Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:02, реферат
С учетом постоянного роста городского населения все большую значимость приобретает проблема загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах и промышленных центрах. Мониторинг состояния атмосферного воздуха проводится в 14 городах республики. Для оценки качества воздуха применяются установленные Минздравом предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ и международные стандарты, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения.
1. Характеристика состояния природной среды Беларуси 3
2. Экономические основы природопользования 6
3. Анализ затрат на охрану окружающей среды ОАО «МЗОО» 9
4. Расчет экологического налога и пути его снижения 10
ЛИТЕРАТУРА 13
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И
Кафедра охраны труда
РЕФЕРАТ
На тему:
«Финансовая деятельность предприятия в области охраны окружающей среды»
МИНСК, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
С учетом постоянного роста городского населения все большую значимость приобретает проблема загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах и промышленных центрах. Мониторинг состояния атмосферного воздуха проводится в 14 городах республики. Для оценки качества воздуха применяются установленные Минздравом предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ и международные стандарты, рекомендованные Всемирной организацией здравоохранения. Для каждого города рассчитывается комплексный индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), который учитывает классы опасности, стандарты качества и средние уровни загрязнения воздуха.
Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха на территории нашей республики являются автотранспорт, промышленные предприятия и объекты энергетики.
Основное количество выбросов в атмосферу от стационарных источников приходится на долю 6 министерств (ведомств): концерна «Белэнерго», концерна «Белнефтехим», Министерства архитектуры и строительства, Министерства сельского хозяйства и продовольствия и концерна «Беллесбумпром».
Распределение выбросов на территории Беларуси неравномерно. Наибольшее количество загрязняющих веществ выброшено в атмосферу на территории Минской области.
Загрязнение почв в республике
происходит в основном в результате
сельскохозяйственного и
Содержание загрязняющих веществ в почвах городов изменяется в широких пределах: от значений, близких к фоновым, в районах новостроек до концентраций, в десятки раз превышающих фоновые, в зонах влияния промышленных предприятий и старообжитых районах городов. Чаще всего выше допустимого почвы городов загрязнены свинцом, цинком, кадмием, медью. Уровень загрязнения почв в городах сложился под совокупным влиянием выбросов промышленных предприятий, ТЭЦ, автотранспорта и накопления в почвах твердых отходов.
Количество промышленных отходов весьма значительно. Их номенклатура составляет около 800 наименований. Объем образования токсичных отходов 1-4 классов опасности составил в 2001 г. на предприятиях республики порядка 1,5 млн. т. Неутилизированные опасные отходы удалялись на полигоны промышленных и бытовых отходов либо накапливались на территории предприятия.
Ежегодное образование твердых бытовых отходов (ТБО) на территории Беларуси составляет около 2,0 млн. т. Основная их масса удаляется на полигоны ТБО, около 4% перерабатывается на Минском мусороперерабатывающем заводе ГМП «Экорес». Всего на территории республики зарегистрировано 160 полигонов ТБО и 80 накопителей промышленных отходов. На полигонах ТБО захороняются промышленно-бытовой мусор от предприятий и организаций, коммунальные отходы, нередко – отходы производства.
В республике существует сеть непрерывного мониторинга состояния природных вод. Наблюдением охвачено большинство промышленных городов республики. Пробы воды отбираются 7.12 раз в год в зависимости от категории водного объекта. Качество вод определяется в зависимости от класса загрязненности воды.
Как показали многолетние наблюдения, в республике естественный гидрохимический фон природных вод к настоящему времени превратился в природно-техногенный. Это означает, что содержание в водах макрокомпонентов, прежде всего сульфатов, хлоридов, натрия, калия, настолько превышает фоновые концентрации, что выходит за все существующие пределы природных колебаний.
Наиболее распространенными
и неблагоприятными веществами, загрязняющими
поверхностные водоемы
Основным источником
поступления загрязняющих веществ
в поверхностные водоемы
Качество подземных вод республики, большинства водоносных горизонтов и комплексов соответствует требованиям ГОСТ. Однако, на участках размещения водозаборных скважин в селитебной зоне населенных пунктов и городов, в районе очистных сооружений, свалок, отвалов промышленных предприятий выявлено загрязнение подземных вод. Ухудшение их качества выражается в увеличении общей минерализации, содержания соединений азота, хлоридов, тяжелых металлов.
Ухудшение качества природных
вод в республике связано, в первую
очередь, со сбросами в них неочищенных
или недоочищенных промышленно-
Основными путями улучшения качества и восстановления водных ресурсов республики является предотвращение или значительное уменьшение поступления в естественные водоемы сточных вод, совершенствование систем и методов их очистки, упорядочение землепользования, создание водоохранных зон, борьба с эрозией и т.д.
Производство, развиваясь, использует практически все виды существующих природных ресурсов, и сам процесс производства в конечном счете становится процессом непрерывного взаимодействия общества и природы. Этот процесс должен и может быть упорядочен за счет введения жесткого экономического механизма природопользования, который базируется на следующих основных мерах:
Все природопользователи
в соответствии с действующим
законодательством в республике
должны осуществлять оплату за природные
ресурсы, которые они использовали
для хозяйственной
Среди платежей за природные ресурсы выделяют плату:
Плата за право пользования природными ресурсами предназначена для собственника этих ресурсов, будь то государство или частный владелец. Оплата производится по нормативам, устанавливаемым Советом Министров РБ и территориальными органами управления (плата за землю, воду, заготовку древесины, дикорастущих ягод, грибов, лекарственных трав, вылов рыбы, добычу рудных и нерудных ископаемых и т.д.).
