Экологические факторы и распределение организмов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 03:20, контрольная работа

Описание работы

Отдельные свойства или элементы среды, воздействующие на организмы, называются экологическими факторами. Факторы среды многообразны. Они могут быть необходимы или, наоборот, вредны для живых существ, способствовать или препятствовать выживанию и размножению. Экологические факторы имеют разную природу и специфику действия. Среди них выделяют абиотические и биотические, антропогенные.

Содержание работы

1.Экологические факторы и распределение организмов……………………….2
2.Связь между учением В.И. Вернадского о биосфере с концепцией ноосферы…………………………………………………………………………..4
3.Вода и фотосинтез………………………………………………………………8
4.Эволюционная экология: r и k-стратегии……………………………………...9
5.Концепция «искусственного равновесия»…………………………………...11
6.Антропогенное воздействие на биотические сообщества…………………..12
7.Экономические принципы рационального природопользования…………..13
8.Виды моделирования, используемые при познании и преобразования биосферы…………………………………………………………………………14
9.Заповедные территории……………………………………………………..17
10.Решение экологических проблем в Вашей производственной деятельности……………………………………………………………………19
11.Экологическое страхование………………………………………………..22
12.Участие России в международном экологическом сотрудничестве……..23
13. Список литературы………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

Экология контрольная моя.docx

— 49.58 Кб (Скачать файл)

Первые попытки  создания глобальных моделей были осуществлены Дж. Форрестером и группой Д. Медоуза  на основе разработанного Дж. Форрестером  метода системной динамики, позволяющего исследовать поведение сложной  структуры взаимосвязанных переменных. Модели мира состояли из пяти соединенных  друг с другом прямыми и обратными  связями секторов (уровней): народонаселение, промышленное производство, сельскохозяйственное производство, природные ресурсы, состояние  природной среды.

 

 

9.Заповедные  территории.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального  достояния.

С учетом особенностей режима особо  охраняемых природных территорий и  статуса находящихся на них природоохранных  учреждений различаются следующие  категории указанных территорий:

1)государственные природные заповедники

2)национальные парки

3)природные парки

4)государственные природные заказники

5)памятники природы

6)дендрологические парки и ботанические  сады

7)лечебно-оздоровительные местности  и курорты

На территории государственных  природных заповедников полностью  изымаются из хозяйственного использования  особо охраняемые природные комплексы  и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), имеющие  природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического  фонда растительного и животного  мира.

Государственные природные заповедники  являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов  и явлений, генетического фонда  растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ  растений и животных, типичных и  уникальных экологических систем.

В государственных  природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается  всякое вмешательство человека в  природные процессы. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо  ценные экологические системы и  объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая  направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника  и жизнедеятельности граждан, проживающих  на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном  природном заповеднике.

Сегодня в  России около 100 заповедных территорий, одна из них - заповедник «Воронинский»  расположен  в Тамбовской области. Кроме него  на Тамбовщине имеются и другие особо охраняемые зоны - природные заказники «Моршанский» и «Польновский», а также 97 памятников природы.

 

10. Решение экологических проблем  в вашей производственной деятельности.

Транспорт —  важное условие функционирования общественного  производства и жизни людей. Пассажиропотоки  в городах растут быстрее, чем  население городов. Транспортная сеть на Земле развита очень широко: протяженность автодорог с твердым  покрытием около 12 млн.км, железных дорог — 1,3 млн.км, воздушных линий  — 5,3 млн.км, трубопроводов — 1 млн.км.

Транспорт существенно  уменьшает общую площадь используемой земли, в том числе и общую  площадь плодородной земли. Эрозия почвы происходит довольно быстро, а для воссоздания плодородного слоя глубиной 1 см необходимо около 100 лет.

За рубежом  и в нашей стране накапливается  опыт экономного использования земли  с развитием транспорта. Планируется  создание многих новых подземных  сооружений.

Многие транспортные предприятия оставляют отходы (шлаки, мусор, отходы металлов, резин, пластмасс). Мусор рассеивается на довольно больших  площадях вдоль железных и автомобильных  дорог. Самый эффективный способ утилизации — переработка транспортного  мусора (как и всякого другого) на специальных заводах, где производится сортировка этого мусора. Оставшийся мусор используется как топливо  для производства электроэнергии.

