Экологическая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 01:00, реферат

Описание работы

Экологическая культура – это новая дисциплина, возникшая в рамках культурологии. Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология, и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Файлы: 1 файл

Экологическая культура.doc

— 367.00 Кб (Скачать файл)

4. Основные направления развития  этапов экологического образования

Важнейшим условием создания системы экологического образования  является участие в этом процессе всех учреждений, социальных групп  и слоев населения. В формировании экологической культуры должны принимать  участие: семья, образовательные учреждения всех уровней, общественные, политические и профсоюзные организации, учреждения культуры, науки, туризма и спорта, средства массовой информации, вооруженные силы и религиозные конфессии.

Экологическое образование  должно осуществляться на протяжении всей жизни человека – от эмоциональных представлений о природе в раннем младенчестве и понимания основ картины мира в младших классах школы до формирования экологического мировоззрения, эксцентрического типа сознания и необходимости собственного участия в экологической деятельности в юношеском и взрослом периодах жизни.

4.1. Экологическое образование в  семье

Цель: формирование такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром.

 

Направления:

  • обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;
  • обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;
  • формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов;
  • осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей;
  • организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в неформальных объединениях при учреждениях и домоуправлениях.

 

 

Средства:

  • организация работы с молодыми родителями в учреждениях образования и культуры, в подростковых и туристских клубах путем включения их в активную экологическую деятельность вместе с детьми;
  • создание и распространение методик осуществления технологичных, не требующих значительных затрат, экологических проектов для семей с целью привлечения внимания к экологическим проблемам быта, дачного и фермерского хозяйства;
  • создание привлекательных практически полезных пособий по приемам уменьшения экологического риска в повседневной жизни и курсов для городских и сельских жителей, домохозяек, молодых матерей, владельцев дачных участков, автолюбителей;
  • разработка и внедрение методик экологического образования, основанных на внимании к традиционным ценностям, культурным обычаям, накопленному, взаимному опыту поколений и передаче его членам семьи;
  • разработка и использование в практике экологического самообразования игр, в том числе компьютерных.

 

Первоочередные мероприятия:

  • создать сеть семейных клубов и объединений для организации совместного культурного досуга детей и их родителей, в том числе и на лоне природы;
  • создать сеть консультационно-информационных советов, открытых экологических школ и университетов для желающих получить знания на базе вузов, учреждений дополнительного образования и культуры;
  • подготовить к печати серию книг для родителей по экологическому воспитанию детей разного возраста.

 4.2. Экологическое образование в дошкольных учреждениях

Цель: формирование базовой системы ценностей в отношении окружающего мира; формирование представлений о природных объектах и процессах, о связях человека и природы; умение прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

 

Направления:

  • формирование знаний о природе родного края;
  • формирование знаний о преобразованной человеком природе;
  • формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в окружающем мире;
  • воспитание любви и уважения к объектам природы и миру природы в целом;
  • формирование элементарных представлений о человеке как биосоциальном существе и среде его жизни;
  • воспитание осознанно-бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира;
  • формирование практических умений и навыков в разнообразных видах деятельности, направленных на сохранение и улучшение социоприродной среды;
  • приобщение детей к общественно-полезному труду, оказание помощи старшим членам семьи по уходу за домашними растениями и животными.

 

Средства:

  • экологизация предметно-развивающей среды, создание условий для каждодневного общения ребенка с природой как внутри дошкольных образовательных учреждений, так и за их пределами;
  • создание экологических комплексов (экологические комнаты, живые уголки, зимний сад, комната-музей природы, модельных и искусственных экосистем);
  • организация экологического просвещения родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения;
  • взаимодействие дошкольных учреждений в области экологического образования с государственными (органы образования, комитеты по экологии, музеи, библиотеки и др.) и общественными организациями;
  • разработка и внедрение в работу дошкольных учреждений педагогических моделей, основанных на принципах интеграции, экологизации всего воспитательно-образовательного процесса в детском саду, экологическое воспитание дошкольников через музыкальные и художественные виды деятельности, элементарное экспериментирование и наблюдение.

 

Первоочередные  меры:

  • создать районные и областные базы данных об опыте работы дошкольных учреждений по экологическому образованию детей и их родителей;
  • разработать требования, предъявляемые к дошкольным учреждениям, в области экологического образования и экологический компонент в базисных характеристиках личности ребенка-дошкольника;
  • разработать и опубликовать серию учебно-методических комплектов, пособий, научно-популярных книг для педагогов и детей;
  • проводить ежегодно районные и областные конкурсы среди дошкольных общеобразовательных учреждений на лучшую организацию работы по экологическому воспитанию детей;
  • ввести в дошкольных учреждениях должность воспитателя-эколога (или методиста-эколога).

4.3. Экологическое образование в  школе

Научные основы содержания экологического образования закладываются изучением цикла естественно-научных, гуманитарных дисциплин и носят междисциплинарный, комплексный характер.

Школьный этап является основным в системе непрерывного экологического образования. Он обобщает результаты деятельности на предыдущем этапе и создает основу для практической экологической деятельности в подростковом возрасте, закладывает фундамент для последующих этапов в непрерывном обучении и поэтому характеризуется более подробно.

