Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 18:54, реферат
Описание работы
В условиях развития рыночной экономики и высокой степенью изменчивости окружающей среды, в которой главной целью стало получение максимальной прибыли при минимуме затрат, не могло не затронуть сферу транспортных услуг и ее тарифную политику. Специфика современного периода развития общественного производства оказывает сильное влияние на все отрасли, в том числе и на транспорт и требует поиска новых решений, методов повышения эффективности его работы.
В условиях развития рыночной
экономики и высокой степенью изменчивости
окружающей среды, в которой главной целью
стало получение максимальной прибыли
при минимуме затрат, не могло не затронуть
сферу транспортных услуг и ее тарифную
политику.
Специфика современного периода
развития общественного производства
оказывает сильное влияние на все отрасли,
в том числе и на транспорт и требует поиска
новых решений, методов повышения эффективности
его работы.
Правильная тарификация работ
и услуг, выполняемых транспортом, — задача
достаточно сложная и заслуживает комплексного
рассмотрения. Наряду с этим проблему
о том, какими должны быть тарифы на перевозку
грузов, необходимо рассматривать как
часть системы тарифов на услуги разных
видов транспорта, как самостоятельную
сферу ценообразования, которая формируется
под воздействием ряда факторов и в первую
очередь издержек производства.
Один из существенных факторов,
влияющих на выбор перевозчика, является
стоимость перевозки. Борьба за клиентов,
неизбежная в условиях конкуренции, также
может вносить коррективы в транспортные
тарифы. Например, железные дороги Российской
Федерации испытывают сегодня серьезную
конкуренцию автомобильного транспорта
в области перевозок небольших партий
грузов так называемых мелких и малотоннажных
отправок. Это оказывает сдерживающее
влияние нарост соответствующих железнодорожных
тарифов.
Транспорт как систему можно
представить в различных видах и формах
построения.
В результате формирования
современного рынка транспортных услуг,
роль транспортных тарифов повышается.
В связи с этим актуальна информация, связанная
с происходящими изменениями в уровне
транспортных тарифов, в количественных
и качественных характеристиках тарифных
систем.
1 Транспортные тарифы: понятие
и сущность тарифов.
Составной частью системы цен
за логистические услуги являются грузовые
тарифы.
Как экономическая категория,
транспортные тарифы являются формой
цены на продукции транспорта. Они должны
обеспечить возможность расширенного
воспроизводства на транспорте.
Тарифы включают в себя:
– непосредственно плату, взимаемую
за перевозку грузов;
– сборы за дополнительные
операции, связанные с перевозкой грузов.
Тарифы должны разрабатываться,
а в дальнейшем корректироваться с учетом
немногих, но очень важных для развития
принципов. В конечном итоге они должны
быть построены таким образом, чтобы обеспечить,
с одной стороны нормально работающему
перевозчику возмещение себестоимости
перевозок и возможность получения прибыли,
а с другой, потребителю транспортных
услуг выгодность связей транспортом
общего пользования.
Тарифы должны содействовать
решению важнейших макрологистических
задач:
рациональному размещению производительных сил регионе, стране;
сближению потребителей и поставщиков материальных ресурсов;
развитию регионов, экономики,
производства и сфер делового обслуживания;
рациональному распределению
грузопотоков в макрологистической системе;
оптимизации грузооборота между различными видам транспорта;
полному использованию подвижного состава;
снижению уровня нерациональных перевозок до минимума;
ликвидации порожних пробегов
и т.д.
В связи с этим тарифы различных
видов транспорта соответствующими организациями
в зависимости от целеполагания на конкретном
этапе периодически пересматриваются.
Этому способствуют и такие
серьезные причины, как:
динамика развития производственных
сил;
изменения в себестоимости
перевозок по причинам как глобального,
так и локального характера;
конкурентная борьба за потребителей
транспортной продукции.
