Формы экологического контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 21:45, реферат

Описание работы

Экологический контроль — это комплекс мероприятий, включающих в себя наблюдение за состоянием окружающей природной среды, информирование населения о состоянии и факторах, влияющих на природную среду, проверку соблюдения экологического законодательства природопользователями и привлечение виновных лиц к административной ответственности.
Объектами экологического контроля являются: состояние окружающей среды, ее отдельных объектов, степень их изменения под влиянием хозяйственного развития, выполнение обязательных мер по охране ОС и ее отдельных объектов, соблюдение природоохранительного законодательства.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………....3
Виды экологического контроля………………………………………...5
Формы экологического контроля…………………………………...….7
Заключение……………………………………………………………….10
Список использованной литературы……………………………..…..11

Файлы: 1 файл

Формы экологического контроля.doc

— 64.50 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский  государственный медицинский университет»

Министерства  здравоохранения и социального  развития

Российской  Федерации

 

 

 

 

 

ФОРМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

 

 

 

 

 

Выполнил:

студент 111 гр. Сарваров И.И.

Научный руководитель:

д.м.н. Самыкина Е.В.

          

 

 

 

 

Самара 2013

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение…………………………………………………………………....3
  2. Виды экологического контроля………………………………………...5
  3. Формы экологического контроля…………………………………...….7
  4. Заключение……………………………………………………………….10
  5. Список использованной литературы……………………………..…..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Экологический контроль — это комплекс мероприятий, включающих в себя наблюдение за состоянием окружающей природной среды, информирование населения о состоянии и факторах, влияющих на природную среду, проверку соблюдения экологического законодательства природопользователями и привлечение виновных лиц к административной ответственности.

Объектами экологического контроля являются: состояние окружающей среды, ее отдельных объектов, степень их изменения под влиянием хозяйственного развития, выполнение обязательных мер по охране ОС и ее отдельных объектов, соблюдение природоохранительного законодательства.

Содержание  экологического контроля сводится к проверке соблюдения хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) требований экологического законодательства, нормы которого призваны обеспечить благоприятную для здоровья и жизни обстановку, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов.

В зависимости  от субъектного состава отношений  в сфере экологического контроля выделяют следующие виды экологического контроля:

1) государственный  экологический контроль;

2) производственный  экологический контроль;

3) ведомственный экологический контроль;

4) общественный  экологический контроль.

В соответствии с действующим законодательством основными задачами экологического контроля являются:

  1. наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
  2. проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдение требований природоохранительного законодательства, а так же принятие необходимых мер по и обеспечению.

Таким образом, экологический контроль состоит  из двух  тесно связанных этапов.

Первый – сбор и обработка необходимых исходных данных. В законе отмечается, что негативные изменения могут быть названы не только хозяйственной деятельностью. Нерациональное использование природных ландшафтов для организации отдыха и санаторно-курортного лечения может нанести серьезный ущерб окружающей природной среде. Казалось бы, сами природопользователи в этом случае должны, в первую очередь проявлять заботу о сохранении декоративных качеств зеленых насаждений, чистоте водоемов. Однако имеется много примеров, когда основные средства вкладываются в строительство капитальных сооружений. Экономия средств на формирование ландшафта, устойчивого к рекреационным нагрузкам, приводит к тому, что утрачивается главное условие полноценного загородного отдыха – качество природной среды.

Цель  второго этапа – осуществление мероприятий по предупреждению и устранению экологических правонарушений на основе информации, полученной в процессе наблюдений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды  экологического контроля

Государственный экологический контроль осуществляется:

а) от имени государства;

б) специально уполномоченными  на то органами и должностными лицами;

в) носит вне- и надведомственный характер;

г) представляет собой одну из функций государственного экологического управления;

д) сопряжен с  применением в необходимых случаях  мер административного принуждения (приостановление деятельности, лишение  права природопользования, штраф и т. п.).

В литературе указывается  на существование нескольких видов государственного экологического контроля: в зависимости от стадии контролируемой деятельности - предупредительного и текущего; по Критерию субъекта контроля - общего и специального. Так, общий экологический контроль осуществляют Президент РФ, Правительство РФ и иные субъекты, наделенные общей компетенцией. Специальный же проводится органами, уполномоченными в области охраны окружающей среды, и их должностными лицами. Права и обязанности последних детально урегулированы экологическим и административным законодательством. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» ввел запрет на совмещение функций государственного экологического контроля и функций хозяйственного использования природных ресурсов (ч. 5 ст. 65).

Производственный  экологический контроль ограничен рамками конкретного хозяйствующего субъекта, предприятия, организации и осуществляется либо его руководителем, либо руководителями отдельных служб (главным инженером, главным технологом и т. п.), либо специально организованными экологическими службами (отделами) на основании предоставленных им прав и обязанностей нормативным актом либо специальным приказом, уполномочием. Формы и виды контрольных структур предприятия зависят от его организационно-правовой формы. Производственный экологический контроль включает проверку выполнения планов по охране окружающей среды, в том числе предусматривающих совершенствование технологий и улучшение качества продукции, соблюдение экологических правил, стандартов и нормативов производственной деятельности, строительства природоохранных объектов, проведения работ по рекультивации нарушенных земель, устранение иных негативных последствий производственной деятельности.

