4. Основные направления развития
этапов экологического образования
Важнейшим условием создания
системы экологического образования
является участие в этом процессе
всех учреждений, социальных групп
и слоев населения. В формировании
экологической культуры должны принимать
участие: семья, образовательные учреждения
всех уровней, общественные, политические и профсоюзные
организации, учреждения культуры, науки,
туризма и спорта, средства массовой информации,
вооруженные силы и религиозные конфессии.
Экологическое образование
должно осуществляться на протяжении
всей жизни человека – от эмоциональных представлений
о природе в раннем младенчестве и понимания
основ картины мира в младших классах
школы до формирования экологического
мировоззрения, эксцентрического типа
сознания и необходимости собственного
участия в экологической деятельности
в юношеском и взрослом периодах жизни.
4.1. Экологическое образование в
семье
Цель: формирование такого отношения к окружающему
миру, которое обеспечивает осознанное
стремление к овладению знаниями, умениями
и навыками, необходимыми для личного
участия каждого члена семьи в решении
и предупреждении экологических проблем,
уменьшении антропогенного воздействия
на окружающую среду; формирование основ
понимания единства и взаимосвязи человека
и окружающего мира; воспитание принципов
взаимодействия с окружающим миром.
Направления:
- обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;
- обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;
- формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов;
- осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей;
- организация просветительской деятельности среди детей и их родителей в неформальных объединениях при учреждениях и домоуправлениях.
Средства:
- организация работы с молодыми родителями в учреждениях образования и культуры, в подростковых и туристских клубах путем включения их в активную экологическую деятельность вместе с детьми;
- создание и распространение методик осуществления технологичных, не требующих значительных затрат, экологических проектов для семей с целью привлечения внимания к экологическим проблемам быта, дачного и фермерского хозяйства;
- создание привлекательных практически полезных пособий по приемам уменьшения экологического риска в повседневной жизни и курсов для городских и сельских жителей, домохозяек, молодых матерей, владельцев дачных участков, автолюбителей;
- разработка и внедрение методик экологического образования, основанных на внимании к традиционным ценностям, культурным обычаям, накопленному, взаимному опыту поколений и передаче его членам семьи;
- разработка и использование в практике экологического самообразования игр, в том числе компьютерных.
Первоочередные мероприятия:
- создать сеть семейных клубов и объединений для организации совместного культурного досуга детей и их родителей, в том числе и на лоне природы;
- создать сеть консультационно-информационных советов, открытых экологических школ и университетов для желающих получить знания на базе вузов, учреждений дополнительного образования и культуры;
- подготовить к печати серию книг для родителей по экологическому воспитанию детей разного возраста.
4.2. Экологическое образование
в дошкольных учреждениях
Цель: формирование базовой системы ценностей
в отношении окружающего мира; формирование
представлений о природных объектах и
процессах, о связях человека и природы;
умение прогнозировать свои действия
по отношению к окружающей среде; воспитание
с первых лет жизни гуманной, социально
активной личности, способной понимать
и любить окружающий мир, природу и бережно
относиться к ним.
Направления:
- формирование знаний о природе родного края;
- формирование знаний о преобразованной человеком природе;
- формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в окружающем мире;
- воспитание любви и уважения к объектам природы и миру природы в целом;
- формирование элементарных представлений о человеке как биосоциальном существе и среде его жизни;
- воспитание осознанно-бережного отношения к объектам природы и предметам рукотворного мира;
- формирование практических умений и навыков в разнообразных видах деятельности, направленных на сохранение и улучшение социоприродной среды;
- приобщение детей к общественно-полезному труду, оказание помощи старшим членам семьи по уходу за домашними растениями и животными.
Средства:
- экологизация предметно-развивающей среды, создание условий для каждодневного общения ребенка с природой как внутри дошкольных образовательных учреждений, так и за их пределами;
- создание экологических комплексов (экологические комнаты, живые уголки, зимний сад, комната-музей природы, модельных и искусственных экосистем);
- организация экологического просвещения родителей, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения;
- взаимодействие дошкольных учреждений в области экологического образования с государственными (органы образования, комитеты по экологии, музеи, библиотеки и др.) и общественными организациями;
- разработка и внедрение в работу дошкольных учреждений педагогических моделей, основанных на принципах интеграции, экологизации всего воспитательно-образовательного процесса в детском саду, экологическое воспитание дошкольников через музыкальные и художественные виды деятельности, элементарное экспериментирование и наблюдение.
Первоочередные
меры:
- создать районные и областные базы данных об опыте работы дошкольных учреждений по экологическому образованию детей и их родителей;
- разработать требования, предъявляемые к дошкольным учреждениям, в области экологического образования и экологический компонент в базисных характеристиках личности ребенка-дошкольника;
- разработать и опубликовать серию учебно-методических комплектов, пособий, научно-популярных книг для педагогов и детей;
- проводить ежегодно районные и областные конкурсы среди дошкольных общеобразовательных учреждений на лучшую организацию работы по экологическому воспитанию детей;
- ввести в дошкольных учреждениях должность воспитателя-эколога (или методиста-эколога).
4.3. Экологическое образование в
школе
Научные основы содержания
экологического образования закладываются изучением цикла
естественно-научных, гуманитарных дисциплин
и носят междисциплинарный, комплексный
характер.
