Экологическая тропинка в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 10:56, контрольная работа

Описание работы

Экологическое образование дошкольников предполагает создание системы работы в детском саду, которая стала бы интересным, увлекательным процессом как для детей, так и для взрослых. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде, в мире природы.
Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Файлы: 1 файл

К.Р. по экологии.docx

— 40.40 Кб (Скачать файл)

 

Экологическая тропинка в естественных условиях

 

Принцип организации тропинки в лесопарке, в лесу такой же, как и для тропинки на территории сада: как можно больше разнообразия. В естественных (или приближенных к ним) условиях разнообразие растений, животных обусловлено перепадами рельефа. Поэтому в состав таких тропинок нужно включать точки на повышенных и пониженных участках, водоемы, небольшие склоны. Очень важно оценить такую тропинку с точки зрения возможностей и безопасности дошкольников.

Как показывает опыт, в экологические тропинки в таких условиях включаются различные деревья, кустарники, лужайки, пни, поваленные деревья, деревья с гнездами, участки с первоцветами, пруды, ручьи, реки, родники, овраги, муравейники, кротовины, норки животных, кузницы дятла, участки, на которых зимой можно найти следы животных. В качестве примеров взаимоотношения человека с природой покажите ребятам места отдыха и последствия этого отдыха для растений (мусор, костры, вытоптанные участки), животных. Интересно наблюдать, как постепенно зарастает кострище. Желательно найти и положительные примеры взаимодействия людей и природы: охрана муравейников, посадка деревьев, уборка мусора. Для примера ниже приводится краткое описание экологической тропинки детского сада № 1488 г. Москвы, расположенного на окраине города. Тропинка начинается рядом с детским садом и проходит через примыкающий к территории учреждения лесопарк.

 

Экологическая тропинка в здании детского сада

 

В нашей в целом северной стране дошкольники многих регионов проводят значительную часть времени в помещениях детского сада. Именно поэтому мы рекомендуем создавать экологические тропинки в здании дошкольного учреждения. К тому же такие тропинки позволяют по-новому посмотреть на свое ближайшее окружение и взрослым, и детям. В состав таких тропинок включаются объекты живой и неживой природы: уголок природы, экологическая комната, зимний сад (внутри них могут быть дополнительно созданы сети различных маршрутов для разных целей), фонтан, бассейн, фитобар, песочницы в коридорах, центры воды и песка, лаборатория, отдельные композиции комнатных растений и сухоцветов, уголки природы или отдельные объекты природы в групповых помещениях, мини-огороды на окнах, теплицы в здании, картинная галерея, выставки поделок из природного материала, музеи природы, мини-музеи в группах, фольклорные комнаты, комнаты сказок, выставки из бросового материала и другие (разнообразие точек такой тропинки зависит от развивающей среды детского сада).

 

 

Организация работы с детьми

 

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если у вас ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же вы преследуете конкретную цель (например, при помощи луп исследовать пень), то ограничитесь только одним объектом. На тропе можно проводить наблюдения, игры,

 театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить  об интегрированном подходе: на  тропинке с ребятами занимается  эколог или воспитатель, свои  впечатления об увиденном они  выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной  деятельности, подвижных играх.

 В ДОУ № 1622 своеобразные  эколого-оздоровительные походы  по тропинке совместно осуществляют  эколог и педагог по физкультуре.

Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.

 

Заключение

 

 Создание учебных  экологических троп способствует  повышению научного уровня дошкольного  образования. Знания, которые дети  получают на тропе, тесно связаны  с программным материалом; они  помогают расширять и углублять  знания, полученные в процессе  организованной образовательной  деятельности. Главное же состоит  в том, что дети овладевают  умениями применять на практике  знания, постигая неразрывное единство  природной среды и человека

 На учебной тропе  обучение и воспитание сливаются  в единый процесс. Дошкольники  усваивают здесь не только  научные знания о природном среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. 

Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

 Реализация данного  проекта возможна в образовательном  учреждении любого типа.

 Основными участниками  воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

 Отношения субъектов  строятся на основе сотрудничества  и уважения.

