Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 15:17, курсовая работа
Основными проблемами, связанными с загрязнением и нарушением почвенного покрова, являются процесс истощения и закисления почв, экзогенные геологические процессы (карстообразование, оврагообразование, береговая эрозия и др.), несвоевременная рекультивация отработанных карьеров, загрязнение почв радионуклидами специализированных предприятий, химическое загрязнение почв в результате добычи полезных ископаемых.
Введение
Глава 1. Общая характеристика земельного фонда.
1.1 Категории земель в РТ.
1.2 Государственный земельный кадастр.
Глава 2. Экологические проблемы земельного фонда РТ.
2.1 Загрязнение земель
2.2 Нарушение земель отраслями добывающей промышленности.
2.3 Нарушение земель сельскохозяйственного назначения.
Глава 3. Охрана и рациональное использование земельного фонда.
Заключение
Используемая литература
По данным государственной статистической отчетности по состоянию на 01.01.2009 г., в структуре прав собственности на землю произошло уменьшение на 146,7 тыс. га площади земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в связи с продолжающимся процессом передачи земель из государственной собственности в частную собственность граждан и юридических лиц.
По данным Управления Роснедвижимости по РТ по состоянию на 01.01.2009 г. В установленном порядке право собственности на земельные участки у Российской Федерации возникло на площади 37,4 тыс. га (1,0 %) от общей площади земель государственной и муниципальной собственности. В собственности республики зарегистрировано 4,1 тыс. га (0,1%), муниципальной собственности – 19,8 тыс. га (0,5 %)
Распредение земельного фонда
Категория земель |
Общая площадь |
Из них сельхозугодья |
В.т.ч. | |||
пашни |
залежи |
многолет. плодовые насаждения |
кормовые угодья | |||
2008 |
2008 |
2008 |
2008 |
2008 |
2008 | |
сельскохоз. наз. |
4636,7 |
4325,6 |
3314,4 |
23,2 |
987,3 | |
населённых пунктов |
376,3 |
185,3 |
121,8 |
_ |
15,1 |
48,4 |
Промы--ти, транспорта, радиовещания, телевидения, космич-го наз. ,энергетики,обороны и иного наз-я |
78,2 |
4,1 |
1,5 |
_ |
0,1 |
2,5 |
особо охраняемых тер-й и объектов |
31,6 |
2,7 |
1,6 |
_ |
- |
1,1 |
лесного фонда |
1220,3 |
20,0 |
2,4 |
_ |
0,1 |
17,5 |
водного фонда |
438,1 |
0,7 |
_ |
_ |
- |
0,7 |
запаса |
2,5 |
1,4 |
0,7 |
_ |
_ |
0,7 |
Итого |
6783,7 |
4540,8 |
3443,4 |
0, |
38,5 |
1058,2 |
Данные табл. 2. показывают, что основная часть территории республики представлена землями сельскохозяйственного назначения – 4636,7 тыс. га (68,4 %); земли населенных пунктов составляют 376,3 тыс. га (5,5 %); земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания и иного назначения – 78,2 тыс. га (1,2 %;) земли ООПТ – 31,6 тыс. га (0,5 %); земли лесного фонда – 1220,3 тыс. га (17,9 %); земли водного фонда – 438,1 тыс. га (6,4 %); земли запаса – 2,5 тыс. га (0,04 %).
Структура земельного фонда РТ по категориям.
В структуре основных типов угодий земельного фонда преобладают сельскохозяйственные угодья – 4540,8 тыс. га (66,9 %, в т. ч. пашня – 3443,4 тыс. га (50,8 %), многолетние плодовые насаждения – 38,5 тыс. га (0,6 %), кормовые угодья, луга (пастбища и сенокосы) – 1058,2 тыс. га (15,6 %), залежные земли – 0,7 тыс. га (0,01 %). 2
Структура земельного фонда сельскохозяйственных угодий.
1.2 Государственный земельный кадастр
Государственный земельный кадастр в РТ ведётся Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РТ в соответствии с Федеральным законом «О государственном земельном кадастре», вступившим в силу в 2000г. По единой для всей РФ системе.
