Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 01:03, реферат
Государственная экологическая экспертиза - проверка соответствия проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды. Термин «экспертиза» происходит от латинского «expertus» - «опытный». «Под ним понимается исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства. Экспертные оценки представляют собой количественные или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, а потому основываются на суждениях специалистов».
Понятие и цели экологической экспертизы;
Принципы экологической экспертизы;
Субъекты и объекты экологической экспертизы
Оценка воздействия на окружающую среду;
Литература;
УО «Гродненский
государственный университет
Реферат
По предмету
«Основы экологии и энергосбережения»
Учащейся 4 курса 1 группы (ЗО, ОФОРиТ)
Сосновской Инессы Анатольевны
Тема: «Государственная экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду»
Гродно, 2013 г
Содержание
Понятие и цели экологической экспертизы
Государственная экологическая экспертиза - проверка соответствия проектных решений планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды. Термин «экспертиза» происходит от латинского «expertus» - «опытный». «Под ним понимается исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства. Экспертные оценки представляют собой количественные или порядковые оценки процессов или явлений, не поддающихся непосредственному измерению, а потому основываются на суждениях специалистов».
Г.С. Чегасов в свое время предлагал следующее определение экологической экспертизы: «Это обязательная процедура в системе принятия решения о социально-экономическом развитии отдельно рассматриваемой территории или страны в целом, с целью подготовки заключения о возможных экологических и других последствиях реализации предлагаемого решения»3. Однако такое определение не в полной мере отражает характер экологической экспертизы.
Государственная
экологическая экспертиза
окружающей среды, предусматриваемых проектным решением планируемой
хозяйственной и иной деятельности;
возникнуть в процессе осуществления планируемой хозяйственной и иной
деятельности и прямо или косвенно оказать воздействие на окружающую
среду;
планируемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и
связанных с ними негативных последствий.
Экологическая экспертиза расценивается многими специалистами как один из важных и эффективных правовых инструментов, который предотвращает нанесение вреда окружающей природной среде.
Главной целью экологической
экспертизы является обеспечение экологической
безопасности любой планируемой деятельности.
Особое внимание в целях обеспечения благоприятной
окружающей среды и экологической безопасности
объектов уделяется градостроительным
проектам, проектным решениям по строительству
и реконструкции объектов, эксплуатация
которых может привести к тяжелым экономическим,
социальным и экологическим последствиям.
В целях
законодательного закрепления практики
применения положений международного
соглашения – Конвенции об оценке воздействия
на окружающую среду в трансграничном
контексте (Конвенции Эспо), которая 8 февраля
2006 года вступила в силу для Республики
Беларусь, приведения национального законодательства
о государственной экологической экспертизе
в соответствие с нормами принятых республикой
международных соглашений совершенствуется
нормативная правовая база Республики
Беларусь в области государственной экологической
экспертизы.
С 21 мая
2010 года вступил в силу новый Закон Республики
Беларусь «О государственной экологической
экспертизе» и принятое в его развитие
постановление Совета Министров Республики
Беларусь от 19 мая 2010 г. № 755 «О некоторых
мерах по реализации Закона Республики
Беларусь «О государственной экологической
экспертизе», которым утверждены Положение
о порядке проведения государственной
экологической экспертизы и Положение
о порядке проведения оценки воздействия
на окружающую среду.
С
22 октября 2011 года вступили в силу внесенные
в названные акты законодательства изменения
и дополнения в части уточнения объектов
строительства, подлежащих государственной
экологической экспертизе и оценке воздействия
на окружающую среду. Изменения также
коснулись перечня административных процедур,
осуществляемых министерством и его территориальными
органами в отношении юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей, в
части исключения административной процедуры
по выдаче экологических условий на проектирование
и сокращения состава проектной документации,
представляемой на государственную экологическую
экспертизу.
Значительная
практическая работа министерством ведется
в рамках осуществления Республикой Беларусь
обязательств по Конвенции Эспо в отношении
планируемых к строительству на территории
Республики Беларусь объектов, которые
могут оказать вредное трансграничное
воздействие на окружающую среду соседних
государств. Информация по таким объектам
размещена на сайте Минприроды в разделе
«Оценка воздействия на окружающую среду».
В отношении определения понятия экологической экспертизы существует две точки зрения. Во-первых, такое широкое определение экологической экспертизы позволяет сделать ее более комплексной, учесть не только экологические, но и тесно связанные с ними социальные, экономические, а также иные последствия. Во-вторых, включение в понятие экологической экспертизы требования о выяснении всех без исключений последствий реализации хозяйственной деятельности размывает предмет экологической экспертизы, делает ее неформализованной.
