Человек и окружающая среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:50, реферат

Описание работы

Любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и оциальное благополучие человека. Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

Содержание работы

ВСТУПЛЕНИЕ__________________________________________3
Ландшафт как фактор здоровья_____________________________3
Проблемы адаптации человека к окружающей среде ___________4
Погода и самочувствие человека____________________________6
Химические загрязнения среды и здоровье человека____________8
Человек в экстремальных условиях_________________________10
Список литературы_______________________________________13

Файлы: 1 файл

реферат по экологии.docx

— 48.37 Кб (Скачать файл)

полезной  человеку. Эскимосская пища для нас была бы несъедобной, поскольку

она должна содержать большое количество чистого  жира. Обычный ужин, например,

происходит  следующим образом: эскимос отрезает длинную полоску сырого

подкожного  сала, заталкивает к себе в рот  столько, сколько войдет, возле

самых губ  отхватывает порцию  ножом, а остальное  вежливо передает сидящему

рядом. И  в других случаях в Арктике, кроме  мяса, не подается ничего, а

единственной  зеленью у эскимосов является заквашенное содержимое оленьих

желудков, представляющее собой переваренные лишайники.

Как показывает опыт  полярных экспедиций прошлых  и нынешних лет, далеко не

все из них  смогли выдержать суровые условия  полярного Севера  (или

Антарктиды) и приспособиться к ним.

Многие погибли  из-за неправильно подобранного питания  и снаряжения.

Морозы, разразившиеся  в одну из зим в Западной Европе,

привели к  катастрофическим последствиям и сопровождались  человеческими

жертвами. В  те же дни в Верхоянске (полюс  холода)  при температуре –57С

школьники 8-9 лет ходили на занятия в школу, а табуны чистопородных  домашних

лошадей, сопровождаемые пастухами, паслись   как обычно.

Невесомость — это относительно новый вид  экстремальных условий, возникший  в

результате освоения человеком космических пространств. Перед первым полетом

человека  в космос некоторые ученые утверждали, что он не сможет работать  в

состоянии невесомости и, более того, полагали, что психика нормального

человека     не выдержит встречи с невесомостью. Полет первого космонавта

опроверг  эти прогнозы. Проявление невесомости  начинает проявляться с

нарушения деятельности вестибулярного аппарата, внутреннего  уха, зрения,

кожной и  мышечной чувствительности. Человек  испытывает ощущение, будто он

совершает полет  головой вниз. Как выраженность, так и продолжительность этих

симптом индивидуальна. По мере увеличения срока пребывания в невесомости они

ослабевают  но, как правило, вновь возникают  в первые часы и дни после

возвращения на Землю в условиях земной силы тяжести. В невесомости  нет

гидростатического давления крови, а поэтому начинается действие реакций,

вызванных невесомостью самой крови. Происходит перераспределение крови : из

нижней части  она устремляется в верхнюю. Это приводит к сдвигам в обмене

веществ сердечной  мышцы и постепенному ее ослаблению. Кроме того, появляются

симптомы, связанные  с отсутствием нагрузки на костно-мышечную систему.

Развивается атрофия мышц, ответственных за организацию  позы  в     условиях

действия  силы земного тяготения. В связи  с потерей солей кальция и  фосфора

изменяется  прочность скелета, особенно в продолжительных  полетах. И тем не

менее  в  условиях невесомости человек может  приспособиться к отсутствию

гравитации  и гидростатическому давлению крови.

Человек –  существо социальное. Поэтому, кроме  природных экстремальных

ситуаций, могут  возникать и критические ситуации, связанные с жизнью человека

в обществе. В течение сравнительно короткого  отрезка своей истории

человечество  прошло через периоды рабства, крепостного  права, мировых войн.

Условия жизни  – скученность, страх, недоедание, болезни  –  являются причиной

серьезных, порой непереносимых страданий  для многих людей. В таких условиях

возникают острые физические, психические и социальные стрессы создающие

угрозу для  жизни. здоровья и благополучия людей.

Воздействие стресса сказывается на основных физиологических реакциях

центральной нервной системы, а также на деятельности  желез внутренней

секреции. Биологически активные вещества, вырабатываемые эндокринными

железами (гормоны), совместно с нервными импульсами оказывают влияние

практически на каждую клетку организма.

Однако и  в стрессовых условиях у человека развиваются адаптивные явления.

Человек всегда обладал способностью адаптироваться к естественной и

искусственной среде. Это процесс, в  результате которого человек  постепенно

приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определенным факторам

окружающей  среды и таким образом получает   возможность жить в условиях,

ранее не совместимых с жизнью. Полная адаптация человека в экстремальных

ситуациях сохраняет возможность интеллектуальной деятельности,

соответствующее ситуации поведение и продолжение  рода. Однако нужно помнить,

что продолжительные, интенсивные, многократно повторяющиеся  нагрузки вызывают

реакции, приводящие в конечном счете к подрыву физического здоровья.

Адаптация человека – это процесс, в результате которого организм постепенно

приобретает отсутствовавшую ранее       устойчивость к определенным факторам

окружающей  среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее

не совместимых с жизнью, и решать задачи, ранее неразрешимые.

Транспортные  происшествия являются катастрофической эпидемией нашего времени.

В течении 10 лет во всем мире при дорожных происшествиях погибли 22 млн.

человек. Конечно, не всегда дорожно-транспортное происшествие можно отнести к

экстремальным условиям. Но бывают случаи, когда во время    ДТП люди

действительно попадают в экстремальную        ситуацию. Например,  22 июля

1970 года в  Дели паводковой волной с шоссе  в ближайший овраг было смыто  25

автобусов, 5 такси и один военный автомобиль.  Лишились жизни большое

количество  людей, Причиной смерти  было не только     само  ДТП,  но и

паника,  возникшая    среди   людей.

Как правило, наибольшие по количеству жертв – железнодорожные и морские

катастрофы, связанные с крупными пассажирскими  перевозками.

2 марта 1944 года в тоннеле неподалеку  от Салерно в Италии остановился  поезд

с солдатами, едущими в отпуск: в дыму задохнулись 526 человек. Когда 22

октября 1949 года вблизи городка Новы Двор в Польше сошел с рельсов скорый

поезд Гданьск  – Варшава, это стоило жизни двум сотням человек. Самой крупной

железнодорожной катастрофой  была авария экспресса  на мосту восточнее

Хайдарабада а Индии 28 сентября 1954 года: поезд рухнул в реку, погибли 1172

человека. На утонувшем пароме «Ускудар» в Стамбуле нашли свою смерть 238

человек. И  другие факты.

В отличие  от природных катастроф, транспортные происшествия – явление в

первую очередь  социальное. С развитием новых современных видов транспорта

возникают и  новые проблемы.

В последнее  время мы стали свидетелями разительного паления осторожности и

повышенной  рискованности людей. Это явление  общего порядка в системе человек

- машина. Мы  привыкли к эффективности техники   и мало принимаем во внимание

возможность ее отказа. Кое-кто просто забывает, чем грозит подобная

беспечность и кому за нее придется расплачиваться.

То же касается опасных производств, на которых  работают с высоко токсичными

микроорганизмами, с радиоактивными веществами, и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

1)Б.Т.Величковский и др.      Здоровье людей и окружающая среда (учебное

пособие).

 

2) “Берегите  себя от      болезней”.- Марьясис В.В., Москва,

1992г.

 

3)“Ты и  Я”. Изд.: Молодая      гвардия.  Отв.редактор Капцова

Л.В., Москва,1989г.

                                                                                                                                                                                                                                           


Информация о работе Человек и окружающая среда