Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:34, реферат
Цель работы - рассмотреть явление экологической сертификации производств, которая имеет большое значение в обеспечении благоприятной экологической обстановки и дальнейшего существования нас на этой планете.
Введение.
Моя тема контрольной работы посвящена экологической сертификации. На мой взгляд, экологическая сертификация – это не только гарантия качества продукции, но и обеспечение и уверенность в ее безопасности.
В настоящее время мы не
можем представить явление
присутствия человека на нашей
планете без интенсивного
Если взглянуть на наше время,
то можно увидеть, что
Цель работы - рассмотреть явление
экологической сертификации
В соответствии с 31 статьей
Закона РФ "Об охране окружающей
среды" от 10 января 2002 года N7-ФЗ
экологическая сертификация
Согласно Закону РФ
от 27 декабря 2002 года №84-ФЗ "О техническом
регулировании" сертификация - это форма
осуществляемого органом по сертификации
подтверждения соответствия объектов
требованиям технических регламентов,
положениям стандартов или условиям договоров.
При проведении экологической
сертификации подтверждается соответствие
объекта сертификации установленным природоохранным
нормам и требованиям экологической безопасности,
установленным в технических регламентах,
стандартах, технических условиях производителей
или других технических или нормативных
документах. В настоящее время обязательная
экологическая сертификация может проводится
только при подтверждении соответствия
требованиям общего технического регламента
по вопросам экологической безопасности
и осуществляется в порядке, определяемом
Правительством Российской Федерации.
Требования общего технического регламента
обязательны для применения и соблюдения
в отношении любых видов выпускаемой продукции,
процессов производства, эксплуатации,
хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Учитывая, что соответствующий
технический регламент и порядок работ
пока не принят, проводится только добровольная
экологическая сертификация. Ранее к объектам
обязательной сертификации относились
предприятия оборонных отраслей.
Обязательная и добровольная экологическая
сертификация промышленных объектов,
технологических процессов, продукции
и систем управления окружающей средой
в основном проводится с 1997 г. в рамках
Системы обязательной сертификации по
экологическим требованиям (РОСС RU.0001.01
ЭТОО). Начало создания Системы сертификации
по экологическим требованиям было связано
с реализацией Закона РФ "О защите прав
потребителей" от 07.02.92 г. №2300-1 и заключением
в апреле 1993г. "Соглашения о взаимодействии
Минприроды России и Госстандарта России
в работах по стандартизации, метрологии
и сертификации в области регулирования
использования природных ресурсов, охраны
окружающей среды и экологической безопасности
продукции и технологических процессов".
В дальнейшем, в связи
с Указом Президента РФ от 19 августа 1993
г. № 1267 "Об особенностях приватизации
и дополнительных мерах государственного
регулирования деятельности предприятий
оборонных отраслей промышленности"
и Постановлением Правительства Российской
Федерации от 27 марта 1994 г. № 223 "О сертификации
безопасности промышленных и опытно-экспериментальных
объектов предприятий и организаций оборонных
отраслей промышленности, использующих
экологически вредные и взрывоопасные
технологии", было заключено "Соглашение
о взаимодействии Минприроды России, Госстандарта
России и Госкомоборонпрома России в работе
по сертификации экологической безопасности
производств, предприятий и организаций
оборонных отраслей промышленности".
С учетом указанных документов Минприроды
России было поручено разработать требования
и порядок сертификации экологической
безопасности производств, предприятий
и организаций оборонных отраслей промышленности,
использующих взрывоопасные технологии;
а также перечень экологически вредных
технологий, используемых на промышленных
и опытно-экспериментальных объектах
предприятий и организаций оборонных
отраслей промышленности, использующих
взрывоопасные технологии, с учетом требований
по сертификации экологической безопасности
и сроки проведения этой сертификации
на указанных объектах.
В целях реализации
данных поручений Госкомэкологией РФ
были разработаны основные положения
и нормативные документы будущей Системы
сертификации. В соответствии с пунктом
2 статьи 5 Закона Российской Федерации
"О сертификации продукции и услуг"
Госстандарт России Постановлением от
01.10.96 N 66-А зарегистрировал в Государственном
реестре Систему обязательной сертификации
по экологическим требованиям и знак соответствия
Системы за номером РОСС RU.0001.01ЭТОО. В настоящее
время Система находится в ведение МПР
РФ.
