Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 04:18, курсовая работа
Изучение общих теоретических аспектов безопасности жизнедеятельности, а также методов анализа безопасности жизнедеятельности населения. Загрязнение окружающей среды. Анализ и оценка состояние загрязнения окружающей среды на примере Минской области, оценка состояния загрязнения и сравнительный анализ безопасности жизнедеятельности населения региона. Проблемы охраны окружающей среды и пути их решения.
Введение……………………………………………………………………….
1 Теоретические аспекты безопасности жизнедеятельности……………... 4-6
1.1 Сущность безопасности жизнедеятельности…………………………... 6
1.2 Окружающая среда: основные виды загрязнения и их экологическое воздействие на человека...7
1.3 Методы анализа безопасности жизнедеятельности……………………. 11
2 Комплексная диагностика и характеристика окружающей среды Минской области……………………………………………………………... 12
2.1 Оценка состояния загрязнения окружающей среды Минской области и сравнительный анализ с другими областями Республики Беларусь…… 14
2.2 Сравнительный анализ безопасности жизнедеятельности населения Минской области c другими областями Республики Беларусь ………….. 21
3 Существующие проблемы охраны окружающей среды и пути их решения……………………………………………………………………….. 23
Заключение…………………………………………………………………… 32
Список использованных источников……………………………………….. 34
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 29 страница, 20 источников.
БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ЗАГРЯЗНЕНИЯ.
Объектом исследования является безопасность жизнедеятельности населения.
Предметом исследования является влияние окружающей среды на безопасность жизнедеятельности населения.
Цель курсовой работы – проанализировать безопасность жизнедеятельности и выявить основные проблемы охраны окружающей среды.
При выполнении работы использованы методы исследования: систематизации и логического обобщения, сравнительного анализа, прогнозирования, сопоставительный, правовой.
Автор работы подтверждает,
что приведенный в ней
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… 1 Теоретические аспекты безопасности жизнедеятельности……………... |
4 6 |
1.1 Сущность безопасности жизнедеятельности…………………………... |
6 |
1.2 Окружающая среда: основные
виды загрязнения и их экологическое воздействие
на человека…………………………………………………….. |
7 |
1.3 Методы анализа безопасности жизнедеятельности……………………. |
11 |
2 Комплексная диагностика и
характеристика окружающей среды Минской
области…………………………………………………………… |
14 |
2.1 Оценка состояния загрязнения окружающей среды Минской области и сравнительный анализ с другими областями Республики Беларусь…… |
14 |
2.2 Сравнительный анализ безопасности жизнедеятельности населения Минской области c другими областями Республики Беларусь ………….. |
21 |
3 Существующие проблемы охраны
окружающей среды и пути их решения…………………………………………………………… |
23 |
Заключение…………………………………………………… |
32 |
Список использованных источников……………………………………….. |
34 |
ВВЕДЕНИЕ
Безопасность это то чувство, которое необходимо испытывать человеку для полноценной жизни. Под безопасностью понимается такое состояние объектов защиты, при котором воздействие на них потоков вещества, энергии и информации (в дальнейшем будем говорить о негативном воздействии или опасностях) не превышает максимально допустимых значений. [5, стр. 15]
В качестве объекта защиты можно рассматривать не только самого человека, но и любой компонент окружающей среды (объект): общество, государство, предприятие (организация, учреждение), природа, мир, космос и т.д. Все опасности тогда реальны, когда действуют на конкретный объект. Естественно, что в порядке приоритета к объектам защиты на первое место относят человека, а затем уже общество, государство, природную среду, техносферу и т.д.
На источники опасностей устанавливают критерии экологичности, которые определяют предельные выбросы (сбросы) и предельно допустимые излучения энергии.
Обратимся непосредственно к среде обитания. Это окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство. Действуя в этой системе, человек решает следующие задачи:
- обеспечить свое существование (потребности в пище, воде, воздухе, жилье, одежде);
- создать и использовать защиту от негативного воздействия со стороны среды обитания любого происхождения;
- создать и использовать защиту от воздействия со стороны себе подобных. [9, стр. 74]
Для решения этих задач
человек преобразует среду
Биосфера – область существования жизни на Земле, включающая в себя литосферу (верхнюю часть земли), гидросферу и тропосферу (нижние слои атмосферы). В результате преобразующей деятельности человека биосфера разрушается и создаются новые типы среды обитания: техносфера, регион, производственная среда, бытовая среда и др. [14, стр. 39]
Состояние среды обитания и человека может быть комфортным, допустимым, опасным и чрезвычайно опасным.
Комфортным считается такое состояние, при котором воздействующие факторы создают оптимальные (наилучшие) условия жизнедеятельности, проявление наивысшей работоспособности, гарантирующей сохранение здоровья человека и целостности сферы обитания.
