Экологическая безопасность России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:03, реферат

Описание работы

В последнее время угроза для безопасности и комфортного существования человека начинает исходить от неблагоприятного состояния окружающей среды. В первую очередь, это риск для здоровья. Сейчас уже не вызывает сомнения, что загрязнение окружающей среды способно вызвать ряд экологически обусловленных заболеваний и, в целом, приводит к сокращению средней продолжительности жизни людей, подверженных влиянию экологически неблагоприятных факторов. Именно ожидаемая средняя продолжительность жизни людей является основным критерием экологической безопасности. Отметим также, что понятие "экологическая безопасность" применимо ко многим реалиям. Например, экологическая безопасность населения города или даже целого государства. Экологическая безопасность касается промышленности, сельского и коммунального хозяйства, сферы услуг, области международных отношений. Уровень экологической безопасности зависит от интенсивности воздействия того или иного экологического фактора.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие экологической безопасности и природной среды 4
2 Политика экологической безопасности 8
3 Концепции экологической безопасности 15
Заключение 18
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 53.07 Кб (Скачать файл)

Один из крупнейших российских экологов Н.Ф. Реймерс выделил две области в сфере экополитики: 1) глобальную — проведение международно-правовых, политических и внешнеэкономических акций с учетом экологических ограничений в социально-экономическом развитии, а также запасов имеющихся в мире природных ресурсов и их распределения между странами; 2) государственную — социально-экономическую, построенную на понимании выигрышей и недостатков, - связанных с экологическим состоянием территории, акватории и воздушного пространства страны и имеющихся в их пределах природных ресурсов.

Решающая роль в формировании и проведении экологической политики принадлежит государству. В этом смысле экологическая политика есть система концентрированных, научно обоснованных и в определенной степени  легализованных представлений о  целях, приоритетах, принципах, содержании, способах и средствах природоохранной  деятельности государства.

 Государственная экологическая  политика может быть представлена  как система специфических политических, экономических, юридических и  иных мер, предпринимаемых государством  с целью управления экологической  ситуацией и обеспечения рационального  использования природных ресурсов  на территории страны. В результате  реализации экологической политики  созидается экологическая среда  как исторически меняющаяся совокупность  природных и социальных факторов, к которой адаптируются субъекты  экологических отношений. 

В наше время формируются  еще две сферы, или уровня, экополитики: территориальная (в т.ч. муниципальная) и локальная.

Территориальная экополитика может рассматриваться и как межрегиональная (например, дальневосточная или северная, московского региона и др.) и как связанная с отдельными территориями внутри субъекта РФ (например, экополитика в курортной причерноморской зоне Краснодарского края) или как ограниченная территориями отдельных городов и других поселений.

Муниципальная экологическая политика в нашей стране находится на начальной стадии развития и по существу остается общественной, так как органы местного самоуправления по российским законам не являются государственными органами. Лишь в некоторых городах, таких, как Москва и Санкт-Петербург, имеющих статус субъекта РФ, она реализуется на государственном уровне.

Локальная экологическая политика осуществляется в рамках отдельных предприятий (фирм) и определяется как заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью. Локальная экологическая политика российских предприятий сегодня всецело зависит от государственной и определяется требованиями национального экологического законодательства, которое, в свою очередь, испытывает сильное влияние со стороны международных рекомендаций.

По сферам реализации выделяются направления государственной экологической  политики в области охраны земель, охраны и использования водных ресурсов, охраны биоразнообразия, иных природных  ресурсов или объектов, а также  политика обращения с отходами и  т.п. По используемым правовым инструментам выделяют следующие составляющие экополитики: планирование, финансирование, контроль за реализацией эколого-политических мер и т. п. Выделяются также такие направления экологической политики, как правовая, социально-экологическая (с включением в нее медико-санитарных или санитарно-эпидемиологических аспектов), эколого-экономическая и др. Правовая составляющая экологической политики охватывает политические решения в сфере законотворчества, образования структур управления, правоприменения. Социально-экологическая же связана с политическими решениями и действиями, направленными на защиту одновременно интересов отдельных социальных групп (например, коренного населения Севера, Сибири и Дальнего Востока – малочисленных народов и этнических общностей либо лиц, пострадавших вследствие радиационных катастроф) и охрану окружающей среды, снижение воздействия неблагоприятных факторов, а также на охрану здоровья как населения в целом, так и отдельного человека. Суть экономической составляющей заключается в поиске политических и экономических компромиссов при использовании природных ресурсов.

