их существует великое множество (1,3).
2. Проблемы визуальной среды пригородов и малых городов
Экология зрения - это не только сохранение чистоты окружающей среды, влияющей на физиологию органа зрения и развитие органических патологий. Это создание условий для оптимального визуального восприятия окружающей среды, механизмов формирования зрительного изображения в центральной нервной системе, что, в конечном итоге, также влияет на соматическое и ментальное здоровье человека. Головной мозг воспринимает и распознает визуальное изображение особым образом. Изображение на сетчатке глаза является перевернутым и зеркальным, поэтому зрительные отделы коры мозга преобразуют изображение. Для большей четкости изображения и более полного распознавания значительного поля зрения глаз непрерывно сканирует изображение, совершает т.н. саккады. Для фиксирования взгляда необходимы определенные элементы визуальной картины, которые имеются в природной среде. Техногенная среда, создаваемая человеком, слишком рациональна, чтобы учитывать благоприятные детали для зрения и распознавания. Техногенная среда все расширяется, вытесняя природную среду, лишая зрение стабильности, приводя к различным расстройствам зрения, таким как нистагм, нарушению стереоскопичности, или даже вызывая психотические состояния, возникающие в результате невозможности зрительно приспособится к окружающей обстановке.
Живая природа обладает всеми необходимыми качествами для оптимального зрительного восприятия. Глаз отдыхает, рассматривая природные объекты. Жители городов стремятся на природу не только за чистым воздухом, но и отдыхать от городской техногенной агрессивной среды, в том числе, и для отдыха зрительного анализатора. Окружающая города среда - это не дикая природа, но все же среда, пока еще сохраняющая элементы естественной природы, которая просто необходима жителям городов для восстановления сил. Однако неуклонная урбанизация захватывает все окружающее города пространство, естественная среда вытесняется и исчезает. Малые города и поселки, прилегающие к крупным городам, включенные в процесс урбанизации, теряют свою привлекательность по многим экологическим факторам. Наша работа будет посвящена анализу неблагоприятного визуального воздействия окружающей среды, создаваемой самим человеком, на примере города науки Троицка, расположенного в ближнем Подмосковье.
II.Основная часть
1. Видимая среда как экологический фактор
В наши дни жители как больших, так и малых городов сталкиваются с огромным числом разных экологических проблем, которые мы даже не будем затрагивать. Но существует экологическая проблема, с которой, мы уверены, сталкивается ежедневно множество людей, и почти никто не желает воспринимать её всерьёз, не прислушиваясь даже к научным доводам. Эта проблема – проблема видеоэкологии города, проблема агрессивной визуальной среды, давлеющей над человеком. Жители городов уже на подсознательном уровне ощущают дискомфорт от окружающей их однообразной среды «каменных гробов», огромных гомогенных полей, рядов панельных многоэтажек, закрывающих собой горизонт. Всё это отрывает человека от природы, и наносит ощутимый вред его здоровью, особенно вкупе с остальными экологическими факторами городской жизни. Далее мы приведём несколько научно-обоснованных доводов, подтверждающих действительную серьёзность сложившейся ситуации. Тенденции ещё большего ухудшения визуальной среды города мы покажем на примере города Троицка и других малых городов, ранее (и еще пока) сохранявших условия комфортной визуальной среды.
Под видимой средой следует
понимать окружающую среду,
2. Гомогенная и агрессивная видимые среды.
Гомогенная среда – это
Окружающая среда, в которой человек одномоментно видит большое число одинаковых элементов, называется агрессивной визуальной средой. Рассматривая такую картину, человек после каждой саккады может видеть только всё тот же повторяющийся элемент, и такая назойливость превращается в мощный негативный фактор. Типичным примером агрессивного поля может служить поле в «горошек», в полоску и любое поле с постоянно повторяющимися видимыми элементами. Стоит спросить любого человека после нескольких минут рассматривания такой картины и он скажет: «Смотреть невозможно, рябит в глазах» или «видеть больше не могу, действует на нервы». Постоянное наблюдние таких картин вызывает негативные изменения в автоматии саккад, которая не может полноценно работать при встрече с агрессивным полем, т.к. не имеет возможности «зацепиться» саккдой за один элемент, минимизируя амплитуду саккад. Как и гомогенная среда, агрессивная среда психологически сильно подавляет человека, глаза быстро утомляются, и разглядывать окружающую среду крайне неприятно. Особенно опасны агрессивные поля огромной площади.
