Изучение видового состава деревьев и экологического состояния лесной зоны м-на Озёрный

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 19:59, практическая работа

Описание работы

Цель работы: определение видового состава деревьев и экологическое состояние лесной зоны м-на Озёрный. Задачи:
Раскрыть значение лесов в жизни человека;
Дать описание лесам Беларуси;
Изучить видовой состав деревьев лесной зоны м-на Озёрный;
Определить экологическое состояние лесной зоны;
Разработать природоохранные мероприятия лесных зон в городе.

Содержание работы

Введение
Глава 1: Теоретическая часть
1.1 Значение лесов в жизни человека
1.2 Леса Беларуси
Глава 2: Проведение исследования
2.1 Исследование видового состава деревьев и экологического состояния в лесной зоне м-на Озёрный
2.2 Рекомендации по охране лесных зон в городе
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Исследовательская.docx

— 82.72 Кб (Скачать файл)

 

Загрязнение мусором также оценивалось визуально по 10-ти балльной шкале: 0 – очень загрязнено, 10 – мусора нет. На участке 1 разбросан мусор разного содержания. Причём, есть места, где мусор сваливается в большие кучи. Большинство мусора имеет синтетическое происхождение (пластик), который в природной среде почти не разлагается. Тем самым приносит огромный ущерб лесу. Мы определили загрязнение мусором участка 1 М1= 4 балла. На участке 2 определили загрязнение мусором М2= 6 баллов: участок менее загрязнён мусором. В основном мусор находится в местах отдыха людей. Большинство мусора также имеет синтетическое происхождение (рисунок 1). Также мы осуществляли сбор мусора на исследуемом участке лесной зоны.

 

 

 

Рисунок 1- Загрязнение лесной зоны

Следующим этапом исследования экологического состояния лесной зоны является определение рекреационной дигрессии. В неё входит выявление наличия ярусов на участках, вытоптанности почвы, состояния деревьев. На участке 1 ярусов не наблюдалось, только на небольшом участке мы обнаружили подрост сосны, а также кое-где  попадались молодняк берёзы и осины. Нижний ярус лесного участка 1 практически вытоптан, мы наблюдали множество пеших тропинок, и даже дорогу для автомобилей. Таким образом, вытаптываются не только травянистые растения, но и молодняк сосны.

На участке 2 просматриваются три яруса: верхний ярус представлен сосной, средний ярус представлен подростом сосны, берёзы, осины, дуда, а также кустарниками; нижний ярус представлен травостоем. В сосновых лесах слабо развит средний ярус. Тропинок меньше и нижний ярус участка более насыщенный. 

На участках повышенной антропогенной нагрузки лесные виды встречаются редко, это говорит об угнетении лесного сообщества. Этим растениям трудно переносить вытаптывание, частые пожары, засорение. Участок 1 находится между 3 и 4 стадиями дигрессии, а участок 2 находится  на 3-ей стадии дигрессии (описание см. выше).

Таблица 4

Рекреационная дигрессия лесных участков

 

№ участка

Наличие ярусов

Вытоптанность почвы

Состояние деревьев

Баллы

№1

3

4

3,7

3,6

№2

7

6

8,1

7,03


 

Экологическое состояние лесных участков мы высчитывали по такой формуле: Э = (В+Р+М):3 (В-загрязнение воздуха, Р- рекреационная дигрессия, М-загрязнённость мусором).

Экологическое состояние участка1 Э1=(5,7+3,6+4):3=4,43. Экологическое состояние участка 2 Э2=(8,3+7,03+6):3=7,11(рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 - Экологическое состояние лесной зоны

 

Таким образом, можно сказать, что участок лесной зоны, который находится ближе к человеческому жилищу, более подвержен негативному влиянию антропогенных факторов: более загрязнён мусором,  3 и 4 стадии дигрессии говорят об изменении экосистемы. Однако, несмотря на то что участок 2 имеет наиболее хорошее экологическое состояние, он тоже находится на 3-ей стадии дигрессии. Это говорит о том, что наблюдаемая нами лесная зона угнетена антропогенным влиянием.

По итогам исследования мы пришли к выводу, что видовое разнообразие и экологическое состояние лесной зоны ухудшается из-за того, что люди негативно влияют на лесное сообщество. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

               

 

2.2 Рекомендации по охране лесных зон в городе

 

По итогам проведённого нами исследования мы пришли к выводу, что лесные зоны нашего города нуждаются в природоохранных мероприятиях.  Поэтому мы разработали некоторые рекомендации по охране лесных зон в городе:

    1. Проводить ежесезонные экологические мониторинги лесных зон в городе.
    2. Проводить просветительские мероприятия по охране природы родного города.
    3. Проведение субботников на территориях лесных зон.
    4. Разместить урны в лесных зонах.
    5. Организовать вывоз мусора.
    6. Расставить знаки, запрещающие выброс мусора в лесных зонах.
    7. Создавать для людей места отдыха, чтобы облегчить рекреационную нагрузку на лесные зоны.

