Чрезвычайные ситуации, характерные для Республики Беларусь. ЧС техногенного характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 10:41, реферат

Описание работы

Современный человек на протяжении своей жизни находится в различных средах: социальной, производственной, местной (городской, сельской), бытовой, природной и др. Человек и среда его обитания образуют систему, состоящую из множества взаимодействующих элементов, имеющую упорядоченность в определенных границах и обладающую специфическими свойствами. Такое взаимодействие определяется множеством факторов и оказывает влияние как на самого человека, так и на соответствующую среду его обитания. Это влияние может быть, с одной стороны, положительным, с другой – одновременно и отрицательным (негативным).
Серьезными факторами дестабилизации среды жизни человека становятся технические аварии и природные катастрофы. Многие ученые, специалисты указывают на усиление связи между ними и на приобретение многими из них глобально-экологического характера.

Содержание работы

Введение 3
1. Чрезвычайные ситуации, характерные для Республики Беларусь. 4
2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. 5
2.1. Аварии с выбросом СДЯВ. 6
2.2. Пожары и взрывы. 12
2.3. Транспортные аварии и катастрофы 14
2.4. Гидродинамические аварии 15
2.5. Внезапное обрушение зданий, сооружений 16
2.6. Аварии в коммунально-энергетических системах 17
2.7. Аварии на очистных сооружениях 17
3. Основные мероприятия по предупреждению техногенных чрезвычайных ситуаций 19
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

ЧС.docx

— 41.28 Кб (Скачать файл)

Перед плотиной (вверх по водотоку) накапливается вода и образуется искусственное или естественное водохранилище.

Плотины могут быть искусственными (плотины ГЭС, дамбы, перемычки, запруды) и естественными (создаются в результате действий природных сил: оползней, лавин, землетрясений).

Кратковременные естественные плотины возникают в результате перекрытия реки рыхлым грунтом, снегом или льдом. Классическим примером гидродинамической  аварии является прорыв плотины.

Прорыв плотины - начальная  фаза гидродинамической аварии, то есть процесса образования прорана  и неуправляемого потока воды водохранилища  из верхнего бьефа (часть реки выше плотины), устремляющегося через  проран в нижний бьеф (часть реки ниже плотины).

Проран - узкий проток в  теле (насыпи) плотины, возникший в  результате размыва.

Волна прорыва - волна, образующаяся во фронте устремляющегося в проран потока воды, имеющая, как правило, значительную высоту гребня (от 2 до 12 метров) и скорость движения (от 3 до 25 км/ч для равнинной  местности).

Основным следствием прорыва  плотины при гидродинамической  аварии является затопление местности.

В зависимости от масштабов  и последствий затопления местности  различают:

- катастрофические затопления;

- прорывной паводок;

- затопление, повлекшее смыв  плодородных почв или отложение  наносов на обширных территориях.

Время, в течение которого затопленные территории могут находиться под водой, колеблется от 4 часов  до нескольких суток.

    1. Внезапное обрушение зданий, сооружений

Обрушение (разрушение) зданий, сооружений и инженерных сетей в  мирное время обуславливается следующими причинами:

- воздействием природных  факторов, приводящих к старению  и коррозии материалов конструкций  и снижению их физико-механических  характеристик: воздушной среды,  атмосферной влаги, грунтовых  вод, засоленных и просадочных  грунтов, отрицательной температуры  воздуха, блуждающих токов в  грунте, биологических факторов, вызывающих  гниение древесины, и др.;

- стихийными бедствиями, вызывающим разрушение: ураганами,  бурями, ливнями, затоплениями и др.;

- проектно-производственными  дефектами сооружений и технических  систем: ошибками при изысканиях  и проектировании, низким качеством  выполнения строительных работ  или строительных материалов  и конструкций;

- воздействием технологических  процессов на материалы и конструкции:  дополнительных нагрузок, высоких  температур, вибрации, окислителей,  парогазовых и жидких агрессивных  сред, минеральных масел и эмульсий;

- нарушением правил эксплуатации  сооружений, технических систем  и возникающими в результате  этого пожарами, взрывами паров  бензина, химических веществ,  газа, самовозгораниями муки на  мельничных комбинатах, пыли на  зерновых элеваторах и др.

    1. Аварии в  коммунально-энергетических системах

Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения в основном происходят в городах и крупных  поселках, где наблюдается большое  скопление людей, промышленных предприятий. Помимо материального ущерба такие  аварии наносят серьезный моральный  ущерб и имеют негативные последствия  среди населения. Различают четыре группы аварий: 

  1. на электроэнергетических системах;
  2. на канализационных системах;
  3. в системах водоснабжения;
  4. на тепловых сетях. 

Аварии на электроэнергетических  системах могут привести к долговременным перерывам электроснабжения потребителей, обширных территорий, нарушению графиков движения общественного электротранспорта, поражению людей электрическим  током.

Аварии на канализационных  системах способствуют массовому выбросу  загрязняющих веществ и ухудшению  санитарно-эпидемиологической обстановки.

Аварии в системах водоснабжения  нарушают обеспечение населения  водой или делают воду непригодной  для питья.

