Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 18:35, реферат
Экологическое состояние окружающей среды является одним из самых актуальных и приоритетных направлений устойчивого развития человеческой цивилизации.
Экология – это емкое слово вбирает в себя множество проблем, а решать их все придется нам – всем миром.
В правовом государстве не должно нарушаться провозглашенная ООН основное естественное конституционное право людей на благоприятную среду, на жизнь в гармонии с природой.
1. Введение
2. Предмет, цели и задачи экологии
3. Исторический аспект
4. Экологические проблемы Казахстана
5. Заключение
6. Список использованной литературы
Министерство образования и науки Республики Казахстан
РГП «ЗАПАДНО - КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени МАРАТА ОСПАНОВА»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА
Специальность: Общая медицина
Дисциплина: Экология
Кафедра: Общая гигиена и экология
Курс: 1
Тема: История развитии экологии
Форма выполнения: Реферат
Проверила: Тулегенова Г.А.
Оценка преподавателя: _________
Дата: 15.09.2014
Актобе 2014 г.
План
Введение
Экологическое состояние окружающей среды является одним из самых актуальных и приоритетных направлений устойчивого развития человеческой цивилизации.
Экология – это емкое слово вбирает в себя множество проблем, а решать их все придется нам – всем миром.
В правовом государстве не должно нарушаться провозглашенная ООН основное естественное конституционное право людей на благоприятную среду, на жизнь в гармонии с природой.
Уникальность всего живого очевидна. Необходимо более бережное и ответственное отношение к нашей окружающей природной среде – это ведь наш общий дом и порядок в нем наводить нам, а начинать надо с себя, тогда и природа нас отблагодарит, так как мы с ней связаны видимыми и невидимыми нитями и от нее зависимы.
Основными глобальными экологическими проблемами современности являются:
Все они в комплексе отображаются и на экологии нашей страны.
Предмет, цели и задачи экологии
Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов и сообществ между собой и с окружающей средой обитания.
Термин «экология» ввел в научный обиход в 19 веке (1866 г.) Эрнст Геккель – немецкий биолог. Слово образовано от двух греческих слов: οικος (ойкос) – дом, жилище, родина и λόγος (логос) – наука, и в переводе означает «наука о доме». Размеры «дома» могут колебаться от небольшого пространства до природной зоны, материка и всей биосферы. «Дом» современного человечества – вся планета Земля, вместе с прилегающим космическим пространством. Образно говоря, экология – это наука о том, как жить в собственном доме, что мы должны делать, если хотим выжить на своей планете.
Физическая среда и биологический мир в сочетании друг с другом образуют некую систему - ЭКОСИСТЕМУ, в пределах которой необходимые для жизни вещества совершают непрерывный круговорот меду почвой, воздухом и водой, с одной стороны, и между растениями и животными – с другой. Изменения физических параметров среды обязательно приводят, в конечном счете, к изменениям в биологическом мире.
Таким образом, главный объект изучения в экологии является экосистемным. Кроме того, в область ее компетентности входит изучение отдельных видов организмов, их популяций, т.е. совокупностей особей одного вида и биосферы в целом. Целевым назначением данного курса является доведение до сознания студента жизненной важности решения экологических проблем.
Стратегической задачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.
Методическую основу современной экологии составляет сочетание системного подхода, натурных наблюдений, лабораторного эксперимента и моделирования.
Системный подход – основа экологических исследований, так как любой объект экологии – это либо система, либо ее структурным элементом.
Разнообразие задач экологии влияет на разнообразие применяемых методов, которые можно условно объединить в несколько групп:
1. Методы регистрации и оценки среды (метод мониторинга):
- метеорологические наблюдения:
изменения температуры, давления, прозрачности
атмосферы, солености и состава
воды, химический состав почвы
и рН почвы. Это методы измерения
химического состава и
- методы радиологического контроля;
- методы определения
- методы биотестирования и биоиндикации;
2. Методы количественного
учета организмов и их
- методы количественного учета;
- методы оценки массы и продуктивности растений и животных;
3. Методы изучения влияния
факторов среды на
Сложные и длительные наблюдения в природе, проведения лабораторных экспериментов, которые устанавливают оптимальные или граничные условия существования организмов, нормы их реакции на факторы ОС. Эта группа методов используется при определении доз, лежащих в основе нормирования.
4. Методы, изучающие взаимоотношения
между организмами в
Эти методы составляют важную часть системной экологии. В них входят натуральные наблюдения и лабораторные исследования пищевых отношений, пищевого наблюдения, а также радиоизотопный метод, определяющий перенос вещества и энергии, создание искусственных сообществ.
5. Методы математического моделирования:
- математическое моделирование техногенных эмиссий, распространение загрязнителей в атмосфере, воде, почве;
- имитационное моделирование;
- глобальное моделирование,
основанное на проблемно-
6. Методы прикладной экологии:
- создание геоинформационных систем, банкирование экологической информации, относящейся к различным регионам территорий, ландшафтов, агросистемам, городам;
- комплексный эколого-
- методы инженерно-
- метод снижения вредного
воздействия производственных
- экологическая аттестация и паспортизация.
