Экологическая безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время природоохранная деятельность руководствуется именно этой концепцией, а экологическая безопасность обеспечивается использованием локальных систем очисток среды, приведением к норме показателей состояния окружающей среды, введением новых технологий. Вторая концепция – биосферная, говорит о том, что экологическая безопасность должна обеспечиваться, опираясь на теоретическую базу и осмысление экологии. В данной идеологии за принцип принята биотическая регуляция. Экологическая безопасность с этой точки зрения должна обеспечиваться на основе накопленных экспериментальных знаний, в соответствии с законами физики и биологии.

Файлы: 1 файл

Экологическая безопасность РЕФЕРАТ.docx

— 95.79 Кб (Скачать файл)

экологическое страхование - система международных и национальных нормативно-правовых актов, обеспечивающая признание исков по возмещению экологического ущерба;

наилучшая существующая технология - технология, основанная на последних  достижениях науки и техники, направленная на снижение негативного  воздействия на окружающую среду  и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов;

мониторинг экологической  безопасности - специальная система  оценки экологических рисков в реальном времени в природных, антропогенных, природно-антропогенных объектах, в  которых находятся или могут  находиться источники негативных воздействий  на окружающую среду и здоровье населения;

гарантии экологической  безопасности - документально оформленные  заявления о воздействии, декларации об экологической безопасности, экспертные заключения, научные программы по оценке экологических рисков и результаты мониторинга экологической безопасности, подтверждающие, что осуществляемая и планируемая хозяйственная и иная деятельность и принятые меры предосторожности не приводят и не могут привести к возникновению угроз экологической безопасности на локальном, местном, национальном и международном уровнях;

деятельность по обеспечению  экологической безопасности - практическое применение знаний, опыта, методов и  средств для разработки и реализации мер предосторожности, гарантирующих экологическую безопасность осуществляемой или планируемой хозяйственной и иной деятельности, окружающей среды и здоровья населения;

управление экологической  безопасностью - практическая реализация административно-правовых и экономических  методов для обеспечения уровней  приемлемого риска ведения хозяйственной  и иной деятельности с целью обеспечения гарантий экологической безопасности устойчивого социально-экономического развития государства;

обеспечение экологической  безопасности государства - деятельность органов государственной власти, юридических и физических лиц  национальных и международных общественных организаций, объединений, движений, политических партий и иных некоммерческих организаций, направленная на создание условий устойчивого  экологически безопасного социально-экономического развития государства и предотвращение внешних и внутренних угроз его  экологической безопасности;

Понятие «экологическая безопасность»  появилось в лексиконе политиков  в середине 80-х годов. Одним из первых это понятие использовал  М.С. Горбачев, рассматривая экологическую  безопасность как «...органическую часть  и ключевой момент всеобъемлющей  системы международной безопасности». Социально-политическое и правовое значение, а также широкое применение в науке и законодательстве это понятие приобрело в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и обнародованием информации о других авариях (например, на производственном объединении «Маяк»), а также о катастрофических последствиях испытаний ядерного оружия.  
 
Со временем появились специальные научные статьи по международно-правовым аспектам экологической безопасности; научные труды и статьи, в которых понятия «экологическая безопасность» и «обеспечение экологической безопасности» использовались в качестве инструмента или предмета исследования; экологические словари, определяющие данные понятия. 
 
Впервые понятие экологической безопасности было введено в российское законодательство статьей 85 Закона РСФСР «Об охране окружающей среды» от 19.12.1991 г. при формулировании перечня объектов экологических преступлений наряду с экологическим правопорядком, окружающей средой и здоровьем человека. 
 
В Законе РФ «О безопасности» от 05.03.1992 г. угроза экологической безопасности рассматривается в качестве угрозы национальной безопасности, а среди сил и средств обеспечения безопасности названы природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 
 
В наши дни проблема охраны природы осознается как проблема выживания человеческой цивилизации. Именно пониманием этого детерминировано включение экологической безопасности в качестве составляющей в концепцию всеобъемлющей системы международной безопасности, разработанную в конце 90-х гг. ХХ века. 
 
Для лучшего уяснения понятия экологической безопасности обратимся к самому понятию «безопасность», содержание которого, несмотря на частое употребление, до сих пор политиками и учеными толкуется неоднозначно, поскольку отражает сложное, широкое и многогранное явление. 
 