Основными
целями Системы
является содействие:
- реализации обязательных экологических
требований природоохранного законодательства
при размещении, проектировании, строительстве
и эксплуатации предприятий, сооружений;
- внедрению экологически безопасных
технологических процессов, оборудования
и производств;
- обеспечению экологической безопасности
окружающей среды при размещении, переработке,
транспортировке, ликвидации и захоронении
отходов производства и потребления;
- предотвращению загрязнения
и засорения объектов окружающей среды
при производстве, эксплуатации и ликвидации
всех видов продукции;
- предотвращению ввоза в страну
экологически опасной продукции,
Основными
целями экологической
сертификации являются:
-
повышение качества продукции
путем создания условий для
открытой свободной
товаров
и услуг на основе информации об
уровне экологической чистоты
-
защита потребителя от
-
подтверждение показателей,
-
содействие потребителю в
-
побуждение фирм, прошедших и
желающих пройти экологическую
сертификацию, к саморазвитию в
производстве и реализации
Ни для кого не секрет, что
проблемы экологии становятся
все более значимыми. Этому
прежде всего способствует
Как известно, сертификация может
быть обязательной и
Существующая нормативная база
представлена в основном в
соответствующих ГОСТах. Однако
хотя системой ГСС
Существует неопределенность и
с нормами по отдельным
В настоящее время для
Следующим препятствием на
Приведенный выше пример по
стойкости окраски почти
Все вышеперечисленное
Скорее всего производители
Все рассмотренные выше
1. Повышение
ответственности
2. Повышение конкурентоспособности продукции.
Отечественная продукция не пользуется
спросом за рубежом подчас только из-за
неспособности производителя доказать
ее «экологичность», хотя остальные показатели
могут превосходить зарубежные аналоги.
3. Предотвращение появления экологически
опасной продукции, поступающей из-за
рубежа. Многие обращают внимание на низкую
цену продукции, произведенной в странах
юго-восточной Азии, однако не многие знают,
что эта продукция представляет серьезную
опасность для здоровья человека и для
природы. Примеры — нижнее белье из хлопка,
зараженного диоксинами, продукция, при
изготовлении которой были использованы
запрещенные в нашей стране красители.
4. Возможность потребителя получить гарантии
при приобретении продукции в части ее
соответствия экологическим требованиям.
Таким образом,
2.1
Практика введения
экологической сертификации
в России.
Cогласно классическому
Таким образом, "третья сторона",
которая действует в процессе сертификации,
– это не контролер, который идет к предпринимателю,
а наоборот, это лицо (орган), к которому
добровольно идет сам предприниматель
для того, чтобы получить от него сертификат
соответствия, с которым он может не только
расширить свой рынок, но и дороже продать
свою продукцию.
Отсюда видно, что сертификация не является
бюрократическим барьером для развития
предпринимательства.
Сертификация – это часть механизма, называемого
"подтверждением соответствия", в
котором доказывать соответствие продукции
установленным требованиям можно без
участия третьей стороны – посредством
принятия изготовителем продукции декларации
о соответствии.
Впервые в России
для практической апробации 1 мая 1992 г.
была введена сертификация "в целях
контроля безопасности продукции для
окружающей среды, жизни, здоровья человека
и его имущества" (ст.1 Закона РФ "О
сертификации продукции и услуг"). (Шрифтом
выделено мною – В.В.) Сертификация была
введена взамен существовавших ранее
командно-административных методов регулирования
экономики.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.97
№ 1013 были утверждены Перечни товаров,
работ и услуг, подлежащих обязательной
сертификации, на основе которых Госстандартом
России в 1998 г. была подготовлена и опубликована
Номенклатура продукции и услуг, в отношении
которых законодательными актами РФ предусмотрена
их обязательная сертификация (далее –
Перечень по сертификации).
Позднее постановлением
Правительства РФ от 07.07.99 № 766 был утвержден
Перечень продукции, соответствие которой
может быть подтверждено декларацией
о соответствии (далее – Перечень по декларациям).
Для уменьшения "избыточности"
обязательной сертификации и в связи со
вступлением России во Всемирную торговую
организацию Госстандарт России летом
2001 г. провел работу по сокращению номенклатуры
продукции и услуг, подлежащих обязательной
сертификации. Эту работу проводили 39
специально созданных экспертных групп,
сформированных на основе технических
комитетов по стандартизации.
В результате из Перечня
по сертификации многие виды продукции
были исключены и переведены в Перечень
по декларациям, который возрос более
чем в 5 раз. В свою очередь, из Перечня
по декларациям была исключена продукция,
для реализации и использования которой
не будет требоваться ни декларация, ни
сертификат (например, лопаты, зубила слесарные
и т.п.).
