Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 17:50, реферат
Любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и оциальное благополучие человека. Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.
ВСТУПЛЕНИЕ__________________________________________3
Ландшафт как фактор здоровья_____________________________3
Проблемы адаптации человека к окружающей среде ___________4
Погода и самочувствие человека____________________________6
Химические загрязнения среды и здоровье человека____________8
Человек в экстремальных условиях_________________________10
Список литературы_______________________________________13
полезной человеку. Эскимосская пища для нас была бы несъедобной, поскольку
она должна содержать большое количество чистого жира. Обычный ужин, например,
происходит следующим образом: эскимос отрезает длинную полоску сырого
подкожного сала, заталкивает к себе в рот столько, сколько войдет, возле
самых губ отхватывает порцию ножом, а остальное вежливо передает сидящему
рядом. И в других случаях в Арктике, кроме мяса, не подается ничего, а
единственной зеленью у эскимосов является заквашенное содержимое оленьих
желудков, представляющее собой переваренные лишайники.
Как показывает опыт полярных экспедиций прошлых и нынешних лет, далеко не
все из них смогли выдержать суровые условия полярного Севера (или
Антарктиды) и приспособиться к ним.
Многие погибли из-за неправильно подобранного питания и снаряжения.
Морозы, разразившиеся в одну из зим в Западной Европе,
привели к катастрофическим последствиям и сопровождались человеческими
жертвами. В те же дни в Верхоянске (полюс холода) при температуре –57С
школьники 8-9 лет ходили на занятия в школу, а табуны чистопородных домашних
лошадей, сопровождаемые пастухами, паслись как обычно.
Невесомость — это относительно новый вид экстремальных условий, возникший в
результате освоения человеком космических пространств. Перед первым полетом
человека в космос некоторые ученые утверждали, что он не сможет работать в
состоянии невесомости и, более того, полагали, что психика нормального
человека не выдержит встречи с невесомостью. Полет первого космонавта
опроверг эти прогнозы. Проявление невесомости начинает проявляться с
нарушения деятельности вестибулярного аппарата, внутреннего уха, зрения,
кожной и мышечной чувствительности. Человек испытывает ощущение, будто он
совершает полет головой вниз. Как выраженность, так и продолжительность этих
симптом индивидуальна. По мере увеличения срока пребывания в невесомости они
ослабевают но, как правило, вновь возникают в первые часы и дни после
возвращения на Землю в условиях земной силы тяжести. В невесомости нет
гидростатического давления крови, а поэтому начинается действие реакций,
вызванных невесомостью самой крови. Происходит перераспределение крови : из
нижней части она устремляется в верхнюю. Это приводит к сдвигам в обмене
веществ сердечной мышцы и постепенному ее ослаблению. Кроме того, появляются
симптомы, связанные с отсутствием нагрузки на костно-мышечную систему.
Развивается атрофия мышц, ответственных за организацию позы в условиях
действия силы земного тяготения. В связи с потерей солей кальция и фосфора
изменяется прочность скелета, особенно в продолжительных полетах. И тем не
менее в условиях невесомости человек может приспособиться к отсутствию
гравитации и гидростатическому давлению крови.
Человек – существо социальное. Поэтому, кроме природных экстремальных
ситуаций, могут
возникать и критические
в обществе. В течение сравнительно короткого отрезка своей истории
человечество прошло через периоды рабства, крепостного права, мировых войн.
Условия жизни – скученность, страх, недоедание, болезни – являются причиной
серьезных, порой непереносимых страданий для многих людей. В таких условиях
возникают острые физические, психические и социальные стрессы создающие
угрозу для жизни. здоровья и благополучия людей.
Воздействие стресса сказывается на основных физиологических реакциях
центральной нервной системы, а также на деятельности желез внутренней
секреции. Биологически активные вещества, вырабатываемые эндокринными
железами (гормоны), совместно с нервными импульсами оказывают влияние
практически на каждую клетку организма.
Однако и в стрессовых условиях у человека развиваются адаптивные явления.
Человек всегда обладал способностью адаптироваться к естественной и
искусственной среде. Это процесс, в результате которого человек постепенно
приобретает
отсутствовавшую ранее
окружающей
среды и таким образом
ранее не совместимых с жизнью. Полная адаптация человека в экстремальных
ситуациях сохраняет возможность интеллектуальной деятельности,
соответствующее ситуации поведение и продолжение рода. Однако нужно помнить,
что продолжительные, интенсивные, многократно повторяющиеся нагрузки вызывают
реакции, приводящие в конечном счете к подрыву физического здоровья.
Адаптация человека – это процесс, в результате которого организм постепенно
приобретает отсутствовавшую ранее устойчивость к определенным факторам
окружающей среды и таким образом получает возможность жить в условиях, ранее
не совместимых с жизнью, и решать задачи, ранее неразрешимые.
Транспортные происшествия являются катастрофической эпидемией нашего времени.
В течении 10 лет во всем мире при дорожных происшествиях погибли 22 млн.
человек. Конечно, не всегда дорожно-транспортное происшествие можно отнести к
экстремальным условиям. Но бывают случаи, когда во время ДТП люди
действительно попадают в экстремальную ситуацию. Например, 22 июля
1970 года в
Дели паводковой волной с
автобусов, 5 такси и один военный автомобиль. Лишились жизни большое
количество людей, Причиной смерти было не только само ДТП, но и
паника, возникшая среди людей.
Как правило, наибольшие по количеству жертв – железнодорожные и морские
катастрофы, связанные с крупными пассажирскими перевозками.
2 марта 1944
года в тоннеле неподалеку
от Салерно в Италии
с солдатами, едущими в отпуск: в дыму задохнулись 526 человек. Когда 22
октября 1949 года вблизи городка Новы Двор в Польше сошел с рельсов скорый
поезд Гданьск – Варшава, это стоило жизни двум сотням человек. Самой крупной
железнодорожной катастрофой была авария экспресса на мосту восточнее
Хайдарабада а Индии 28 сентября 1954 года: поезд рухнул в реку, погибли 1172
человека. На утонувшем пароме «Ускудар» в Стамбуле нашли свою смерть 238
человек. И другие факты.
В отличие от природных катастроф, транспортные происшествия – явление в
первую очередь социальное. С развитием новых современных видов транспорта
возникают и новые проблемы.
В последнее время мы стали свидетелями разительного паления осторожности и
повышенной рискованности людей. Это явление общего порядка в системе человек
- машина. Мы
привыкли к эффективности
возможность ее отказа. Кое-кто просто забывает, чем грозит подобная
беспечность и кому за нее придется расплачиваться.
То же касается опасных производств, на которых работают с высоко токсичными
микроорганизмами, с радиоактивными веществами, и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1)Б.Т.Величковский и др. Здоровье людей и окружающая среда (учебное
пособие).
2) “Берегите себя от болезней”.- Марьясис В.В., Москва,
1992г.
3)“Ты и Я”. Изд.: Молодая гвардия. Отв.редактор Капцова
Л.В., Москва,1989г.