- Вся совокупность методов исследований:
- натуральные наблюдения;
- лабораторные исследования;
- моделирование в лабораторных условиях;
- математическое моделирование.
Исторический аспект
В истории развития экологии можно выделить три основных этапа.
Первый этап — зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. XIX в.). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.
Аристотель (384–322 г.г. до н.э.). В работе «История животных» рассматривал такие вопросы как приуроченность организмов к местам обитания, одиночная или стайная жизнь, различия в питании.
Теофраст (372–287 г.г. до н.э.) – ученик Аристотеля, основоположник географии растений. В «Истории растений» отмечал зависимость растительного покрова от климата и почв.
В средневековье развитие науки в значительной степени сдерживала церковь. Научные исследования сделались невозможными – содержание Библии было провозглашено основой всякого знания, не подвергаемой сомнениям. Научные достижения античного мира постепенно предавались забвению. Становлению научного мировоззрения способствовала Эпоха Возрождения. Ей соответствует период: конец XIII в. – XVI в.
В конце первого этапа большой вклад в формирование экологических знаний внесли следующие выдающиеся ученые:
Карл Линней (1707–1778 г.г.) – шведский естествоиспытатель, сторонник креационистской концепции в биологии, согласно которой многообразие форм органического мира есть результат их сотворения.
Жан Батист Ламарк (1744–1829 г.г.) – французский ученый, автор первого эволюционного учения. Считал, что важнейшей причиной приспособительных изменений организмов, эволюции растений и животных является влияние внешних условий среды. Само живое, по Ламарку, возникло из неживого по воле творца и далее развивалось на основе строгих причинных закономерностей.
Жорж Кювье (1769–1832 г.г.) – французский зоолог, сформулировал теорию катастроф, смысл которой сводился к тому, что творец актом творения создает органический мир каждой геологической эпохи заново, этот органический мир существует недолго, гибнет в результате мировой катастрофы, после чего происходит новый акт творения. Таким образом, был найден компромисс между религиозным мышлением и накопленным научным материалом.
Ж.Б. Ламарк и Томас Мальтус (1766–1834 г.г.) впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.
Ученые Российской АН также оказывали влияние на развитие экологии. Примером являются наблюдения, выполненные в ходе экспедиционных исследований путешественника Степана Петровича Крашенинникова (1713– 1755 г.г.), нашедшие отражение в его работе «Описание земли Камчатской».
В XVII–XVIII в.в. экологические сведения составляли значительную долю во многих биологических описаниях
Второй этап — оформление экологии в самостоятельную отрасль знаний (после 60-х гг. XIX в.). Начало этапа ознаменовалось выходом работ русских ученых К. Ф. Рулье (1814— 1858), Н. А. Северцова (1827—1885), В. В. Докучаева (1846— 1903), впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени. Не случайно поэтому американский эколог Ю. Одум (1975) считает В. В. Докучаева одним из основоположников экологии. В конце 70-х гг. XIX в. немецкий гидробиолог К. Мёбиус (1877) вводит важнейшее понятие о биоценозе как о закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды.
Неоценимый вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин (1809—1882), вскрывший основные факторы эволюции органического мира. То, что Ч. Дарвин называл «борьбой за существование», с эволюционных позиций можно трактовать как взаимоотношения живых существ с внешней абиотической средой и между собой, т. е. с биотической средой.
Э. Геккель
Немецкий биолог-эволюционист Э. Геккель (1834—1919) первый понял, что это самостоятельная и очень важная область биологии, и назвал ее экологией (1866). В своем капитальном труде «Всеобщая морфология организмов» он писал: «Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы: изучение всей совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической, и прежде всего — его дружественных или враждебных отношений с теми животными и растениями, с которыми он прямо или косвенно вступает в контакт. Одним словом, экология — это изучение всех сложных взаимоотношений, которые Дарвин назвал «условиями, порождающими борьбу за существование».
Как самостоятельная наука экология окончательно оформилась в начале XX столетия. В этот период американский ученый Ч. Адаме (1913) создает первую сводку по экологии, публикуются другие важные обобщения и сводки (В. Шелфорд, 1913, 1929; Ч. Элтон, 1927; Р. Гессе, 1924; К. Раункер, 1929 и др.). Крупнейший русский ученый XX в. В. И. Вернадский создает фундаментальное учение о биосфере.