Сущность безопасности в разные исторические периоды понималась по-разному. Первоначально безопасность человека сводилась в основном к обеспечению его физической защиты от различных воздействий природных явлений и животного мира. На этапе возникновения и становления земной цивилизации перед людьми прежде всего стоял вопрос о выживании, т.е., пользуясь современной научной терминологией, о физической безопасности человека от угроз преимущественно индивидуального насилия. В этой связи философы вплоть до XVIII в. не проводили различия между понятиями «безопасность» и «выживаемость». В последующем, по мере развития человеческого общества, возникла потребность в защите человека не только от естественных опасностей, но и от опасностей, создаваемых обществом и им самим. Поэтому на уровне общественного сознания понятие безопасности стало употребляться применительно к самым различным процессам, как природным, так и социальным. 
 
Понятие «безопасность» объективно носит конкретно-исторический характер и тесно связано со всеми направлениями и формами взаимодействия в системе «природа — общество — человек». Смысловое значение оно приобретает лишь в связи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности. Соответственно, можно квалифицировать это социальное явление как безопасность существования человека, то есть состояние защищенности человека от негативных воздействий различного характера, способных нанести ущерб его организму; природная безопасность, то есть защищенность животного и растительного мира от вымирания и исчезновения из-за негативного воздействия различного характера; безопасность общества, то есть состояние защищенности важных интересов общества во всех сферах его жизнедеятельности от внутренних и внешних опасностей и угроз. Поэтому следует согласиться с мнением А.В. Возженикова о том, что применительно к практическим потребностям наиболее общим следует считать понятие «безопасность жизнедеятельности», то есть состояние защищенности материального мира и человеческого общества от негативных воздействий различного характера. 
 
Понятие «безопасность» в нашей стране по-разному трактовалось на различных этапах исторического развития. В ХIХ веке оно выражало состояние защищенности интересов личности, общества и государства в различных сферах жизнедеятельности: внешняя безопасность; безопасность промыслов; безопасность на воде; имущественная безопасность; общественная безопасность и т.д. 
 
После 1917 года и до середины 80-х годов ХХ века она олицетворялась с безопасностью государства (политическая безопасность) и международной безопасностью (внешняя безопасность). В период перестройки (1985-1991) проблема безопасности включала кроме традиционных аспектов и многие другие – экономические, гуманитарные, экологические, информационные и т.д. По своей сути все вышеперечисленные проблемы отражали принятое в американской терминологии понятие «национальная безопасность», которое в советской политической литературе по существу сводилось к понятию «государственная безопасность». 
 
В современной научной литературе безопасность как социальное явление является сложным объектом комплексного изучения и трактуется с различных подходов. В психологической – как ощущение, восприятие и переживание потребности в защите жизненных (духовных и материальных) потребностей и интересов людей; в юридической – как система установленных законами правовых гарантий защищенности личности и общества, обеспечения их нормальной жизнедеятельности, прав и свобод; в философско-социологической – как состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности, оптимальное соотношение свободы и необходимости.  
 
Несмотря на многоаспектность трактовки феномена безопасности, в каждом из приведенных выше подходов явно или неявно высвечивается общая мысль, что безопасность (как ощущение, гарантии, состояние защищенности личности, общества и государства и т.д.) генетически возникает в ответ на опасность или угрозы различного рода, как антитезиса последним. А опасность как потенциальная или реальная сила, фактор, угроза нормальному функционированию общества всегда сопровождала развитие государств и народов. Наиболее острая форма проявления опасности – природные и социальные катаклизмы, потрясения, революции, кризисы, войны, вооруженные конфликты. 
 
Исходя из этого, многие авторы наличие безопасности связывают, прежде всего, с отсутствием опасности или с ее удержанием на определенном, приемлемом для субъекта уровне. Представляется, что такой подход к трактовке безопасности возможен только как предварительный, ибо, во-первых, опасность – это следствие более широкого и объективного явления – экспансии. Во-вторых, практически невозможно найти ситуацию, когда в отношении какого-либо субъекта абсолютно отсутствует всякая опасность. В-третьих, содержание понятия «опасность» связано, прежде всего, с функционированием субъекта, его социальной ролью, выполняемой в действительности. То есть при определении понятия «безопасность» через понятие «опасность» будут исключены из дефиниции многие признаки данного явления, которые должны быть в нем обязательно отражены. 
 