Допустимым считается такое состояние, при котором воздействующие факторы не оказывают негативного влияния на здоровье человека, но могут привести к дискомфорту, снижая эффективность деятельности человека.
Опасным считается такое состояние, при котором воздействующие факторы оказывают негативное влияние на здоровье человека, вызывая при длительном воздействии заболевания, или приводят к деградации природной среды.
Чрезвычайно опасным считается такое состояние, при котором воздействующие факторы могут нанести травму или привести к летальному исходу за короткий период времени воздействия, вызвать разрушения в природной среде.
Актуальность данной работы
бесспорна. Ведь на протяжении многих
лет людей волнует и в будущем
будет волновать окружающая из среда.
Безопасное существование возможно
только в комфортной и чистой среде
обитания. Чистый воздух, вода, суха –
это залог здоровья, а главное
продолжительности жизни
В свете вышесказанного, в процессе написания данной работы автор преследует следующие задачи:
При выполнении работы использованы методы исследования: систематизации и логического обобщения, сравнительного анализа, прогнозирования, сопоставительный, правовой.
Данная работа написана с использованием научной литературы, учебного материала, печатных журналов и информации, расположенной в сети Интернет.
Безопасность
Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и иных негативных воздействий до допустимых значений. Это и определяет совокупность знаний, входящих в науку о безопасности жизнедеятельности, а также место БЖД в общей области знаний — экологии техносферы.
Безопасность жизнедеятельности (далее – БЖД) — наука о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека со средой обитания. Является составной частью системы государственных, социальных и оборонных мероприятий, проводимых в целях защиты населения и хозяйства страны от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, средств поражения противника. [5, стр. 36]
Целью БЖД также является
снижение риска возникновения
Безопасность
По сути, институт гражданской обороны начинает действовать после объявления военного положения, т.е. в военное время. В мирное время всеми вопросами защиты граждан занимается Министерство по чрезвычайным ситуациям, которое принимает на себя функции предупреждать и ликвидировать чрезвычайные последствия и стихийные бедствия. Данное Министерство и подведомственные ему структурные подразделения нацелены на предотвращение гибели и травмирование граждан в чрезвычайных ситуациях, а также разрабатывают, согласовывают и принимают нормативно-правовые акты, где закреплены принципы и способы защиты населения. [14, стр. 24]
Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.
В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остаётся зависимым от окружающей его среды. Именно за счёт неё он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах, в отдыхе и т.п.
Можно выделить три основные задачи БЖД:
Вообще опасность — это явление, процессы или объекты, которые способны в определенных условиях наносить вред здоровью человека непосредственно или косвенно.
Опасность это не только те факторы, на которые смог воздействовать в определенное время человек – пожар, взрыв газа, производственная авария, крушение корабля т.д.; но и те факторы, которые не зависят от воли человека – бури, ураганы, потопы, засуха, выбросы вулкана, смерчи и т.д.
Однако обратимся к той опасности, в которой человек принимает непосредственное участие, и сам же от этого страдает – загрязнение окружающей среды.
Чтобы обеспечить свое существование, человечество должно иметь пищу, воду, кров, одежду и т.д. Все это с неизбежностью предполагает образование различного рода отходов, которые поступают в окружающую среду. Во избежание ненужного, а порой и непоправимого ущерба, наносимого природной среде, такое воздействие на среду должно тщательно планироваться. При этом следует сочетать удовлетворение потребностей человека за счет природы с активной защитой природной среды от последствий человеческой деятельности. Как правило, эти цели не исключают друг друга, хотя в некоторых случаях приходится принимать компромиссные решения.
По сути, любая деятельность человека оказывает воздействие на суммарные ресурсы Земли. Казалось бы, в результате такой деятельности ресурсы Земли должны иссякнуть. Однако не следует забывать, что Земля постоянно получает приток новой энергии, источником которой является Солнце.
Таким образом, деятельность человека причиняет ущерб окружающей среде независимо от его добрых намерений и задача состоит в том, чтобы сделать последствия этой деятельности наименее пагубными.
Глобальная изменчивость или глобальные изменения в последние годы превратились в основную проблему исследований в области окружающей среды, главным образом, благодаря тому огромному влиянию, которое она по всей вероятности будет оказывать на мировое сообщество. [3, стр. 12]
Для изучения окружающей среды целесообразно выделить следующие ее основные составляющие: воздушную среду; водную среду; животный мир; растительный мир; почву; недра; климатическую и акустическую среду. Загрязнение данных составляющих и являют собой виды загрязнение, т.е. загрязнение воздуха, воды, недр и т.д.
Степень опасности вредных
веществ у показателей, и в
первую очередь от предельно допустимой
концентрации (ПДК) вредного вещества,
под которой понимают концентрацию,
не вызывающую каких либо болезненных
изменений в организме