Экологическая обстановка в регионах РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:46, реферат

Описание работы

Одним из самых экологически благополучных регионов является Камчатская область. Но и здесь происходит интенсивное использование природных ресурсов, накапливаются отходы, деградируют земли. В значительной мере это связано с природными условиями, но оказывают негативное воздействие и автотранспорт, рыбная отрасль, войсковые части, горнорудная промышленность.

Файлы: 1 файл

экологическая обстановка.doc

— 41.50 Кб (Скачать файл)

На Сибирский и Уральский  федеральные округа приходится 54% общего объема выбросов по России.

 

В крупных городах (Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург) выбросы в  атмосферу от автотранспорта и от промышленных предприятий соизмеримы. А в городах с менее развитой промышленностью автотранспорт загрязняет воздух на 90%.

 

Воды используется в год на все  нужды в среднем 66,9 кубокилометров. А суммарный объем сброса загрязненных сточных вод - 20,3 кубокилометров в  год. Один из основных источников загрязнения водных объектов - жилищно-коммунальное хозяйство (в Москве и Омске - больше 90%, в Ульяновске и Санкт-Петербурге - до 80%).

 

Среднегодовое количество образующихся токсичных отходов в России составляет 132,46 миллиона тонн. Используется и обезвреживается из них около 38,3% (50,67 миллиона тонн).

 

Больше всего токсичных отходов  образовалось в Сибирском федеральном  округе (31%).

 

Одним из самых экологически благополучных  регионов является Камчатская область. Но и здесь происходит интенсивное  использование природных ресурсов, накапливаются отходы, деградируют земли. В значительной мере это связано с природными условиями, но оказывают негативное воздействие и автотранспорт, рыбная отрасль, войсковые части, горнорудная промышленность.

 

Сложная экологическая обстановка во многих регионах - не столько результат кризисных явлений в экономике, сколько следствие накопленных за многие десятилетия проблемных зон.

 

1.3. Методы, задачи и цели управления  экологией

 

Управление охраной и природопользованием  окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства и выступает как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.

 

Роль государственного управления в сфере управления экологией, или природопользования, определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. В триместре субъектов - физическое лицо, юридическое лицо и государство - государственные органы занимают особое место. Они обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Прежде всего, на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства.

 

Механизм управления природопользованием  объединяет методы, функции и организационные  структуры.

 

Методы управления -- это способы  воздействия на поведение и деятельность управляемых объектов с целью обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды. Все эти методы в управлении природопользованием должны применяться комплексно, в системе.

 

Основные из них:

 

· административные (командно-распорядительные) -- обеспечены возможностью государственного принуждения. Административно-правовые методы управления заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих работников, должностных лиц и населения страны по экономному использованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению равновесия в природной среде. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района.

 

· экономические -- создающие непосредственную материальную заинтересованность субъектов  хозяйствования в выполнении необходимых  экологических мероприятий, решений  органов управления в сфере природопользования Экономические методы управления природопользованием заключаются в широком использовании системы цен, тарифов, платежей, штрафов, премий, фондов экономического стимулирования, кредитов и т.п.;

 

· социально-психологические методы управления представляют собой систему средств социального и психологического воздействия на коллективы предприятий и организаций, отдельных работников и население данного района с целью обеспечения благоприятных погодных условий проживания человека, снижения заболеваемости населения, увеличение продолжительности жизни людей и способности их к труду, сохранение эстетической ценности природных ландшафтов, заповедных зон и т.п. Эти методы реализуются посредством мер как поощрительного характера, так и воздействия на нарушителей (благодарности или, напротив, выговоры, устные или в приказах администрации и т.п.).

 

· организационные методы, охватывающие процессы подготовки, принятие и реализацию решений, направленных на предотвращение и ликвидацию нарушений, загрязнений окружающей среды, организацию малоотходных и безотходных технологий при использовании природных ресурсов. Организационные методы обеспечивают распределение функций в сфере управления, поддержание технологической дисциплины, контроля, обобщения опыта, рационализацию управления на основе достижения науки и техники.