Согласно официально принятой в России точке зрения под безопасностью понимается «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз». В свою очередь, жизненно важные интересы определяются как «совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства». Угроза безопасности рассматривается как «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства». Таким образом, категориальный аппарат данного определения включает такие понятия, как «защита», «угроза», «опасность», «интересы», «существование», «развитие», «личность», «общество» и «государство». От конкретного наполнения содержанием этих понятий зависит направленность усилий по обеспечению безопасности. 
 
Таким образом, безопасность является важнейшей потребностью человека. Она отражает политический, экономический, военный, демографический, экологический, духовный, правовой и иные аспекты; учитывает международные и внутригосударственные (национальные) особенности цивилизационного развития; имеет системный (полиструктурный) или фрагментарный (моноструктурный) характер и т.д. Это вполне научная категория, которая своей сутью и содержанием раскрывает условия жизнеобеспечения социоприродных систем. По отношению к своему объекту (личности, обществу, государству) безопасность как научная категория сегодня трактуется по-разному: 
 
• как уровень защищенности интересов объектов безопасности; 
 
• как определенное состояние объектов безопасности, при котором они способны противодействовать угрозам и преодолевать опасности; 
 
• как достаточность системы мер предотвращения угроз и преодоления опасностей (обычно применяется к высокоорганизованным социальным объектам и является качественной характеристикой эффективности управления); 
 
• как качественная характеристика стабильности и устойчивого развития социальной системы и др. 
 
На наш взгляд, все эти определения так или иначе описывают различные объектные стороны безопасности в зависимости от направленности их применения. Поэтому их можно считать совокупными признаками безопасности вне зависимости от социального уровня организации объекта – личности, общества или государства. 
 
Проведенный нами анализ безопасности как научной категории является основой для исследования экологической безопасности. В современной научной литературе есть разные подходы к определению экологической безопасности. Так, А. Тимошенко воспринимает экологическую безопасность «как устойчивое состояние глобального характера», которое «представляет собой сложное политико-правовое единство, систему отдельных, но взаимосвязанных элементов»8. Он считает, что «экологическая безопасность – это логический результат эволюции проблемы охраны окружающей среды»18. По мнению автора, на современном этапе охране окружающей среды присущ «целостный, биосферный подход, диктующий единообразное применение научно обоснованных ограничений любых воздействий человека на окружающую его среду». Из приведенной точки зрения ясно, что «охрана окружающей среды» и «экологическая безопасность» являются близкими понятиями, поскольку одно определяется через другое. 
 
По мнению М. Бринчука, «экологическая безопасность – это основной принцип охраны окружающей среды, в соответствии с которым любая деятельность, связанная с вредным воздействием на окружающую среду, а также предусматриваемые в законодательстве и осуществляемые на практике правовые и иные природоохранительные меры должны оцениваться с позиций экологической безопасности». Согласно данной точке зрения понятие «экологическая безопасность» входит в понятие «охрана окружающей среды», является ее основным принципом и составной частью. 
 
M. Бринчук также считает весьма важным определиться в отношении интересов, являющихся объектом экологической безопасности. Он полагает, что такой объект двойствен; во-первых, он касается «собственного интереса» человека, связанного с удовлетворением потребностей; во-вторых, человек «должен охранять не только собственные интересы, но и интересы иных видов». 
 
На наш взгляд, такому подходу, ставшему общепризнанным, свойствен некоторый «романтизм». Конечно, современный цивилизованный человек не может иначе формулировать свое концептуальное отношение ко всему живому. Но при этом он без всякого сожаления будет уничтожать тараканов, комаров и т. п. и в критической ситуации, будучи поставлен перед выбором — пожертвовать собой или уничтожить напавшего на него хищника, непременно выберет второе. Словом, антропоцентризм и в данном вопросе — объективный и неизбежный признак, и «все живое» на планете лишь в той мере подлежит «уважению», в какой это отвечает интересам человека. В противном случае для сохранения всего «остального живого» достаточно уничтожить человечество. 
 
