Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2014 в 23:59, реферат
Описание работы
Одной из важнейших основ обеспечения устойчивого развития является построение эффективной системы управления природопользованием и охраной окружающей среды, реализующей современные международно-признанные принципы и механизмы в данной области, и обеспечивающей экологически сбалансированное развитие экономики и социальной сферы страны.
Содержание работы
Введение. 3 Сущность и содержание государственной экологической системы в России 4 Анализ системы государственного экологического контроля Российской Федерации 8 Заключение. 10 Список литературы. 12
«Уральский государственный
педагогический университет»
Факультет безопасности жизнедеятельности
Кафедра Безопасности Жизнедеятельности
Реферат на тему:
«Экологическая система в России»
Исполнитель:
студент 31 группы
дневного отделения
Патрушев А.С.
Проверил:
Микшевич Н.В.
Екатеринбург 2014
Оглавление
Введение.
Проблема охраны окружающей
среды встала перед человечеством сравнительно
недавно.
Но уже в нашем веке, который
ознаменовал себя масштабным истощением
природных ресурсов, огромным количеством
вредных выбросов в атмосферу и океан,
уничтожением лесов и множеством иных
факторов, усугубляющих положение с экологией
на нашей планете, экологическая катастрофа
приблизилась необычайно.
«Озоновая дыра», радиоактивное
загрязнение, глобальное потепление климата,
состояние воздушных бассейнов в крупных
городах наглядно свидетельствуют о том,
что наша среда обитания истощена до предела.
Одной из важнейших основ обеспечения
устойчивого развития является построение
эффективной системы управления природопользованием
и охраной окружающей среды, реализующей
современные международно-признанные
принципы и механизмы в данной области,
и обеспечивающей экологически сбалансированное
развитие экономики и социальной сферы
страны.
Когда ведут речь о механизмах
действия экологической политики, обычно
выделяют три подхода: прямое регулирование,
связанное с воздействием государства
(нормативно-правовые, административно-контрольные
меры, прямое регулирование и т.д.); экономическое
стимулирование, связанное с развитием
рыночных механизмов; смешанные механизмы.
В качестве основных механизмов экологического
контроля выделяют: организационный, экономический,
правовой механизмы.
Сущность и содержание
государственной экологической системы
в России
Проблема охраны окружающей
среды встала перед человечеством сравнительно
недавно.
Но уже в нашем веке, который
ознаменовал себя масштабным истощением
природных ресурсов, огромным количеством
вредных выбросов в атмосферу и океан,
уничтожением лесов и множеством иных
факторов, усугубляющих положение с экологией
на нашей планете, экологическая катастрофа
приблизилась необычайно.
«Озоновая дыра», радиоактивное
загрязнение, глобальное потепление климата,
состояние воздушных бассейнов в крупных
городах наглядно свидетельствуют о том,
что наша среда обитания истощена до предела.
Одной из важнейших основ обеспечения
устойчивого развития является построение
эффективной системы управления природопользованием
и охраной окружающей среды, реализующей
современные международно-признанные
принципы и механизмы в данной области,
и обеспечивающей экологически сбалансированное
развитие экономики и социальной сферы
страны.
В России, как и в других странах
с переходной экономикой, много нерешенных
экологических проблем. Более чем для
40 % субъектов РФ характерны проблемы загрязнения
атмосферы городов и промышленных центров,
обезвреживания и утилизации токсичных
промышленных отходов, радиационной безопасности.
30 % административных территорий характеризуется
загрязнением и истощением поверхностных
и подземных вод. Для всей территории РФ
актуальны задачи сохранения плодородия
почв и земель. В ряде регионов обострилась
проблема сохранения биоразнообразия
и ресурсов растительного и животного
мира. В зонах экологического неблагополучия
на 14 – 15 % территории страны проживает
свыше 50 млн. человек. Одной из важнейших
причин экологических проблем в России
- неэффективная, природоемкая структура
экономики[2]. В России около 80% добываемых
ресурсов идет на обеспечение ресурсодобывающих
и ресурсоемких обрабатывающих производств.
В целом технико-технологический потенциал
России остается на уровне 70-х гг. Несмотря
на значительный спад производства в 1990-х
гг. (на 50 %), уровень загрязнения снизился
лишь на 12%[3].
