Информационные методы управления качеством окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 00:14, реферат

Описание работы

Система экологического мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но в то же самое время является источником необходимой информации для принятия экологически значимых решений. Понятие «экологический контроль» следует употреблять, когда речь идет о деятельности, предполагающей принятие регулирующих мер. Таким образом, экологический контроль – это деятельность государственных органов, предприятий, организаций и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Более подробно экологический контроль будет рассмотрен в разделе административно-правовые механизмы управления. В природоохранном законодательстве РФ государственная служба экологического мониторинга определяется как часть общей системы экологического контроля.

Файлы: 1 файл

Информационные методы в управлении качеством.docx

— 43.28 Кб (Скачать файл)

Информационные  методы управления качеством окружающей среды

Среди методов  управления качеством окружающей среды  важное место занимают информационные методы, к которым, прежде всего, относится  мониторинг окружающей среды. Особенностью экологической информационной системы  городской территории должна быть ее информационная открытость различным  пользователям, включая и общественность. Информационную основу этой системы  составляют базы данных, сформированные на основе экологического мониторинга.

^ Экологический  мониторинг – это система наблюдения, оценки и прогнозирования состояния  окружающей среды. При этом  следует различать понятия «экологический  мониторинг» и «экологический  контроль». Система экологического  мониторинга не включает деятельность  по управлению качеством среды,  но в то же самое время  является источником необходимой  информации для принятия экологически  значимых решений. Понятие «экологический  контроль» следует употреблять,  когда речь идет о деятельности, предполагающей принятие регулирующих  мер. Таким образом, экологический  контроль – это деятельность  государственных органов, предприятий,  организаций и граждан по соблюдению  экологических норм и правил. Более подробно экологический  контроль будет рассмотрен в  разделе административно-правовые  механизмы управления. В природоохранном  законодательстве РФ государственная  служба экологического мониторинга  определяется как часть общей  системы экологического контроля.

Виды, задачи и принципы организации экологического мониторинга

Комплексный мониторинг окружающей среды включает в себя исследование состояния природных  ресурсов воды, воздуха, почвы и биосферы в целом физическими, химическими  и биологическими методами с целью  обоснования и обеспечения мероприятий  по сохранению стабильности природных  ресурсов за счет способности их к  восстановлению.

 Для решения  возникающих проблем необходимо  создание системы управления  состоянием ОС в реальном времени,  включая воздушный, водный бассейны  и почву. Такая система преследует  две цели:

1. Поддержание  состояния ОС на некотором  заранее заданном уровне;

2. Создание  экологической обстановки, способствующей  улучшению здоровья населения.

 Первая  цель может рассматриваться как  тактическая, а вторая – как  стратегическая.

 Эти цели  осуществляются специально уполномоченными  государственными органами РФ  в области охраны окружающей  среды при участии министерств  и ведомств через систему наблюдений  – Единую государственную систему  экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

 Основными  задачами экологического мониторинга  являются:

 

- организация  систематических наблюдений за  изменением компонентов биосферы;

- оценка наблюдаемых  изменений и степени антропогенной  нагрузки на окружающую среду;

- прогноз  тенденций в изменении биосферы.

 Экологический  мониторинг является одним из  инструментов оптимизации отношений  человека с природой, экологизации его хозяйственной деятельности.

 Экологический  мониторинг возник на стыке  экологии, биологии, географии, геофизики,  геологии и других наук. Поэтому  выделяют различные виды мониторинга  в зависимости от рассматриваемых  объектов: биоэкологический (санитарно-гигиенический), биологический (мониторинг биоты), геоэкологический (природно-хозяйственный), биосферный (глобальный), геофизический, климатический, здоровья населения и др. Однако важнейшей составной частью мониторинга окружающей среды является мониторинг антропогенных загрязнений, которому уделяется основное внимание в данном пособии.

 Существуют  различные виды классификации  мониторинга. Наиболее перспективной  для прикладной экологии и,  в частности строительной экологии, является классификация, базирующаяся  на территориальном принципе.

 В соответствии  с этим рассматриваются следующие  уровни мониторинга окружающей  среды:

- глобальный, проводимый на всем земном шаре или в пределах одного-двух материков под эгидой ООН в рамках международного сотрудничества;

- национальный, проводимый на территории одного государства специально уполномоченными органами (службами);

- региональный, проводимый на большом участке территории одного государства или сопредельных государств (например, реки или внутренние моря);

- локальный,  проводимый на сравнительно небольшой  территории города, водного объекта,  района крупного предприятия  и т.п.