По мнению А. Лагуновой, категории «охрана окружающей среды» и «экологическая безопасность» близко соприкасаются, в отдельных аспектах даже совпадают, но говорить об их идентичности неверно, так как в их определениях видны существенные различия. Охрана природы - это сохранение, сбережение природных ресурсов от утраты для того, чтобы не причинить вред, не нарушать эти объекты и передать их будущим поколениям людей в должном состоянии – в состоянии, способном полноценно выполнять функции конкретного природного объекта, а нарушенным объектам природы – помочь восстановиться. Экологическую безопасность А.И. Лагунова определяет как «состояние защищенности, как категорию, которая нацелена, охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности объекты природы. Она предназначена предохранять, обезопасить от определенных угроз окружающую среду; создать защиту, оборону, эффективное отражение всякого, кто незаконно посягает на природную среду»21
 
По мнению О.Колбасова, «безопасность» – это «отсутствие опасности», а «экологическая безопасность – это система мер, устраняющих угрозу массовой гибели людей в результате такого неблагоприятного антропогенного изменения состояния природной среды на планете, при котором человек как биологический вид лишается возможности существовать, так как не сможет удовлетворять свои естественно-физиологические и социальные потребности жизнедеятельности за счет окружающего материального мира». 
 
А. Костин экологическую безопасность рассматривает как комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающий экологический баланс на Земле и в различных регионах, как систему предотвращения экологических аномалий, катастроф и устранения последствий их вредного воздействия, сохранения экологического благополучия населения. 
 
Н. Чертова подчеркивает, что в действующем законодательстве нет достаточно четкого определения понятия экологической безопасности и отсутствует определение понятия обеспечения экологической безопасности, что препятствует определению места отношений по обеспечению экологической безопасности в системе общественных отношений, возникающих по поводу окружающей среды. 
 
Теоретическое обоснование необходимости установления соотношения таких понятий, как «экологическая безопасность» и «обеспечение экологической безопасности», определения соотношения таких видов общественной деятельности, как обеспечение экологической безопасности, охрана окружающей среды и природопользование, представляется весьма существенным. Различие подходов к понятию «экологическая безопасность» обусловлено отсутствием четко сформулированной концепции экологической безопасности, недостаточным нормативно-правовым регулированием экологической безопасности. 
 
В Политической энциклопедии экологическая безопасность определяется как одно из важнейших направлений обеспечения безопасности человека, связанное с необходимостью восстановления нарушенного баланса взаимодействия человека и природы, гармонизации их сосуществования и рационального использования природных ресурсов. 
 
Существуют и другие трактовки экологической безопасности. Н. Реймерс определяет экологическую безопасность в двух аспектах: 
 
1) как совокупность действий, состояний и процессов, прямо или косвенно не приводящих к жизненно важным ущербам (или угрозам таких ущербов), наносимым природной среде, отдельным людям и человечеству; 
 
2) как комплекс состояний, явлений и действий, обеспечивающих экологический баланс на Земле и в любых ее регионах на уровне, к которому физически, социально-экономически, технически и политически готово (может без серьезных ущербов адаптироваться) человечество. 
 
Проблема экологической безопасности, как считает Реймерс, основывается на осознании взаимозависимости человечества и природы; на признании необходимости выработки превентивных экологических запретов на загрязнение природных объектов; на понимании обязательности создания социально-экономического механизма при взаимодействии общества и природы: «природа – товар – деньги – природа»; на признании приоритета экологической безопасности при организации любых видов деятельности. 
 
По мнению В. Петрова, «экологическая безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека, прежде всего, прав на чистую, здоровую окружающую среду». А. Шишко определяет экологическую безопасность как «комплекс правовых, организационных и материальных гарантий защиты окружающей среды каждого государства от вредоносного воздействия, источники которого расположены за пределами данного государства». 
 
А. Кукушкина характеризует экологическую безопасность как «сложную взаимосвязанную и взаимозависимую систему международных экологических норм, направленных на обеспечение безопасности всех жизненно важных для человечества экологических компонентов планеты, а также сохранение и поддержание существующего естественного природного баланса». При этом отмечается близость вопросов военной и экологической безопасности, что находит свое отражение в эволюции самого понятия безопасности, которое с начала 80-х годов все в большей мере отождествляется не столько с национальной военной безопасностью, сколько с множественностью причин, угрожающих безопасности, и с взаимозависимостью государств. 
 