 

 

 

 

Заключение

По мере развития человеческой цивилизации, увеличения численности населения, требований к качеству окружающей среды, потребностей в чистой воде, воздухе и тому подобных благах, даваемых лесом, средообразующее значение леса в жизни человечества возрастает. А самое главное - на смену простому осознанию этой роли постепенно, хотя и очень медленно, приходит готовность что-либо делать для того, чтобы роль леса в сохранении благоприятной окружающей среды никогда не иссякла.

Когда-то человечество в принципе не могло обойтись без использования древесины: она была одновременно и главным (или одним из главных) строительным материалом, главным источником тепла (дрова), и основой для массового производства "главного спутника прогресса" - бумаги.

Лес является неотъемлемым элементом той природной среды, под воздействием которой исторически формируются культура и самосознание народов, населяющих лесные территории. В сказках, легендах, преданиях народа любой лесной страны самое видное место отводится если не лесу как таковому, то, по крайней мере, его обитателям, реальным и вымышленным.

Также для большинства людей лес является одним из любимых мест отдыха, особенно в сочетании с водоемами и минимальной инфраструктурой. Это особенно ценно в регионах с высокой плотностью населения и в окрестностях больших городов: именно благодаря лесу многие люди все еще имеют возможность хотя бы иногда вырваться из "каменных джунглей" и увидеть своими глазами, как выглядит живая природа.

Современная медицина вполне официально признает ценность нахождения в природной среде для восстановления и поддержания здоровья человека, причем особая роль в этом уделяется именно лесу, с его вековым спокойствием и благоприятным микроклиматом, формирующимся под пологом деревьев. Чем выше плотность населения в той или иной местности и чем меньше в ней леса, тем обычно выше ценится ценность леса как места отдыха по сравнению со всеми другими его ценностями и полезностям.

Для того чтобы леса и дальше могли функционировать и приносить пользу людям, их необходимо беречь. Это же касается и лесных зон нашего города, т. к. с ростом и развитием города увеличивается значимость и важность лесных зон.

 

 

 

Список используемых источников

 

  1. Воронин, Ф. Н. Фауна Белоруссии и охрана природы / Ф. Н. Воронин. – Мн.: Вышэйшая школа, 1967. – 424 с.
  2. География Белоруссии / А. В. Дементьев [и др.]; под ред. А. В. Дементьева. – Мн.: Университетское, 1977. – 420 с.
  3. Козловская, Н. Ф. Флора Белоруссии, закономерности ее формирования, научные основы использования и охраны / Н. Ф. Козловская. – Мн.: БГУ, 1974. – 328 с.
  4. Курсков, А. Н. Охрана природы: Заповедники Белоруссии / А. Н. Курсков. – Мн.: БГУ, 1987. – 310 с.
  5. Маглыш, С.С.  Биология: учеб. пособие для 11-го кл. общеобразоват. Учреждений с рус. яз. обучения / С.С. Маглыш, А.Е. Каревский; под ред. С.С. Маглыш. – Минск: Нар. Асвета, 2010. - 213с.
  6. Махнач, Н. А. Основные этапы развития флоры и растительности Белоруссии в антропогене / Н. А. Махнач. – Мн.: БГУ, 1971. – 370 с.
  7. Хотулева, О.В. Колонцов А.В. « Экологическая оценка состояния деревьев в городе» Биология в школе №5 2005.
  8. Чумаков, Л.С. «Экология для всех»: Пособие для учащихся ст. кл. общеобразоват. шк. – Мн.: Бел. наука, 2001. – 288с.
  9. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие /  Под ред. Т.Я.Ашихминой.- М.: АГАР, 2000.; Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: Пособие для учителей нач. классов. – М.: Просвещение, 1981
  10. Юркевич, И. Д. Растительность Белоруссии, ее картографирование, охрана и использование / И. Д. Юркевич, Д. С. Голод, В. С. Адерихо. – Мн.: БГУ, 1979. – 198 с.
  11. http://otvet.mail.ru/question/45619794
  12. http://zellandia.ru/uslugi/uhod_za_sadom/zabolevaniya_dereviev/vrediteli_sosny/zheltaya_hvoya_na_sosnah/
  13. http://bel.vokrugsveta.by/ru/about_belarus/today/resources

 

 

 


Информация о работе Изучение видового состава деревьев и экологического состояния лесной зоны м-на Озёрный