Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2015 в 14:59, контрольная работа
Термин «экология» в наше время стал широко известным и общеупотребляемым. В начале ХХ века его знали только ученые-биологи, а в 60-х годах ХХ века, когда развернулся кризис взаимоотношений людей со средой обитания, возникло экологическое движение, приобретающее всё большее развитие.
Введение
1 Общая характеристика факторов среды, воздействующих на организм человека…………………………………………………………………….…5
2 Пути проникновения химических загрязнений в организм человека.........8
Заключение
Библиографический список
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно-технологической политики и образования
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Красноярский государственный аграрный университет»
ИПБиВМ
Кафедра физиологии и зоогигиены животных
Контрольная работа
По дисциплине «физиология и экология человека»
шифр зачетной книжки 14з222
Выполнил студент института
ПБиВМ, 1 курса
З-11 группы
Специальность 36.03.02 – Зоотехния Мясов Н.В.
Проверил
к.б.н., доцент.
Красноярск, 2015
Содержание
Введение
Заключение
Библиографический список
Введение
Термин «экология» в наше время стал широко известным и общеупотребляемым. В начале ХХ века его знали только ученые-биологи, а в 60-х годах ХХ века, когда развернулся кризис взаимоотношений людей со средой обитания, возникло экологическое движение, приобретающее всё большее развитие.
Значение экологии в современных условиях неизмеримо возросло. Экология стала для всего человечества не только наукой, а и способом мышления, поведения, реальностью действий, основой гуманизма, духовности и понимания единства человека с природой. Она привлекает к себе внимание ученых, политиков, предпринимателей и широкой общественности. Сложившаяся в мире экологическая ситуация вызывает обоснованную тревогу и опасения всех людей планеты. Произошло переосмысление экологических ценностей в совокупной системе общественных ценностей. Экологические ценности, включающие природные ресурсы (чистый воздух, незагрязненную, богатую живыми обитателями водную среду, плодородную почву, обширные лесные пространства, многообразный животный мир) тесно переплетаются с хозяйственной жизнью, экономическими, биологическими, эстетическими и другими потребностями человечества. Сохранение природных богатств становится сложнейшей задачей.
Возникает понимание роли экологических знаний и экологического образования в поддержании равновесия биосферы, которое нарушается под воздействием непродуманной деятельности людей, ведущей к общепланетарному экологическому кризису. Экологическое воспитание и образование в комплексе должны быть направлены на формирование мировоззрения человека, живущего в единстве с природой. Они должны способствовать выработке активной жизненной позиции, воспитанию экологической грамотности и гражданской ответственности за состояние природы, получению знаний, умений и навыков рационального управления природопользованием, оценке эффективности проведения природоохранных мероприятий с позиций природы, общества и хозяйственных объектов.
1 Общая характеристика факторов среды, воздействующих на организм человека.
Среда — это совокупность факторов и элементов, воздействующих на организм в месте его обитания.
Любое живое существо живет в сложном, постоянно меняющемся мире, постоянно приспосабливаясь к нему и регулируя свою жизнедеятельность в соответствии с его изменениями. Живые организмы существуют как открытые, подвижные системы, устойчивые при притоке к ним энергии и информации из окружающей среды. На нашей планете живые организмы освоили четыре основные среды обитания, каждая из которых отличается совокупностью специфических факторов и элементов, воздействующих на организм.
Жизнь возникла и распространилась в
водной среде. Впоследствии, с появлением
фотосинтеза, а следовательно, и свободного
кислорода, сначала в воде, а затем и в
атмосфере, живые организмы «вышли» на
сушу, овладели воздушной средой, заселили
почву. С появлением биосферы как части оболочки
Земли, населенной живыми организмами,
она стала еще одной средой с определенным
сочетанием специфических биотических
факторов, воздействующих на организм.
Природная среда представляет человеку
условия обитания и ресурсы для жизнедеятельности.
Развитие хозяйственной деятельности
человека улучшает условия существования
людей, но требует увеличения расходования
природных, энергетических и материальных
ресурсов. В ходе промышленного и сельскохозяйственного
производства образуются отходы, которые
в совокупности с самими производственными
процессами воздействуют на нообиогеоценозы
и приводят к нарушениям и загрязнениям,
ухудшающим во все возрастающей степени
условия обитания человека. Биологические
факторы, или движущие силы эволюции, являются
общими для всей живой природы, в том числе
и для человека. К ним относят наследственную
изменчивость и естественный отбор. Роль
биологических факторов в эволюции человека
была раскрыта Ч.Дарвином. Эти факторы
сыграли большую роль в эволюции человека,
особенно на ранних этапах его становления.
