Глобальные проблемы современности и их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 20:03, контрольная работа

Описание работы

Для объединения различных подходов к глобальным проблемам, для осмысления полученных результатов, возникла необходимость в новой науке. Постепенно сформировалась особая область знания – теория глобальных проблем, или глобалистика. Она призвана выработать практические рекомендации для решения глобальных проблем. Эффективные рекомендации должны учитывать множество социальных, экономических и политических факторов. Особое значение для глобалистики имеют науки, связанные с изучением жизни (живых существ), а также земной поверхности: комплекс биологических дисциплин, геология, геохимия, геофизика, почвоведение и другие. Не случайно, именно эти науки впервые обратили внимание на многие факты отрицательных изменений, вызванных деятельностью человека.

Содержание работы

Введение
1 Глобальные проблемы современности
1.1 Понятие о глобальных проблемах
1.2 Причины возникновения глобальных проблем
1.3 Характеристика глобальных проблем
1.4 Классификация глобальных проблем
2. Основные глобальные проблемы современности
3. Пути решения глобальных проблем
Заключение

Файлы: 1 файл

экология.doc

— 374.00 Кб (Скачать файл)

Ученые-глобалисты предлагают различные варианты решения глобальных проблем современности (рис.4):

изменение характера  производственной деятельности - создание безотходного производства, теплоэнергоресурсосберегающих  технологий, использование альтернативных источников энергии (солнца, ветра и  т.п.);

создание нового миропорядка, выработка новой формулы глобального управления мировым сообществом на принципах понимания современного мира как целостного и взаимосвязанного сообщества людей;

признание общечеловеческих ценностей, отношение к жизни, человеку и миру как к высшим ценностям человечества;

отказ от войны как  средства решения спорных вопросов, поиск путей мирного разрешения международных проблем и конфликтов.



 






 

 

 

 

Рисунок 4 - Пути решения  глобальных проблем человечества

 

Только сообща человечество может решить проблему преодоления экологического кризиса.

Прежде всего, следует  перейти от потребительско-технократического  подхода к природе к поиску гармонии с нею. Для этого, в частности, необходим целый ряд целенаправленных мер по экологизации производства: природо-сберегающие технологии, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, создание безотходных технологий замкнутого цикла. Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы, является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно - энергетических источников (нефть, уголь), имеющих для жизни человечества важнейшее значение. Подсчеты международных экспертов показывают, что если исходить из современного уровня потребления (конец XX в), то запасов угля хватит еще на 430 лет, нефти - на 35 лет, природного газа - на 50 лет. Срок, особенно по запасам нефти, не такой уж и большой. В связи с этим необходимы разумные структурные изменения в мировом энергобалансе в сторону расширения применения атомной энергии, а также поиск новых, эффективных, безопасных и максимально безвредных для природы источников энергии, включая космическую.

Планетарное общество сегодня  предпринимает конкретные меры по решению  экологических проблем и снижению их опасности: разрабатывают предельно допустимые нормы выбросов в окружающую среду, создают безотходные или малоотходные технологии, более рационально используют энергетические, земельные и водные ресурсы, экономят полезные ископаемые и т.д. Однако ощутимый эффект все перечисленные и другие меры могут дать лишь при условии объединения усилий всех стран для спасения природы. Еще в 1982 г. ООН приняла специальный документ - Всемирную хартию охраны природы, а затем создала специальную комиссию по окружающей среде и развитию. Кроме ООН большую роль в деле разработки и обеспечения экологической безопасности человечества играет такая неправительственная организация, как Римский клуб. Что же касается правительств ведущих держав мира, то они стараются бороться с загрязнением окружающей среды путем принятия специального экологического законодательства.

Глобальные проблемы требуют соблюдения определенных нравственных норм, позволяющих соотнести все  возрастающие потребности человека с возможностями планеты их удовлетворить. Ряд ученых справедливо считают, что необходим переход всего земного сообщества от тупикового техногенно-потребительского к новому духовно-экологическому, или ноосферному, - типу цивилизационного существования. Его суть в том, что "научно-технический прогресс, производство материальных товаров и услуг, политические и финансово-экономические интересы должны быть не целью, а всего лишь средством гармонизации отношений между обществом и природой, подспорьем для утверждения высших идеалов человеческого существования: бесконечного познания, всестороннего творческого развития и нравственного совершенствования".

Одна из наиболее популярных точек зрения решения данной проблемы - привить людям новые нравственно-этические  ценности. Так в одном из докладов Римскому клубу, написано, что новое этическое воспитание должно быть направлено на:

1) развитие всемирного  сознания, благодаря которому человек  осознает себя как член мирового  сообщества;

2) формирование более  бережливого отношения к использованию  природных ресурсов;

3) развитие такого отношения к природе, которое было бы основано на гармонии, а не на подчинении;

4) воспитание чувства  сопричастности к будущим поколениям  и готовности отказаться от  части собственных благ в их  пользу.

