Характеристика и основные положения Киотского протокола 1997г.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 10:54, контрольная работа

Описание работы

В 1980-е внимание мировой общественности привлекла проблема глобального потепления. Высказывались опасения, что загрязнение атмосферы и рост среднегодовых температур может привести к таянию полярных льдов, из-за чего повысится уровень мирового океана и будут затоплены многие густозаселенные прибрежные территории.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
I. Характеристика и основные положения Киотского протокола 1997г.
1.1 Экономическое обоснование Киотского протокола
1.2 Основные принципы регулирования загрязнений по Киотскому протоколу
1.3 Основные положения Киотского протокола
II. Международно-правовые последствия ратификации Киотского протокола для России
2.1 Борьба вокруг ратификации Киотского протокола
2.2 Киотский протокол и Россия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Контрольная по МЭП.docx

— 38.06 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профильного образования

«ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЭКОНОМИКИ

им. А.С. Грибоедова»

 

юридический факультет

 

 

Контрольная работа по предмету

«Международное экологическое право»

 

 «Характеристика и основные положения Киотского протокола 1997г. Международно-правовые последствия ратификации Киотского протокола для России»

 

 

 

                                                                                                       Выполнила:

                                                                                                студентка 4 курса

                                                                                         юридического факультета

                                                                                             заочной формы с УПО

                                                                          Фёдорова Н.Н.

                                                                                                  

 

                                                                                                  Проверила:

                                                                                        ст. преп. Меркушова О.В

 

 

 

Москва 2012

 

План

 

ВВЕДЕНИЕ

    1. Характеристика и основные положения Киотского протокола 1997г.
    1. Экономическое обоснование Киотского протокола
    1. Основные принципы регулирования загрязнений по Киотскому протоколу
    2. Основные положения Киотского протокола
    1. Международно-правовые последствия ратификации Киотского протокола для России
    1. Борьба вокруг ратификации Киотского протокола
    1. Киотский протокол и Россия.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В 1980-е внимание мировой общественности привлекла  проблема глобального потепления. Высказывались  опасения, что загрязнение атмосферы  и рост среднегодовых температур может привести к таянию полярных льдов, из-за чего повысится уровень  мирового океана и будут затоплены  многие густозаселенные прибрежные территории.

Это потепление связывают с результатами человеческой деятельности – с ростом выбросов в атмосферу планеты так называемых парниковых газов, углекислого газа (СО2) и метана. Эти газы поглощают инфракрасные (тепловые) лучи, которые излучает нагретая поверхность планеты, и тем самым препятствуют ее охлаждению, что приводит к увеличению температуры воздуха.

         Сегодня подавляющее большинство  ученых пришло к мнению, что  нынешнее беспрецедентно быстрое  изменение климата – это антропогенный  эффект, вызванный, прежде всего,  сжиганием ископаемого топлива.  Ученые считают, что безопасный  уровень потепления – 2 градуса  Цельсия и человечество уже прошло треть “дистанции”.

Необходимо  приложить все усилия для ограничения  выбросов парниковых газов и не допустить глобального потепления.

Киотский  протокол к Рамочной конвенции ООН об изменении климата - итог разнообразных тенденций, направленных на глобализацию в решении проблем экономики и экологии. Он определяет те принципиальные структурные элементы, на которых в двадцать первом веке будут основываться глобальные усилия по решению проблемы климатических изменений.

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика и основные положения Киотского протокола 1997г.

 

КИОТСКИЙ  ПРОТОКОЛ – международное соглашение о сокращении выбросов парниковых газов  в атмосферу для сдерживания  глобального потепления, подписанное в 1997 в Киото (Япония).

Киотский  протокол является одним из проявлений глобализации современной экономики, когда регулирование экономической  деятельности перестает быть исключительной прерогативой национальных правительств и становится объектом межправительственных соглашений.

 

1.1 Экономическое обоснование Киотского протокола

В основе Киотского протокола лежат идеи экономической теории прав собственности, разработанной англо-американским экономистом Рональдом Коузом.