В 30-е и 40-е гг. экология поднялась на более высокую ступень в результате нового подхода к изучению природных систем. Сначала А. Тенсли (1935) выдвинул понятие об экосистеме, а несколько позже В. Н. Сукачев (1940) обосновал близкое этому представление о биогеоценозе. Следует отметить, что уровень отечественной экологии в 20—40-х гг. был одним из самых высоких в мире, особенно в области фундаментальных разработок. В этот период в нашей стране работали такие выдающиеся ученые, как академики В. И. Вернадский и В. Н. Сукачев, а также крупные экологи В. В. Станчинский, Э. С. Бауэр, Г. Г. Гаузе, В. Н. Беклемишев, А. Н. Формозов, Д. Н. Кашка-ров и др.
Во второй половине XX в. в связи с прогрессирующим загрязнением окружающей среды и резким усилением воздействия человека на природу экология приобретает особое значение.
Начинается третий этап (50-е гг. XX в. — до настоящего времени) — превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. Из строгой биологической науки экология превращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики...» (Реймерс, 1994).
Современный период равития экологии в мире связан с именами таких крупных зарубежных ученых, как Ю. Одум, Дж. М. Андерсен, Э. Пианка, Р. Риклефс, М. Бигон, А. Швейцер, Дж. Харпер, Р. Уиттекер, Н. Борлауг, Т. Миллер, Б. Небел и др. Среди отечественных ученых следует навать И. П. Герасимова, А. М. Гилярова, В.
Экологические проблемы
Варварское, хищническое отношение
центральных ведомств к природным ресурсам
Казахстана привело в 70-х-90-х гг. к экологическому
кризису в республике, принявшему в некоторых
регионах катастрофический характер.
Радиационное загрязнение. Одной из сложнейших
экологических проблем является радиационное
загрязнение территории Казахстана. Ядерные
испытания, проводившиеся с 1949 г. на Семипалатинском
полигоне, привели к заражению огромной
территории в Центральном и Восточном
Казахстане. В республике имелось еще
пять полигонов, где проводились ядерные
испытания, в непосредственной близости
от ее границ находится китайский полигон
Лоб-Нор. Радиационный фон в Казахстане
повышается также в результате образования
озоновых дыр при запуске космических
кораблей с космодрома Байконур. Огромную
проблему для Казахстана представляют
радиоактивные отходы. Так, Ульбинский
комбинат накопил около 100 тыс. тонн отходов,
загрязненных ураном и торием, причем
хранилище отходов находится в городской
черте Усть-Каменогорска. В республике
имеются всего три могильника для ядерных
отходов и все они располагаются в водоносном
слое. Добыча урановой руды проводилась
без рекультивации земли, только в 1990-1991
гг. в Мойынкумский район Жамбылской области
было вывезено 97 тыс. тонн радиоактивных
пород, всего же здесь накопилось до 3 млн.
тонн загрязненных отходов.
Именно серьезность проблемы радиационного
загрязнения привела к тому, что одним
из первых законов суверенного Казахстана
стал Указ от 30 августа 1991 г. о запрещении
испытаний на Семипалатинском полигоне.
Кризис природных ресурсов. Одной из наиболее
серьезных экологических проблем Казахстана
стало истощение водных ресурсов. Расширение
масштабов потребления пресной воды, в
первую очередь для поливного земледелия,
привело к засорению и истощению естественных
водных источников. Особенно катастрофическим
стало обмеление Аральского моря вследствие
нерационального использования вод Амурдарьи
и Сырдарьи. Если в 60-х годах море содержало
1066 км3 воды, то в конце 80-х его объем составил
всего 450 км3, соленость воды увеличилась
с 11-12 г/л до 26-27 г/л, что привело к гибели
многих видов морских животных и рыб. Уровень
моря упал на 13 метров, обнажившееся морское
дно превратилось в соляную пустыню. Ежегодные
пыльные бури разносят соль на огромные
территории Евразии. На прилегающих землях
уровень соленых грунтовых вод поднялся
до 1,5-2 метров, что привело к падению плодородия
поливных земель в Приаралье. Уменьшение
зеркала моря повлекло за собой изменение
направления ветров и климатических характеристик
региона.
Подобная же ситуация сложилась на озере
Балхаш, уровень которого за 10-15 лет снизился
на 2,8-3 метра. В то же время продолжается
подъем уровня Каспийского моря, вызванный
непродуманным решением об осушении залива
Кара-Богазгол. Уже затоплены огромные
участки прибрежных районов, пастбищные
угодья и перспективные нефтеносные участки.
Зыряновский свинцовый и Лениногорский
полиметаллический комбинаты стали причиной
загрязнения Иртыша, в который только
в 1989 г. было сброшено 895 тонн взвешенных,
2 139 тонн органических веществ, 263 тонны
нефтепродуктов. Тревожная экологическая
обстановка сложилась в долине рек Или
и Урала.
В критическом состоянии находятся земельные
ресурсы республики, истощаются плодородные
пахотные земли, опустыниваются пастбища.
Более 69,7 млн. га земель подвержено эрозии,
ежегодно тысячи гектар изымаются из сельскохозяйственного
оборота. Серьезной остается проблема
загрязнения воздуха, особенно в крупных
промышленных центрах.