 

Успешно бороться за решение  глобальных проблем можно и нужно уже сейчас на основе конструктивного и взаимоприемлемого сотрудничества всех стран и народов, невзирая на различия социальных систем, к которым они принадлежат.

Решение глобальных проблем  возможно только совместными усилиями всех стран, координирующих свои действия на международном уровне. Самоизоляция и особенности развития не позволят отдельным странам остаться в стороне от экономического кризиса, ядерной войны, угрозы терроризма или эпидемии СПИДа. Для решения глобальных проблем, преодоления опасности, угрожающей всему человечеству, необходимо дальнейшее усиление взаимосвязи многообразного современного мира, изменение взаимодействия с окружающей средой, отказ от культа потребления, выработка новых ценностей.

 

Заключение

Глобальным угрозам  человечество должно противостоять единым фронтом, координируя свои усилия. Но это не означает, что сотрутся различия между странами и народами, между классами и социальными группами, нивелируются интересы наций и национальных экономик. Современный мир немыслим без различия интересов – индивидов, отдельных групп, государств и т.д. Однако история развития человечества убеждает в том, что стремление уничтожить различие интересов приводит только к тотальной несвободе.

Развитие цивилизации  поставило различные части человечества в зависимость друг от друга. Эта зависимость есть императив отношений современного общества – как на межгосударственном, межгрупповом, так и межиндивидуальном уровнях. Однако отдельное государство не должно даже в свете всеобщей взаимозависимости отрекаться от своих национальных интересов. Ему предлагается только научиться считаться с интересами других государств.

Глобальное сознание в одном из своих главных аспектов есть сознание заботы о собственной  стране, ее благополучии и процветании, так как взаимозависимость стран, характерная для современного мира, не может быть истолкована в том смысле, что мировое сообщество обязано выводить отдельную страну из кризиса и направлять ее по пути процветания. Ответственность за планету не может не начинаться с ответственности за свою страну, так как кризис государственности отдельно взятой страны осложняет мировую ситуацию в политическом аспекте; экологический и ресурсный кризисы ставят под угрозу экологическое равновесие и осложняют проблему ресурсов в мировом масштабе; экономический кризис приводит к социальным последствиям в других странах.

В настоящее время  позиция активизма, на которую раньше ориентировалось общество, исчерпала  свои возможности. Стремление к господству человека над природой и связанное  с ним стремление к господству человека над человеком не могут сейчас служить ничему позитивному. Однако не может служить ничему позитивному и попытка вернуться к прошлым формам бытия человека и его отношения к природе. В рамках глобального сознания необходим пересмотр всех основных видов отношений: отношений человека к природе, отношений между социальными общностями (классами, социальными группами, нациями и др.), отношении человека к человеку, отношения к прошлому, истории, предкам. Необходимость пересмотра прежних отношений возникает перед лицом глобальной угрозы. Глобальное сознание ставит в центр своего рассмотрения вопрос о человеке, о его способности справиться с ситуацией, о его перспективах выживания.

Без соответствующих  человеческих качеств, без глобальной ответственности каждого человека невозможно решение ни одной из глобальных проблем. Все проблемы слишком масштабны и сложны, чтобы с ними смогла справиться одна страна, лидерство одной державы не может обеспечить стабильный миропорядок и решение глобальных проблем. Необходимо комплексное взаимодействие всего мирового сообщества.

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Лабиринты одиночества. М., 1980.

2. Сорокин П.А. Моя философия интегрализм. / Социс, 1992, №10.

3. Яковец Ю.В. Глобализация и взаимодействие цивилизаций. – М., 2001.

4. Боголюбов, Л.Н. Человек и общество. Учебное пособие по обществознанию для учащихся 11 кл. общеобразовательных

 учреждений. / Под ред.Л.Н.  Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой. - М.: Просвещение, 2006. - 270 с.

5. Кишенкова О.В. Новейшая история 9 - 11 классы: Методическое пособие / О.В. Кишенкова. - М.: Дрофа, 2001. - с.150-163.

6. Кравченко А.И. Обществознание.10 класс / А.И. Кравченко. - М.: Русское слово, 2005.

7. Нижников С.А. Глобальные проблемы современности. Философия: курс лекций / С.А. Нижников. - М.: изд-во "Экзамен", 2006. - 383 с.

8. Человек и общество. Современный мир: Учебное пособие для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений. / Под ред. В.И. Купцова. - М.: Просвещение, 2000.


Информация о работе Глобальные проблемы современности и их решения