Для технических  целей транспорт (в первую очередь  автомобильный и железнодорожный) расходует очень большие количества пресной воды. На загрязнение воды существенно влияют морские и  речные суда. Нефть и нефтепродукты  — это наиболее распространенные загрязнители воды. Нефтяная пленка, образующаяся на ее поверхности, снижает интенсивность  фотосинтеза и образования биомассы в океане, так как задерживает до 40% ультрафиолетового излучения.

Существенно и другое: нефтяная пленка на поверхности  воды серьезно снижает испарение, уменьшает  количество водяных паров в атмосфере. Это влияет на климат, в частности, может повысить вероятность засухи.

Основная  задача конца XX в. в области влияния  транспорта на гидросферу — прекращение (или существенное сокращение) сбросов  загрязнителей (в первую очередь  нефти и нефтепродуктов), использование  оборотных систем водоснабжения.

Автомобильный транспорт — основной источник загрязнения  атмосферы среди других транспортных средств. Наиболее велик вклад транспорта в загрязнение атмосферы окисью.

Автомобильный транспорт загрязняет атмосферу  отработанными газами, картерными и  углеводородами. Происходит испарение  топлива из бака, карбюратора и  трубопровода. В отработанных газах  в процентах к объему содержатся: окись углерода (0,5-10%), окислы азота (до 0,8%), углеводороды (до 3%), альдегиды (до 0,2%), сажа.

Значительная  перспектива в повышении экологичности  двигателей внутреннего сгорания связана  с поиском принципиально новых  технических решений. Эти усовершенствования и поиски идут по целому ряду направлений. На них следует остановиться особо.

Изменения в  системе зажигания должны значительно  повысить экологичность автомобильного транспорта. Одна из основных причин загрязнения  воздуха автомобильными двигателями  — несовершенство системы зажигания. Разрабатываются новые принципы и схемы зажигания:

— бесконтактное  электронное зажигание

— форкамерное (или факельное) зажигание позволяет  уменьшить выброс в атмосферу  всех токсичных компонентов, экономит до 10% топлива.

Улучшение систем подачи топлива осуществляется следующими путями:

— изменением клапанного механизма для лучшего  распыления и перемешивания смеси при ее поступлении в цилиндры;

—установкой двух карбюраторов (вместо одного) на двигателе.

— заменой  карбюратора системой форсунок, осуществляющей впрыскивание топлива во впускной трубопровод  или в цилиндры.

Сложность внедрения  этих систем состоит в том, что  они могут быть установлены только на вновь выпускаемых автомобилях.

Усовершенствование  ими старых двигателей практически  нереально.

Нейтрализация выхлопных газов заключается  в установке небольших приборов, обеспечивающих дожигание и разложение продуктов неполного сгорания (нейтрализаторов) на выхлопную трубу. Такие нейтрализаторы, как правило, обеспечивают разложение окислов азота NOx на составные элементы — азот и кислород. Существуют два  основных вида нейтрализаторов —  термические и каталитические.

Термические нейтрализаторы осуществляют пламенное  дожигание окиси углерода СО, превращая  ее в двуокись углерода СО2, а также  тех альдегидов и углеводородов, которые не сгорели в цилиндре. Это сгорание происходит при температурах 500 — 600°С.

Каталитические  нейтрализаторы дожигают СО, альдегиды, углеводороды, а также N02 Выполняются  они по двухкамерной схеме с дополнительной подачей воздуха.

Кроме доработки  существующих схем карбюраторного двигателя, осуществляются разработки новых типов  двигателей, прежде всего для легкового  автомобильного транспорта.

Газотурбинный двигатель давно испытывается на автотранспорте и, прежде всего, на грузовиках и автобусах. Преимуществами этого  типа двигателей являются существенно  меньшая токсичность отработанных газов, малая масса, высокая удельная мощность (т.е. мощность на единицу массы), плавность работы, низкий уровень  шума.

Электрические двигатели проходят испытания во многих странах.