У человека возникают наследственные
изменения, которые определяют, например,
цвет волос и глаз, рост, устойчивость
к влиянию факторов внешней среды. На ранних
этапах эволюции, когда человек сильно
зависел от природы, преимущественно выживали
и оставляли потомство особи с полезными
в данных условиях среды наследственными
изменениями (например, особи, отличающиеся
выносливостью, физической силой, ловкостью,
сообразительностью). Приспособление
организмов к воздействию факторов окруж.
среды называется адаптацией. Способность
к адаптации - одно из важнейших свойств
живого. Выживают только приспособленные
организмы, приобретающие в процессе эволюции
признаки, полезные для жизни. Эти признаки
закрепляются в поколениях благодаря
способности организмов к размножению.
Адаптация к факторам среды проявляется
на разных уровнях: клеточном, тканевом,
органном, организменном, популяционном,
популяционно-видовом, биоценотическом
и глобальном, т.е. на уровне биосферы в
целом. Элементы среды обитания, воздействующие
на живые организмы, называются экологическими
факторами. Для изучения окружающей среды
(среды обитания и производственной деятельности
человека) целесообразно выделить следующие
ее основные составляющие: воздушную среду;
водную среду (гидросферу); животный мир
(человек, домашние и дикие животные, в
том числе рыбы и птицы); растительный
мир (культурные и дикие растения в том
числе растущие в воде); почву (растительный
слой); недра (верхняя часть земной коры,
в пределах которой возможна добыча полезных
ископаемых); климатическую и акустическую
среду. Наиболее уязвимыми составляющими,
без которых невозможно существование
человека и которым наносится наибольший
ущерб человеческой деятельностью, связанной
с развитием промышленности и урбанизации,
являются воздушная среда и гидросфера.
Их загрязнение наносит также существенный
вред природе (совокупности естественных
условий существования человеческого
общества). Всю полноту взаимодействия
и взаимозависимости живых организмов
и элементов неживой природы в области
распространения жизни отражает концепция
биогеоценоза. Биогеоценоз - это динамическое,
устойчивое сообщество растений, животных
и микроорганизмов, находящихся в постоянном
взаимодействии и непосредственном контакте
с компонентами атмосферы, гидросферы
и литосферы. Биогеоценоз состоит из биотической
(биоценоз) и абиотической (экотоп) частей,
которые связаны непрерывным обменом
веществ и представляют собой энергетически
и вещественно открытую систему. В биогеоценоз
поступает энергия солнца, минеральные
вещества почвы, газы атмосферы, вода.
Биогеоценоз продуцирует тепло, кислород,
углекислый газ, биогенные вещества, переносимые
водой, перегной. Основными функциями
биогеоценоза являются односторонне направленный
поток энергии и круговороты веществ.
В структуре любого биогеоценоза различают
следующие обязательные компоненты:
- абиотические неорганические вещества
среды;
- автотрофные организмы - продуценты
биотических органических веществ;
- гетеротрофные организмы - потребители
(консументы) готовых органических веществ
первого (растительноядные животные) и
последующих (плотоядные животные) порядков;
- детритоядные организмы - разрушители (деструкторы), разлагающие органическое вещество. Перечисленные компоненты биогеоценоза лежат в основе пищевых (трофических) связей, которые изначально основаны на наличии двух типов питания в биосфере - ауто-трофного и гетеротрофного. Аутотрофы привлекают необходимые для жизни химические вещества из окружающей среды и при помощи солнечной энергии превращают их в органическое вещество. Гетеротрофы - разлагают органическое вещество до углекислого газа, воды, минеральных солей и возвращают их в окружающую среду. Этим обеспечивается круговорот веществ, который возник в процессе эволюции как необходимое условие существования жизни. При этом световая энергия солнца трансформируется живыми организмами в другие формы энергии - химическую, механическую, тепловую.
Бурное развитие химической промышленности и химизация всего народного хозяйства привели к значительному расширению производства и применения в промышленности различных химических веществ; так же значительно расширился ассортимент этих веществ: получено много новых химических соединений, таких, как мономеры и полимеры, красители и растворители, удобрения и ядохимикаты, горючие вещества и др. Многие из этих веществ небезразличны для организма и, попадая в воздух рабочих помещений, непосредственно на работающих или внутрь их организма, они могут неблaгoприятно воздействовать на здоровье или нормальную жизнедеятельность организма. Такие химические вещества называются вредными. Последние в зависимости от характера их действия делятся на раздражающие вещества, токсические (или - яды), сенсибилизирующие (или аллергены), канцерогенные и другие. Многие из них обладают одновременно несколькими вредными свойствами, и прежде всего в той или иной мере токсическими.
Вредные вещества могут оказывать местное и общее действие на организм. Местное действие чаще всего проявляется в виде раздражения или химического ожога места непосредственного соприкосновения с ядом; обычно таковым бывает кожный покров или слизистые оболочки глаз, верхних дыхательных путей и полости рта. Оно является следствием химического воздействия раздражающего или токсического вещества на живые клетки кожного покрова и слизистых.