 Особое  место в этой классификации  занимает фоновый мониторинг, цель  которого состоит в получении  некоторого эталона состояния  окружающей среды и ее изменения  в условиях возможно минимального  антропогенного воздействия. Данные  фонового мониторинга необходимы  для анализа результатов всех  видов мониторинга. Сам фоновый мониторинг обычно проводится в рамках глобального или национального, но может быть также организован в рамках локального мониторинга перед разработкой проекта или строительством крупного промышленного, энергетического или иного объекта.

 Особенно  сложны проблемы экологического  мониторинга на глобальном уровне. До сих пор цели такого мониторинга  недостаточно четко сформулированы. Кроме того, мониторинг на национальном, региональном и локальном уровнях, как правило, является внутригосударственной задачей, тогда как глобальный мониторинг осуществляется на уровне межгосударственного сотрудничества, так как он отвечает интересам всего человеческого сообщества.

 Глобальная  система мониторинга окружающей  среды (ГСМОС) ведется в рамках  Программы ООН по пяти основным  направлениям:

- мониторинг  климата;

- мониторинг  крупномасшабного переноса и осаждения загрязняющих веществ;

- мониторинг  для целей здравоохранения;

- мониторинг  возобновляемых природных ресурсов;

- мониторинг  океана.

 Задачи, принципы  и организация глобального мониторинга  более подробно изложены в  учебном пособии: ^ Афанасьев Ю.А., Фомина С.А. Мониторинг и методы  контроля окружающей среды. Учебное  пособие. Часть 1. Общая. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.

 В нашей  стране национальный мониторинг  был организован в 70-х годах  в виде Общегосударственной Службы  Наблюдений и Контроля за Уровнем Загрязнения Внешней Среды (ОГСНК). Она функционировала на базе органов Госкомгидромета и ряда других министерств и ведомств. ОГСНК имеет несколько уровней:

- станции  наблюдения, осуществляющие наблюдения  и определенную обработку, и  обобщение данных;

- территориальные  и региональные центры, осуществляющие  обобщение, анализ материалов, составление  местных прогнозов и оценку  состояния окружающей среды по  своей территории;

 - Гидрометцентр СССР и другие головные центры (НИИ), осуществляющие разработку прогнозов и оценку состояния окружающей среды в национальном и глобальном масштабах.

 На базе  ОГСНК сформирована Единая государственная  система экологического мониторинга  (ЕГСЭМ).

 Информация  о загрязнении окружающей среды  по степени срочности делится  на три категории:

- экстренная  информация, содержащая сведения  о резких изменениях уровня  загрязнения, требующая безотлагательного  принятия мер, немедленно сообщается  местным и центральным органам;

- оперативная  информация, охватывающая месячный  период наблюдений, перерабатывается  на местах и в центральных  организациях Росгидромета, сообщается  в местные и центральные организации;

- режимная  информация, охватывающая годовой  период наблюдения и отражающая  общее состояние, тенденции в  изменении загрязнения природных  сред, служит для планирования  мероприятий по охране окружающей  среды на длительные сроки.

 В целом  система национального мониторинга  состоит из следующих подсистем:

- мониторинга  источников загрязнения;

- мониторинга  атмосферного воздуха;

- мониторинга  вод суши;

- мониторинга  морей;

- мониторинга  почв;

- мониторинга  биоты;

- фонового  мониторинга.

 При оценке  состояния окружающей среды в  качестве критерия используются  предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ. В настоящее  время установлены ПДК в различных  средах для нескольких тысяч  загрязнителей, поэтому определение  их всех при проведении национального  мониторинга не представляется  возможным. Поэтому при создании  перечня приоритетных веществ для национального мониторинга выбирают между общей распространенностью и специфической токсичностью подлежащих контролю загрязнителей. Приоритет пока отдается первым (пыль, СО, NO, NO2, SO2 и др.), но постепенно их список начинает дополняться и супертоксикантами (например, диоксинами, бензопиреном и др.).

 При мониторинге  источников загрязнений (МИЗ)  перечень подлежащих контролю  веществ определяется специализацией  предприятия и составом его  выбросов и сбросов. Установление  предельно допустимых выбросов (ПДВ)  и предельно допустимых сбросов  (ПДС) сводит МИЗ к контролю за соблюдением этих величин, а также изучению характера и путей распространения загрязнений с учетом гидрометеорологических и других условий.

^ Мониторинг  атмосферы осуществляют посты  трех категорий:

- стационарные  посты, ведущие систематические  и длительные наблюдения, оборудованные  приборами для отбора и анализа  проб воздуха и определения  различных (в том числе метеорологических)  параметров; эти посты располагаются  на открытых площадках в жилых  микрорайонах на расстоянии 10-40 м  от основных источников загрязнения;

- маршрутные  посты, служащие для постоянных  наблюдений с помощью передвижной  лаборатории на автомашине, позволяющих  определять пыль, сажу, типичные  газообразные выбросы, главным  образом от низких источников, и метеопараметры;

- подфакельные (передвижные) посты, служащие для разовых наблюдений под дымовыми и газовыми факелами.