При планировании тарифной
политики важно обеспечить экономически
обоснованные соотношения по трем направлениям:
перевозки различных грузов;
перевозки различными видами
транспорта
перевозки однородных грузов,
но различными видами транспорта.
Следует отметить еще один аспект.
Тарифное соотношение, сложившееся на
определенный момент, не остается надолго
стабильным. Помимо вышеуказанных причин
это вызвано неустойчивостью затрат на
производство транспортной продукции
в процессе функционирования различных
видов транспорта. Искомые затраты зависят
от ряда факторов, в том числе от:
дальности перевозок;
степени использования живого
и овеществленного труда;
технической оснащенности;
уровня производительности
труда;
деловой активности
В то время существует ряд общих
очевидных факторов, которые оказывают
влияние на уровень тарифов, в связи, с
чем их необходимо учитывать в процессе
планирования логистической деятельности.
Наиболее важные из них следующие:
грузоподъемность;
загрузка транспортного средства;
род груза;
вид груза;
размер отправки;
скорость перевозки;
расстояние перевозки.
Квалифицированным регулированием
уровня тарифных ставок можно стимулировать
спрос не только на основную продукцию
транспорта, но и на дополнительные транспортно-экспедиционные
услуги.
При увеличении расстояния
себестоимость перевозки 1 т-км снижается.
Данная закономерность используется при
планировании тарифов и учитывается на
всех видах транспорта. Более того, на
практике очень часто в целях рационализации
грузопотоков и стимулирования спроса
на продукцию транспорта тарифные ставки
намеренно отклоняются от расчетных.
2 Особенности транспортных
тарифов.
Всеми видами транспорта как
поощрительная мера для транзитных перевозок
широко используется так называемая транзитная
льгота. Она выражается в том, что перевозчик
за дополнительную плату предоставляет
заказчикам (грузоотправителю, грузополучателю)
право прерывать перевозку в промежуточном
пункте на пути следования, но при этом
оплачивать перевозку по сквозному тарифу.
Как правило, транзитные льготы
предоставляются по различным массовым
грузам (зерно, древесина, металлопродукция
и т. д.) для их переработки в пути следования
или для промежуточного хранения в заранее
обусловленных случаях. Одновременно
с указанными льготами заказчикам предоставляется
право самостоятельно забирать из промежуточного
пункта часть или весь переработанный,
готовый к дальнейшей транспортировке
груз.
Транзитная льгота может также
предоставляться транспортными организациями
грузоотправителям в тех случаях, когда
в пути следования предусматривается
возможность распродажи крупнопартионных
грузов более мелкими партиями.
При выполнении международных
перевозок взимаются таможенные пошлины
и таможенные сборы. Таможенные пошлины
представляют собой налоги, накладываемые
таможней при пропуске товаров через таможенную
границу. Перечень облагаемых таможенными
пошлинами товаров и ставки таможенных
пошлин сводятся в таможенный тариф.
Различают ввозные и вывозные
таможенные пошлины.
Определение таможенных пошлин
во многом зависит от механизма, на основе
которого предполагается их взимание.
На практике используется три подхода,
базирующихся на:
твердых ставках за единицу
измерения товара {специфические пошлины);
процентах от цены товара {адвалорные
пошлины);
комбинированном способом, обусловливающем совмещение специфических и адвалорных пошлин.
Таможенные сборы представляют
собой всевозможные сборы, которые взимаются
помимо таможенных пошлин. К данной категории,
в частности, можно отнести различного
рода марочные сборы, лицензионные сборы,
бандерольные сборы и др.
Также отметим, что таможня
является особым государственным органом,
который осуществляет контроль над провозом
грузов (багажа) через границу. Таможни
располагаются в морских и речных портах,
на железнодорожных станциях, в аэропортах,
а также в автомобильных пунктах пересечения
границы, через которые осуществляется
провоз экспортно-импортных и транзитных
грузов.