Несмотря на отмеченные проблемы,
Россия обладает одним из самых больших
в мире экологическим потенциалом. В России
сохранилась самая крупная в мире по площади
ненарушенная хозяйственной деятельностью
территория, составляющая примерно 60—
65% площади страны.
Экологический контроль представляет
собой вид деятельности государственных
и общественных органов по наблюдению
за состоянием окружающей природной среды,
ее изменениями под влиянием хозяйственной
и иной деятельности, проверке выполнения
планов и мероприятий по охране природы,
рациональному использованию природных
ресурсов, оздоровлению природы, соблюдению
требований природоохранного законодательства
и нормативов качества окружающей природной
среды[14].
Различаются следующие виды
экологического контроля: государственный,
производственный, общественный и муниципальный[15].
Государственный экологический
контроль осуществляется государственными
органами общей компетенции, а также специально
уполномоченными органами РФ и ее субъектов.
Производственный экологический
контроль осуществляется экологической
службой предприятия, учреждения или организации.
Порядок организации производственного
экологического контроля регулируется
положениями, утверждаемыми самими предприятиями,
учреждениями и организациями на основании
Закона «Об охране окружающей природной
среды».
Общественный экологический
контроль осуществляется профессиональными
союзами и иными общественными организациями,
трудовыми коллективами, гражданами. Порядок
проведения общественного экологического
контроля регулируется Законом «Об охране
окружающей природной среды», законодательством
о профессиональных союзах Российской
Федерации и других общественных организациях.
Муниципальный экологический
контроль осуществляется в форме камерального
и (или) рейдового контроля. Камеральный
контроль осуществляется без обследования
контролируемого объекта и предусматривает
работу на основании документов, подлежащих
рассмотрению и согласованию по месту
нахождения органа, осуществляющего муниципальный
экологический контроль, или соответствующего
должностного лица. Рейдовый контроль
осуществляется по месту расположения
и влияния контролируемого объекта.
Распоряжение (приказ) о проведении
мероприятия по государственному экологическому
контролю либо его заверенная печатью
копия предъявляется государственным
инспектором в области охраны окружающей
среды руководителю или иному должностному
лицу юридического лица либо индивидуальному
предпринимателю одновременно со служебным
удостоверением. Обязательное предъявление
служебного удостоверения связано с тем,
что мероприятие по государственному
экологическому контролю может проводиться
только тем должностным лицом (лицами),
которое указано в распоряжении (приказе)
о проведении мероприятия по контролю.
Мероприятия по государственному
экологическому контролю могут быть плановыми
и внеплановыми. В отношении одного юридического
лица или индивидуального предпринимателя
каждым органом государственного контроля
(надзора) плановое мероприятие по контролю
может быть проведено не более чем один
раз в два года.
Предметом внеплановой проверки
являются:
- контроль за исполнением предписаний
об устранении выявленных нарушений выявленных
в результате планового мероприятия по
государственному экологическому контролю;
- получения информации от юридических
лиц, индивидуальных предпринимателей,
органов государственной власти о возникновении
аварийных ситуаций, об изменениях или
о нарушениях технологических процессов,
а также о выходе из строя сооружений,
оборудования, которые могут непосредственно
причинить вред окружающей среде;
- возникновения угрозы загрязнения
окружающей среды;
- обращения граждан, юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей
с жалобами на нарушения их прав и законных
интересов действиями (бездействием) иных
юридических лиц и (или) индивидуальных
предпринимателей, связанные с невыполнением
ими обязательных требований, а также
получения иной информации, подтверждаемой
документами и иными доказательствами,
свидетельствующими о наличии признаков
таких нарушений.
Анализ системы государственного экологического
контроля Российской Федерации
Административная реформа оказала
большое влияние на все сферы государственного
управления, в том числе и в области охраны
окружающей среды и рационального природопользования.
Однако нельзя утверждать, что эти изменения
носят сугубо положительный характер.
Постоянные перераспределения полномочий
между Российской Федерацией, субъектами
Российской Федерации, органами местного
самоуправления, преобразования природоохранных
органов всех уровней не обеспечили, к
сожалению, повышения эффективности публичного
управления в области охраны окружающей
среды и рационального природопользования,
в том числе в сфере экологического контроля.