Однако работы, проводимые
в рамках Системы обязательной сертификации
по экологическим требованиям, зарегистрированной
в Госреестре Госстандарта России 01.10.96
(регистрационный номер РОСС RU.001.01.ЭТОО),
показали, что даже такое радикальное
сокращение объектов обязательной сертификации
не дает возможности достигнуть основной
цели, для которой Законом РФ "О сертификации
продукции и услуг" в 1993 г. была введена
сертификация в России, – контроля безопасности
продукции для окружающей
среды, жизни, здоровья человека и его
имущества.
Это происходит потому, что в номенклатуре
продукции и услуг Госстандарта России
не выделены объекты, которые подлежат
обязательной экологической сертификации.
Для многих предприятий отсутствие экологического
сертификата соответствия препятствует
расширению рынка для своей продукции
и снижает ее конкурентоспособность.
Данное утверждение подтверждают результаты
согласования с министерствами предложений
по реализации закона "Об охране атмосферного
воздуха".
В ст. 15 (пп. 3 и 4) этого закона установлено,
что производство и использование на территории
Российской Федерации топлива, установок,
двигателей, транспортных средств допускается
только при наличии сертификатов, подтверждающих
соответствие требованиям охраны атмосферного
воздуха и техническим нормативам выбросов
(максимально допустимым удельным массам
выброса).
Из изложенного ясно, что речь идет об
экологических сертификатах соответствия.
В целях реализации ст. 15 этого закона
распоряжением Правительства РФ от 08.08.99
№1264-р бывшему Госкомэкологии было поручено
(совместно с другими министерствами)
разработать нормативный правовой акт
Правительства РФ, устанавливающий порядок
выдачи упомянутых выше экологических
сертификатов. Данное распоряжение было
своевременно выполнено, и Порядок был
направлен на согласование в министерства,
определенные Правительством РФ.
Анализ ответов показал,
что одни министерства (МПС, Минэнерго,
Минпромнауки) не возражают против введения
экологической сертификации топлива и
транспортных средств, а вот другие (Минтранс,
МВД и Минсельхоз) категорически возражают,
утверждая, что экологическая сертификация
– это "дополнительная", излишняя
сертификация, так как экологические требования
якобы уже учитываются при действующих
системах обязательной сертификации –
нефтепродуктов, автотранспорта и авиатехники.
Если рассмотреть эти возражения по существу,
то можно сделать следующие выводы.
1. По автотранспорту. Низкое качество
наших автомобилей давно известно – по
годовому суммарному выбросу вредных
веществ наши автомобили в среднем хуже
американских в 3 раза (1117 и 338 кг, соответственно),
по токсичности – в 9 раз. Наши автомобили
достигнут норм Евро-2 не ранее 2004 г., Евро-3
– не ранее 2008 г., а Евро-4 – неизвестно
когда (нормы Евро-3 в Европе введены с
октября 2000 г.).
2. По авиатехнике. В 2004 г. наши самолеты
не смогут садиться на зарубежных аэродромах,
так как не удовлетворяют международным
требованиям по шуму и загрязняющим выбросам.
3. По нефтепродуктам. По телевидению
"ЛУКОЙЛ" рекламирует свои нефтепродукты,
ссылаясь на их сертификацию, сделанную
Американским институтом нефти, а не отечественными
органами по сертификации.
Таким образом, приходится
признать, что ведомственные системы обязательной
сертификации не обеспечивают надлежащего
качества ни автотранспорта, ни самолетов,
ни нефтепродуктов именно по экологическим
показателям, отвергая в то же время экологическую
сертификацию перечисленных объектов,
тогда как цель сертификации – обеспечить
надлежащее качество продукции.
Держатели этих систем, исходя из ведомственного
интереса, отвергают экологическую сертификацию
нефтепродуктов, автотранспорта и авиатехники.
В результате согласование
Порядка выдачи экологических сертификатов
так называемыми заинтересованными министерствами
был провален, и вместо нормативного правового
акта Правительства РФ на эту тему вышло
не постановление Правительства РФ, а
почему-то новое распоряжение Правительства
РФ от 07.05.01 № 641-р, повторяющее текст ст.15
закона "Об охране атмосферного воздуха",
т.е. распоряжение Правительства РФ от
08.08.99 №1264-р осталось не выполненным. Поэтому
можно утверждать, что перечисленные выше
системы сертификации работают вхолостую
и являются "избыточными" и "дополнительными".