С 1991 года термины «экологическая безопасность» и «обеспечение экологической безопасности» прочно вошли в нормативно-правовые акты. Термин «экологическая безопасность» применяется сегодня более чем в тысяче известных нормативных правовых актах, в том числе в Конституции Российской Федерации (статья 72), в 108 международных правовых актах, 43 федеральных законах, 315 указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации, более 500 ведомственных нормативных правовых актах. 
 
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ в статье 1 экологическая безопасность определена как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. 
 
В новой редакции модельного закона № 22-18 от 15 ноября 2003 г. «Об экологической безопасности», принятого постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств, отмечается, что «экологическая безопасность - это система политических, правовых, экономических, технологических и иных мер, направленных на обеспечение гарантий защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека и гражданина от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в настоящем и будущем времени». 
 
Таким образом, анализ литературы, нормативно-правовых актов свидетельствует о широком спектре мнений относительно определения понятия «экологическая безопасность»: от обеспечения экологических прав и интересов человека, защиты экологических интересов общества и государства до обеспечения рационального использования, воспроизводства и повышения качества окружающей среды. Определение понятия экологической безопасности находится в эволюционной стадии, имеющиеся формулировки неустойчивы, постоянно модифицируются в направлении детализации и конкретизации признаков, в полном объеме не определены составляющие всего комплекса экологических угроз, прослеживаются слабые межпредметные научные связи. 
 
Что же касается понятия «обеспечение экологической безопасности», то оно рассматривается в настоящее время в четырех аспектах: как составная часть охраны окружающей среды; как деятельность, тождественная охране окружающей среды и природопользованию; как деятельность, проводимая параллельно с охраной окружающей среды и природопользованием; как принцип охраны окружающей среды и природопользования. 
 
В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» прямо не названы отношения по обеспечению экологической безопасности. Из этого некоторые авторы делают вывод о том, что якобы отсутствуют основания для определения обеспечения экологической безопасности как самостоятельного направления деятельности в сфере взаимодействия общества и природы. Мы не можем согласиться с таким подходом, полагая, что концепция и понятие «экологическая безопасность» являются критерием, конечной целью, основным принципом природопользования и охраны окружающей среды вообще и в связи с проблемами обеспечения экономической безопасности в частности. 
 
Особенно показателен для последнего аспекта следующий пример. Уже ряд лет некоторые африканские государства, стремясь разрешить свои экономические трудности, соглашаются на захоронение радиоактивных материалов и токсичных отходов на своей территории по договорам с западными компаниями. Соблазн понятен. Но риск экологической катастрофы чрезвычайно велик. Руководство Гвинеи-Бисау, осознав это, оказалось достаточно мудрым, чтобы пренебречь предлагаемыми 600 млн. долл. для захоронения 15 млн. т вредных отходов на своей территории и отказаться от заманчивого предложения. Такое решение (данному примеру последовали Бенин, Гвинея, Конго и Нигерия) не имеет, однако, отношения к обеспечению экологической безопасности в рассматриваемом глобальном контексте. 
 
Действительно, если упомянутые отходы не расщеплены (не превращены в безвредные), то что меняет их захоронение на территории иного, менее щепетильного государства? Проблемы экологической безопасности затрагивают всех независимо от их социально-экономической и политической ориентации. Ибо ни один народ не может чувствовать себя спокойно в случае экологических катастроф, происходящих за пределами его территории. Поэтому проводимые в рамках ООН взаимосвязанные работы в сфере охраны окружающей среды и развития ориентированы на формирующееся право народов на благоприятную окружающую среду. 
 
Как отмечает Н.Чертова, опасность хозяйственной или иной деятельности для существования и прогрессивного развития личности, общества и государства является основным критерием, определяющим место обеспечения экологической безопасности в системе общественных отношений по охране окружающей среды и природопользованию. Поэтому предметом регулирования сферы обеспечения экологической безопасности являются общественные отношения по охране окружающей среды и природопользованию, которые возникают при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду и представляющей опасность для существования и прогрессивного развития личности, общества и государства. При этом такие виды деятельности, как охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности соотносятся как общее и частное. 
 