Резюмируя вышесказанное, можно  определить экологическую политику как совокупность стратегий политической системы вообще, отдельных ее компонентов и институтов гражданского общества, связанных с регулированием отношений в системе «природа-общество». 

Экологическая политика –  это система мероприятий, связанных  с целенаправленным воздействием общества на природу с целью предупреждения, минимизации или ликвидации отрицательных  для человека и природы последствий  такого воздействия. Экологическая  политика имеет целью не только охрану окружающей среды, рациональное использование  природных ресурсов и обеспечение  экологической безопасности, но также  сохранение и развитие социосферы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность человека.

Управленческие решения  в области охраны окружающей среды  четко выделены на государственном  уровне, они включают:

  • формирование экологической политики;
  • предупреждение проявления антропогенных факторов экологической опасности;
  • минимизация последствий проявления природных факторов экологической опасности;
  • разработка и совершенствование природоохранного законодательства и методов формирования экологического мировоззрения.

Особое значение отводится  комплексной экологической оценке территории. Её цель заключается в выявлении природных и антропогенных факторов экологической опасности и определении масштабов и интенсивности их проявления на конкретной территории.

Система экологической безопасности -  это механизм, обеспечивающий допустимое негативное воздействие природных  и антропогенных факторов экологической  опасности на окружающую среду и  самого человека.

 

 

При проведении комплексной экологической  оценки территории решаются следующие  задачи: 
- разработка кадастра антропогенных и природных факторов экологической опасности, проявляющихся на оцениваемой территории;

- районирование оцениваемой территории  по допустимой антропогенной  нагрузке на компоненты окружающей  среды; 
- определение структуры антропогенной нагрузки с характеристикой воздействия объектов техносферы на компоненты окружающей среды; 
- районирование территории по состоянию компонентов окружающей среды, с выделением участков, характеризующихся сверхнормативной антропогенной нагрузкой; 
- составление и ведение кадастра объектов воздействия на окружающую среду;

Результаты комплексной экологической  оценки являются базисом, на котором  осуществляется планирование социально-экономического развития любой территории и ведение  экологического мониторинга.

Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.

Обычно на территории уже имеется ряд сетей наблюдений, принадлежащих различным службам, и которые ведомственно разобщены, не скоординированы в хорологическом, хронологическом, параметрическом и других аспектах. Поэтому задача подготовки оценок, прогнозов, критериев альтернатив выбора управленческих решений на базе имеющихся в регионе ведомственных данных становится, в общем случае, неопределенной. В связи с этим, центральными проблемами организации экологического мониторинга являются эколого-хозяйственное районирование и выбор «информативных показателей» экологического состояния территорий с проверкой их системной достаточности.

 

Экологический мониторинг включает:

  • нормирование воздействий на окружающую среду;
  • контроль источников воздействия на окружающую среду;
  • контроль качества компонентов окружающей среды

 

К методам обеспечения  экологической безопасности относятся:

  1. Методы контроля качества окружающей среды:
    1. Методы измерений — строго количественные, результат которых выражается конкретным числовым параметром (физические, химические, оптические и другие).
    2. Биологические методы — качественные (результат выражается словесно, например, в терминах «много-мало», «часто-редко» и др.) или частично количественные.
  2. Методы моделирования и прогноза, в том числе методы системного анализа, системной динамики, информатики и др.
  3. Комбинированные методы, например, эколого-токсикологические методы, включающие различные группы методов (физико-химических, биологических, токсикологических и др.).
  4. Методы управления качеством окружающей среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Концепции экологической  безопасности

 

 

 Решение проблемы обеспечения экологической  безопасности связано с выбором  концепции развития. В настоящее  время, несмотря на разнообразие мнений, гипотез и моделей, реально конкурируют  две концепции развития мира с  позиций возникших экологических проблем.  

