Глобальные проблемы современности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 17:30, реферат

Описание работы

Каждая историческая эпоха, каждый этап развития человеческого общества имеют свою особенность, в то же время они неразрывно связаны как с прошлым, так и с будущим. В конце ХХ века человеческая цивилизация вступает в качественно новое состояние, одним из важнейших показателей которого является возникновение глобальных проблем. Глобальные проблемы подвели человечество к границам его бытия и заставили оглянуться назад, на пройденный путь. Сегодня требуется дать оценку целям, которые ставило перед собой человечество, потребовалось внести необходимые коррективы в «траекторию» своего развития. Глобальные проблемы поставили человечество перед необходимостью изменить себя. Сейчас необходимо выработать такую глобальную систему ценностных ориентаций, которая была бы принята всем населением планеты. Глобальные вопросы современности не могут быть решены без детальной проработки их философами и представителями конкретных наук. Специфика глобальных проблем заключается в том, что они требуют программно-целевой организации научных исследований.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Определение термина «глобальные проблемы»
2.Виды глобальных проблемы
3.Причины возникновения глобальных проблем
4.Попытки решения или меры борьбы с глобальными проблемами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Глобальные проблемы современности.docx

— 72.17 Кб (Скачать файл)

становится ясно, что "без воды и ни туды, и ни сюды".

 

8.Энергетическая проблема

 

Как мы уже видели, она теснейшим образом связана с экологической проблемой.

От разумного развития энергетики Земли в сильнейшей степени зависит и

экологическое благополучие, ибо половина всех газов, обуславливающих

"парниковый эффект", создается в энергетике.

Топливно-энергетический баланс планеты складывается в основном из

"загрязнителей" – нефти (40,3 %), угля (31,2 %), газа (23,7 %). В сумме  на них

приходится подавляющая часть использования энергоресурсов – 95,2 %. "Чистые"

виды – гидроэнергия и атомная энергия – дают в сумме менее 5 %, а на самые

"мягкие" (не загрязняющие  атмосферу) – ветровую, солнечную, геотермическую  –

приходятся доли процента.

Понятно, что глобальная задача заключается в увеличении доли "чистых" и

особенно "мягких" видов энергии. Сначала рассмотрим возможность увеличения

доли "мягких" видов энергии.

В ближайшие годы "мягкие" виды энергии не смогут существенно изменить

топливно-энергетический баланс Земли. Пройдет некоторое время, пока их

экономические показатели станут близкими к "традиционным" видам энергии. Кроме

того, их экологическая емкость измеряется не только снижением выбросов СО2

, есть и другие факторы, в частности отчужденная для  их развития территория.            

Кроме гигантской площади, которая необходима для развития солнечной и

ветровой энергии, надо учитывать и то, что их экологическая "чистота" берется

без учета металла, стекла и других материалов, необходимых для создания таких

"чистых" установок, да  еще в огромном количестве.

Условно "чистой" является и гидроэнергетика, что видно хотя бы из показателей

таблицы – больших потерь площади затопления в поймах рек, которые обычно

являются ценными сельскохозяйственными землями. Гидростанции ныне дают 17 %

всей электроэнергии в развитых странах и 31 % - в развивающихся, где в

последние годы построены крупнейшие в мире ГЭС1.

Однако, кроме больших отчуждаемых площадей, развитие гидроэнергетики

тормозилось тем, что удельные капиталовложения здесь в 2 - 3 раза выше, чем

при сооружении станций АЭС. Кроме того, период строительства ГЭС гораздо

дольше, чем тепловых станций. По всем этим причинам гидроэнергетика не может

обеспечить быстрого снижения давления на окружающую среду.

Видимо, в этих условиях только атомная энергетика может быть выходом,

способна резко и в довольно короткие сроки ослабить "парниковый эффект".

Замена угля, нефти и газа атомной энергетикой уже дала некоторые снижения

выбросов СО2 и других "парниковых газов". Если бы те 16 % мирового

производства электроэнергии, которые дают сейчас АЭС, производили угольные ТЭС,

даже оборудованные самыми современными газоочистителями, то в атмосферу

поступило бы дополнительно 1,6 миллиардов тонн углекислого газа, 1 миллион тонн

окислов азота, 2 миллиона тонн окислов серы и 150 тысяч тонн тяжелых

металлов(свинец, мышьяк, ртуть).