Школьный этап является
основным в системе непрерывного
экологического образования. Он обобщает
результаты деятельности на предыдущем этапе и создает основу для практической
экологической деятельности в подростковом
возрасте, закладывает фундамент для последующих
этапов в непрерывном обучении и поэтому
характеризуется более подробно.
Школьный
этап экологического образования может
осуществляться
в практике работы образовательных учреждений
в следующих вариантах:
- на однопредметной основе (преподавание экологии);
- на многопредметной основе (экологизация содержания основных дисциплин образовательной программы);
- по смешанной модели конструирования учебного процесса;
- по особой учебно-воспитательной модели экологического образования, отличной от базового плана (проекты "Экология и диалектика", "Ноосферная школа" и др.).
Для целей обучения экологии
в школе выделены три класса экосистем:
- природные: биосфера; экосистемы биосферы.
- социоприродные: социоэкосистема (природа – общество); антропо-экосистема; агроэкосистема; урбоэкосистема.
- искусственные: аквариум; обитаемый космический корабль.
Жизнь на планете в
рамках биосферы представлена биологическим разнообразием разного типа: генетическое
(разнообразие генов всех популяций вида),
видовое (разнообразие видов), экосистемное
(разнообразие природных сообществ, мест
обитания, экологических явлений).
Язык и речь, усваиваемые
на уроках языка и литературы, - главные элементы среды обитания
людей, отдельных коллективов и целых
народов. Чистота речевой среды не менее
важна, чем чистота природной среды. Реализация
экологических идей применительно к языку
и речи предполагает органичное свободное
развитие языка, недопустимость насильственного
воздействия на него; уважительное отношение
к русскому литературному языку, овладение
им на всех стадиях социализации человека;
бережное отношение к местным диалектам;
осознание обществом необходимости соблюдения
норм и правил речевого этикета. Язык –
вербальное средство закрепления культурных
достижений, культура языка – составная
часть экологической и общей культуры
человека.
Реализации
принципов экологического образования
через предмет "Литература" способствуют
следующие факторы:
- широкая представленность в литературных текстах, изучаемых по действующим программам, образов природы и отчетливая экспликация в них комплекса проблем, связанных с общекультурной оппозицией "человек (общество, цивилизация) – природа";
- устойчивая связь идеалов, утверждаемых в литературе на протяжении всей истории ее существования, с миром природы, в тесном контакте с которым наиболее полно реализуются важные для человечества категории красоты, естественности, простоты, нравственной чистоты, божественной мудрости;
- актуальность категории "экология культуры" для дальнейшего развития литературы как вида искусства и для существования образовательной области "Литература" в условиях технократического общества.
Следовательно, в каждой
учебной дисциплине можно найти свои аспекты экологического
образования. В системе непрерывного образования
они нуждаются в обобщении - на внутрипредметном
и межпредметном уровнях.
Стратегическая цель
экологического образования предполагает
идеал, образ человека будущего. Идеал приобретает конкретные черты и при
определении целей каждого этапа формального
и неформального обучения и воспитания.
В системе общего образования
учитываются следующие его этапы
и цели:
а) начальная школа:
- воспитание ценностного отношения, формирование и развитие научных и образных представлений о человеке и окружающей его среде, их экологических взаимодействиях;
- освоение нравственных ограничений и предписаний по отношению к природной среде и человеку;
- становление начального опыта здорового образа жизни и защиты природной среды.
б) основная школа:
- становление экологической культуры разумного потребления, здорового образа жизни и реальной экологической деятельности на основе знаний о системном строении окружающей среды и понимании опасности потери жизнепригодных качеств природной среды.
в) полная средняя школа:
- становление экологической ответственности как основной черты личности через усвоение элементарных знаний об экологических взаимодействиях глобального, регионального и локального уровней, экологических проблемах современности.
4.4. Экологическое образование
в начальной и средней профессиональной
школе
Цель: подготовка трудовых ресурсов, способных
адаптироваться к изменяющимся условиям
окружающего мира, грамотно использовать
полученные экологические знания на конкретном
рабочем месте, в своей будущей профессиональной
деятельности.
Направления:
- формирование систематических знаний в области экологии и достижение понимания учащимися необходимости применения безопасных ресурсосберегающих технологий;
- формирование потребности в рационализаторской деятельности и поиске новых путей рационального природопользования и экологически безопасной деятельности;
- развитие эстетического чувства и культуры производства на рабочем месте; привлечение учащихся и преподавателей к природоохранной общественной деятельности в соответствии с профессиональной специализацией.
Средства:
- привлечение учащихся к участию в экологических мероприятиях - конкурсах, семинарах, конференциях, районных, областных, региональных и международных экологических программах;
- включение экологических аспектов в производственную практику учащихся учреждений начального профессионального образования;
- экологизация традиционных естественно-научных предметов: химии, биологии, географии, природоведения, гуманитарных предметов: истории, языка, литературы, этики, обществознания и др.
Первоочередные
мероприятия:
- ввести в учебные планы средних специальных учебных заведений общие экологические дисциплины (экология, охрана окружающей среды и рациональное природопользование и др.) с учетом специализации и уровня квалификации;
- ввести в учебные планы изучение специализированных экологических предметов и практикумов (химические основы экологии, экологическое моделирование, мониторинг окружающей среды, экологический менеджмент и др.);
- ввести в учебный план специальные общеобразовательные курсы ("Человек и биосфера", "Здоровье и окружающая среда", "Лес и человек", "Памятники природы и культуры" и др.);
- провести областные экологические чтения по содержанию и методике экологического о<span class="dash041e_0431_