Очень часто понятия «экологическая безопасность» и «обеспечение экологической безопасности» смешивают либо рассматривают как тождественные. На наш взгляд, для выявления соотношения вышеназванных понятий представляется важным выделить социально-содержательную составляющую категории «экологическая безопасность». И здесь экологическую безопасность следует рассмотреть в четырех формах. 
 
1. Экологическая безопасность – социальная цель. 
 
В данном случае экологическая безопасность совпадает с целью устойчивого развития общества, направленного на обеспечение безопасного существования всех составляющих его социальных субъектов. Задачи устойчивого развития предполагают формирование комплекса мер по обеспечению общественного согласия, гражданского мира, социально-экономической и политической стабильности, защищенности прав и свобод человека и т.п. Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. 
 
 
 
3. Проблема сохранения ресурсов планеты 
Экологическая проблема – сохранение устойчивости между обществом и природой. Сокращаются плодородные земли в результате роста городов, промышленных и транспортных объектов. Кроме того, 20% поверхности суши находится под угрозой опустынивания. 40% влажных тропических лесов уничтожено, а ведь это своеобразные легкие земли. Процесс вырубки лесов идет с невероятной прогрессией – более 40 га в минуту. Обостряется проблема с пресной водой. С каждым годом нарастает «водный голод». В то же время не сокращается выброс нечистот в пресноводные бассейны. В больших масштабах идет выброс токсичных отходов производства и быта в виде твердых, жидких и газообразных продуктов. Например, только в США на 1 км2 поверхности в год приходится около 100 т промышленных отходов, в т.ч. 30 т вредных. Идет разрушение озонового слоя. Источники загрязнения разные: как естественные (вулканизм, пожары лесов), так и антропогенные. 
 
Экологическая ситуация в России ухудшается, уровень загрязнения приблизился к критическому. В опасности оказались такие реки, как Обь с притоками, Волга, Дон, Миасс. В городах Москва, Новосибирск, Липецк, Барнаул, Магадан, Самара и еще в нескольких десятках загрязнение атмосферного воздуха превысило допустимые нормы в 10 раз! 
 
Численность населения растет быстрее, чем продовольственные ресурсы. По данным ООН, только треть населения обеспечена питанием, 50% населения Африки находится на пороге голода, от недоедания здесь умирает несколько миллионов человек. Решить эту проблему можно путем увеличения урожайности, продуктивности животноводства; совершенствования структуры отраслей земледелия; перераспределения продовольственных ресурсов между странами, более рационального использования сельскохозяйственных угодий. 
 
Демографическая проблема связана с естественным движением населения, а также с миграцией. Речь идет о регулировании численности, миграционных процессов. Важно добиться снижения детской смертности, повышения продолжительности жизни, снижения неграмотности. 
 
Энергетическая и сырьевая проблема связана с неравномерностью распределения минеральных ресурсов по территории земного шара. Известно, что большая часть минерального сырья располагается в развивающихся странах, а главные потребители – развитые государства. 
 
Проблема использования Мирового океана – важно сохранение природного потенциала Мирового океана путем рационального использования, борьбы с загрязнением морской среды, запрещение испытаний различного оружия в океанах и морях. 
 
Глобальные проблемы явились результатом огромных масштабов человеческой деятельности, радикально изменяющей природу, общество, образ жизни людей, а также неспособности человека рационально распорядиться этой могучей силой. 
 
Проблеме сохранения биологического разнообразия уделяется в мире все большее внимание. Биоразнообразие – разнообразие разновидностей растений, животных, микроорганизмов, а также экосистемы и экологические процессы, частью которых они являются. Их сохранение является одной из глобальных экологических проблем и с каждым годом все больше обостряется по мере исчезновения, уменьшения биоразнообразия. Это все связано с разрушением среды обитания в результате антропогенной деятельности, загрязнением окружающей среды и т.п. 
 
Интенсивное рыболовство сопровождается уменьшением рыбных запасов, перевыловом и потерей промышленного значения отдельных пород рыб. 
 
Горнодобывающая промышленность, шахты приводят к широкомасштабным потерям мест обитания. 
 
В энергосекторе ГЭС сжигают ископаемое топливо, оно воздействует и разрушает окружающую среду. 
 