8.Сырьевая проблема

 

Вопросы обеспечения сырьем и энергией – важнейшая и многоплановая глобальная

проблема. Важнейшая потому, что и  в век НТР полезные ископаемые остаются

первоосновой почти для всего остального хозяйства, а топливо – его

кровеносной системой. Многоплановая потому, что здесь сплетается воедино

целый узел "подпроблем":

ü      обеспеченность ресурсами в глобальном и региональном масштабах;

ü      экономические аспекты проблемы (удорожание добычи, колебания мировых

цен на сырье и топливо, зависимость от импорта);

ü      геополитические аспекты проблемы (борьба за источники сырья и топлива;

ü      экологические аспекты проблемы (ущерб от самой горнодобывающей

промышленности, вопросы энергоснабжения, регенерация сырья, выбор стратегий

энергетики и так далее).

Масштабы использования ресурсов резко возросли в последние десятилетия. Только с

1950 года объем добычи  полезных ископаемых увеличился  в 3 раза, ¾ всех

добытых в ХХ веке полезных ископаемых добыто после 1960 года.

Одним из ключевых вопросов любых глобальных моделей стало обеспечение

ресурсами и энергией. А ресурсами стало многое из того, что еще недавно

считалось бесконечным, неисчерпаемым и "бесплатным" - территория, вода,

кислород.

 

9.Проблемы мирового океана

 

Мировой океан, покрывающий 2/3 земной поверхности, - это огромный водный

резервуар, масса воды в котором составляет 1,4 ´ 1021

килограмм или 1,4 миллиарда кубических километров. Вода океана – это 97 % всей

воды на планете. Являясь крупнейшим поставщиком пищевых продуктов, Мировой

океан дает, по различным оценкам, от 1/6 до ¼ всех белков животного

происхождения, потребляемых населением планеты в пищу. Океан и, особенно его

прибрежной зоне, принадлежит ведущая роль поддержания жизни ни Земле. Ведь

около 70 % кислорода, поступающего в атмосферу планеты, вырабатывается в

процессе фотосинтеза планктоном (фитопланктоном). Сине-зеленые водоросли,

обитающие в Мировом океане, служат гигантским фильтром, очищающем воду в

процессе ее кругооборота. Он принимает загрязненные речные и дождевые воды и

путем испарения возвращает влагу на континент в виде чистых атмосферных

осадков.

Мировой океан является одним из важнейших объектов экологической защиты.

Особенность этого объекта экологической защиты состоит в том, что течение в

морях и океанах быстро относит загрязняющие вещества на большие расстояния от

мест их выброса. Поэтому проблема охраны чистоты океана носит ярко выраженный

международный характер.

Химическое загрязнение представляет собой изменения естественных химических

свойств воды за счет увеличения содержания в ней вредных примесей как

неорганической (минеральные соли, кислоты, щелочи, глинистые частицы), так и

органической природы (нефть и нефтепродукты, органические остатки,

поверхностно-активные вещества, пестициды и тому подобное).

Источники и вещества, загрязняющие Мировой океан, многочисленны: от ртути до

неподдающихся разложению синтетических моющих средств, часто образующих в

реках толстый пены.

Интенсивная деятельность человека привела к тому, что Балтийское, Северное и

Ирландское моря сильно загрязнены стоками моющих средств. Воды Балтийского и

Северного морей таят в себе и иную опасность. В 1945 – 1947 годах английским,

американским, а также советским ком.андованием в них было затоплено около 300

тысяч тонн трофейных и собственных боеприпасов с отравляющими веществами

(ипритом, фосгеном, адамситом)

Операции по затоплению проводились в большой спешке и с серьезными нарушениями

норм экологической безопасности. Корпусы химических боеприпасов под

воздействием к сегодняшнему дню сильно разрушились, что чревато тяжелыми

последствиями.

Успешное восстановление водных ресурсов при одновременном вовлечении их в

хозяйственный оборот, то есть воспроизводство водных ресурсов, предотвращение

вероятных новых загрязнений возможно лишь при проведении комплекса

мероприятий, включающих очистку сточных вод и водоемов, внедрение оборотного

водоснабжения и малоотходных технологий.

Безотходная технология развивается в нескольких направлениях:

1.      Создание  бессточных технологических систем  и водооборотных циклов на

базе существующих внедренных и перспективных способов очистки сточных вод.

2.      Разработка  и внедрение систем утилизации  отходов производства и

потребления их как вторичный материальный ресурс, что исключает их попадение

в водную среду.

3.      Создание  и внедрение принципиально новых  процессов получения

традиционных видов продукции, которые позволяют исключить или сократить

технологические стадии, дающие основное количество жидких отходов

загрязнителей.

Наиболее массовыми веществами, загрязняющими водоемы, являются нефть и

производные от нее продукты. Нефтяное загрязнение океана опасно из-за того,

что на поверхности воды образуется тонкая нефтяная гидрофобная пленка,

препятствующая свободному газообмену с атмосферой, что резко сказывается на

океанской флоре и фауне.

