Что такое биогеоценоз. Сущность ПДК и её разновидности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2014 в 08:51, контрольная работа

Описание работы

Все сообщества растений, животных, микроорганизмов, грибов находятся в теснейшей связи друг с другом, создавая неразрывную систему взаимодействующих организмов и их популяций — биоценоз, который также называют сообществом. Можно выделить сообщества любого размера и уровня. Например, в сообществе степей — сообщество луговых степей, а в нем — сообщества растений, позвоночных и беспозвоночных животных, микроорганизмов.
Среда и сообщества обмениваются веществами и энергией: из среды живые организмы поглощают вещества и энергию и возвращают их обратно в окружающую среду.

Файлы: 1 файл

Экология.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время в нашей стране достигнуты определенные успехи в разработке и внедрении элементов экологически безопасной технологии в ряде отраслей черной и цветной металлургии, теплоэнергетики, машиностроения,  химической промышленности. Однако полный перевод промышленного и сельскохозяйственного производства на безотходную и безводную технологии и создание полностью экологизированных производств сопряжены с весьма сложными проблемами различного характера — организационными, научно-техническими, финансовыми и другими, и поэтому современное производство еще долгое время будет потреблять для своих нужд огромное количество воды, иметь отходы и вредные выбросы.

                Биотехнология в охране окружающей среды

         В последние годы в экологической науке все больший  интерес проявляется к биотехнологическим процессам, основанным на создании необходимых для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Применительно к охране окружающей человека природной среды биотехнологию можно рассматривать как разработку и создание биологических объектов, микробных культур, сообществ, их метаболитов и препаратов путем включения их в естественные круговрроты веществ, элементов, энергии и  информации (В. П. Журавлев и др., 1995). Биотехнология нашла широкое применение в охране природной среды, в частности при решении следующих  прикладных вопросов:

— утилизации твердой фазы сточных вод и твердых бытовых отходов с помощью анаэробного сбраживания;

— биологической очистки природных и сточных вод от органических и неорганических соединений;

— микробного восстановления загрязненных почв, получения микроорганизмов, способных нейтрализовать тяжелые металлы в осадках сточных вод;

— компостирования (биологического окисления) отходов растительности (опада листьев, соломы и др.);

— создания биологически активного сорбирующего материала для очистки загрязненного воздуха.

 

        4.Сущность экологической экспертизы проекта.

 

Правовой механизм управления природопользованием и охраной окружающей среды включает в себя и такую важную форму предупредительного экологического контроля, как экспертизу. Различают государственную, общественную и иные виды экологических экспертиз.

Под государственной экологической экспертизой понимают предварительную проверку представленных материалов специальной комиссией, назначаемой Ростехнадзором при Министерстве природных ресурсов РФ. Задача экспертной комиссии — оценить соответствие намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности. Объектами государственной экологической экспертизы являются любые проектные и пред проектные документы, новая техника и технология, продукция, сырье и материалы, вещества, а также проекты стандартов и нормативов.

Федеральным законом «Об экологической экспертизе» (1995) установлены следующие принципы государственной экологической экспертизы: обязательность ее проведения, научная  обоснованность выводов, независимость и вневедомственность — широкая гласность, привлечение общественности, а главное, презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Государственная экологическая экспертиза, как правило, предшествует принятию хозяйственного решения. Это позволяет еще на стадии планирования и проектирования выявить допущенные ошибки, оценить их последствия и дать рекомендации по их устранению. Финансирование работ по всем проектам и программам открывается только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Кроме государственной существуют и другие виды экспертиз — общественная, научная и др., которые проводятся обычно на добровольной основе и носят рекомендательный или информационный характер.

Правовой основой экологической экспертизы служит Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995), а также постановления, указы и другие природоохранные акты. Нормативной базой являются стандарты, нормы, правила и т. д., обобщенные в специальных справочниках для экспертов.

Об эффективности государственной экологической экспертизы свидетельствует тот факт, что только в 1997 г. из 55 тыс. рассмотренных материалов отклонено и отправлено на доработку около 15 тыс. (Государственный доклад..., 1997).

