Экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2012 в 23:34, реферат

Описание работы

Системы экологической оценки намечаемой деятельности сегодня используется практически всеми странами мира и многими международными организациями. Экологическая оценка основана на простом принципе: легче выявить и предотвратить негативные для окружающей среды последствия деятельности на стадии планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадии осуществления этой деятельности.

Содержание работы

Введение
1.Сущность экологической экспертизы, ее цели
2.Принципы экологической экспертизы
3.Объекты и субъекты экологической экспертизы
4.Виды экологической экспертизы
5.Финансирование экологической экспертизы
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки.doc

— 88.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

3.Объекты и субъекты экологической экспертизы

 

Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать три стороны: заказчик, подрядчик, потребитель.

Заказчиком является властная государственная структура, наделенная соответствующим правом назначать подобную экспертизу. Минприроды и ее территориальные органы, в других случаях правительственные органы РФ либо субъектов РФ.

Подрядчиком является исполнитель задания по экологической экспертизе. Им может стать научно-исследовательский институт или подобное ему учреждение, которому будет поручено произвести экспертизу, или самостоятельная комиссия, подобранная компетентным органом и утвержденная им.

Потребителем следует называть предприятие, организацию, учреждение, объекты которых стали предметом экспертного анализа[7].

В настоящее время функции проведения государственной экологической экспертизы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, находящаяся в ведении Министерства природных ресурсов России. Часть проектов рассматривает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору при Правительстве РФ.

В литературе были высказаны предложения о возможных вариантах решения вопроса, связанного с сохранением роли и обеспечением эффективности выполнения задач экологической экспертизы. Включение ее в число функций Министерства природных ресурсов РФ – крупнейшего природопользователя, вызывало обоснованные опасения.

Так, Ю.Р. Храмова предлагала четыре варианта решения проблемы: «1) образование комиссии по экологической экспертизе при Президенте РФ; 2) создание экологического надзора при Президенте РФ, который наряду с иными функциями будет заниматься и Государственной экологической экспертизой; 3) образование Агентства по экологической экспертизе; 4) восстановление статус-кво, т.е. прежней системы управления».

«Частично ситуация изменилась в результате административной реформы 2004 г., но возникли и новые проблемы в связи с разделением функций в сфере проведения государственной экологической экспертизы между Росприроднадзором и Ростехнадзором».

Под объектами экологической экспертизы понимаются документы, предшествующие производственно-хозяйственной, рекреационной и иной деятельности, негативно воздействующей на природную среду и здоровье человека, сама вышеназванная деятельность и ее продукты[5].

Объекты экологической экспертизы можно разделить на две группы – федерального уровня и уровня субъектов Федерации, которые перечислены в ст. 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Профессор О.В. Дубовик говорит о двух критериях разграничения этих групп: формально-юридический и экологический. Формально-юридическим критерием является «применительно к объектам федеральной экспертизы утверждение документации и проектов деятельности правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти. Экологическим критерием служат потенциальная возможность воздействия реализуемого объекта на окружающую среду сопредельных с Россией государств или двух и более субъектов РФ, воздействие или использование природных ресурсов федерального значения (относящихся к федеральной собственности), в том числе на особо охраняемые природные территории федерального значения».

 

 

 

 

 

 

 

4.Виды экологической экспертизы

 

Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе»  предусматривает проведение обязательной экологической экспертизы для всех народнохозяйственных объектов и предприятий, работа и деятельность которых может нанести вред окружающее среде и природе. Различают два вида экологической экспертизы – государственную обязательную экспертизу проектной документации намечаемого к реализации проекта и второй вид экологической экспертизы – это независимая общественная экологическая экспертиза.

Рассмотрим эти два вида экологической экспертизы предполагаемого к реализации промышленного или иного объекта.  Обязательная государственная экологическая экспертиза – это вид экологической экспертизы, положение о котором нашли свое отражение в федеральном законе «Об экологической экспертизе» от 1995 года.  Под этим видом экологической экспертизы понимают обязательное изучение компетентными уполномоченными органами всей проектной документации будущего объекта. Организация или частное лицо, разработавшее этот проект,  должны представить эти документы на рассмотрение территориальному отделению Государственному комитету Российской федерации по охране окружающей среды и природопользованию. Это территориальное отделение Государственного комитета Российской федерации по охране окружающей среды и природопользованию как раз и является тем уполномоченным органом, который проводит данный вид экологической экспертизы. Как уже отмечалось выше, данный вид экологической экспертизы предложенного к реализации  проекта является обязательным для всех субъектов народного хозяйства Российской Федерации[4].

При рассмотрении предоставленной проектной документации действует принцип презумпции экологической опасности всех хозяйственных объектов без исключения. Разработчики проекта строительства или реконструкции любого народнохозяйственного объекта, отправляя проектную документацию для прохождения вида экологической экспертизы,  называемого здесь обязательная государственная экологическая экспертиза,  должна на страницах отчетов доказать государственным чиновникам, что их проект не нанесет вреда окружающей среде, а не наоборот.

Другой вид экологической экспертизы проекта называется общественным. Этот вид экологической экспертизы намеченного к реализации объекта промышленности или хозяйства проводится по инициативе общественных  организаций или просто групп граждан или рядового гражданина. Такой вид экологической экспертизы проводится тогда, когда у общественности появились сомнения в правильности выносимых государственными органами вердиктов и заключений относительно влияния на окружающую среду деятельности появившегося в результате реализации проекта промышленного или иного предприятия.