Судоходство – древнейшая отрасль транспорта, связывавшая континенты и культуры

еще в самом далеком прошлом. Но только второй половине нашего века оно приняло

современные грандиозные масштабы. Тоннаж морского флота с 1950 по 1980 года

увеличился в 6 раз. Научно-техническая революция стремительно изменила тоннаж

судов, особенно танкеров: если в1970 году средний тоннаж танкера составлял 42

тысячи тонн, то уже в 1980 году – 96 тысяч тонн, при этом половина тоннажа

танкерного флота мира уже приходилась на супертанкеры (более 200 тысяч тонн).

 Правда, вначале 80-х годов  выявилась резкая избыточность  флота

развитых стран, особенно супертанкеров. Тем не менее, эпоха супертанкеров и

крупных танкеров и рудовозов выдвинула на первый план порты с большими

глубинами подходов, вызвала концентрацию грузопотоков нефти и руды.

Экологические проблемы Мирового океана обуславливаются и "нагрузкой" на

прибрежные районы, и непосредственно – на экосистемы морей. "Сдвигом к морю"

называют глобальный процесс притяжения к морским берегам самой разнообразной

экономической деятельности, а значит – и населения.

В прибрежных районах сложились мощные портово-промышленные комплексы. За

последние 40 лет доля приморских районов населения Земли увеличилась с 30 – 35

до 40 – 45 %2.

Океан рассматривается как даровая свалка отходов – антропогенный "сток" уже стал

гораздо больше природного: по свинцу его доля 92 %, по нефти – больше 90 %, по

ртути – 70 %. Только нефтяное загрязнение Мирового океана оценивается от 3 до

15 миллионов тонн в  год, причем большая часть его  падает на загрязнение с суши

(вынос реками) – больше  ½.

Большую опасность для открытого океана представляют катастрофы танкеров и еще

большую – атомных подводных лодок. Особо опасным стало Средиземное море,

через которое проходит грузопоток в 250 миллионов тонн нефти, хотя площадь

всего бассейна – только 1 % Мирового океана.

Все это говорит о нарастающей конфликтности использования Мирового океана –

развитие добывающей промышленности на шельфе и широкий сброс промышленных

отходов в океан подрывают условия для традиционных отраслей рыболовства и

рекреации. К тому же и сами отдыхающие на побережье ухудшают экологическую

ситуацию.

Особо опасно воздействие на Мировой океан военных конфликтов. "Война в

Заливе" привела к тому, что почти 2/3 западного побережья Персидского залива

было покрыто слоем нефти и погибло огромное количество морских животных и

птиц. Окружающая среда подверглась беспрецедентному за всю историю

человечества загрязнению.

Более неясные проблемы могут возникнуть вследствие потепления климата Земли.

В настоящее время идет незаметное повышение уровня океана до 1,5 – 2 метров,

что приводит к затоплению "маршей" (зон высокой биологической продуктивности,

гнездовий птиц и так далее), приносит серьезный ущерб хозяйству многих стран.

Кроме химического и нефтяного загрязнения, существует еще один вид

загрязнений, особенно опасный для океана, - радиоактивное загрязнение при

захоронении радиоактивных отходов. Загрязнение морей и океанов радиоактивными

отходами является одной из важнейших проблем современности.

За последние годы был принят ряд важных международных соглашений по охране

морей и океанов от загрязнений. В соответствии с этими соглашениями промывка

танкеров и сброс отработанных судовых вод должны осуществляться в специальных

портовых устройствах. Каждая страна, подписавшая соглашение, несет

юридическую и материальную ответственность за загрязнение вод океанов и

морей.

 

10.Проблемы освоения космоса

 

До начала первых космических полетов все околоземное космическое

пространство, а тем более "далекий" космос, вселенная, считались чем-то

неведомым. И лишь позже стали признавать, что между Вселенной и Землей – этой

мельчайшей ее частицей – существуют неразрывная взаимосвязь и единство.

Земляне стали считать себя участниками всех процессов, происходящих в

космическом пространстве.

Тесное взаимодействие биосферы Земли с космической средой дает основание

утверждать, что происходящие во Вселенной процессы оказывают воздействие на

нашу планету.

Развивая космическую деятельность, необходимо произвести экологическую

ориентацию космонавтики, так как отсутствие последней может привести к

необратимым последствиям.

Следует заметить, что уже при зарождении основ теоретической космонавтики

экологические аспекты играли важную роль, и, прежде всего в работах К.Э.

Циолковского. По его мнению, сам выход человека в космос представляет собой

освоение совершенно новой экологической "ниши", отличной от земной.

Ближний космос (или околоземное пространство) – газовая оболочка Земли,

которая расположена выше приземной атмосферы, и поведение которой

определяется прямым воздействием солнечного ультрафиолетового излучения,

тогда как на состояние атмосферы влияет главным образом поверхность Земли.

Информация о работе Глобальные проблемы современности