 В результате реализации  проекта:

 • повысился уровень  экологических знаний, познавательной  и речевой активности детей  дошкольного возраста;

 • улучшилось состояние  психического здоровья детей: взаимодействие  ребенка с природой снизило  уровень тревожности и позитивно  повлияло на эмоциональное самочувствие  детей;

 • повысился уровень  профессиональной подготовленности  педагогов в вопросах проведения  экскурсий по объектам экологической  тропы;

Создание учебных экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

 

Список используемых источников

 

  1. Захлебный А. Н. На экологической тропе Москва, 1981
  2. Николаева С.Н. «Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду».  – М.: изд. Мозаика – синтез, 2002. 
  3. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду»., М.; Изд. дом «Карапуз», 2001
  4. Рыжова Н.А. «Экологическая тропинка в детском саду. Учебно-методический комплект.»., М-2009.

 

Приложение

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для общения с природой и одновременно для их оздоровления на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты изучаются много раз,  особенно в разные сезоны года.  Если у вас ознакомительная прогулка, — посетите разные точки, если же вы преследуете конкретную цель, (например, при помощи луп исследовать пень), то ограничьтесь одним объектом.

На тропинке проводятся:

    • наблюдения,
    • элементарные опыты
    • игры,
    • театрализованные занятия, 
    • экскурсии
    • эколого-оздоровительные  походы

Объекты экологической тропы:

  1. «Елочка»
  2. «Кустарники»
  3. «Пенек»
  4. «Зеленая аптека»
  5. «Спортивная площадка – Тропа здоровья»
  6. «Рябинушка»
  7. «Клумба»
  8. Летняя лаборатория  «Песочница»
  9. «Березка»
  10. «Скворечник»
  11. «Ползающий мир»
  12. «Огород»

Была разработана экологическая тропинка для детей младшего дошкольного возраста.

С детьми младшего возраста можно организовать  наблюдения за деревьями и растениями с крупными листьями и цветками. Они любуются растениями, называют их| части, узнают об их лечебных свойствах.

Объектами экологической тропинки были выбраны:

1. «Зеленая аптека»- Одуванчик

2. «Рябинушка»

3. «спортивная площадка – тропа  здоровья»

 

Первый объект «Зеленая аптека – Одуванчик»

 

Уронило солнце

  Лучик золотой.

  Вырос одуванчик,

  Первый, молодой.

  У него чудесный

  Золотистый цвет,

  Он - большого солнца

  Маленький портрет.

 

О. Высоцкая

Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Одуванчик – цветок дикий, так как за ним никто не ухаживает.

 

Растет одуванчик почти везде:

  На своей высокой ножке,

  Поднимаясь к вышине,

  Он растет и на дорожке,

  И в ложбинке, и в траве.

 

Как называется этот цветок? Из каких частей состоит это растение? Покажите, где у него листочки, стебель, цветок, корешки. Какого цвета его листья и стебель? Цветок? Где растет цветок? Поэтому как его называют?

Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок. Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.

 

Золотой и молодой

  За неделю стал седой.

  А денечка через два

  Облысела голова.

 

Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.

Дыхательное упражнение «Подуй на одуванчик»

В яркий солнечный денек

  Золотой расцвел цветок.

  Дует легкий ветерок –

  Закачался наш цветок.

  Сильный ветер дует –

  Лепестки волнует.

 

Дети дуют на лепестки одуванчика с разной силой и наблюдают за интенсивностью движения лепестков.

 

Белым шариком пушистым

  Красовался в поле чистом.

  На него подуй слегка,

  Был цветок – и нет цветка.

 

Затем дуют на ватку-«одуванчик», не раздувая щек.

Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.

А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье.

  И не только люди пользуются  одуванчиками. К одуванчикам любят  прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий  нектар. А пчелы потом из него  делают одуванчиковый мед –  густой и ароматный.

На зеленой траве желтые одуванчики очень красивы. Хоть их и много, но не стоит их срывать. Одуванчики не будут стоять в вазе, они сразу поникнут. А венок из одуванчиков быстро потеряет свою красоту.

Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы.

 

 

 


Информация о работе Экологическая тропинка в детском саду