Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 12:28, реферат
Федеральный закон «Об охране окружающей среды».
Экологические проблемы России.
Система государственного контроля за экологией.
Министерство образования и науки российской федерации
Северо-Восточный
Кафедра педагогики и психологии дошкольного воспитания и начального образования.
Государственная политика в области экологического образования России.
Выполнила студентка 5 курса
группы ДП-61
Либега Валерия
Магадан 2010.
План:
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Настоящий Федеральный закон регулирует
отношения в сфере
Статьей 1 Закона установлены
задачи природоохранительного
В статье 11 говорится, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий.
Раздел 12 ст.73. “В целях повышения экологической культуры общества и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного, школьного воспитания и образования, профессиональной подготовки специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации с использованием при этом средств массовой информации”.
Список остальных нормативных документов, стоящих на страже окружающей среды: Закон «Об охране атмосферного воздуха», Закон Российской Федерации “О недрах” , Федеральный Закон “О животном мире”, Федеральный Закон “Об особо охраняемых природных территориях”, Федеральный Закон “Об экологической экспертизе”, Лесной Кодекс, Водный Кодекс, Воздушный Кодекс, Земельный Кодекс .
II. Экологические проблемы России.
Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды.
Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества.
Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем.
К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации относятся:
-преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды;
-низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами;
-резкое ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;
-высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов;
-низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;
-последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения;
-низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны.
Уровень загрязнения воздуха - особенно в крупных промышленных городах, уже превышает все мыслимые нормы, а площадь нарушенных земель России составляет сегодня более миллиона гектаров. Все эти факты говорят только об одном: нужно срочно менять систему государственного контроля за экологией.
Сфера экологии нуждается в системном реформировании, и начинать этот процесс нужно с тех "трех китов", на которых выстраивается вся экологическая политика. Это государственная структура управления экологией, система нормативов качества окружающей среды и экономические стимулы для роста "чистых" производств. Ослабление или недостаточное развитие хотя бы одного из этих звеньев подрывает устойчивость и эффективность всей модели.
Сегодня завершается формирование
новой структуры исполнительной
власти, в которой все функции,
связанные с окружающей средой, собраны
в системе одного министерства и
подведомственных ему служб. Это
важный шаг в сторону закрепления
контрольных и надзорных
Экологические законы невозможно реализовать без установления соответствующих нормативов качества окружающей среды, на основе которых можно оценить объем допустимой нагрузки на каждую конкретную территорию, посчитать, какое количество промышленных объектов можно здесь разместить, какой совокупный ущерб они наносят экосистеме, оценить риски, рассчитать адекватный этому ущербу размер экологических платежей и штрафов.
Нормативы станут точкой отсчета для развития новых рыночных механизмов реализации экологического законодательства. Это система экологического страхования рисков и ответственности по возмещению вреда окружающей среде, платежи за негативное воздействие на окружающую среду и ряд других экономических инструментов.
Также предстоит подготовить и принять закон о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также разработать методики расчета экологического ущерба и определения компенсаций за вред, нанесенный окружающей среде, и установить порядок возмещения этого вреда.
Изменится и роль штрафов за нарушение природоохранного законодательства. Они должны стимулировать бизнес к внедрению ресурсосберегающих "чистых" технологий и повышению эффективности производства. Предлагается повысить размеры административных штрафов, возможно, даже в десять раз, поскольку очевидно, что взимаемые сегодня штрафы никак не бьют по карману загрязнителей.
В сферу переработки отходов активнее должен привлекаться частный капитал, поскольку при грамотной организации "мусорный" бизнес является рентабельным и прибыльным. По сей день единственным способом окупаемости вложенных средств является установление высоких тарифов за сбор мусора и отходов. А это в свою очередь приводит к отказу от услуг по сбору отходов и образованию многочисленных несанкционированных свалок.
Важным решением в выстраивании системы экологического контроля стало принятие закона, который вводит обязательную государственную экологическую экспертизу при строительстве на особо охраняемых природных территориях.
Список литературы:
Информация о работе Государственная политика в области экологического образования России