«Экологическая экспертиза должна иметь более формализованный характер, т.е. быть основанной на точных и четких требованиях законодательства, а также технических норм и нормативов. Вместе с тем в рамках ее проведения необходимо рассматривать не только экологические, но и иные последствия (социальные) реализации планируемой деятельности»5.
Экологическая экспертиза совершается в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений предприятий, их деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности общества.
Экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. Экспертиза является также инструментом поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, обеспечения соблюдения и охраны права каждого на благоприятную окружающую среду, источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.
В настоящее время уже никто не сможет отрицать, что негативное воздействие людей на окружающую природную среду с целью удовлетворить различные, прежде всего, материальные потребности человека. Из-за этого вот отрицательного воздействия на природу люди уже давно живут в экологическом кризисе. Об этом говорит нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества с природой.
Составляющие этого кризиса многогранны. Это и состояние земель: активно идет усиление процессов эрозии почвы, загрязнение её тяжелыми металлами и радионуклидами, увеличение площадей с сильно кислыми почвами и пр. Неблагоприятны условия существования лесов – достаточно информации, например, о таких проблемах как их чрезмерной вырубке, ущербе от лесных пожаров и повреждения вредителями и кислыми дождями. Вызывает тревогу и состояние водных источников - загрязнение пресных вод, отсутствие или неэффективность систем очистки, что приводит к сокращению запасов и уловов ценных видов рыб.
Профессор О.Л. Дубовик считает, что экологическая экспертиза «на протяжении более 10 лет реально являлась действенным инструментом охраны окружающей среды».
Принципы экологической экспертизы
Государственная экологическая экспертиза проводится в соответствии со следующими основными принципами:
- предотвращения вредного воздействия
на окружающую среду;
- обязательности проведения
государственной экологической экспертизы
до утверждения проектной или иной документации
по объектам государственной экологической
экспертизы;
- учета суммарного вредного
воздействия на окружающую среду осуществляемой
и планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- достоверности и полноты информации,
содержащейся в проектной или иной - документации,
представляемой на государственную экологическую
экспертизу;
- законности и объективности
заключений государственной экологической
экспертизы;
- гласности и учета общественного
мнения.
Субъекты и
объекты экологической
Субъектами отношений в области
проведения государственной экологической
экспертизы являются:
- Президент Республики Беларусь;
- Совет Министров Республики
Беларусь;
- Министерство природных ресурсов
и охраны окружающей среды Республики
Беларусь, областные (Минский городской)
комитеты природных ресурсов и охраны
окружающей среды, их уполномоченные должностные
лица;
- местные Советы депутатов, местные
исполнительные и распорядительные органы;
- заказчики;
- проектные организации.
Объектами
государственной экологической экспертизы
является следующая проектная документация:
- градостроительные проекты
общего планирования, специального планирования,
детального планирования, архитектурные
проекты застройки территорий;
- обоснования инвестирования
в строительство, архитектурные и строительные
проекты для объектов, указанных в части
первой статьи 13 настоящего Закона (за
исключением текущих и капитальных ремонтов
таких объектов);
- проекты территориальных комплексных
схем рационального использования природных
ресурсов и охраны окружающей среды;
- проекты водоохранных зон и
прибрежных полос водных объектов.
Кроме объектов,
указанных в части первой настоящей статьи,
объектами государственной экологической
экспертизы является также иная документация
по планируемой хозяйственной и иной деятельности:
- проекты концепций, прогнозов,
программ и схем отраслевого развития,
реализация которых связана с использованием
природных ресурсов и (или) может оказать
воздействие на окружающую среду;
- проекты ведения охотничьего
хозяйства, рыбоводно-биологические обоснования;
- биологические обоснования
зарыбления рыболовных угодий, биологические
обоснования на заготовку и (или) закупку
диких животных, не относящихся к объектам
охоты и рыболовства;
- лесоустроительные проекты;
- проекты технических нормативных
правовых актов, в которых устанавливаются
требования в области охраны окружающей
среды и (или) рационального использования
природных ресурсов к продукции, процессам
ее разработки, производства, эксплуатации
(использования), хранения, перевозки,
реализации и утилизации или оказанию
услуг.
Объектами
государственной экологической экспертизы
может являться другая проектная или иная
документация, предусмотренная законодательными
актами и международными договорами Республики
Беларусь.
Оценка воздействия на окружающую среду
Оценка воздействия
на окружающую среду проводится в отношении
планируемой хозяйственной деятельности,
которая может оказать вредное воздействие
на окружающую среду. Перечень видов и
объектов хозяйственной и иной деятельности,
для которых оценка воздействия на окружающую
среду планируемой хозяйственной деятельности
проводится в обязательном порядке, утверждается
Министерством природных ресурсов и охраны
окружающей среды Республики Беларусь.