 

Управление природопользованием  предполагает осуществление целого ряда специфических функций, то есть видов деятельности, воздействующих на эколого-экономические отношения.

 

Общими для всех отраслей и звеньев  управления природопользованием являются:

 

· нормотворчество и законодательная  инициатива в области охраны окружающей среды и природопользования;

 

· учет природных объектов и ведение  природных кадастров;

 

· осуществление мониторинга окружающей среды;

 

· экологический контроль, экспертиза и аудит;

 

· эколого-экономическое прогнозирование  и планирование;

 

· экономическое стимулирование природоохранной  деятельности;

 

· разрешение споров о праве пользования  природными ресурсами, применение санкций за нарушение природоохранного законодательства и др.

 

Глава 2. Экология как потребность  человека

 

2.1. Антропогенные воздействия на  природу

 

С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования - стала испытывать на себе антропогенное влияние (то есть влияние человека и его деятельности).

 

Первоначально отношения человека и природы представляли собой  взаимное воздействие друг на друга - человек самостоятельно (без применения сложных технических средств) извлекал для себя пользу из природы (пища, полезные ископаемые), а природа воздействовала на человека, причем человек был не защищен от природы (например, различных стихий, климата и т.д.), сильно зависел от нее.

 

По мере становления общества, государства, роста технической оснащенности человека (сложные орудия труда, машины) возможность природы влиять на человека уменьшилась, а влияние человека на природу (антропогенное влияние) усилилось.

 

Начиная с XVI - XIX вв., когда было сделано  большое число полезных для человека научных открытий, изобретений, значительно усложнились производственные отношения, влияния человека на природу стало систематическим и повсеместным. Природа стала рассматриваться человеком уже не как самостоятельная реальность, а как сырьевой источник для удовлетворения потребностей человека.

 

В ХХ столетии, когда планомерный  научно-технический прогресс ускорился  в несколько раз и перерос  в научно-техническую революцию, антропогенное влияние приблизилось к катастрофическому уровню.

 

В настоящее время мир техники (техносфера) практически превратился  в самостоятельную реальность (суперсовременные технические открытия, сделавшие  возможности человека влиять на природу  безграничным, всеобщая компьютеризация  и т.д.), а природа почти полностью подчинена человеку.

 

Главная проблема (и опасность) современного антропогенного влияния заключается  в несоответствии безграничных потребностей человечества и почти безграничных научно-технических возможностей влияния  на природу и ограниченных возможностей самой природы.

 

В связи с этим возникает экологическая  проблема - проблема охраны окружающей среды от пагубного влияния человека.

 

Самыми опасными направлениями  пагубного влияния человека на природу (и его последствиями) являются:

 

· истощение недр - на протяжении своей истории, а особенно в ХХ веке человечество беспощадно и в неограниченных количествах добывало полезные ископаемые, что привело к истощению (близкому к катастрофическому) внутренних резервов Земли (например, запасы энергоносителей нефти, каменного угля, природного газа могут быть исчерпаны уже через 80-100 лет);

 

· загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами;

 

· уничтожение растительного и  животного мира, создание условий, при  которых техническое развитие (дороги, заводы, электростанции и т.д.) нарушает привычные образ жизни растений и животных, изменяет естественный баланс флоры и фауны;

 

· применение атомной энергии как  в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные  взрывы.

 

Для того чтобы выжить и не довести планету до техногенной катастрофы, человечество обязано всячески уменьшить свое вредное влияние на окружающую среду, особенно вышеуказанные наиболее опасные его виды.

 

Природные ресурсы. Природа служит средой существования и обитания людей, основным и чаще всего единственным источником удовлетворения их потребностей. Общественные потребности, удовлетворяемые за счет природы, можно разделить на три группы:

 

ь 1 группа: первичные потребности  в воде, воздухе, одежде, жилище;


Информация о работе Экологическая обстановка в регионах РФ