Общее действие яда возникает при проникновения его в кровь и распространении по всему организму. Некоторые яды обладают специфическим, то есть избирательным действием на определенные органы и системы (кровь, печень, нервную ткань и т. д.). В этих случаях, проникая в организм любым путем, яд поражает только определенный орган или систему. Большинство же ядов оказывает общетоксическое действие или действие одновременно на несколько органов или систем,
Основными путями поступления вредных веществ в организм являются дыхательные пути, пищеварительный тракт и кожный покров.
Наибольшее значение имеет поступление их через органы дыхания. Поступившие в воздух помещений токсические пыли, пары и газы вдыхаются рабочими и проникают в легкие. Через разветвленную поверхность бронхиол и альвеол они всасываются в кровь. Поступившие через органы дыхания в кровь яды разносятся по всему организму, вследствие чего токсическое их действие может сказываться на самых различных органах и тканях.
Вредные вещества поступают в органы пищеварения при заглатывании токсических пылей, осевших на слизистых оболочках полости рта, либо путем занесения их туда загрязненными руками.
Поступившие в пищеварительный тракт яды на всем его протяжении всасываются через слизистые оболочки в кровь. В основном всасывание происходит в желудке и кишечнике. Поступившие через органы пищеварения яды кровью направляются в печень, где некоторые из них задерживаются и частично обезвреживаются, потому что печень является барьером для поступающих через пищеварительный тракт веществ. Только пройдя через этот барьер, яды поступают в общий кровоток и разносятся им по всему организму.
Токсические вещества, обладающие способностью растворять или растворяться в жирах и липоидах, могут проникать через кожный покров при загрязнении последнего этими веществами, а иногда и при наличии их в воздухе (в меньшей степени). Проникшие через кожный покров яды сразу поступают в общий кровоток и им разносятся по организму.
Поступившие в организм тем или иным путем яды могут относительно равномерно распределяться по всем органам и тканям, оказывая на них токсическое действие. Некоторые же из них скапливаются преимущественно в каких-то одних тканях и органах: в печени, костях и др. Такие места преимущественного скопления токсических веществ называют депо яда в организме. Для многих веществ характерны определенные виды тканей и органов, где они депонируются. Задержка ядов в депо может быть как кратковременной, так и более длительной — до нескольких дней и недель. Постепенно выходя из депо в общий кровоток, они также могут оказывать определенное, как правило, слабо выраженное токсическое действие. Некоторые необычные явления (прием алкоголя, специфическая пища, болезнь, травма и др.) могут вызвать более быстрое выведение ядов из депо, в результате чего их токсическое действие проявляется более выраженно.
Выделение ядов из организма происходит главным образом через почки и кишечник; наиболее летучие вещества выделяются также и через легкие с выдыхаемым воздухом.
Заключение
Необходимость пересмотра существующего подхода к взаимоотношению человека и природы, при котором человек продолжает чувствовать себя собственником, хозяином природы, а саму природную среду – бездонным и безответным источником удовлетворения своих растущих потребностей, назрела уже давно. Все этапы развития человечества связаны с возникновением разного рода кризисных ситуаций, которые до последнего времени не нарушали динамическое равновесие природных систем. Однако, опасность того, что механизмы самоуправления и саморегуляции природных систем могут быть основательно разрушены антропогенными факторами, существует и усиливается с каждым витком научно-технического прогресса. Человечество должно придти к пониманию, того факта, что он же и будет главной жертвой глобальных экологических катаклизмов, которые могут быть вызваны его варварским отношением к природе. Исчезновение человечества как биологического вида не означает полное исчезновение жизни на Земле. Круговорот веществ, поток энергии и информации через живые организмы не прервется. По своему месту как биологический вид, человек – это один из консументов. Оставшиеся в том или ином виде живые организмы суши и воды – продуценты, консументы, редуценты продолжат свое существования без человека, так же как они существовали до его появления на планете. Время существования белковой формы жизни на Земле (к которой относится и человек) значительно продолжительнее, чем период существования человека. То есть, прежде всего, человек, заботясь о сохранении окружающей природной среды, заботится о продлении своего существования в этом мире. Поэтому осознание большинством людей планеты себя как части глобальной экосистемы, неразрывно связанной со всеми остальными подсистемами и элементами, понимание того, что любое нарушение порядка и баланса в этой системе отразится на судьбе конкретного человека и человечества в целом - это основное условие максимально продолжительного существования и гармоничного развития человеческой цивилизации.
Библиографический список
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1998. – 320 с.
2. Гарин В.М. и др «Экология для технических вузов». - Р на-Дону: Феникс, 2001. – 224 с.
3. Колесников С.И. «Основы экологии для инженеров». - Р на-Дону: Феникс, 2003. – 245 с.