 

Школьный  этап экологического образования может  осуществляться в практике работы образовательных учреждений в следующих вариантах:

  • на однопредметной основе (преподавание экологии);
  • на многопредметной основе (экологизация содержания основных дисциплин образовательной программы);
  • по смешанной модели конструирования учебного процесса;
  • по особой учебно-воспитательной модели экологического образования, отличной от базового плана (проекты "Экология и диалектика", "Ноосферная школа" и др.).

Для целей обучения экологии в школе выделены три класса экосистем:

    • природные: биосфера; экосистемы биосферы.
    • социоприродные: социоэкосистема (природа – общество); антропо-экосистема; агроэкосистема; урбоэкосистема.
    • искусственные: аквариум; обитаемый космический корабль.

Жизнь на планете в  рамках биосферы представлена биологическим разнообразием разного типа: генетическое (разнообразие генов всех популяций вида), видовое (разнообразие видов), экосистемное (разнообразие природных сообществ, мест обитания, экологических явлений).

Язык и речь, усваиваемые  на уроках языка и литературы, - главные элементы среды обитания людей, отдельных коллективов и целых народов. Чистота речевой среды не менее важна, чем чистота природной среды. Реализация экологических идей применительно к языку и речи предполагает органичное свободное развитие языка, недопустимость насильственного воздействия на него; уважительное отношение к русскому литературному языку, овладение им на всех стадиях социализации человека; бережное отношение к местным диалектам; осознание обществом необходимости соблюдения норм и правил речевого этикета. Язык – вербальное средство закрепления культурных достижений, культура языка – составная часть экологической и общей культуры человека.

 

Реализации  принципов экологического образования  через предмет "Литература" способствуют следующие факторы:

  • широкая представленность в литературных текстах, изучаемых по действующим программам, образов природы и отчетливая экспликация в них комплекса проблем, связанных с общекультурной оппозицией "человек (общество, цивилизация) – природа";
  • устойчивая связь идеалов, утверждаемых в литературе на протяжении всей истории ее существования, с миром природы, в тесном контакте с которым наиболее полно реализуются важные для человечества категории красоты, естественности, простоты, нравственной чистоты, божественной мудрости;
  • актуальность категории "экология культуры" для дальнейшего развития литературы как вида искусства и для существования образовательной области "Литература" в условиях технократического общества.

Следовательно, в каждой учебной дисциплине можно найти свои аспекты экологического образования. В системе непрерывного образования они нуждаются в обобщении - на внутрипредметном и межпредметном уровнях.

Стратегическая цель экологического образования предполагает идеал, образ человека будущего. Идеал приобретает конкретные черты и при определении целей каждого этапа формального и неформального обучения и воспитания.

В системе общего образования  учитываются следующие его этапы  и цели:

а) начальная школа:

  • воспитание ценностного отношения, формирование и развитие научных и образных представлений о человеке и окружающей его среде, их экологических взаимодействиях;
  • освоение нравственных ограничений и предписаний по отношению к природной среде и человеку;
  • становление начального опыта здорового образа жизни и защиты природной среды.

б) основная школа:

  • становление экологической культуры разумного потребления, здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе знаний о системном строении окружающей среды и понимании опасности потери жизнепригодных качеств природной среды.

в) полная средняя школа:

  • становление экологической ответственности как основной черты личности через усвоение элементарных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней, экологических проблемах современности.

 4.4. Экологическое образование в начальной и средней профессиональной школе

Цель:  подготовка трудовых ресурсов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям окружающего мира, грамотно использовать полученные экологические знания на конкретном рабочем месте, в своей будущей профессиональной деятельности.

 

Направления:

  • формирование систематических знаний в области экологии и достижение понимания учащимися необходимости применения безопасных ресурсосберегающих технологий;
  • формирование потребности в рационализаторской деятельности и поиске новых путей рационального природопользования и экологически безопасной деятельности;
  • развитие эстетического чувства и культуры производства на рабочем месте;     привлечение учащихся и преподавателей к природоохранной общественной деятельности в соответствии с профессиональной специализацией.

 

Средства:

  • привлечение учащихся к участию в экологических мероприятиях - конкурсах, семинарах, конференциях, районных, областных, региональных и международных экологических программах;
  • включение экологических аспектов в производственную практику учащихся учреждений начального профессионального образования;
  • экологизация традиционных естественно-научных предметов: химии, биологии, географии, природоведения, гуманитарных предметов: истории, языка, литературы, этики, обществознания и др.

 

Первоочередные  мероприятия:

  • ввести в учебные планы средних специальных учебных заведений общие экологические дисциплины (экология, охрана окружающей среды и рациональное природопользование и др.) с учетом специализации и уровня квалификации;
  • ввести в учебные планы изучение специализированных экологических предметов и практикумов (химические основы экологии, экологическое моделирование, мониторинг окружающей среды, экологический менеджмент и др.);
  • ввести в учебный план специальные общеобразовательные курсы ("Человек и биосфера", "Здоровье и окружающая среда", "Лес и человек", "Памятники природы и культуры" и др.);
  • провести областные экологические чтения по содержанию и методике экологического о<span class="dash041e_0431_

Информация о работе Экологическая культура