Человек, общество, природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Еще несколько десятилетий назад реальная взаимосвязь между ними чаше всего носила весьма односторонний характер. Человечество только брало у природы, активно эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны. В лучшем случае эта взаимосвязь была поэтичной: человек наслаждался красотой природы, призывал к уважению и любви к ней. В целом же дальше эмоциональных призывов человечество не шло. Понимание того, что значит природа для существования и развития общества, сформировано не было.

Содержание работы

Введение Стр. 3
Человек, общество, природа.
1.1. Моральные нормы и нравственное поведение человека Стр. 5
1.2. Экологическое воспитание человека в обществе Стр. 6
1.3. Общество и природа Стр. 9
Заключение Стр. 10
Список использованной литературы Стр. 11

Файлы: 1 файл

Моя к.р. Экология 1курс 2семестр 2вопрос.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)


 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Стр. 3

Человек, общество, природа.

 

    1.1. Моральные нормы  и нравственное поведение человека

Стр. 5

    1.2. Экологическое воспитание человека в обществе

Стр. 6

    1.3. Общество и природа

Стр. 9

Заключение

Стр. 10

Список использованной литературы

Стр. 11


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Еще несколько десятилетий назад реальная взаимосвязь между ними чаше всего носила весьма односторонний характер. Человечество только брало у природы, активно эксплуатировало ее запасы, беспечно считая, что природные богатства безграничны и вечны. В лучшем случае эта взаимосвязь была поэтичной: человек наслаждался красотой природы, призывал к уважению и любви к ней. В целом же дальше эмоциональных призывов человечество не шло. Понимание того, что значит природа для существования и развития общества, сформировано не было. Сегодня проблема взаимоотношений общества и природы из чисто теоретической переросла в остро злободневную, от решения которой зависит будущее человечества.

     В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий.

     Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий:

      во-первых, это комплексное воздействие на формирование отношения человека к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов;

      во-вторых, собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у человека эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе как ее части.

     Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, но и активным фактором нравственного формирования его действенно - гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому нравственно-экологическое понятие стимулирует формирование направленности человека на природоохранительную активность их экологической культуры. При этом подчеркивается значение эстетических потребностей, оценок, отношений к природе в развитии экологической ответственности человека.   1

         Природа раскрыта не только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и художественного познания, а так же как материя, предмет и орудие его жизнедеятельности. Без развитой способности нравственного восприятия невозможно целостное представление и сущностное познание природного объекта, явления как эстетического, характерного, совершенного в своем роде. Без этого невозможна его правильная оценка, решение определенных познавательных, трудовых, творческих задач стоящих перед человеком.

            Вся природа, начиная от мельчайших ее частиц и до величайших тел, начиная от песчинок и кончая солнцами, находится в вечном возникновении и исчезновении, в непрерывном течении, в неустанном движении и изменении. Это особая сфера материального бытия с ее особыми законами, существенно отличающихся от законов развития общества, но обуславливающими последние. Вторжение в нее требует особых знаний.

     В природе ничего не совершается обособленно, каждое явление действует на другое наоборот и в забвении факта этого всестороннего движения и взаимодействия и кроется в большинстве случаев то, что мешает видеть даже самые простые вещи.

     Несмотря на всю сложность природной сферы, недостаточный уровень естествознания наукой был выработан ряд основополагающих явлений взаимодействия общества и природы, являющихся стратегическими для разработки научно методологической основы экологического права.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ПРИРОДА

 

    1. Нравственность – это исторически сложившаяся система неписаных законов,

основная ценностная форма общественного  сознания, в которой находят отражение  общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков.

Мораль – форма общественного сознания, в которой находят свое отражение взгляды и

представления, нормы и оценки поведения  отдельных индивидов, социальных групп  и общества в целом.

     Принимая  то или иное жизненно важное  решение, человек, если он нравственно воспитан, должен исходить не из соображений внешнего порядка, а исключительно из веления долга. Нравственный человек наделен чуткой совестью – удивительной способностью самоконтроля. Человек не имеет морального права жить «добру и злу внимая равнодушно». Свое отношение к тем или иным действиям он не только осознает в этических понятиях, но и выражает в чувствах удовлетворения, восхищения или негодования. Человек может нести ответственность за дурной или хороший поступок сообразно своему знанию его объективной нравственной ценности. Основным проявлением нравственной жизни человека является чувство ответственности перед обществом и самим собой и вытекающее из него осознание вины и покаяния. Нравственность предполагает относительную свободу воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятие решения и ответственности за содеянное.

      Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: ”Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства.… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут человека справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями”.3

     С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И. Мы видим: “Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами “.

В. И. Даль толковал слово мораль как “нравственное ученье, правила для воли, совести человека”.

         1.2. Экологическое воспитание - это единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.

     Теоретическая база нравственно-экологического воспитания основывается на решении трех задач в их единстве: обучения, воспитания и развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.                  

      Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

    1. образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

    2. воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

    3. развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности). 4

      Формирование ответственного отношения к окружающей среде строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

    Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе. Вопросы взаимодействия человека и природы невозможно анализировать без раскрытия таких понятий, как «географическая среда», «окружающая среда», «биосфера» и «ноосфера», а также их соотношения.