Примеры агрессивных полей. Попробуйте «полюбоваться» на них в течение нескольких минут.
3. Визуальная среда города.
Современная архитектура в большинстве случаев создаёт своим видом агрессивную и гомогенную видимые среды в городе, это присуще почти всем многоэтажным зданиям, где на огромной стене рассредоточено большое число окон и других элементов. Большие гладкие стеклянные и бетонные поверхности в городском пейзаже тоже не редкость. В таких условиях не может нормально функционировать ни автоматия саккад, ни бинокулярный аппарат, ни многие другие системы зрения. Современные крупные города отрывают человека от его традиций и истоков, архитектура современного города разорвала гармонию человеческого восприятия и природы, она абсолютно не удовлетворяют как физиологическим потребностям глаза в насыщении разнообразными видимыми элементами, так и эстетическим потребностям человека в красивом. Проблемы видеоэкологии крупных городов уже достаточно изучены, мы же рассмотрим данную проблему, всё сильнее заметную в небольших городах – спутниках или совсем новых, таких как наукограды. Раньше эти города существовали как оплот комфортной визуальной среды, имеющих большие площади лесных насаждений и более или менее приятную архитектуру. Сейчас происходит бездумная застройка целых районов малых городов рядами однообразных многоэтажэк, вырубка лесных массивов, разрушение привычного ландшафта. Эту негативную тенденцию мы рассмотрим ниже на примере подмосковного города Троицка.
Древняя русская пословица гласит: «Если строишь дом, не закрывай соседу вид на реку и вид на храм». С древних времён главным художественным элементом русского живописного города являлся «прозор» - вид. Не иерархия застройки, не функциональное планирование, не структура транспортных магистралей, как в современном градостроительстве, а именно система визуальных связей всех компонентов города, его отчётливая обозримость, открытость и прозрачность, благоприятные условия созерцания ландшафта – вот что определяет пространственный образ. Первостепенной проблемой зодчих был вид, открывающийся от городского собора, из окна жилища, от въезда в город откуда можно было рассмотреть городские панорамы во всей их полноте. Близ «града» располагался торг и посад; за плотно застроенным посадом тянулись слободы, окружённые садами и огородами, далее шли живописно расположенные сёла, монастыри, рощи, поля и луга, деревни, за ними постепенно начинался другой город… Всё было единым одухотворённым пространством, охватываемым системой прозоров. В одной части было больше «природы», в другой больше «неприроды»; были прозоры главные и второстепенные, архитектурные сооружения ведущие и рядовые. Художественный мир русского города, построенного на природно-пейзажной основе, был прекрасен не одним каким-то видом, памятником, даже не своей застройкой, но выразительным равновесием всех частей, форм, элементов и пространств. В историческом ландшафте существовала чёткая иерархия этих пространств, которая, с одной стороны, исключала какое-либо однообразие, с другой – поддерживала удивительное равновесие и единство, гармонию человеческого восприятия с природой. Создаётся впечатление, что древние зодчие знали и про автоматию саккад, и про бинокулярное зрение, и про сенсорные системы глаза, они сделали всё для того, чтобы окружающая визуальная среда не только полностью соответствовала физиологическим требованиям зрения, но и доставляла эстетическое удовольствие. Старая архитектура содержит в себе некую тайну, нельзя с одного лишь взгляда налюбоваться на ландшафтную панораму древнего города, колокольню, башню церкви, красивые контуры крыш и фасады жилых домов; нужно вникнуть в эту тайну, увидеть её, что, на самом деле, и является сущностью того, что мы называем восприятием прекрасного. Город нового времени, созданный на принципиально иной планиметрической основе, можно легко увидеть без пейзажа, не издали, а вблизи, с короткого расстояния, достаточно лишь взглянуть на его регулярный геометрический план, такой город не содержит в себе никакой тайны.
Информация о работе Агрессивная визуальная среда малого города