Все действующие  модели электромобиля работают в  городе, расстояние их пробега между двумя подзарядками — от 60 до 100 км. Существуют гибридные автомобили, включающие как двигатели внутреннего сгорания, так и электродвигатели. Несмотря на все очевидные преимущества, широкое внедрение таких автомобилей ограничивается их очень высокой стоимостью.

Еще один вариант  — электромобиль, работающий от солнечных  батарей.

Другая альтернатива автомобилю — транспорт на магнитной  подвеске.

Но не только в изменении конструкций двигателей, поиске их новых типов заключается  прогресс автомобилестроения. Надежды (прежде всего экологические) связаны  с разработкой новых видов  топлива. Первое направление — использование  примесей и присадок, снижающих токсичность  двигателя.

Еще одно направление  в повышении экологичности двигателя  — поиск новых смесей, например водобензиновых. Добавление воды в  бензин приводит к некоторому росту  мощности двигателя и существенному  снижению токсичности выхлопных  газов (особенно окисей углерода и азота).

Используются  разные газы, наиболее распространена смесь пропана и бутана (октановое  число более 100). Еще один, правда, существенно менее распространенный вид топлива — природный газ . Но трудность использования природного газа в больших масштабах определяется необходимостью охлаждать сжиженный  газ при хранении.

Наконец, последнее (из наиболее разрабатываемых) направление  в повышении экологичности двигателей — использование синтетических  спиртов (метилового и этилового).

 

11. Экологическое страхование.

Экологическое страхование - это совокупность различных видов страхования экологических рисков, направленных на создание страховой защиты в случае причинения страхователям, застрахованным и третьим лицам (выгодоприобретателям) ущерба в результате внезапного сверхнормативного загрязнения окружающей среды (земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна).

Система экологического страхования включает в себя следующие виды:

  • страхование ответственности юридических лиц (организаций, предприятий, учреждений), являющихся источниками повышенной опасности за причинение вреда окружающей среде, ответственность перевозчика (опасных грузов) и т.д.;
  • имущественное страхование (страхование земельных объектов или других объектов недвижимости, включая здания) на случай нанесения им вреда вследствие экологической аварии или катастрофы;
  • личное страхование граждан (страхование жизни и здоровья работников организаций (предприятий, учреждений), относящихся к категории источников повышенной опасности, или граждан, находящихся на территории, потенциально подверженной влиянию источников повышенной опасности;

Институт экологического страхования  появился в результате презумции  экологической опасности планируемой  хозяйственной и иной деятельности. Отличительной чертой экологического страхования является также возможность  компенсации неопределенного чрезвычайного  ущерба.

Cтрахование экологических рисков  особенно актуально для предприятий  топливно-энергетического комплекса,  а также при транспортировке  сырой нефти и нефтепродуктов. Примером такого страхования  служит страхование ответственности владельцев танкеров за загрязнение окружающей среды нефтью и нефтепродуктами — ТОВАЛОП.

 

12. Участие России в международном  экологическом сотрудничестве.

Наша страна играет значительную роль в решении глобальных и региональных экологических проблем. Основные направления  международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды:

1) государственные инициативы;

2) международные организации;

3) международные конвенции и соглашения;

4) двустороннее сотрудничество.

Государственные инициативы по международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды имеют давнюю историю. Нашей страной был выдвинут целый  ряд предложений по международному сотрудничеству в целях экологической  безопасности, например, по природоохранному взаимодействию в азиатско-тихоокеанском  регионе (г. Красноярск, сентябрь 1988 г.), по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, октябрь 1987 г.), по координации  усилий в области экологии под  эгидой ООН (43 сессия Генеральной Ассамблеи  ООН, декабрь 1988 г.).

РФ продолжает играть активную роль в международном экологическом  сотрудничестве. Важные предложения  участникам конференции в Рио-де-Жанейро (1992 г.) содержались в послании президента России. Решения Конференции были одобрены в России и нашли отражение  в концепции перехода РФ на модель устойчивого развития. Россия уделяет  большое внимание и организации  международного партнерства по решению  проблем такого перехода.

Информация о работе Экологические факторы и распределение организмов