Ведомственный экологический контроль производится центральными органами управления по отношению к подчиненным им структурным образованиям и организациям, учреждениям, предприятиям в рамках конкретной отрасли. Министерство природных ресурсов осуществляет ведомственный контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных агентств и службы, но не вправе осуществлять функции государственного контроля и надзора, государственный - в области охраны окружающей среды, использования лесов, недр, вод и т. п. в отношении всех иных субъектов хозяйственной и управленческой деятельности возложен на Федеральные службы по надзору в сфере природопользования и по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Общественный  экологический контроль в последние годы получил широкое развитие как в РФ, так и в других странах. Этот важный правовой институт основывается на многих международных экологических документах, предусматривающих участие общественности в принятии решений, способных повлиять на состояние окружающей среды, уменьшить экологические риски и угрозу наступления экологического вреда. Данные документы, кроме того, регулируют доступ граждан и их объединений к экологической информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формы экологического контроля

По законодательству РФ общественный экологический контроль может осуществляться в различных формах:

а) общественные слушания;

б) референдумы;

в) общественная экологическая  экспертиза;

г) обращения в средства массовой информации;

д) направление  жалоб, заявлений, исков в правоохранительные органы и суды.

По  первому основанию формы контроля классифицированы на две группы:

1) превентивный  экологический контроль;

2) инспекционный  экологический контроль.

Превентивный  контроль, направленный на предупреждение экологических правонарушений, включает такие мероприятия, как экологический мониторинг, оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности, экологическая экспертиза.

Инспекционный контроль состоит в проведении проверок соблюдения экологического законодательства природопользователями и привлечении виновных в совершении правонарушений лиц к юридической ответственности.

По второму  критерию формы контроля также делятся  на две группы — информационные и юрисдикционные формы.

К информационным формам контроля относятся экологический  мониторинг, государственный учет, экологическая и радиационно-гигиеническая  паспортизация предприятий и  территорий. Правовое значение данных мероприятий состоит в накоплении информационных ресурсов, необходимых для осуществления юрисдикционных форм контроля.

К юрисдикционным относятся такие формы контроля, как оценка воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, государственная  экологическая экспертиза, декларирование безопасности промышленных объектов, применение административной ответственности, постановка вопроса о привлечении к уголовной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общественного воздействия.

Юрисдикционное  значение данных мер состоит в  принятии по результатам их осуществления правовых актов, порождающих либо прекращающих права и (или) обязанности участников экологических правоотношений.

Все вышеперечисленные  формы экологического контроля можно  свести к 2 основным:

Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение, и действие нормативов качества окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.

Карательная форма экологического контроля применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиться только предупреждением. Она выражается в различных видах юридической ответственности

Так, утверждение  экологического обоснования по результатам  оценки воздействия является основанием для принятия документов на государственную экологическую экспертизу. Положительное заключение государственной экологической экспертизы является основанием для начала финансирования и санкционирования проекта намечаемой деятельности. Представление декларации промышленной безопасности, на которую получено положительное заключением государственной экологической экспертизы, является основанием для выдачи лицензии на данный вид деятельности и заключения договора обязательного страхования риска гражданско-правовой ответственности за причинение вреда.

Именно путем  экологического контроля достигаются следующие задачи: выявление нарушений экологического законодательства; пресечение экологических правонарушений; обеспечение доказательственной базы для последующего расследования и наказания виновных; поддержание законности и правопорядка; предотвращение нарушений экологических требований и наступления экологического вреда.

Экологический контроль проводится наряду с иными  формами (видами) контроля и надзора  органами санитарного, радиационного, строительного и других видов контроля. Иногда это приводит к дублированию и столкновению ведомственных интересов.

Источники права. Это в первую очередь Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г., устанавливающий общие начала экологического контроля и круг его субъектов и виды; соответствующие разделы (главы) специальных экологических законов, посвященные как контролю и надзору, так и правам и обязанностям должностных лиц; многочисленные постановления Правительства РФ, утвердившие положения о порядке проведения государственными органами управления государственного контроля в той или иной сфере, например за использованием и охраной водных объектов (от 16 июня 1997 г.), а также Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю от 29 октября 2002 г. (СЗ РФ. 2002. № 44. Ст. 4390); приказы природоохранительных ведомств, детально регламентирующие методы ведения экологического контроля в отношении того или иного объекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе проведения экологического контроля должностными лицами специально-уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды принимаются различные меры правового регулирования по предупреждению, выявлению нарушений природоохранительного законодательства и привлечению виновных к ответственности.

В заключении рассмотрения проблем экологического контроля нельзя не отметить, что научную разработку данных вопросов в целом можно  признать удовлетворительной, в то время как нормативно-правовое обеспечение  контроля в сфере экологии вряд ли можно посчитать достаточным. В настоящее время экологическое законодательство в целом, и законодательная база экологического контроля в частности, нуждается в серьезном усовершенствовании и доработке. И хотя определенные положительные результаты в данной сфере уже достигнуты , тем не менее, данная проблема еще далека от того, чтобы быть решенной.

По мнению многих правоведов, сфера экологического контроля нуждается в достаточно серьезных  преобразованиях, так как на сегодняшний день далеко не всегда удается наладить эффективный контроль в области экологии. На практике же отсутствие или недостаточность контроля сводит на нет все усилия, предпринимаемых в данной сфере общественных отношений, более того, это может послужить причиной весьма и весьма серьезных последствий, привести к экологическому кризису. Экологическая нестабильность, в свою очередь ведет к ухудшению социальной обстановки, а в итоге - к кризису практически во всех отраслях общественной жизни.

Информация о работе Формы экологического контроля