     Географическая  среда — растительный и животный  мир, вода, почва, атмосфера Земли — есть та часть природы, которая вовлечена в сферу жизни общества, прежде всего в производственный процесс. Она оказывает существенное влияние на самые различные стороны жизни общества и, прежде всего на развитие материального производства. Многообразие природы издавна стало естественной основой разделения труда человека (охота, рыбная ловля, земледелие, скотоводство, добыча полезных ископаемых и т.д.). От особенностей природной среды зависят конкретные направления человеческой деятельности, в частности развитие тех или иных отраслей производства в различных странах и на континентах.

     Влияние конкретной  географической среды на историческое  развитие того или иного народа  неоспоримо и в то же время  весьма различно. При наличии  благоприятных природных условий для производства одной единицы сельскохозяйственных продуктов требуется затратить 6—7 часов (Болгария, Турция). В то же время при неблагоприятных климатических условиях на это уходит уже 20 или 30 часов. Такое различие было особенно чувствительным на ранних ступенях развития общества, когда преобразование предметов природы составляло весьма незначительный процент по сравнению с их непосредственным использованием в готовом виде. И, понятно, что недостаточные или неблагоприятные природные условия на определенных территориях Земли существенно тормозили общественное развитие.

      В самых общих чертах эти положения можно свести к следующим:

    1. Невозможность человеческого бытия без обеспечения оптимальных природных условий. Человек живёт природой, природа есть его тело, с которым он должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. “ Мы и сейчас ещё не поняли и не хотим понять, - горестно восклицает современный русский писатель В.Астафьев, - что животные, птицы, рыбы, растения без нас проживут, а вот нам без них не прожить ни дня единого”.5    

    2. Неизбежность воздействия человеческой деятельности на окружающую природу. Животное только пользуется внешней природой и производит в ней изменения просто в силу своего присутствия, человек же вносимыми им изменениями заставляет её служить своим целям, господствует над ней. Как правило, господство это не сообразуется с законами природы и является экологически опасным для уязвимых систем природных объектов”. Человечество продолжает вести себя как самоубийца, и больше не имеет смысла аргументировать что-либо самоубийце, готовому выпрыгнуть из окна”, 6 - говорит Д.Медоуз, американский футуролог.

     В последнее время опасность господства человечества над природой настолько возросла, что природа может не выдержать индустриального прессинга более трети века. Поэтому производственно-хозяйственная деятельность общества должна не только сопровождаться охранительными мероприятиями, но и должна быть создана единая программа природоохранительных действий, обязательная к исполнению всем народом страны.

     3. Историческая обусловленность взаимодействия общества и природы. Природа и история - это два составных элемента той среды, в которой мы живём и проявляем себя. В силу этого общество всегда имеет перед собой определённые исторические потребности и определённые исторические возможности их осуществления. Так, в последнее время десятилетия возросла потребность общества в природном сырье (древесные воды, полезные ископаемые) и вместе с тем она натолкнулась на возможности, которые выражаются в ограниченных объёмах запасов природных богатств. Например, при нынешних темпах потребления разведаны запасы каменного угля будут израсходованы через 1-1,5 века, нефти и природного газа - через 3 века и т.д.

     4. Экономическая обусловленность взаимодействия общества и природы, поскольку природоиспользование осуществляется в форме труда. В общественном труде неизбежно действуют экономические объективные законы, которые перекликаются с законами природы, вызывая конгломерат экономико-экологических отношений, требующий особого подхода.

     5. Природа представляет единую систему, а производственные операции замкнуты в рамках ведомств и предприятий. Ведомственное разделение труда, необходимое в производственной сфере, неизбежно наносит вред единой и целостной природе, если не вести плановой, согласованной работы в сфере природоиспользования были включены в систему единого народнохозяйственного планирования.

  

 

 

 

 

 

 

 

     1.3. Прежде чем рассматривать сложную проблему взаимосвязи общества и природы, тенденций в их взаимоотношениях, следует определить основные понятия. Среди массы различных подходов и определений природы одно из наиболее устоявшихся — понимание природы (в широком смысле слова) как всего окружающего нас мира во всем бесконечном многообразии его проявлений. Природа представляет собой объективную реальность, которая существует вне и независимо от сознания человека. В узком же смысле слова, а именно в соотношении с понятием «общество», под «природой» понимают весь материальный мир, за исключением общества, как совокупность естественных условий его существования. Общество же, как форма совместной жизнедеятельности людей является обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связано.

      Однако было бы неправильным недооценивать природную составляющую. Человек — все-таки хоть и разумное, но все же животное. Биологическая и социальная составляющие тесно взаимодействуют, диалектически сочетаются как в человеке, так и в обществе.

Необходимость выживания человека как биологического вида и его полноценного развития лишь в обществе обусловила появление специфического вида социальной общности — человеческой семьи. Семья выполняет как биологические, так и различные социальные функции (хозяйственные, воспитательные и др.). Ее важнейшей биологической функцией является продолжение человеческого рода, воспроизводство самого человека. И в этом отношении семья как ячейка человеческого общества наиболее тесно связана с природой. Роль семьи как главного фактора воспроизводства населения всегда остается стабильной. Эта функция тесно связана с демографическим фактором, проблемой народонаселения.

Информация о работе Человек, общество, природа