Важной экономической проблемой в сохранении биоразнообразия является несовпадение глобальных и локальных выгод. То, что невыгодно, может оказаться жизненно важным для других стран, всей планеты (вырубка лесов, утрата редких видов флоры и фауны и т.д.). 
 
Из-за несбалансированного развития природы и общества на планете возникли и усугубляются следующие глобальные экологические проблемы: 
 
·  Потепление климата; 
 
·  Разрушение озонового слоя; 
 
·  Кислотные дожди; 
 
·  Загрязнение природной среды; 
 
·  Сокращение генофонда растений и животных; 
 
·  Сведение тропических лесов, опустынивание. 
 
Главные задачи охраны биосферы сводятся к: 
 
1.   Сохранению качественного многообразия жизни на Земле; 
 
2.   Поддержанию на планете определенного количества живого вещества, необходимого для обеспечения нормального функционирования биосферы с целью сохранения качества вод, атмосферы, поддержание плодородия почв и продуктивности океана, регулирование народонаселения на планете. 
 
Важную роль в остановке разрушения природы должно иметь экологическое образование населения развитых стран.

 
4. Конституционные основы экологии 
Первые конституции нашей страны содержали лишь нормы об исключительной государственной собственности на землю и другие основные природные ресурсы, об обязанностях землепользователей повышать плодородие почв. 
 
Россия была одним из первых государств, принявших в 1960 г. Закон «Об охране природы в РСФСР», провозгласивший основы правовых отношений «человек-природа». 
 
В субъектах РФ шла опережающая Федерацию разработка Законов о лесах, об экологической экспертизе, о животном мире – ряд оправдавших себя норм из этих актов вошли в принятые позднее федеральные законы. В Башкортостане принят даже Экологический кодекс. В статьях 71 и 72 Конституции РФ разграничиваются предметы природоохранного ведения, чему посвящается немало научных работ. 
 
Как и в любой иной области, в регулировании отношений собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды, признания, охраны и защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина Конституции РФ и Конституции Республики Башкортостан, играют основополагающие роли. Эти роли предопределены тем, что в Конституции (как РФ, так и РБ) закрепляются (признаются) основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина (в том числе и права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду – ст.41, ст.42 Конституции РФ), гарантии их соблюдения и защиты, заложены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти, разграничение предметов ведения (ст.71, 72, 73 Конституции РФ). 
 
При анализе Конституции (как РФ, так и РБ) как источника экологического права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования (ст.1, 7, 10, 71 и 72 Конституции РФ) и «чисто» экологические нормы прав (ст.9, 36, 41, 42 Конституции РФ). 
 
Правовые нормы Конституции Республики Башкортостан, регулирующие природопользование и охрану окружающей среды, аналогичны нормам Конституции РФ в указанной области. 
 
Статья 1 имеет основополагающее значение. В ней устанавливаются форма государственной власти в РФ и, соответственно, режим политической, экономической и иных свобод личности в обществе. 
 
Статья 2 Конституции РФ – формулирует одну из фундаментальных основ конституционного строя РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» 
 
В статье 3 раскрывается принцип народовластия в РФ. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ признается ее многонациональный народ. 
 
Статья 4 – Российская Федерация обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории России не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. 
 
Статья 7 провозглашает один из основополагающих принципов деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общественной политики. 
 
Основной целью «экологических законов» является защита здоровья населения от отрицательного воздействия, обусловленного загрязнением окружающей среды. 
 
Статья 9 гласит, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. 
 
Статья 10 – принцип организации власти в РФ – принцип разделения властей (демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами). 
 
Статья 17 – признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. 
 
Статья 41 – каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, защитой жизни и здоровья населения от отрицательного воздействия, обусловленного загрязнением окружающей среды. 
 
Статья 42 гласит, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещении ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. 
 
Право граждан на благоприятную окружающую природную среду обеспечивается: 
 
1.   Государственным экологическим контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства; 
 
2.   Планированием и нормированием качества окружающей среды; 
 
3.   Проведением государственной экологической экспертизы; 
 
4.   Осуществлением оценки воздействия на окружающую среду; 
 
5.   Осуществлением государственного мониторинга окружающей среды; 
 
6.   Проведением экологического аудита; 
 
7.   Экономическими методами регулирования в области охраны окружающей среды; 
 
8.   Экологической сертификацией; 
 
9.   Формированием экологической культуры; 
 
10.  Разработкой и утверждением обязательных требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; 
 
11. Предупреждением и ликвидацией последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; 
 
12. Экологическим страхованием; 
 
13. Образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи; 
 
14.  Организацией медицинского обслуживания населения. 
 
