Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 10:08, контрольная работа
Из-за кризиса 90-х годов, остановившего многие химические производства в городе, вопрос об экологической опасности «северного промузла», где сконцентрировано большинство химпредприятий города, был снят. Сейчас большинство тольяттинских химпредприятий восстановили докризисные объемы производства, но экологическая обстановка в городе от этого не ухудшилась. Впрочем, Тольятти при этом не стал экологически благополучным городом, с точки зрения загрязнения атмосферы.
1.
Введение …………………………………………………………………….
3
2.
Анализ воздушного бассейна г. Тольятти ……………………...…………
4
2.1.
Общие положения …………………………………………………………..
4
2.2.
Показатели индексов загрязнения атмосферы ………………....……..…..
6
2.3.
Экологические программы и их результаты ………………………….…..
10
3.
Тольятти сегодня ……………………………………………………………
13
4.
Заключение ………………………………………………………………….
17
5.
Источники информации ……………………………………………………
19
Масса выбросов от стационарных источников промышленных предприятий города составляет примерно 40 тысяч тонн в год, а масса выбросов от автотранспорта, по оценкам соответствующих служб, составляет 120-150 тыс. т. (в городе около 250 тыс. единиц автотранспортных средств, в том числе в личном пользовании жителей около 200 тыс. шт., плюс транзитный транспорт). Таким образом, в атмосферу города ежегодно поступает порядка 150-180 тыс. т. вредных веществ, опасных для здоровья жителей и окружающей природной среды.
Как часто, выйдя утром из родного подъезда и сделав изрядный глоток городского воздуха, жители Тольятти по привычке начинают ворчать: «Опять эти выбросы…». При этом многие даже не подозревают о том, каковы истинные причины загрязненности воздуха…
Летом неблагоприятная экологическая ситуация в городе только усугубляется. Районы Тольятти, особенно Центральный и Комсомольский, расположены так, что загрязненный воздух практически не рассеивается. И вместе с летней жарой и безветрием на город опускается огромная шапка смога. Особенно хорошо это заметно, если въезжать в Тольятти по Самарской трассе: Комсомольский район, почти целиком расположенный в низине, словно плавает в бело-желтом облаке. Стоит только нырнуть в эти удушающие, отвратительно пахнущие клубы, как тут же начинает першить горло, слезиться глаза и болеть голова. Впрочем, ничего удивительного, ведь сизая дымка — это «суп» из пыли, сажи, канцерогенов и более 200 других различных химических веществ, среди которых: углеводороды, оксиды азота, оксиды углерода, а также тяжелые металлы, формальдегиды и такие специфические для городов Самарской области вещества, как фенол, аммиак и серная кислота.
Когда столбик термометра переваливает за 30 градусов, ситуация осложняется дополнительными факторами. Даже если содержание химических веществ в атмосфере не превышает допустимую норму, под влиянием солнечной радиации химические вещества вступают между собой в реакции.
— Оксид азота, соединяясь с углеводородами,
образует фотохимические окислители,
в том числе озон, перекись водорода
и диоксид азота, — рассказывает
начальник лаборатории
Большинство из нас уверены: жизнь горожанам отравляют крупные промышленные предприятия и, следовательно, изменить ситуацию простые смертные не в силах. И мало кто догадывается, что главная причина появления городского смога кроется в другом. Результаты последних исследований экологов поражают.
— От 40 до 60% загрязнения городской атмосферы происходит из-за выхлопов автомобилей, — утверждает заведующий кафедрой «Механика и инженерная защита окружающей среды» Тольяттинского государственного университета Андрей Васильев. — Оставшаяся доля выбросов, загрязняющих атмосферу, по отраслям промышленности выглядит так:
Данные регулярного
В целом в Тольятти, начиная с 2000 года, общий валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу от 10 основных промышленных предприятий уменьшился с 45,2 тысячи тонн до 30 тысяч тонн. И в то же время индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), рассчитанный на основании данных по пяти основным загрязняющим примесям, уже несколько лет держится на планке 8,5 — 9 единиц. Такую «стабильность» ученые объясняют прежде всего ростом автомобильных выхлопов. На сегодняшний день по тольяттинским улицам колесят порядка 240 тысяч автомобилей, и их количество ежегодно увеличивается на 10%. Немаловажно и то, что машинам с каждым днем становится все теснее на улицах мегаполиса, автомобильные пробки давно стали для нас обыденностью. Между тем пробки и заторы чреваты не только измотанными нервами водителей и потерей времени, но и удвоенным, а то и утроенным объемом выхлопов от автомобилей, работающих на холостом ходу или в постоянном режиме разгона и торможения.
Решением этой части экологической проблемы может стать переход на более жесткие европейские стандарты выхлопных газов при выпуске новых автомобилей. Так, с 1 января 2008 года все новые автомобили, эксплуатирующиеся на российских дорогах, обязаны соответствовать нормам выхлопов «Евро 3». Это общероссийское требование. А вот заставить рассосаться автомобильные пробки и в целом улучшить экологию в Тольятти — под силу лишь местным властям при поддержке губернии. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. На сегодня администрацией города определены первоочередные меры по восстановлению и развитию городской дорожно-транспортной сети, выделены средства на проведение ряда проектных работ в этой сфере. Принято решение о создании в мэрии специального департамента по дорогам. («Площадь СВОБОДЫ» № 81 от 6 мая 2008 г.) В марте этого года Самарское региональное отделение Международного социально-экологического союза направило мэру города Анатолию Пушкову предложение по разработке комплексной целевой программы экологии города. А в начале этого года в Тольятти было создано отделение областной экологической инспекции СоЭС, задачей которого является контроль за соблюдением природоохранного законодательства и формирование активной жизненной позиции горожан.
