Экологические основы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:39, реферат

Описание работы

Человек всегда использовал окружающую среду в основном как источник ресурсов, однако в течение очень длительного времени его деятельность не оказывала заметного влияния на биосферу. Лишь в конце дошлого столетия изменения биосферы под влиянием хозяйственной деятельности обратили на себя внимание ученых. В первой половине нынешнего века эти изменения нарастали и в настоящее время лавиной обрушились на человеческую цивилизацию. Стремясь к улучшению условий своей жизни, человек постоянно наращивает темпы материального производства, не задумываясь о последствиях.

Содержание работы

1.Введение………………………………………………………………………………………..2
2.Экологический кризис ………………………………………………………………………...3
3.Глобально экологический кризис конца 20века …………………………………………….3
4.Понятие экологического кризиса и экологической катастроф…………………………….6
5.Современные экологические катастрофы…………………………………………………..12
6.Экологические проблемы……………………………………………………………………16
7.Научно-техничесский прогресс и природа в современной эпохи…………………………25
8.Понятия экологического кризис……………………………………………………………..18
9.Фактроры,способствующие появлению экологического кризиса………………………...31
10.Статистика экологических катастроф……………………………………………………...37
11.Определеничя и классификация экологических катастроф ……………………………..39
12.Заключения ………………………………………………………………………………….44
13.Список литературы …………………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

Лапина.docx

— 115.38 Кб (Скачать файл)

Экологическим кризисом можно называть вырубку  Химкинского леса. Север Москвы и Ближнего Подмосковья всегда считался экологически благополучным регионом. На его территории находится ряд лесов и лесопарков, образующих защитный пояс Москвы, включая Химкинский лес, Шереметьевский лес, парки в Левобережных и Старых Химках, водоохранную зону Канала им. Москвы. Согласно результатам анализа Гринпис России, Всемирного фонда дикой природы (WWF России) и Союза охраны птиц России, уровень биоразнообразия Химкинского лесопарка необычно высок для ближайшего Подмосковья, что ставит его в один ряд с такими объектами как Национальный парк «Лосиный Остров». Химкинский лесопарк является местом обитания ряда видов птиц, насекомых и растений, занесенных в Красную Книгу Москвы и Красную Книгу Московской области.     

В декабре 2008 года Правительственной  комиссией по транспорту и связи  было принято решение о строительстве  участка скоростной платной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург через центральную  часть Химкинского леса. В планах строителей была вырубка в Химкинском лесу просеки шириной 3 километра  для прохождения дороги и строительства  придорожной инфраструктуры. Общая  площадь вырубки, по данным ФГУ «Дороги  России» составляет 95 гектар. По данным на ноябрь 2011 года уничтожено более 30 гектар леса.     

Крупнейшие  природоохранные организации, такие  как, Всемирный фонд дикой природы (WWF), Гринпис, Центр охраны дикой природы и специально созданное движение « В защиту химкинского леса»  выступили с протестом против вырубки Химкинского леса.  Независимый экспертный совет при Общественной палате Российской Федерации дал заключение  о том, что вырубка химкинского леса приведет к затяжному экологическому кризису, на преодоление которого потребуется более 600 лет. Совет предоставил как минимум одиннадцать альтернативных вариантов решения транспортной проблемы на территории г. Химки, гармонизированных с теми, что уже на практике начинают использоваться при решении транспортной проблемы Москвы, но какой-либо конструктивной реакции на эти предложения тоже не последовало. Широкий общественный протест привел к тому, что в январе 2010 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал указ о приостановке строительства и назначил дополнительную экспертизу. Однако, исполнители поручения Президента не стали проводить объективной переоценки проекта, и через непродолжительное время приняли решение о том, что проект можно продолжать. При этом не были учтены ни мнение общественности, ни жителей Химок, активно протестовавших против рубок, ни данные независимой экологической экспертизы, которая доказала, что альтернативы есть, и они не только выгоднее экологически, но и имеют явные экономические преимущества. В настоящий момент вырубка лесов не прекращена.      