 На стационарных  постах устанавливаются павильоны  типа «Пост-1», «Пост-2», «Воздух», оснащенные аппаратурой для отбора  проб и приборами для определения  метеорологических параметров. Для постов наблюдений ГОСТ 17.2.3.07-86 «Правила контроля воздуха населенных пунктов» устанавливает четыре программы наблюдений: полную (ежедневные наблюдения в 1, 7, 13 и 19 часов с получением информации о среднесуточных и разовых концентрациях вредных веществ), неполную (ежедневные наблюдения в 7, 13 и 19 часов с получением информации о разовых концентрациях вредных веществ), сокращенную (наблюдения в 7 и 13 часов при температуре воздуха ниже – 45°С в местах, где содержание примесей низкое) и суточную (непрерывный отбор проб для определения среднесуточных концентраций вредных веществ). Методы пробоотбора и анализа детально описаны и регламентированы соответствующим руководством. Выбор исследуемых примесей осуществляется в зависимости от количества выброса этих веществ, их класса опасности, характерного размера города, рассеивающей способности атмосферы конкретного района. Считается, что при незначительных объемах выбросов, когда приземные концентрации близки к фоновым, наблюдения нецелесообразны.

 Для проведения  мониторинга вод суши организуются:

- стационарная  сеть пунктов наблюдения за  естественным составом и загрязнением  поверхностных вод;

- специализированная  сеть пунктов для решения научно-исследовательских  задач;

- временная  экспедиционная сеть пунктов.

 При определении  местонахождения пунктов наблюдения  необходимо обратить внимание  на места сброса сточных, подогретых, коллекторно-дренажных вод, нерестилища  и зимовья рыб, устьевые зоны  и т.д. В каждом пункте, как  правило, организуется несколько  створов наблюдений: выше источника  загрязнения (примерно на 1000 м), ниже  источника загрязнения на 500 м  и на расстоянии достаточно  полного разбавления сточных  вод.

 Порядок  проведения наблюдений за состоянием  поверхностных вод определен  ГОСТом 17.1.3.-82 «Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды, водоемов и водотоков» и соответствующими методическими указаниями. Разработанная система предусматривает согласованную программу работ по гидрологии, гидрохимии и гидробиологии. Пункты наблюдения устанавливают в зависимости от хозяйственного назначения водных объектов, их размеров и экологического состояния. Периодичность наблюдений определяется категорией пункта.

 Пункты  наблюдения первой и второй  категории устанавливают в крупных  городах, в районах повторяющихся  аварийных сбросов и высокой  загрязненности – от 10 до 100 ПДК  и более (в соответствии с  типом водного объекта). Пункты  третьей категории устанавливаются  в районах расположения городов  с населением менее 0,5 млн. человек,  в замыкающих створах больших  и средних рек и водоемов, в  районах организованного сброса  сточных вод, где систематическая  загрязненность воды по одному  или нескольким загрязняющим  веществам достигает 10 ПДКв или ПДКвр (в соответствии с типом водного объекта).

 При проведении  мониторинга морей обязательно  осуществляются гидрометеорологические  наблюдения, а отбор проб проводится  на нескольких горизонтах. Программа  наблюдений и частота отбора  проб определяются категорией  станции. Часто практикуется проведение  наблюдений по сокращенной программе:  растворенный кислород, нефтепродукты, 1-2 загрязнителя, специфичные для  данного района. В настоящее время  мониторингом морей охвачены  все прибрежные моря РФ и  отдельные районы открытого океана.

 При мониторинге  почв обращается повышенное внимание  на содержание в них пестицидов. При этом различают две категории  почв:

- почвы сельскохозяйственных  районов;

- почвы вокруг  промышленных и энергетических  объектов.

 Наблюдения  за уровнем загрязнения почв  носят, как правило, экспедиционный  характер и выполняются в соответствии  с требованиями ГОСТа 17.4.4.02-84 «Охрана природы. Почвы. Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа» на определенных площадях по регулярной сети отбора проб, на ключевых участках, характеризующих типичные сочетания природных условий и антропогенного воздействия, на отдельных почвенно-геохимических профилях. Унифицированная и строго регламентированная система определяет сопоставимость всех получаемых в сети мониторинга сведений.

Информация о работе Информационные методы управления качеством окружающей среды