В настоящее
время в перечень экологически опасных
видов деятельности и объектов входят:
1.Атомная промышленность.
2. Тепловые электростанции
и другие установки для сжигания топлива
мощностью 300 мегаватт или более, а также
атомные электростанции и другие сооружения
с ядерными реакторами (за исключением
исследовательских установок для производства
и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих
материалов, максимальная мощность которых
не превышает 1 киловатт постоянной тепловой
нагрузки).
3. Золоотвалы тепловых электростанций
и котельных с объемом золы 100 тысяч кубических
метров в год и более.
4. Крупные плотины высотой 15
метров и более, водохранилища с площадью
поверхности 2 квадратных километра и
более.
5. Нефтеперерабатывающие заводы
и установки для газификации и сжижения
угля или битуминозных сланцев производительностью
500 тонн в сутки и более.
6. Металлургия (черная и цветная).
7. Производство целлюлозы и
бумаги мощностью 200 тонн в сутки и более.
8. Предприятия химической промышленности
всех видов.
9. Биохимическое, биотехническое
и фармацевтическое производство.
10. Производства строительных
материалов (цемент, известь, стекло, керамика).
11. Кожевенное производство
и текстильная промышленность.
12. Установки для извлечения,
переработки и преобразования асбеста
и асбестосодержащих продуктов.
13. Добыча полезных ископаемых,
нерудных материалов для их реализации,
промышленного или другого использования,
если общая площадь затрагиваемого района
составляет более 50 гектаров или общий
объем извлекаемой массы более 500 тысяч
кубических метров в год.
14. Предприятия по добыче нефти
мощностью 500 тысяч тонн в год более, а
также предприятия по добыче природного
газа мощностью 500 миллионов кубических
метров в год и более.
15. Производство аккумуляторов.
16. Обезвреживание, размещение,
использование отходов производства и
потребления (включая и радиоактивные).
17. Строительство автомагистралей,
скоростных дорог, трасс для магистральных
железных дорог дальнего сообщения и аэропортов
с основной взлетно-посадочной полосой
длиной 1500 метров и более.
18. Строительство нефте- и газопроводов
с трубами диаметром 600 миллиметров и более
(за исключением случаев ремонта трубопроводов).
19. Строительство комплексов
по выращиванию и откорму более 12 тысяч
свиней в год, более 2 тысяч голов крупного
рогатого скота в год и птицеводческих
хозяйств мощностью свыше 400 тысяч кур-несушек
и свыше 3 миллионов бройлеров в год.
20. Складские мощности, предназначенные
для хранения 50000 и более кубических метров
нефти, нефтехимической продукции и химических
продуктов, подземные хранилища газа.
21. Производство, хранение, транспортировка
и уничтожение боеприпасов, взрывчатых
веществ и ракетного топлива.
22. Групповые водозаборы подземных
вод производительностью более 30 тысяч
кубических метров в сутки и более.
23. Сооружения по очистке промышленных
и коммунальных сточных вод с годовым
объемом сточных вод более 5 процентов
от объема стока бассейна-водоприемника.
24. Объекты хозяйственной и
иной деятельности, расположенные на особо
охраняемых природных территориях, эксплуатация
которых не связана с режимом этих территорий.
Экологическая
экспертиза проводится в целях установления
соответствия планируемой хозяйственной
и иной деятельности требованиям в области
охраны окружающей среды. Проведение экологической
экспертизы предусмотрено Законом «Об
охране окружающей среды» и Законом «О
государственной экологической экспертизе».
В Республике
Беларусь проводятся государственная
экологическая экспертиза и общественная
экологическая экспертиза.
Государственная
экологическая экспертиза организуется
и проводится экспертами Министерства
природных ресурсов и охраны окружающей
среды Республики Беларусь или его территориальными
органами. Общественная экологическая
экспертиза организуется и проводится
по инициативе общественных объединений
и граждан независимыми специалистами,
которые вправе получать от заказчика
(инициатора планируемой хозяйственной)
документацию, подлежащую общественной
экологической экспертизе, в том числе
материалы по оценке воздействия на окружающую
среду планируемой хозяйственной деятельности,
а также иные материалы, необходимые для
проведения общественной экологической
экспертизы.
Заказчиком государственной экологической
экспертизы выступают органы государственного
управления, органы местного самоуправления,
юридические лица (организации, предприятия
и учреждения) и физические лица (граждане).
Экологическая экспертиза может проводиться
по инициативе общественности.
Реализация проектов, строительство предприятий,
которые подлежат государственной экологической
экспертизе, без положительного заключения
государственной экологической экспертизы
запрещается и не подлежит финансированию.