Данный вид экологической экспертизы является реализацией конституционного права граждан Российской Федерации жить экологически чистой среде обитания, и позволяет общественности иметь рычаги влияния на государство, в деле принятия разрешительных решений относительно реализации проектов, деятельность которых может нанести вред природе, экологии и окружающей среде. Вид экологической экспертизы, называемый общественным, не может быть применен к объектам и проектам, которые попадают под определение государственной или военной тайны Российской Федерации.

Рассмотренные виды экологической экспертизы должны быть комплексными и ответственными в деле принятия решения о разрешении или запрете проекта.

 

 

 

5.Финансирование экологической экспертизы

 

Согласно ст. 28 Федерального закона «Об экологической экспертизе» «Финансирование государственной экологической экспертизы объектов государственной экологической экспертизы, в том числе ее повторное проведение, осуществляется за счет средств заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, определяемой осуществляющим экологическую экспертизу федеральным органом исполнительной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы»[1].

Финансирование государственной экологической экспертизы является одной из гарантий проведения государственной экологической экспертизы в соответствии с принципами, установленными в ст. 3 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

«Для обеспечения более высокой степени независимости экспертов государственной экологической экспертизы целесообразно было бы, возможно, обеспечивать государственное финансирование проведения государственной экологической экспертизы соответственно из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Однако финансирование государственной экологической экспертизы за счет заказчика документации стимулирует данное лицо к более качественной подготовке предпроектной и проектной документации, материалов по оценке окружающей среды с целью получить положительное заключение без повторного проведения государственной экологической экспертизы».

Стоимость работ по организации и проведению государственной экологической экспертизы документации определяется по каждому объекту экспертизы в отдельности и устанавливается прямым расчетом исходя из затрат на оплату труда внештатных экспертов и материальных затрат, связанных с проведением государственной экологической экспертизы документации и материально-техническим обеспечением внештатных экспертов.

Стоимость проведения повторной государственной экологической экспертизы документации, выполняемой после доработки материалов по результатам ранее проведенной экспертизы или на основании решения судебных органов, определяется в общем порядке.

Согласно ст. 29 Федерального закона «Об экологической экспертизе» «финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления».

Порядок финансирования проведения общественной экологической экспертизы принципиально отличается от порядка финансирования государственной экологической экспертизы. Это обусловлено тем, что ее проведение необязательно и происходит по инициативе граждан, общественных организаций (объединений), иных некоммерческих объединений и органов местного самоуправления. Источниками финансирования проведения общественной экспертизы могут быть любые не запрещенные законодательством Российской Федерации источники[6].

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» не запрещает заказчику документации оплачивать проведение общественной экологической экспертизы в добровольном порядке. Однако обязать к финансированию общественной экологической экспертизы заказчика нельзя, поскольку статья предусматривает исключительно добровольный порядок финансирования проведения общественной экологической экспертизы гражданами и организациями, которые не были ее инициаторами.

Статья предусматривает возможность финансирования проведения общественной экологической экспертизы за счет соответствующего органа местного самоуправления. «Представляется, что им будет тот орган местного самоуправления, который выступил с инициативой проведения общественной экологической экспертизы».


Заключение

 

Сегодня экологическая экспертиза в России является одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института.

Одной из главных «внутренних» сложностей в осуществлении экспертных оценок является несколько субъективный их характер и трудности оценки экологических параметров окружающей среды.

К числу «внешних» трудностей и нерешенных проблем экологической экспертизы относятся: их нормативно-процедурные различия и сложности в адаптации международных правил в этой области к национальному природоохранному законодательству. Часто мешают слишком длительные сроки экспертиз, снижающие их эффективность.

Самым узким местом экологической экспертизы остается «внутренняя» проблема оценки качественных параметров окружающей среды, не только реальных, но, главное, прогнозируемых.

Наименее изученной областью экологической экспертизы является общественная экологическая экспертиза, декларированная, но мало чем обеспеченная в России. Данный вопрос требует исследований и разработок, соответствующих нормативно-методических документов.


Список использованной литературы

 

Нормативно - правовые акты

1. Федеральный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, с учетом изменений, внесенных в него Федеральными законами от 22.08.2004 №122-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ, от 24.06.2008 № 93-ФЗ, от 14.07.2008 №118-ФЗ, от 23.07. 2008 № 160-ФЗ.

2. Федеральный Закон Российской Федерации «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995года № 174-ФЗ, с учетом изменений, внесенных в него Федеральными законами от 15.04.1998 № 65-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. 29.12.2004г.), от 21.12.2004 № 172-ФЗ, от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 16.05.2008 N 75-ФЗ, от 26.06.2008 N 96-ФЗ.

Научная литература

3. Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: Юристъ. 2005.

4. Дубовик О.В. Экологическое право. - М.: Издательство Проспект. 2009.

5. Ерофеев Экологическое право России. – М. 2001.

6. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» / под ред. Кичигина Н.В., Пономарева М.В., Семьяновой А.Ю. – М., Издательство Проспект. 2007.

Периодические издания

7. Храмова Ю.Р. К вопросу о правовых проблемах осуществления экологической экспертизы // Государство и право. - 2003. - №8.

8. Чегасов Г.С. О работе управления Государственной экологической экспертизы в 1998 г. // Экологическая экспертиза и ОВОС. - 1999. - №1.


 

18

 



Информация о работе Экологическая экспертиза