Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 18:05, контрольная работа
Для южных морей характерны особенности континентального климата. Но у каждого моря имеются свои специфические климатически черты. Черты континентального климата наиболее четко прослеживаются в северной части Каспийского моря. На Азовском море и северо-западной зоне Черного моря континентальность прослеживается не так явно.
В результате деятельности человека в южных морях наблюдается ухудшение экологического состояния. Способствуют загрязнению вод следующие факторы: широкое развитие судоходства и увеличение числа морских портов, действие промышленных предприятий, свалка грунта, сток городских загрязненных вод и ливневые стоки.
1. Введение 3
2. Основная часть. 4
2.1 Каспийское море. 4
2.2 Азовское море. 5
2.3 Черное море. 7
2.4 Аральское море. 9
3. Заключение. 11
4. Список литературы: 14
Содержание
1. Введение 3
2. Основная часть. 4
2.1 Каспийское море. 4
2.2 Азовское море. 5
2.3 Черное море. 7
2.4 Аральское море. 9
3. Заключение. 11
4. Список литературы: 14
К южным морям Российской
Федерации относятся
Воды южных морей имеют своеобразный химический состав. Их воды содержат большое количество хлоридов, но их меньше, чем в океанической воде. Зато содержание карбонатов превышает океанические показатели. Еще одной характерной особенностью вод южных морей является пониженное содержание соли. У этих морей большая часть водного баланса состоит из речных вод. Содержание пресных вод в Азовском море составляет одну восьмую часть от общего объема. Велика доля речных вод (хотя и гораздо меньше, чем у Азовского моря) у Черного и Каспийского морей.
Для южных морей характерны особенности континентального климата. Но у каждого моря имеются свои специфические климатически черты. Черты континентального климата наиболее четко прослеживаются в северной части Каспийского моря. На Азовском море и северо-западной зоне Черного моря континентальность прослеживается не так явно.
В результате деятельности человека в южных морях наблюдается ухудшение экологического состояния. Способствуют загрязнению вод следующие факторы: широкое развитие судоходства и увеличение числа морских портов, действие промышленных предприятий, свалка грунта, сток городских загрязненных вод и ливневые стоки.
В России более 80 % населения живут в бассейнах Каспийского и Азовского морей. Дефицит водных ресурсов в этих бассейнах уже сейчас весьма значителен, в то время как их собственные ресурсы составляют менее 8 % от общероссийских.
Территории Каспийского моря, Аральского моря, относятся к областям со стоком в замкнутые депрессии, в настоящее время не соединяющиеся с океаном (бессточные области).
Протяженность береговой
линии западных районов Северного
и Среднего Каспия, относящихся к
территории Российской Федерации, составляет
695км. Уровненный режим и экологическое
состояние этого самого крупного
бессточного водоема
Каспийское море, и в
особенности его северная часть,
отличается очень высокой рыбной
продуктивностью благодаря
Каспийское море и прилегающие территории содержат наибольшие в мире запасы газа и третьи по размеру запасы нефти. Значительная часть этих запасов залегает на берегах и в донных геологических структурах моря. Высокое уже сейчас нефтяное загрязнение угрожает заметно усилиться, а сопутствующие нефти и газу геоэкологические инженерные проблемы, такие как
разливы нефти, пожары и загрязнение воздуха, деградация ландшафтов и др., могут, без надлежащего контроля, создать еще одну область экологического бедствия.
Любая бессточная область, включая Каспийское море и его бассейн, представляет собой единую природно-хозяйственную систему, которая должна управляться из единого центра. Это не наблюдается на Каспии. Более того, в поисках быстрых, краткосрочных прибылей от нефти и газа, делаются попытки разделить море на участки, принадлежащие разным странам. В таком случае Каспийское море практически неизбежно превратится в мертвый и грязный водоем, на дне которого все еще будут значительные запасы горючих ископаемых, может быть, уже ненужных вследствие высоких эмиссий парниковых газов и потому значительного изменения климата.
К территории Российской Федерации
относится восточная часть
К территории Российской Федерации
относится восточная часть
Основная масса загрязняющих веществ поступает в Азовское море со стоками рек Дон, Кубань с и примерно 40 малых водотоков; наблюдается повсеместная абразия морских берегов.
Источниками загрязнения являются также:
судоходство, которое увеличивается наряду с грузооборотом в связи со строительством и расширением морских портов в городах Таганрог, Ейск, Темрюк и на косе Чушка;
организованные морские свалки грунта;
промышленные предприятия городов Мариуполь, Бердянск, Керчь;
глубоководные выпуски очищенных сточных вод городов Приазовья;
ливневые стоки;
шламонакопитель ОАО «Красный котельщик» (г. Таганрог).
Комплексное изучение и моделирование
океанографических
Интенсивные формы проявления
антропогенной деятельности вызвали
многообразные отрицательные, а
иногда катастрофические последствия
в окружающей среде, изменив условия
жизнедеятельности морской
Сегодня реальную опасность представляют танкерные перевозки нефти и ее перегрузка в море. Существуют два экологически опасных следствия этой деятельности.