В конце июля 2010 года в России возникла сложная пожарная обстановка из-за аномальной жары и отсутствия осадков. Торфяные пожары Подмосковья сопровождались запахом гари и сильным задымлением в Москве и во многих других городах. Зафиксирована гибель более 60 человек, уничтожено свыше 1200 домов. Площадь пожаров составила более чем 500 тысяч га. Из опасных районов в городе Тольятти и Нижегородской области производилась эвакуация жителей. Cмог и плохие метеоусловия, возникшие из-за пожаров, показали недостаточную квалификацию пилотов многих российских авиакомпаний и плохую техническую оснащённость авиапарка. Лесными пожарами были полностью или частично уничтожены сотни населённых пунктов. Главная проблема быстрого распространения пожаров - это несвоевременное реагирование. Крупный пожар начинается с малого, и чем раньше его обнаружат, тем меньше пострадает лес, тем меньше уходит средств на организацию тушения. В настоящий момент в Российской Федерации отсутствует единый орган исполнительной власти, ответственный за пожарную безопасность  - Росприроднадзор отвечает за профилактику и обеспечение пожарной безопасности, Рослесхоз утверждает нормы средств пожаротушения для организаций, которые занимаются разработкой леса, также у него есть право при наступлении пожароопасного периода запретить доступ населения в леса, в его обязанности входит также защита деревьев. МЧС подключается тогда, когда ситуация выходит из-под контроля.  
   

СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА       

Применение  комплекса правового, организационного, технического характера будет способствовать улучшению окружающей природной  среды.      

Анализ  российского законодательства выявил большое количество проблем, способствующих и благоприятствующих появлению экологического кризиса. Настоящий урон экологическим правам граждан нанесли изменения в Градостроительный кодекс и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ). Этим Федеральным законом отменена обязательная государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) строительной документации при ведении градостроительной деятельности. Так, если ранее Федеральным законом «Об экологической экспертизе» (Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ) к объектам ГЭЭ в обязательном порядке относились, в частности «технико-экономическое обоснование и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности», то Федеральным законом «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ) с 1 января 2007 года такая редакция упразднена.     

Действующий Лесной кодекс фактически упразднил идею единой системы  государственной охраны лесов и, таким образом, решение о вырубки  леса принимается в более упрощенном порядке.  10 мая 2007 года вступил в силу федеральный закон № 69-фз «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд». В соответствии с данным нормативно-правовым актом теперь на лесных землях разрешается строить дороги и другие линейные объекты – в обход процедуры вывода земель из Лесного фонда РФ. Весной 2009 года приняты поправки в федеральное законодательство, разрешающие переводить лесопарки в земли иных категорий.      

 Большая часть природоохранного  законодательства зарубежных стран  построено на принципе «загрязнитель  платит». Он  означает, что предприятия, оказывающие негативное влияние на окружающую среду посредством осуществления своей хозяйственной деятельности должны нести расходы по осуществлению мер по компенсации экологического ущерба окружающей среде. Физические и юридические лица, являясь «Де-юре» Загрязнителем, должны нести все расходы по мероприятиям, направленным на ликвидацию этого загрязнения или снижения его до уровня, максимально соответствующего нормативам качества окружающей среды. Однако в России принцип «загрязнитель платит» на практике оборачивается принципом «платить за право загрязнять», поскольку многим организациям проще заплатить штраф (или вообще не вносить плату за негативное воздействие), чем осуществлять дорогостоящую природоохранную деятельность.      

Российская  Федерация фактически является единственной индустриально развитой страной, где не работает принятый мировым сообществом принцип «загрязнитель платит». Основными факторами, тормозящими в полной мере применение принципа «загрязнитель платит», являются несовершенство законодательства в области охраны окружающей среды, противоречивость ряда федеральных законов и иных нормативных актов, а также слабый контроль со стороны природоохранных структур.     

Форма расчета платы за негативное воздействие  на окружающую среду определяется ФЗ «Об охране окружающей среды», иными  федеральными законами. Однако ни данный закон, ни иное федеральное законодательство в области экологии не устанавливают формы расчета платы за негативное воздействие, но декламируют виды негативного воздействия, и виды соответствующих платежей. Федеральными законами, а также другими нормативными правовыми актами, устанавливающими виды и порядок экологических платежей, являются Закон по охране атмосферного воздуха; Закон об отходах; Постановление Правительства РФ №632 от 28.08.92 г. «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»; Постановление Правительства РФ №1310 от 31.12.95 г. «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов»; Постановление Правительства РФ №344 от 12.06.03 г. «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления»; Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. Минприроды РФ 26.01.93 г.     

Все предприятия, организации, индивидуальные предприниматели и юридические  лица, осуществляющие всевозможные виды деятельности на территории РФ, платят за негативное воздействие на окружающую среду. При этом негативное воздействие на окружающую среду - это воздействие хозяйственной или другой деятельности, последствия которой приведут к негативному изменению качества окружающей среды, то есть негативному изменению физических, химических, биологических или других показателей окружающей среды. С 30.12.2008 года порядок исчисления и взимания экоплатежей за негативное воздействие на ОС устанавливает Правительство РФ, а именно уже упомянутым выше Постановлением Правительства РФ №632 «Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».      