Рассмотрим, как осуществляется оперативный контроль и управление выбросами. Как отмечалось выше, выбросы от автотранспортных средств практически не контролируются за исключением крупных автотранспортных предприятий, на которых ежедневно проверяется службой самого предприятия качество выхлопных газов перед выходом транспорта на линию. Но такого транспорта едва ли наберётся 10% от его общего количества в городе. Периодичность контроля автомобилей, находящихся в личном пользовании граждан, на содержание окиси углерода (СО) в выхлопных газах при прохождении техосмотра составляет от одного года до 3-х лет в зависимости от возраста машины. То есть оперативный контроль выбросов автотранспорта отсутствует. К тому же в городе не работает система регулирования движения транспорта в периоды неблагоприятных метеорологических условий, когда в приземном слое атмосферы накапливается максимальное количество вредных примесей.
Специалисты уверены: ситуацию с загрязнением
атмосферы в Тольятти решить можно.
Главное - захотеть. По данным министерства
природных ресурсов и охраны окружающей
среды Самарской области на сегодняшний
день Тольятти, пропустив вперед Сызрань
и Самару, занимает третье место
среди городов губернии по экологической
загрязненности. Тем временем города,
традиционно считавшиеся
В 2010 году была разработана новая ведомственная экологическая программа городского округа Тольятти. Целью Программы являлось обеспечение благоприятной окружающей среды на территории городского округа Тольятти. В 2010 году была запланирована разработка технико-экономического обоснования (ТЭО) развития системы наблюдения за загрязнением окружающей среды. Мероприятие предусматривает проведение исследовательских работ по оптимизации сети наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, так как существующая сеть и перечень определяемых загрязняющих веществ сформированы более 30 лет назад, и в настоящее время не позволяют определить реальное состояние окружающей среды на территории городского округа Тольятти.
В 2009 году был проведен анализ организации природоохранной деятельности на 272 муниципальных предприятиях и организация. В результате выявлено, что у ряда предприятий отсутствует документация в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, нет специалистов, прошедших обучение по обращению с опасными отходами, не осуществляются платежи за негативное воздействие на окружающую среду. В 2010 г. управлением планируется проведение организационных мероприятий (совещания, семинары) с предстателями муниципальных предприятий и организаций по вопросу устранения выявленных нарушений.
В перспективе управлением
4. Заключение.
В целом, экологическая ситуация в городе, как и во многих других промышленных центрах, весьма напряжённая. Основным источником загрязнения является автомобильный транспорт.
Негативный эффект от наличия крупных
химических производств существенно
ниже, чем в других городах благодаря
современным технологиям
На 2013–2015 годы в Тольятти разработали план действий для экологов. Мэрия Тольятти утвердила ведомственную целевую экологическую программу на ближайшие три года. Согласно ей экологическое состояние города решено реанимировать за 20 конкретных шагов.
В их числе ликвидация 210 тыс. куб. м несанкционированных свалок, исследование воздействия городского шума на жилую зону, разработка базы данных для хранения специализированной информации и составление экологического атласа Тольятти. Комплекс мероприятий, необходимых для изменения текущего положения дел, чиновники оценили в 18 млн рублей. Из них 8,8 млн рублей уйдет только на предоставление специализированной информации о состоянии природных ресурсов, 3,7 млн рублей – на экологический аудит. Кроме того, за 1,5 млн рублей вблизи от оживленных автомагистралей установят датчики, устанавливающие содержание вредных веществ в воздухе. Более 1 млн рублей потратят на исследования воздействия промышленного и городского шума на жилую зону.
Совокупная стоимость
К сожалению, как бы ни старалось правительство решать вопросы экологического характера, этого недостаточно. Особенно печально наблюдать, какой пример подают своим детям нынешнее молодое поколение, когда, идя за руку с ребёнком, «мамаша» (иначе назвать тяжело) бросает мусор в ста метрах от урны… Когда, выбираясь за город, оставляют за собой такие горы мусора… А убирать будет кто?! Да, риторический вопрос. Но стоит каждому задуматься над этим. Каждому. И, возможно, наши дети, внуки ещё смогут дышать поистине чистым, свежим воздухом, ходить босиком по зелёной густой траве, не задумываясь, что можно пораниться, купаться в реках без опасения прихватить с собой «подарок».
Спасибо тем, кто заботясь о себе, заботится об окружающем мире.
В работе была использована информация с сайтов:
1. http://tlt.ru
2. http://www.8482.ru
3. http://www.volga-info.ru
4. http://ecologytogliatti.narod.
5. http://protown.ru (/russia/obl/articles/4140.
6. http://www.pogoda-sv.ru
7. http://tolyatti.news-city.info
8. http://www.regnum.ru
9. http://ponedelnik.info/
10. autoclub-24.ru
11. http://www.gks.ru
и другие.