Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 22:59, реферат
Наверняка не вызовет сомнений, что дошкольник воспринимает мир несколько иначе, чем взрослый или даже старший ребенок. Иной взрослый замечает куда меньше удивительных «чудес» в привычном взгляду окружении, чем дошкольник, вступающий в «художественную игру» (понятие, введенное детским психологом Конрадом фон Ланге, подразумевающее активную работу фантазии) с даже малопривлекательными объектами. Для того чтобы уметь показать ребенка красоту действительности, педагог в первую очередь должен уметь взглянуть на действительность глазами своего воспитанника: дошкольник всегда заведомо художник.
Отталкиваясь от придуманных детьми описаний, можно сочинить целую сказку с интересным сюжетом, счастливым и добрым концом.
Детские высказывания можно направлять с помощью вопросов:
Какое у шарика настроение?
Как его зовут?
Что он любит больше всего?
Что он не любит больше всего?
О чем он мечтает?
С кем он дружит?
Нравится ли ему гулять на улице?
Он добрый или злой?
Где он живет?
Воспитатель может задавать
и другие вопросы, ориентируясь только
на то, насколько они могут
Если у ребят возникают затруднения при описании предмета (в данном случае воздушного шара), воспитатель может начать рассказывать сказку «Путешествие воздушного шарика» от лица будущего героя:
«Я воздушный шарик. Появился я в магазине. В магазине мне очень нравилось. Там было много игрушек, других разноцветных шариков. Только сначала я был ненадутый. Ма-а-аленький! Я лежал в коробке с другими шарами и боялся, что меня никто никогда не заметит. Но однажды продавец выбрал именно меня! В меня попал воздух. Это щекотно, должен я вам сказать! Ух и большой же я получился!.. Прыгучий! С блестящими боками!»
Воспитатель прерывает свой рассказ и просит ребят пофантазировать о том, что же случилось с шариком.
Размышления ребят можно направлять вопросами, ответы на которые составят целостный сюжет:
Кто купил шарик?
Подружился ли шарик со своим хозяином?
Что шарик увидел на улице?
Что он увидел дома у хозяина?
Что они делали?
Отличным окончанием работы с выбранным предметом может стать задание нарисовать продолжение сказки или приключения данного предмета, непосредственно игра с ним. Например, в приведенном случае можно отдать ребятам шар для совместной подвижной игры или заготовить разноцветные шары по количеству детей (3—4 запасных). Поскольку игра (сочинение сказки) происходит в конце дня, довольные ребята заберут шарики с собой.
«Оживить» подобным образом можно любой предмет:
• маленькое домашнее растение в горшочке (ребята могут пофантазировать о том, как уютно живется растению, как складываются его взаимоотношения с соседом кактусом);
• пару детских варежек (можно
придумать целую серию
• елочную игрушку (интересна судьба любой елочной игрушки: весь год просиживает она в вате, спит в темной коробке с другими игрушками, только раз в год достают ее на несколько дней, но что только не происходит за эти часы!).
Игровая ситуация «В чудной стране»
Цель — способствовать
становлению эстетического
Ребятам предлагается прослушать стихотворение русской детской писательницы Ирины Петровны Токмаковой «В чудной стране»:
В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка,
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чудной стране...
Ты почему не веришь мне?
Писательница придумала жителей своей необыкновенной страны, опираясь на их внешние характеристики (у ботинка есть язычок — значит, он может лакать молочко). Воспитатель просит детей представить, будто они попали в страну, где все предметы живые. Как они будут себя вести? Какой у них будет характер?
Например, можно начать путешествие по «волшебной» стране с кухни: «У чайника есть носик (носик вздернутый, гордый). Он этим носиком сопит громко, когда сердится. А кто его сердит? Кастрюлька — ручки в бока упирает». Когда ребята устанут изобретать своих необычных героев, можно разложить на столе большой лист бумаги, предложить совместно нарисовать придуманную страну, придумать ей название, подписать рисунок и поместить на стену. Ребят еще долго будут радовать воспоминания о необычном время препровождении.
Источник: "Дошкольная педагогика", Январь , 2011г