До него при изучении проблем загрязнения  окружающей среды экономисты полагали, что для борьбы с этими загрязнениями  необходимо прямое государственное  вмешательство. Согласно традиционной точке зрения, государство должно, прежде всего, определять предельные значения загрязнений: ПДК – предельно  допустимые концентрации вредных веществ  в отходах производства, ПДВ –  предельно допустимые нормы выбросов вредных веществ и т.д. Если фирма  нарушает эти предписанные государством нормативы, то она подвергается наказанию (прежде всего, штрафам).

Коуз и его последователи, изучая проблему загрязнений, указали, что традиционная система борьбы с ними является нерациональной. Во-первых, если предприятие не превышает ПДК и ПДВ, то оно, загрязняя окружающую среду, не несет за это никаких издержек. Во-вторых, значения ПДК и ПДВ определяются одинаково для различных предприятий независимо от того, насколько полезной для общества является выпускаемая ими продукция.

В опубликованной в 1960 статье Проблема социальных издержек Коуз проанализировал конфликты между «загрязнителями» и теми, кто страдает от их деятельности. Он указал на ошибочность мнения, будто государству следует обязательно наказывать производителя загрязнений, защищая интересы тех, кто от них страдает. По его мнению, государство должно максимизировать совокупное благосостояние общества, а потому оно должно становиться на сторону того, кто мог бы использовать право на запрещение загрязнения с наибольшей выгодой для общества. Это значит, что, например, суд должен поддерживать фирму, загрязняющую окружающую среду, если получаемая ею прибыль (как мерило общественной полезности производства) выше прибыли, которую теряют фирмы, страдающие от этого загрязнения.

Новизна идей Коуза связана с тем, что он начал изучать права собственности на нематериальные блага. В частности, в конфликте между загрязнителями и страдающими от загрязнений, объектом конфликта является не само предприятие, загрязняющее окружающую среду, а право на запрещение вредного использования этого предприятия (или, что то же самое, право на производство этим предприятием загрязнений). Это право может становиться объектом соглашений или купли-продажи безотносительно к тому, кому принадлежит само предприятие.

Основная  идея Коуза такова: независимо от того, у кого первоначально было право на запрещение вредного использования некоего объекта, в результате актов купли-продажи в конечном счете оно окажется у того, кто сможет использовать это право наиболее эффективно (если только четко работает система прав собственности). Позже Дж. Стиглер назвал это утверждение теоремой Коуза. Ее часто называют самым выдающимся достижением экономической науки второй половины 20 в.

Теорема Коуза предлагала принципиально новый подход к борьбе с загрязнениями. Вместо того, чтобы разрабатывать нормативы ПДК и ПДВ, государство должно лишь определить максимально допустимый объем загрязнений, выпустить соответствующее количество лицензий на загрязнения, организовать их распродажу с аукциона по принципу «кто больше заплатит» и затем контролировать соответствие фактического объема загрязнений величине лицензий. Когда создается рынок квот на вредные выбросы (прав на загрязнения), то все они становятся платными. Фирмы, купившие на государственном аукционе лицензии, могут затем их перепродавать другим компаниям. Самое главное, считается, что производить их станут самые общественно полезные, самые прибыльные предприятия.

Рекомендации  экономической теории прав собственности  постепенно начали использоваться на практике – прежде всего, в сфере  регулирования атмосферных загрязнений. С одной стороны, некоторые развитые страны стали создавать национальные рынки торговли правами на выбросы  вредных веществ. В США после 1990 развивается торговля квотами выбросов сернистого ангидрида, в Великобритании с 2002 работает британская система торговли выбросами парниковых газов. С другой стороны, механизм Киотского протокола  призван создать общемировой  рынок прав на загрязнение воздуха  парниковыми газами.

 

1.2 Основные принципы регулирования загрязнений по Киотскому протоколу

Рамочная  Конвенция ООН об изменении климата  содержала обязательства промышленно  развитых стран сокращать выбросы  парниковых газов в период до 2000. Однако быстро выяснилось, что сокращение выбросов требует длительного периода  времени и значительных средств. Поэтому обязательства по сокращению выбросов, предусмотренные РКИК, стали  неофициально считаться «юридически не обязательными».