Эффективным инструментом экономического управления природопользованием являются экологические («зеленые») налоги, которые призваны решать по крайней мере две задачи:
Экологические налоги вносятся предприятиями и организациями всех форм собственности за выбросы вредных веществ в атмосферу, сбросы сточных вод в естественные водоемы, размещение отходов производства как в установленных местах, так и на собственной территории.
Субъектам хозяйственной деятельности могут предоставляться налоговые льготы в том случае, если они производят природоохранное оборудование, материалы, оказывают услуги в области решения экологических проблем предприятий. С другой стороны, при налогообложении предприятий, производящих экологически опасную продукцию, озоноразрушающие вещества, пестициды, энергоемкую технику и т.п., могут применять повышенные ставки экологических налогов.
При переходе к рыночной
экономике появляются другие формы
экономического регулирования
В результате производственной деятельности на ОАО «МЗОО» образуются промышленные отходы 4-х классов опасности и неопасные отходы. Всего на предприятии за 2007 год образовалось 42011,05 тонн отходов, из них имеющих класс опасности – 6574,4 тонн (см. таблицу 1).
Основными промышленными отходами на предприятии являются отходы литейных цехов – отходы формовочных и стержневых смесей, шлак ваграночный, шлам очистки ваграночных газов, промышленно-бытовой мусор и др. отходы.
Таблица 1
Плата за выбросы, сбросы, размещение отходов загрязняющих веществ в окружающую среду, млн. руб.
Утвержденные лимиты на вещество |
Плата | ||
Нормативы |
Платежи | ||
2005 |
2007 | ||
Выбросов в атмосферу |
11091,7 |
2513,5 | |
Сбросов в водоемы (канализация) |
- |
1137,2 | |
Размещение отходов |
4903 |
315,7 | |
Всего за год |
15994,7 |
3966,4 |
Исходя из данных таблицы
можно сделать вывод, что по сравнению
с 2005 годом в 2007 году значительно
сократились выбросы в
Расчет платы по налогу производился на основании данных приложения 8б, Постановления СМ РБ от 25.01.99 г. №113 «О ставках налога за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду», письма Государственного налогового комитета РБ 02/12 от 28.01.98 г. «Об исчислении экологического налога по передвижным источникам», временного классификатора токсичных промышленных отходов, утвержденного Минздравом СССР и ГК по науке и технике 13.05.87.
В зависимости о класса опасности выбрасываемого в окружающую среду вещества устанавливается и ставка налога за выбросы. Сам экологический налог ( ) рассчитывается по формуле 1:
;
где - объем выброса вещества, т/год;
- ставка налога за выбросы, руб./т.
Расчеты по налогу за выбросы в атмосферу от стационарных и передвижных источников приведены в таблице 2.
За 2005 год «МЗОО» было разрешено вывезти на полигоны твердых отходов без класса опасности – 10073,6 т, 4-го класса опасности – 573,8 т. Плата за твердые отходы составила 315667,8 тыс. руб.
А за 2007 год было разрешено вывезти на полигоны твердых отходов без класса опасности 19917 т, 4 класса опасности – 621 т, 3-го класса опасности – 68 т. Плата составила 4903 млн. руб.
Таблица 2
Платы за выбросы вредных веществ от стационарных источников
Наименование вещества |
Класс опас-ности |
Выброс вещества, т/год |
Ставка налога за выбросы, т. руб./т |
Сумма налога за выбросы, т. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Азота диоксид |
2 |
165.1630 |
9740 |
1608688 |
Аммиак |
4 |
0.0361 |
1600 |
58 |
Ангидрид сернистый |
3 |
151.1100 |
3220 |
486574 |
Алюминия оксид |
4 |
0.0244 |
1600 |
39 |
Водород хлористый |
2 |
0.4140 |
9740 |
4032 |
Железа оксид |
2 |
0.1361 |
9740 |
1326 |
Кислота серная |
3 |
0.0004 |
9740 |
4 |
Ксилол |
2 |
198.1244 |
3220 |
637961 |
Мазутная зола |
3 |
0.0253 |
9740 |
247 |
Марганец и его соединения |
2 |
0.0159 |
9740 |
155 |
Масло минеральное |
- |
0.7539 |
8060 |
6076 |
Меди оксид |
2 |
0.0157 |
9740 |
153 |
Окрасочный аэрозоль |
3 |
0.0162 |
3220 |
52 |
Пыль древесная |
- |
1.0421 |
8060 |
8400 |
Пыль неорганическая |
3 |
534,1028 |
3220 |
1719811 |
Спирт Н-бутиловый |
3 |
0.0910 |
3220 |
293 |
Свинец |
1 |
0.0008 |
325360 |
262 |
Толуол |
3 |
40.9599 |
3220 |
131891 |
Углеводороды предельные |
4 |
271.2781 |
1600 |
434045 |
Углерода оксид |
4 |
3692.0694 |
1600 |
5907311 |
Фенол |
2 |
4.6875 |
9740 |
45656 |
Формальдегид |
2 |
4.2841 |
9740 |
41727 |
Бензол |
2 |
5,7938 |
8060 |
55754 |
Всего |
5070.5132 |
11091699 |
Информация о работе Финансовая деятельность предприятия в области охраны окружающей среды