Экологическая экспертиза становится одной из важных функций государственной экологической политики. Сейчас уже невозможно представить превентивное правовое регулирование хозяйственной деятельности без экологической экспертизы, нацеленной на снижение экологического риска при принятии решений. Еще более глубоким и объемным вариантом проведения экологической экспертизы в последние годы служит оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).

ОВОС проводят при разработке всех вариантов предпроектной и проектной документации. Процедура ОВОС предшествует проведению государственной экологической экспертизы и выполняется для предварительной оценки прямого или косвенного воздействия, которое может оказать хозяйственная или иная деятельность на окружающую среду. Организует и обеспечивает ОВОС заказчик проекта, привлекая для этих целей компетентные организации и специалистов. В полном объеме ОВОС проводится для крупных экологически опасных объектов (АЭС мощностью более 300 мегаватт, нефтеочистительные заводы, тепловые электростанции и др.).

Перед началом проектирования и проведения ОВОС заказчик готовит «Уведомление о намерениях». Итогом ОВОС служит официальное «Заявление о воздействиях на окружающую среду». Результаты ОВОС являются составной частью раздела «Охрана окружающей среды» в проектной документации.

ЗАДАЧА: РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ ВЫБРОСОВ В АТМОСФЕРУ.

 

Согласно принципу «облака», объем выбросов по каждому компоненту установлен для всего региона, не зависимо от количества предприятий, являющихся источником этого загрязняющего вещества . «Потолок» - допустимый объем загрязнения для данной территории, и предприятия совместно находят способ его обеспечения.

Рассмотрим конкретную ситуацию. В регионе принят «потолок» выброса данного вещества, равный 80 тыс.т в год. (Вариант№6). Здесь работают 3  предприятия, которые загрязняют этим поллютантом атмосферу. Сумма выбросов составляет 80 тыс.т в год. Характеристика выбросов и стоимость снижения их (путем утилизации или совершенствования технологии)

 

                               Характеристика выбросов.

 

No п/п предприятий

источников выбросов

Существующий объем

выбросов, тыс.т /год

Удельные издержки по

устранению выбросов,

руб за 1 т

1

30

5

2

40

10

3

30

20


 

                                                Решение:

Рассмотрим 4 возможных варианта снижения выбросов до нормы:

          1.Установим единый «потолок» для каждого предприятия, равный 26,6 тыс.т. Тогда для 1- го и 3 - го предприятий необходимость устранять выбросы  составят 3,4 тыс. т., у 2 - го составит 13,4 тыс. т.

      Допустимый выброс : 80 тыс.т/год. Стоимость их устранения составит:

 

          3 400 х 5+ 13 400 х 10+3 400 х 20  = 219 000 руб/т.

 

           2.Снизим выбросы на одинаковую долю, еѐ надо подобрать экспериментально в каждом конкретном варианте. В данном случае при излишке в 20 тыс.т у трех предприятий это составит 1/4 существующих выбросов (от 80 тыс.т). Издержки по устранению выбросов:

 

      1/4 х (30 000х5 + 40 000х10+ 30 000х20) = 287 000 руб/т.

        3.Снизим выбросы на одинаковую величину — на 6,7 тыс.т на каждом предприятии:

 

                   6 700 х 5+ 6 700 х 10+ 6 700 х 20 = 234 000 руб/т.

 

4. Рассмотрим возможность сокращения выбросов путем минимизации совокупных затрат, ограничивая издержки.

Дешевле всего устранить выбросы на первом предприятии, так как удельные издержки составляют 5 руб за 1 т. И для удовлетворения «потолка» выбросов по условию задачи в 80 тыс. т. достаточно уловить на нём 20 тыс. т.

 

                                      20 000 х 5 = 100 000 руб/т.

 

Таким образом, последний вариант устранения выбросов экономически более целесообразный и дешевый.

 

 


Информация о работе Что такое биогеоценоз. Сущность ПДК и её разновидности