Вопрос  о необходимости разработки системы  мер по достижению целей РКИК в  виде протокола к ней вновь  был поднят в 1995 на конференции в  Берлине. В течение еще двух лет  шла разработка международного соглашения, которое было принято в декабре 1997 в японском городе Киото и получило название Киотского протокола. Постепенно к этому соглашению присоединялись все новые страны. Российская Федерация  подписала Киотский протокол 11 февраля 1999.

Согласно  протоколу, ведущие индустриально  развитые страны взяли на себя обязательства  в 2008–2012 уменьшить выбросы углекислого  газа в среднем на 5% от уровня 1990. Каждой стране выделялась квота на эмиссию углекислого газа. Те страны, которые выбрасывают углекислый газ меньше запланированной квоты, может продать излишки другой стране, которая тем самым приобретала  право производить углекислый газ  больше исходной квоты. Таким образом, Киотский протокол закреплял за национальными  правительствами права на определенное количество вредных выбросов и предлагал  развивать рынок по торговле этими правами.

 

1.3 Основные положения Киотского протокола:

1. определение  допустимого объема выбросов  парниковых газов в 2008–2012 для  всех участвующих в этом соглашении  промышленно развитых стран-участниц (для Российской Федерации установлен  потолок выбросов на уровне  базового 1990 – 3050 млн. тонн СО2-эквивалента);

2. разработка  механизмов корректировки квот  для отдельных стран – «механизмы  гибкости» (международная торговля  квотами, реализация совместных  проектов по внедрению технологий, обеспечивающих сокращение выбросов, и т.д.);

3. разработка  механизмов контроля над уровнями  выбросов (необходимость создавать  национальные системы оценки  антропогенных выбросов и их  абсорбции, мониторинга за выбросами и стоками).

Общие принципы и положения, изложенные в Киотском протоколе, оказались, однако, недостаточными для практического осуществления  предусмотренных им механизмов и  процедур. Потребовалось почти четыре года для согласования наиболее важных вопросов, которые были решены на 7-й  конференции стран-участников РКИК в Марракеше (Марокко) в ноябре 2001. В ходе детализации Киотского  протокола Россия добилась принятия ряда своих требований – в частности, учета при определении квот каждой страны ее вклада в переработку углекислого газа при наличии обширных лесных массивов (таких как в РФ).

Киотский  протокол должен был вступить в силу после того, как его ратифицируют 55% стран, подписавших этот документ, причем это должны были быть страны, которые в сумме производили  не менее 55% мирового объема выбросов углекислого  газа в 1990 (этот год был выбран в  качестве точки отсчета).

Изначально  и критики, и сторонники Киотского  протокола осознавали, что его  чисто практическое значение для  сокращения выбросов очень невелико: если бы его не было, то в 1990–2010 выброс парниковых газов в мире вырос  бы на 41%, а если все страны, подписавшие  Киотский протокол, полностью выполнят его условия, то на 40%. Ценность Киотского  протокола в том, что он является своего рода «пилотным проектом» для отработки механизмов глобального регулирования вредных выбросов. Принятие же полномасштабного международного соглашения о полномасштабной борьбе с загрязнениями планируется уже по истечении срока действия Киотского протокола в 2013.

 

  1. Международно-правовые последствия ратификации Киотского протокола для России

 

2.1 Борьба вокруг ратификации Киотского протокола

Киотский  протокол ставит страны в неравные условия. Некоторые проявления этого  неравенства справедливы, другие нет.

Согласно  Киотскому протоколу, преимущества имеют страны, развивающие экологически чистые технологии, а дополнительные расходы возлагаются прежде всего на страны, где преобладают «грязные» технологии. Однако в более выгодных условиях оказываются и те страны, которым «повезло» иметь обширные лесные пространства, даже если в них преобладают «грязные» технологии (Бразилия, Россия). Крупные же дополнительные расходы ложатся на те развитые страны, которые обладают высоким уровнем промышленного развития (как США). Поскольку «грязные» технологии преобладают в развивающихся странах, то Киотский протокол вообще не накладывает на них никаких обязательств, чтобы не вызвать их негативную реакцию. Поскольку, однако, такие обязательства неизбежны при дальнейшем развитии киотского механизма, то многие развивающиеся страны (например, КНР) сразу стали демонстрировать критическое отношение к Киотскому протоколу.

Информация о работе Характеристика и основные положения Киотского протокола 1997г.