Аварии на тепловых сетях  в зимнее время года приводят к  невозможности проживания населения  в не отапливаемых помещениях и его  вынужденной эвакуации.

    1. Аварии на очистных сооружениях

Очистные сооружения представляют собой специализированное оборудование для очистки сточных вод, которое может быть локального типа, то есть устанавливаться на небольших частных объектах, так и промышленного. Промышленный комплекс очистных сооружений – это и есть та линия, проходя через которую загрязнённые стоки (пищевые, химические, сельскохозяйственные) очищаются от вредных примесей, способных неблагоприятно повлиять на водоёмы, куда их сбрасывают, и на экологическую обстановку в целом.

Несомненно, аварии на очистных сооружениях промышленного типа являются наиболее опасными и могут повлечь за собой самые негативные последствия, ведь продуктом производственного процесса нередко становятся агрессивные стоки, содержащие примеси тяжёлых металлов и других токсичных веществ.

Происходить аварии на очистных сооружениях могут по нескольким причинам:

  1. Отключение электричества. Во избежание подобной ситуации необходимо позаботиться об аварийном отключении оборудования или об альтернативных источниках питания.
  2. Износ оборудования. Своевременное обслуживание, выявление неисправностей, реконструкция оборудования, замена вышедших из строя частей или целых установок – меры для предупреждения такого рода аварий.
  3. Человеческий фактор. Требуется качественное обучение персонала и подбор ответственных сотрудников, а также обеспечение мер безопасности для предотвращения терактов.
  4. Ненормативная работа очистных сооружений. Количество загрязнённых стоков не должно превышать производительности оборудования, необходимо предусмотреть уничтожение каждого вида загрязнений из промышленных стоков.

 

  1. Основные  мероприятия по предупреждению техногенных  чрезвычайных ситуаций

Для предупреждения ЧС техногенного характера проводится комплекс мероприятий  организационного, технического, правового  характера, направленных на недопущение  аварий и катастроф, прежде всего  на потенциально опасных объектах и  на транспорте. В 1973 году Международной  организацией труда принята Конвенция  по предотвращению промышленных катастроф. Этой Конвенцией руководствуется и  Республика Беларусь.

Основные мероприятия  по предупреждению аварий и катастроф  на потенциально опасных объектах хозяйствования:

- размещение потенциально  опасных объектов на безопасном  удалении от жилой застройки  и других объектов;

- разработка, производство  и применение надежных потенциально  опасных промышленных установок;

- внедрение автоматических  и автоматизированных систем  контроля безопасности производства;

- повышение надежности  самих систем контроля;

- своевременная замена  устаревшего оборудования;

- своевременная профилактика  и техническое обслуживании техники  и оборудования;

- соблюдение обслуживающим  персоналом правил эксплуатации  оборудования;

- совершенствование противопожарной  защиты и контроль системы  пожарной безопасности;

- снижение опасных веществ  на объектах до необходимого  количества;

- соблюдение правил безопасности  при транспортировке опасных  веществ;

- использование результатов  прогнозирования чрезвычайных ситуаций  для совершенствования систем  безопасности.

Для предупреждения пожаров  проводят профилактические организационные, технические, режимные и эксплуатационные мероприятия.

К организационным относятся: правильная эксплуатация машин и  транспорта, правильное содержание зданий, территорий, своевременный инструктаж людей по пожарной безопасности, организация добровольных пожарных дружин, издание приказов по обеспечению пожарной безопасности.

К техническим мероприятиям относятся: соблюдение норм и правил при проектировании зданий, сооружений, устройстве электропроводки, отопления, вентиляции, освещения, правильное размещение оборудования.

К режимным мероприятиям относятся: запрет курения в неустановленных  местах, запрет производства огневых  и сварочных работ в пожароопасных  местах.

К эксплуатационным мероприятиям относятся: своевременная подготовка ремонта и испытания оборудования, профилактические осмотры.

Для предупреждения аварий и катастроф на транспорте проводят комплекс мероприятий организационного, технического и социального характера. Основными мероприятиями являются:

- контроль технического  состояния транспортных средств,  их своевременный профилактический  ремонт и техническое обслуживание;

- выбор времени наиболее  безопасного использования транспорта;

- выбор наиболее безопасных  маршрутов движения транспорта;

- соблюдение водителями  правил дорожного движения;

- выбор транспортных средств  для перевозки наиболее опасных  грузов;

- контроль состояния здоровья  водителей и лиц, ответственных  за безопасность дорожного движения;

- поддержание удовлетворительного  состояния автомобильных и железнодорожных  дорог;

- учет водителями автотранспорта  состояния дорог в различные  времена года и состояния погоды;

- соблюдение правил безопасности  пассажирами различных видов  транспорта.

 

Список использованных источников

  1. «Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность» - В.М. Салтарович, А.В. Долидович, В.В. Захарченко – Минск, 2007.
  2. «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций». Учебное пособие. - Шахов В.Г. - ИУиП, Минск, 2002.
  3. «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них». Учебное пособие. – Макашев В.А., Петров С.В. М.: «ЭНАС», 2008. – 191 с.
  4. wikipedia.org.

Информация о работе Чрезвычайные ситуации, характерные для Республики Беларусь. ЧС техногенного характера