Согласно закону земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учёта земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов недвижимого имущества. К основным документам государственного земельного кадастра относятся: Единый государственный реестр земель (ЕГРЗ), кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).
В ЕГРЗ отражаются следующие сведения о земельном участке: кадастровый номер; описание местоположения (адресные ориентиры); площадь; категория земель и расширенное использование; описание границ и его отдельных частей, на которые регистрируются ограничения (обременения); зарегистрированные вещные права и ограничения (обременения); экономические (оценочные) характеристики, включая размеры платежей за землю; качественные характеристики, включая характеристики плодородия почв для отдельных категорий земель; наличие на земельном участке иных объектов недвижимости и их общие характеристики.
Проведение кадастрового учёта земель включает в себя проверку представленных документов, составление описаний участков в ЕГРЗ, присвоение кадастровых номеров, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. Государственный кадастровый учёт земельных участков согласно закону проводится в течение месяца со дня подачи заявки. В большинстве случаев в республике эта работа проводится в течение 3-5 дней.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.08.2001 г. № 583 был утверждён Регламент универсальной процедуры универсальной процедуры государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним по принципу «одного окна».
Важнейшей задачей дальнейшего совершенствования ведения государственного земельного кадастра является организация государственного учёта, расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними, объектов недвижимого имущества.
В целях реализации на территории РТ федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимости (2002 -2007 гг.)», утверждённой постановлением Правительства РФ от 25.10.2001 г. № 745,и мероприятий, определённых Концепций создания системы управления недвижимостью РТ, утверждённой постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16.03.2002г. № 126,постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14.11.2003г. № 586 утверждена I республиканская целевая программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимости (2003 – 2007 гг.)» с подпрограммой « Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений». Государственным заказчиком Программы является Управление Роснедвижимость по РТ.3
В результате реализации указанной Программы будет создана единая система ведения государственного земельного кадастра и государственного учёта объектов недвижимости, проведено разграничение государственной собственности на землю в части федеральной, республиканской, муниципальной собственности и создана автоматизированная система управления недвижимостью, что позволит решить проблемы эффективного использования, управления и распоряжения земельными ресурсами, активного вовлечения их в хозяйственный оборот.
Вся территория РТ практически полностью обеспечена необходимыми картографическими материалами, в т. ч. в электронном виде, позволяющих вести графический учет земель, контролировать достоверность данных, полученных в ходе наземных измерений, использовать при межевании земель.
К настоящему времени базовые карты масштаба 1:100000 в электронном виде имеются на всю территорию РТ, из них в 15 м.р. общей площадью 2208,6 тыс. га они выполнены путем векторизации электронных ортофотопланов, изготовленных по материалам аэрофотосъемки 1997–2000 гг. и 2005 г.
По остальным 28 муниципальным районам РТ на площади 4518 тыс. га оцифрованы бумажные планы, составленные по материалам аэрофотосъемки 1989–1996 гг. В 2007 г. проведены аэрофотосъемочные работы на территории 23 муниципальных районов общей площадью 3725,5 тыс. га. В настоящее время в РТ имеются цифровые ортофотопланы масштаба 1:2000 на 2240 сельских населенных пунктов (88 % от их общего количества). В 2008 г. созданы ортофотопланы на населенные пункты 29 муниципальных районов и г. Набережные Челны на основании аэрофотосъемочных работ.
Глава 2. Экологические проблемы земельного фонда РТ
2.1 Загрязнение земель
По экспертным оценкам ученых в республике загрязнены ТМ и нефтепродуктами выше максимально допустимого уровня (МДУ) значительные площади сельскохозяйственных угодий, преимущественно в районах нефтедобычи и в окрестностях центров химии, нефтехимии, энергетики, машиностроения (Казань, Зеленодольск, Нижнекамск, Заинск, Менделеевск, Альметьевск, Наб. Челны, и др.). По данным ФГУ «ЦАС Татарский», ФГУ «САС Альметьевска» в результате обследования земель сельхоз назначения в период 1998-2006 гг. обследована площадь в 3415,3 тыс. га.