Для характеристики изменения
уровня тарифов на перевозки определенной
совокупности грузов в процессе логистического
анализа и при планировании продвижения
материальных потоков рассчитывается
тарифный индекс. Он определяется как
отношение величины доходов транспортного
предприятия от перевозок текущего периода
к величине, которую могло бы получить
это предприятие за те же перевозки при
условии сохранения тарифов на уровне
базисного периода.
Огромное значение не только
в транспортной логистике, но и вообще
в процессе ценообразования на товары
имеют базисные условия поставки.
Базисными условиями поставки
называют специальные условия, которые
фиксируются в контрактах купли-продажи
и определяют обязанности продавца и покупателя
по доставке товара. При этом устанавливается
момент переход риска случайной гибели
или повреждения товара с продавца на
покупателя.
Основная цель базисных условий
поставки имеет прямую логистическую
направленность — определить, кто несет
расходы, связанные с транспортировкой
товара.
Как уже отмечалось, данная
совокупность логистических расходов
очень разнообразна и достаточно велика,
составляя иногда 40 — 50% цены товара.
Они могут включать:
расходы по подготовке товара
к отгрузке (проверка качества и/или количества,
отбор проб, упаковка, маркировка груза
и пр.);
оплату погрузки продукции на транспортные средств;
оплату непосредственной транспортировки
продукции к месту назначения;
оплату страхования грузов в
пути;
расходы по хранению и охране
продукции в пути, также по ее перевалке
и перевариванию;
расходы по доставке продукции
от промежуточного (процессе транспортировки)
пункта назначения до конечного, т. е. на
склад получателя;
оплату таможенных пошлин, налогов
и сборов и т. д.
3 Система транспортных тарифов
на автомобильном транспорте.
На автомобильном транспорте
также применяется сложная система грузовых
тарифов, которая отражает два основополагающих
подхода. В нее включаются:
Повременные тарифы, которые
применяются для оплаты использования
автомобиля за каждый час работы за время
с момента его выхода из гаража до возвращения
в гараж. При этом время обеденного перерыва
исключается.
Сдельные тарифы. Они устанавливаются
за перевозку фактической массы грузов
в зависимости от расстояния и класса
груза.
Сдельные тарифы делятся на
общие и исключительные.
Общие тарифы касаются перевозок
грузов отправками массой свыше 5 тонн
за исключением массовых навалочных грузов,
оплачиваемых по исключительным тарифам
и массой до 5 т в городском и пригородном
сообщениях.
Грузы, перевозимые автомобильным
транспортом по этим тарифам, распределяются
на 4 класса в зависимости от коэффициента
использования грузоподъемности. В связи
с этим тарифная плата взимается с применением
следующих коэффициентов:
при перевозке грузов 1-го класса
– 1,0;
II-го класса — 1,25;
III-го класса — 1,66;
IV-ro класса — 2,0.
Чтобы определить размер платы
за перевозку грузов по отдельным тарифам,
необходимо знать расстояние перевозки,
массу и класс груза, тарифную плату за
перевозку 1 т. Первые две составляющие
определяются по перевозочным документам,
а класс груза и тарифная плата, как уже
отмечалось, по сдельным тарифам.
Тарифы из покилометрового
расчета применяются:
при исчислении платы за пробег
автомобиля, следующего своим ходом, для
работы вне места его постоянного пребывания
и при возвращении обратно;
за пробег автомобиля в обоих
направлениях в случае, когда перевозка
не состоялась по вине заказчика;
за пробег автомобиля при оказании
специальных услуг и выполнении других
операций;
в случае перегона (доставки)
нового подвижного состава или после капитального
ремонта.
Плата из покилометрового расчета
взимается не только с учетом каждого
километра пробега, как установлено по
определению, но и в зависимости от грузоподъемности
автомобиля (автопоезда).
На автомобильном транспорте
в процессе управления широко используются
различные надбавки, скидки и штрафы. Они
предусматривают изменение тарифной платы
при изменении условий перевозки, нарушении
установленных норм и порядков и в некоторых
других случаях.