5. Какие перспективы у экологической безопасности?

Государственный бюджет включает отдельную статью: "Обеспечение  экологической безопасности государства".

Любая продукция, произведенная  на территории РФ, реализуемые товары и предлагаемые услуги должны иметь  сертификат о гарантии экологической  безопасности.

обязательное страхование экологических рисков;

запрещение любых видов  деятельности, создающих прямую угрозу национальной и международной экологической  безопасности.

запрещение рекламы экологически опасных товаров и услуг;

запрет или приостановка введения в практику новых видов  хозяйственной и иной деятельности, по которым в настоящее время  нет научно-обоснованных прогнозов  и рекомендаций по обеспечению экологической  безопасности при их практической реализации;

приоритетное развитие фундаментальных  и прикладных исследований в области  экологической безопасности;

обязательность разделов по обеспечению экологической безопасности в заключениях государственной  и общественной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и  иную деятельность, при реализации которой существует риск возникновения  угроз экологической безопасности;

обязательность возмещения убытков физических и юридических  лиц, понесенных в результате причиненного вреда окружающей среде, здоровью человека и гражданина, имуществу физических и юридических лиц;

обязательность компенсации  экологического ущерба природной среде;

установление порядка  проведения процедуры сертификации продукции, товаров и услуг на соответствие требованиям экологической  безопасности;

предъявление исков о  компенсации ущерба природной среде  и здоровью населения по доказанным фактам причиненного вреда, возникшим  в результате нарушения Законодательства в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения  экологической безопасности;

 
Заключение 
Загрязнение окружающей среды в стране, несмотря на большой промышленный спад, продолжается, а расходы на предотвращение и ликвидацию последствий экологических нарушений уменьшаются. Еще хуже дело обстоит с аварийными выбросами и сбросами вредных веществ. Практически прекратились компенсации пострадавшим от аварийного загрязнения среды. 
 
В условиях ухудшающейся экологической обстановки в стране необходим механизм совершенствования правового регулирования в сфере обеспечения экологической безопасности (ст.72 п. «д» Конституции РФ), а также защиты интересов граждан в их праве на экологически безопасную среду проживания путем экономической заинтересованности предприятий и организаций всех форм собственности в экологически более совершенных технологиях, в оздоровлении окружающей среды, что станет для производителей делом выгодным. 
 
По данным МЧС России в стране ежегодно происходит до 2000 серьезных чрезвычайных ситуаций. Около двух третей аварий имеют техногенное происхождение; из них более половины связано со сбросом нефти и нефтепродуктов; до одной трети – с авариями на железнодорожном транспорте; пятая часть – на магистральных трубопроводах. Прогнозируется, что негативное воздействие техногенных аварий на окружающую среду и население страны в ближайшие годы будет расти и увеличит ежегодные затраты на ликвидацию их последствий. В России впервые в мире разработан проект Федерального закона «Об обязательном экологическом страховании». 
 
Чрезвычайно напряженная и неуклонно ухудшающаяся экологическая обстановка в РФ крайне отрицательно сказывается на экологической безопасности населения и требует все более значительного увеличения затрат общества на предотвращение и ликвидацию загрязнения окружающей природной среды. 
 
Литература 
1.   Бринчук М.М. Экологическое право. 
 
2.   Гольдфейн М.Д., Кожевников Н.В., Кожевникова Н.И. Основы экологии, безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды. 
 
3.   Комментарии к Конституции РФ /Под ред. Л.А. Окунькова. 
 
4.   Комментарий к Закону РСФСР «Об охране окружающей природной среды». 
 
5.   Кривошеин Д.А., Муравей Л.А., Роева И.И. Экологическая безопасность. 
 
6.   Мисник Г.А. Экологическое право. 
 
7.   Хотунцев Ю.А. Экология и экологическая безопасность.


Информация о работе Экологическая безопасность