Постановлением  фактически устанавливаются виды платы за негативное воздействие:     

1)плата за выбросы,  сбросы вредных веществ, за  размещение отходов, иных видов  вредного воздействия в пределах  допустимых нормативов;     

2)плата за выбросы и  сбросы вредных веществ, за  размещение отходов, иных видов  воздействия в пределах установленных  лимитов (временно согласованных  показателей);     

3)плата за сверхлимитное  загрязнение окружающей среды.     

Базовые нормативы платы за негативное воздействие  утверждаются по каждому ингредиенту  вредного вещества (отхода), типу вредного воздействия с учетом класса опасности их для окружающей среды и здоровья населения. Такие нормативы утверждены Постановлением Правительства РФ №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления» за выбросы в атмосферу вредных веществ стационарным и передвижным источником; сбросы загрязнителей в поверхностные и подземные воды; размещение отходов производства и потребления.  
  
 

Статистика Экологических  катастроф.     

"В  период между 1953 и 1960 гг. завод  пластмасс, расположенный в районе залива Минимата, о. Кюсю, Япония, сбрасывал в море содержащие ртуть отходы производства. Из-за отравления ртутью 43 человека умерли".      

"1 ноября 1986 г. при тушении пожара  на химическом предприятии "Сандоз" в Базеле, Швейцария, в Рейн вылилось около 30 т сельскохозяйственных ядохимикатов".      

"24 августа 1995 г. 88-километровый участок  реки Эссекибо был объявлен зоной бедствия. Через берега отстойника, содержащего цианистые соединения, которые используются при извлечении золота, произошло просачивание в реку отравленной жидкости".      

"Свыше 6300 человек погибли,  когда 3 декабря 1984 г. на заводе  по производству пестицидов компании "Юнион Карбайд" недалеко от Бхопала, Индия, произошел выброс в атмосферу облака ядовитых метилизоцианатов."      

"10 июля 1976 г. из-за выброса в атмосферу  большого количества диоксина химическим заводом "Икмеса" в районе Севезо вблизи Милана, Италия, были эвакуированы 780 человек."     

"С  4 по 9 декабря 1952 г. в Лондоне  от острого бронхита, вызванного  густым смогом, скончалось приблизительно 3500-4000 человек, главным образом пожилые люди и дети".     

"В  результате взрыва, происшедшего 1 июня 1974 г. на химическом заводе  во Фликсборо, гр. Линдси, Великобритания, погибли 55 человек и 75 получили ранения. На этом предприятии производился капролактам – химическое вещество, используемое при изготовлении нейлона."     

"3 июня 1979 г. после выброса из-под  буровой установки "Иксток-1" в заливе

Кампече (Мексиканский залив) на поверхности воды образовалось нефтяное пятно. Пленка нефти распространилась на 640 км. К 24 марта 1980 г., когда скважина была перекрыта, потери нефти составили 500 000 т."       

"25 марта 1989 г. нефтяной танкер  Вальдес компании "Экссон" сел на мель в заливе Принс-Уильям у побережья Аляски, в результате чего в воду вылилось свыше 30 000 т нефти. От загрязнения пострадало более 2400 км побережья".

"19 июля 1979 г. в Карибском море  не - далеко от о. Тобаго Повелительница Атлантики столкнулась с Эгейским капитаном. В результате в воду вылилось 280 000 т нефти".      

"В марте 1978 г. в 96,6 км от  побережья полуострова Бретань,  Франция, разбился принадлежавший компании "Амоко" танкер Кадис, и в воду вылилось 220 000 т нефти".      

"Самое большое бедствие, связанное  с добычей нефти на шельфе, произошло 6 июля 1988 г. при пожаре на эксплуатационной нефтяной платформе "Пайпер-Альфа" в Северном море, когда погибли 167 человек".     

"С  февраля по октябрь 1994 г. вследствие  разрыва трубопровода тысячи  тонн сырой нефти вылились на нетронутые пространства арктической тундры в Республике Коми (Россия). По оценкам, количество вылившейся нефти колеблется между 60 000 и 280 000 т. В результате катастрофы нефтяная пленка покрыла участок длиной 18 км".     

"За  последние 30 лет вследствие забора  воды из рек, впадающих в  Аральское

море, его  уровень понизился на 14 м."     

"В  долине реки Сан-Хоакин, шт. Калифорния, США, из-за того, что с 1920 по

1960 г.  для орошения полей использовали  подземные воды, поверхность земли осела на 9 м."      

"В 1962 г. в Индии была построена  плотина Койна для снабжения водой Бомбея. В результате заполнения водой образовавшегося водохранилища огромное давление воды на грунт привело низлежащие горные породы в напряженное состояние, и 10 декабря 1967 г. там произошло землетрясение с амплитудой 6,3 по шкале Рихтера. В результате этого землетрясения 177 человек погибли и 2300 получили увечья."     

Информация о работе Экологические основы