Согласно  первой концепции, которую условно  можно назвать ресурсной или  техногенной, человечество может решить все экологические проблемы и  обеспечить экологическую безопасность чисто технологическими средствами, т.е. меняя и исправляя хозяйство на основе новых технологий и не устанавливая ограничений по объему используемых ресурсов, экономическому росту и росту населения. Она имеет широкий спектр оттенков начиная от полного отрицания существования какой-либо экологической опасности, кроме локальных случаев (это прямо противоречит наблюдаемым и документированным глобальным изменениям), провозглашение отсутствия пределов развития, и кончая призывами перейти к устойчивому развитию, понимаемому как удовлетворение потребностей настоящего и будущих поколений людей, т.е. фактически попытками совместить сохранение естественной окружающей среды с экономическим ростом (в его традиционном понимании) и естественным ростом населения.

Экологические проблемы в рамках этой концепции нередко представляются временным явлением, обусловленным "несбалансированным использованием технологий", которое будет преодолено в близком или отдаленном будущем. Именно в рамках этой концепции сформировалось современное направление конкретной природоохранной деятельности; как системы локальных очисток среды от загрязнения и нормирования показателей качества окружающей среды по узкому (несколько десятков) набору показателей, а таксе внедрения ресурсосберегающих технологий.       

 

Техногенная концепция не имеет разработанной теоретической базы. Она представляет лишь распространение имеющегося у человечества опыта на ближайшее и отдаленное будущее. Модели, создающиеся в рамках этой концепции, в экологическом аспекте задают произвольные начальные условия с некоторыми предположениями относительно будущего развития. Подобные предположения используются и для других входных параметров - ресурсов, продовольствия, населения, региональных особенностей и т.д. Однако даже эти модели с той или иной степени отдаленности предсказывают тупик в развитии, его физическую ограниченность.

Вторую концепцию, которую условно можно назвать  биосферной, отличают от первой попытки  теоретического обоснования и осмысления понятия экологического императива. Еще в первой четверти XX века были высказаны идеи о роли "живого вещества" в формировании нашей планеты, роли биохимических круговоротов в этом процессе и, наконец, значении человека как геологической силы. Однако теоретическая реализация концепции состоялась только в последней четверти XX века, сначала в виде гипотезы Гея, в рамках которой был сформирован основной принцип - биотическая регуляция, но не был выявлен механизм, с помощью которого биота осуществляет регуляцию окружающей среды и обеспечивает ее устойчивость в целях собственного развития. Выявление и описание этого механизма и оформление теории биотической регуляции и устойчивости окружающей среды в целом завершено в последнее десятилетие нашего века в России.      

Теоретическая биосферная концепция представляет собой эмпирическое обобщение всего накопленного экспериментального материала на основе известных законов физики и биологии. Она отвечает на вопрос, как обеспечивается устойчивость жизни, естественный и правомерный при утверждении о биотической устойчивости окружающей среды. Теория определяет, что устойчивость - это способность биоты компенсировать

 

внешние возмущения благодаря действию отрицательных обратных связей, возбуждаемых этими возмущениями, и возвращать окружающую среду к состоянию, которое  именно в этом смысле является устойчивым или динамически равновесным.

Таким образом, главная причина  глобальных экологических нарушений и развивающегося экологического кризиса, угрожающего  существованию человечества, это  опасность разрушения стабилизирующего окружающую среду механизма - естественной биоты. Следовательно, в глобальных и региональных масштабах главным должно быть сохранение естественной, регулирующей окружающую среду биоты в необходимом для этого объеме, т.е. решение современных экологических проблем и обеспечение экологической безопасности не сводится к очистке среды от контролируемых загрязнителей и малоотходным технологиям, а также к ресурсосбережению. Все это остается весьма актуальным на локальном уровне, в местах наибольшей концентрации населения, т.е. в первую очередь в местах расположения крупных населенных и промышленных центров, но в отношении планетарных процессов явно недостаточно.

Информация о работе Экологическая безопасность России