При обследовании в 2007 г. почв санитарно-защитных зон 70 источников загрязнения окружающей (животноводческих ферм, складов пестицидов и агрохимикатов, ГСМ, АБЗ, ОАО «Завод им . Серго», ОАО «КАПО им. Горбунова»), расположенных на территории Арского, Атнинского, Балтасинского, Буинского, Высокогорского, Елабужского, Зеленодольского, Кайбицкого, Кукморского, Лаишевского, Менделеевского и Пестречинского м.р. выявлено превышение ПДК (55 мг/кг) по меди в 2,5 раза , ПДК (32 мг/кг) по свинцу в почвах СХПК «им. Ленина» Атнинского м.р., прилегающих складу минеральных удобрений; ПДК (100мг/кг) по цинку в 1,6 раза в почвах на территории н.п. Столбище Лаишевского м.р., в районе животноводческой фермы; также обнаружены следы либо наличие кадмия, ртути, нитратов, а также пестицидов в пределах ПДК этих веществ в почве. По информации ФГУП «ЦНИИГеолнеруд» в отчетном году исследования геохимического состояния грунтов на загрязнение почв в республике не проводились. Имеются локальные выпадения радионуклидов после аварий в Катмыше и Чернобыле в юго-западных и южных районах республики. В целом содержание в почвах радиоактивных изотопов после Чернобыльской катастрофы возросло от 2 до 50 раз. Кроме того, в районах нефтедобычи есть места повышенной концентрации естественных радиоактивных изотопов (природная аномалия) урана и тория и несколько локальных загрязнений (свалок) радиоактивных отходов (в районе городов Менделеевск и Чистополь). Установлены факты образования и концентрации диоксинов в компонентах окружающей среды. Значительные выбросы диоксина и диоксино подобных веществ, в 10 тыс. раз превосходящих ПДК, были выявлены исследованиями, проведенными ВНИВИ, при анализе продуктов горения после пожара на заводе двигателей ОАО «КамАЗ». Степень же загрязнения объектов окружающей среды (почвы, растений, воды) диоксином на прилегающей к заводу территории до настоящего времени не изучена.
Из-за отсутствия необходимого финансирования отсутствует система мониторинга загрязненности почвенного покрова в условиях техногенного загрязнения: распределения в окружающей среде солей, тяжелых металлов, диоксинов, микотоксинов, канцерогенно в (полициклические ароматические углеводороды (ПАУ), в том числе и 3,4-бенз(а)пиреном, радионуклидов.
Особенно актуальны для республики процессы загрязнения почв сырой нефтью и нефтепродуктами в зоне нефтедобычи (юго-восток) и на участках размещения нефтепродуктопроводов. Результаты государственного земельного контроля показывают, что ежегодно по этой причине выводится из оборота около двухсот гектаров продуктивных земель. Даже после рекультивации загрязненная почва продолжает оставаться условно грязной с превышением содержания в ней нефтепродуктов и других токсичных веществ. Остаточные количества нефти или нефтепродуктов в рекультивированной почве, достаточно губительные для почвенной биоты, значительно превышают допустимый предел (ПДК – 1500 мг/кг). Отсутствие же нормативов допустимого остаточного количества нефти и продуктов ее трансформации в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ (нормативы ДОСНП) не позволяет обеспечить должный контроль за качеством проводимой рекультивации нефтезагрязненных земель. В целях усиления контроля за проведением рекультивации нефтезагрязненных земель необходимо разработать нормативы допустимого остаточного количества нефти и продуктов ее трансформации в почвах после проведения рекультивационных и иных восстановительных работ (нормативы ДОСНП для всех типов почвенных разностей).
Другим аспектом, требующим постоянного внимания со стороны муниципальных образований, является проблема захламления земель отходами производства и потребления. Вместе с тем в республике на протяжении последних 10 лет проводится системная работа по обращению с отходами, включая усиление экологического контроля за соблюдением требований законодательства в данной области, сортировка в целях извлечения вторичных ресурсов, решение вопросов их организованной утилизации и захоронения. Однако принимаемые меры все еще недостаточны для обеспечения экологической безопасности республики.
2.2 Нарушение земель отраслями добывающей промышленности