Первое - аварийные разливы нефти вблизи берегов, особенно там, где находятся дельты,
птичьи базары, мигрируют дельфины. Самыми опасными могут быть разливы во льдах, когда зимой на 1-2 месяца замерзает часть Азовского моря.
Вторая проблема возникает при межконтинентальных перевозках нефти крупными танкерами. С балластными водами переселяются экзотические виды. Чужеродная биота подрывает устойчивость местных экосистем из-за пищевой конкуренции.
В тени экологических оценок воздействия на морские экосистемы находится морское судоходство и перевозки река-море. С судоходством связаны дноуглубительные работы на мелководьях, шумовые эффекты, явления кавитации, взмучивание илистых грунтов, разрушение лесозащитных полос вдоль берегов, загрязнение акватории нефтепродуктами. Воздействия на донные биоценозы судов с осадкой 3-5 м при глубине 5-10 м не изучено. Для ихтиопланктона опасны нефтяные пленки от судов на акватории моря. Интенсификация морских перевозок по Азовскому морю с учетом широкого разнообразия грузов, в том числе и высокотоксичных веществ, состояния судоходного флота и систем контроля представляет немалую экологическую опасность.
Проблема химического загрязнения для небольших внутри-материковых морей имеет определенное значение. В жизнедеятельности биоты роль поллютантов нельзя недоучитывать, но и нельзя полностью относить на их счет резкое снижение численности промысловых рыб и биоразнообразия Азовского моря. Современный мониторинг свидетельствует, что степень нагрузки загрязнения нефтепродуктами, тяжелыми металлами, радионуклидами на морскую среду и биоту в целом невелика. Только локально, например на акватории морских портов, в донных отложениях и бентосе можно встретить достаточно высокие уровни поллютантов. В целом химическое загрязнение экосистемы Азовского моря имеет с 1990 г. Направленную тенденцию на сокращение.
Следовательно, сегодня чрезвычайно
актуальна проблема сохранения биоразнообразия
и обеспечения устойчивого
-восстановление оптимальной
системы морского
-развитие искусственного
воспроизводства биоресурсов,
от свободной охоты к выращиванию морской пищевой продукции (марикультура);
-проведение расчистки
основных донских гирл до
-пересмотр (используя имеющуюся в Азовском филиале ММБИ КНЦ РАН экосистемную модель) схем размещения свалок грунта в Таганрогском заливе и на Нижнем Дону;
-разработка обоснованной
системы компенсационных
-совершенствование
Протяженность береговой линии в пределах Краснодарского края – около 400км. Воды Черного моря в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации характеризуются как «умеренно загрязненные», здесь распространены процессы эвтрофикации, образуются зоны дефицита кислорода.
Рекреационный потенциал
курортных районов ухудшается вследствие
интенсивной хозяйственной
Среди основных факторов, нарушающих равновесие в экологической системе моря, следует выделить:
Сильное загрязнение впадающих в море рек, особенно стоками с полей, содержащими минеральные удобрения, в особенности нитраты и фосфаты. Это влечёт за собой переудобрение (эвтрофикацию) вод моря, а, как следствие,— бурный рост фитопланктона («цветение» моря — интенсивное развитие сине-зелёных водорослей), уменьшение прозрачности вод, гибель многоклеточных водорослей.
Загрязнение вод нефтью и
нефтепродуктами (самыми загрязнёнными
районами являются западная часть моря,
на которую приходится наибольший объём
танкерных перевозок, а также
акватории портов). Как следствие,
это приводит к гибели морских
животных, попавших в нефтяные пятна,
а также загрязнению атмосферы
за счет испарения нефти и
Загрязнение вод моря отходами
человеческой жизнедеятельности —
сброска неочищенных или
Массовый вылов рыбы.
Запрещенное, но повсеместно используемое донное траление, уничтожающее донные биоценозы.
Изменение состава, уменьшение количества особей и мутация водного мира под воздействием антропогенных факторов (в том числе замена коренных видов природного мира экзотическими, появляющимися в результате воздействия человека). Так, например, по оценкам специалистов из Одесского отделения ЮгНИРО, только за одно десятилетие (с 1976 по 1987 год) поголовье черноморской афалины сократилось с 56 тысяч до семи тысяч особей.
Строительство многих водоохранных сооружений законсервировано.
В связи с отсутствием или неэффективностью работы значительной части очистных сооружений, изношенностью сетей канализации, поступлением загрязненных ливневых вод без очистки в 1998г. не произошло улучшения качества морской воды по санитарно-химическим показателям: 10,6% проб не соответствовали нормативам. Наибольшее загрязнение морской воды отмечено в городах Новороссийск, Сочи, Приморско-Ахтарск.
Наращивание пропускной способности портов, базирование военного флота (порт Новороссийск), ввод в действие перевалочных комплексов приводят к ухудшению состояния морской среды, снижению биопродуктивности и сокращению рыбных запасов, потере рекреационной значимости отдельных участков побережья.
Загрязнение вод Черноморского
побережья в районах Анапы, Новороссийска,
Туапсе и Сочи нефтяными углеводородами
в 1998г. составляло в среднем меньше
1 ПДК, при этом по сравнению с 1997г.
загрязнение несколько
Информация о работе Геоэкологические последствия загрязнения южных морей