В результате должна сложиться
следующая система правового регулирования
экологического контроля: Федеральный
закон "Об охране окружающей среды"
- Постановление Правительства Российской
Федерации "О Перечне объектов, подлежащих
федеральному государственному экологическому
контролю" - административный регламент
по осуществлению Федеральной службой
по экологическому, технологическому
и атомному надзору функции федерального
государственного экологического контроля
- административные регламенты по осуществлению
Федеральной службой по надзору в сфере
природопользования отдельных видов природно-ресурсного
контроля (лесного, водного, геологического).
В федеральном законодательстве
предусмотрен целый ряд видов общественного
экологического контроля:
- общественный экологический
контроль (Федеральный закон "Об
охране окружающей среды");
- общественный земельный
контроль (Земельный кодекс РФ);
- общественный контроль
за соблюдением законодательства
при осуществлении садоводства
и огородничества (Федеральный закон
"О садоводческих, огороднических
и дачных некоммерческих объединениях
граждан");
- общественный контроль
за соблюдением санитарных правил
(Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения");
- общественный контроль
в области обращения с отходами
(Федеральный закон "Об отходах
производства и потребления");
- общественный контроль
за охраной и использованием
животного мира (Федеральный закон
"О животном мире");
- общественный контроль
за охраной животного мира (Федеральный
закон "Об охране атмосферного
воздуха");
- общественный контроль
за радиационной безопасностью
населения (Федеральный закон "О
радиационной безопасности населения").
Итак, из анализа приведенного
перечня направлений общественного экологического
контроля следует, что общественный контроль
в области охраны окружающей среды как
правовой институт в целом закреплен в
действующем законодательстве, однако
при этом, за некоторыми исключениями,
в законодательстве отсутствуют механизмы,
процедуры реализации общественного экологического
контроля.
Можно предположить, что законодатель
боится давать общественности реальные
рычаги воздействия на природопользователей.
Возможно, это обусловлено тем, что в настоящее
время многие экологические конфликты
перерастают из исключительно экологических
споров в социально-экономические. Примером
может стать ситуация, которая складывалась
вокруг проекта "Сахалин-2", когда
под давлением международной общественности
Международный банк реконструкции и развития
отказался от кредитования проекта, и
инвестор проекта был вынужден пойти на
дополнительные затраты по корректировке
трассы трубопровода с целью минимизации
негативного воздействия на популяцию
серых китов.
Заключение.
Государственный экологический
контроль обладает своей особой спецификой,
целями и задачами, обусловленными экологическими
проблемами, вызванными освоением, и использованием
минерально-сырьевого потенциала, введением
его в хозяйственный оборот и глобальными
изменениями, происходящими на земле.
В этой связи, рассмотрение вопроса о создании
экологической инспекции на муниципальном
уровне в составе территориальных органов
Росприроднадзора на региональном уровне
становится актуальным. Это послужит тому,
что природоохранная политика и нормативные
требования в этой сфере приобретут особый
статус, во-первых, и повысится действенность
контроля, во-вторых.
Воздействие современных технических
средств на окружающую среду велико и
принимает ярко выраженные глобальные
масштабы, экологический контроль и управление
природопользованием в Российской Федерации
осуществляется с чрезвычайно низкой
эффективностью, что приводит к проявлению
принципиально новых негативных экологических
факторов, влекущих за собой значительный
экономический ущерб.
Законодательство в экологической
сфере постоянно обновляется, но, несмотря
на это, проблемы государственного экологического
контроля по-прежнему остаются актуальными.
Это требует дальнейшего теоретического
и практического исследования для создания
модели государственного экологического
контроля, отвечающей требованиям эффективности
его осуществления.
Контрольной деятельности в
экологической сфере уделяется значительное
внимание, однако на наш взгляд, многие
проблемы недостаточно исследованы, среди
них: административно-правовой механизм
функционирования органов исполнительной
власти, осуществляющих государственный
экологический контроль и надзор на территориях
субъектов Российской Федерации; проблемы
их взаимодействия между собой и с органами
местного самоуправления; механизм разграничения
объектов экологического контроля между
контролирующими органами исполнительной
власти на территориях субъектов РФ. До
сих пор понятие, сущность и содержание
экологического контроля остается предметом
дискуссий многих ученых, в т.ч. и юристов.