В отличие от них, Система эколо-гической
сертификации РОСС RU.001.01.ЭТОО (далее –
Система) по своему характеру является
результирующей "сверхсистемой"
сертификации.
Подтверждение соответствия
объекта сертификации осуществляется
в этой Системе путем сопоставления показателей
сертифицируемого объекта с показателями
соответствующего нормативного документа
(стандарт, регламент, утвержденный в установленном
порядке норматив, международный стандарт,
правило ЕЭК ООН, директива ЕС, евронорма
и др.).
В случае, если для
объекта сертификации имеется несколько
нормативных документов, указанных выше,
то подтверждение соответствия производится
путем сопоставления с документом, имеющим
более "жесткие" показатели. При добровольной
форме экологической сертификации сопоставление
производится со всеми без исключения
документами, имеющимися в мире по данному
объекту, в том числе и с международными,
и национальными документами, не введенными
в России.
Таким образом, сертификация в Системе
гарантирует мировой уровень сертифицированного
объекта.
Подтверждение соответствия
объекта нормативным требованиям осуществляется
в Системе в форме либо добровольной, либо
обязательной сертификации. Затраты заявителей
при добровольной форме сертификации
относят на счет прибыли (дохода) от реализации
сертифицированной продукции, при обязательной
форме – на себестоимость продукции. Форма
сертификации и факт соответствия мировому
уровню указывается на выданном сертификате
и лицензии на право применения экологической
маркировки.
Следует отметить,
что Система успешно функционирует с учетом
требований международных стандартов
ИСО серии 14000, в ее работах в настоящее
время участвуют 16 органов по сертификации,
15 испытательных лабораторий, а также
орган по подготовке специалистов.
В связи с этим
вызывает недоумение факт, что продолжается
регистрация многочисленных систем добровольной
экологической сертификации (например,
система ВНИИС Госстандарта России, подсистема
Военного регистра, система недропользования
"Зарубежгеологии", региональная
система Нижегородского ЦСМ).
Более того, недавно появилась и активно
лоббируется к разработке система добровольной
сертификации так называемого экологического
менеджмента (управления).
На проведенной в
Госстандарте России научно-практической
конференции 15 октября 2001 г., посвященной
Всемирному дню стандартов, который прошел
под девизом "Окружающая среда и стандарты:
крепнущее единство", было отмечено,
что подобная практика не отвечает реальным
потребностям рынка этих услуг, а статус
этих систем и выдаваемых ими сертификатов
недостаточно высок. Это уже привело к
тому, что круг заявителей на экологическую
сертификацию предприятий существенно
сузился, и ведет к дискредитации экологической
сертификации1.
Для обеспечения методического единства
работ в данной области целесообразно
все перечисленные системы добровольной
сертификации объединить в рамках Системы
сертификации РОСС RU.001.01.ЭТОО, в которой
возможна работа как в обязательной, так
и в добровольной форме.
Избыточна не вся сертификация, а только
та, которая работает "вхолостую".
Для выявления "избыточных"
систем сертификации Правительством РФ
принято решение об их инвентаризации.
Чтобы реализовать это решение необходимо:
1) перейти на сертификацию по заявкам
исключительно изготовителей продукции;
2) избавить держателей сертификатов от
многочисленных контролеров;
3) установить обязательную форму сертификации
только для показателей безопасности
(гигиенических и экологических), а для
показателей качества – добровольную
форму в соответствии с проектом закона
"О техническом регулировании";
4) четко разделить сферы применения сертификации
и лицензирования (например, перевести
объект "услуги" из сферы применения
сертификации в сферу применения лицензирования);
5) упростить и удешевить процедуру сертификации;
6) исключить ведомственный характер сертификации;
7) повысить качество подготовки экспертов
по сертификации до мирового уровня.
Только в этом случае будет достигнута
основная цель сертификации, определенная
законом "О сертификации продукции
и услуг", и будет обеспечено вступление
России во Всемирную торговую организацию.
Вероятно, это будет
учтено в новом федеральном законе о техническом
регулировании в Российской Федерации.
В настоящее время во исполнение ст. 31
Закона "Об охране окружающей среды"
специалистами ВНИИ природы подготовлены
проект постановления Правительства РФ
"О порядке проведения экологической
сертификации в Российской Федерации",
а также материалы, необходимые для регистрации
Системы в Минюсте России.
Таким образом будет
создан механизм, способствующий реализации
обновленного Федерального закона "Об
охране окружающей среды" и тем самым
– укреплению правопорядка в области
охраны окружающей среды и обеспечению
экологической безопасности