Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 22:01, реферат
Площадь Республики Карелия составляет 180,5 тыс. кв. км (1,06 % территории России), по переписи 2010 г. здесь проживает 645,2 тыс. человек (на 71,1 тыс. меньше, чем в 2002 г.). Почти 42 % населения республики живёт в Петрозаводске. Экологическая ситуация в регионе во многом определяется наличием лесов — главного богатства республики. Леса занимают 82,5 % территории республики. Вследствие этого основные экологические проблемы связаны, прежде всего, с лесной отраслью.
Введение
1. Экологические проблемы…………………………………………………........ 4
2. Карелия: черты необходимой экологической политики………………………………………………..……………………….…. 12
Заключение
Список использованных источников
1.5. Проблемы лесов, городских насаждений, рекреации
Леса занимают 82,5 % территории Карелии. Средний возраст древостоев стремительно падает: 2004– 2006 гг. — 76 лет, 2009 г. — 71 год. Из-за проводимой лесной политики, экономически не рентабельные и малопродуктивные насаждения составляют уже более половины лесного фонда республики. Эта же политика побуждает лесозаготовителей искать выгодные делянки на самых лучших в природном, рекреационном и лесозащитном отношении лесных участках, вблизи городов и посёлков, магистральных дорог и т.д. вместе с тем, снижаются объёмы лесовосстановления (2008 г. — 25,1 тыс. га, 2009 г. — 20,8 тыс. га). Первостепенное значение для сохранения лесов и их биологического разнообразия имеют особо охраняемые природные территории (ооПт). ооПт занимают 4,47 % от всей площади республики: ооПт федерального значения — 2,47 %, регионального — 2,0 %. сокращение площади ооПт регионального значения с 3,1 % произошло в результате ликвидации 15 зоологических заказников. Для сравнения, сеть ооПт евросоюза «Natura 2000» занимает почти 18 % его территории. Градостроительная политика в республике не учитывает высокую природную и рекреационную ценность лесных участков вблизи городов и посёлков. Особенностью Петрозаводского городского округа является наличие на его границе небольшой полосы ценных в природном и рекреационном отношении коренных еловых и сосновых лесов, сохранённых предыдущими поколениями. Эти леса подвергнуться фрагментации и уничтожению в первую очередь по недавно принятому генеральному плану, по которому в Петрозаводском городском округе под застройку до 2015 г. отводится треть городских лесных территорий. Здесь уже и так резко сокращаются площади озеленённых территорий, зелёные насаждения под коммерческое строительство жилых домов уничтожаются без компенсационного озеленения или оплаты восстановительной стоимости. часто тайком (ночью, в выходные дни, в дачный сезон, когда активная часть населения не может этому препятствовать) вырубается лес под плодящиеся как грибы торговые центры. на лесных территориях в границах Петрозаводского городского округа и в его зелёной зоне за последние 15–20 лет произошли значительные негативные изменения: усилились и не прекращаются несанкционированные свалки мусора, рубка деревьев, строительство, вандализм. вопросы сохранения оставшихся в границах урбанизированных территорий редких и исчезающих видов животных и растений не учитываются при принятии строительных и других хозяйственных решений. В 2010 г. администрацией Петрозаводского городского округа утверждена «Программа развития и сохранения зелёных насаждений Петрозаводского городского округа на 2011–2013 гг.». Однако в неё не вошли многие территории, отведённые под застройку генпланом города. Основные проблемы отдыха населения на природе, «дикого» туризма, проведения различных мероприятий в лесу (авторалли и т.д.) связаны с воздействием на природные объекты путём вытаптывания, замусоривания, возникновением лесных пожаров, браконьерства, шумового воздействия на представителей животного мира и т.д.
1.6. Экологические проблемы промышленности, энергетики и транспорта
Снижение вредных выбросов от промышленных предприятий в последние полтора десятилетия произошло в результате газификации ряда предприятий в Петрозаводске и Кондопоге, ряда модернизационных мероприятий ОАО «Кондопога», филиала «наЗ-суал», ОАО «Сегежский цбК» и других, а также, особенно в последние годы, за счёт сокращения объемов производства и закрытия ряда предприятий. При росте производства и открытии новых промышленных объектов следует ожидать увеличения количества вредных выбросов, как это происходит, в частности, при добыче и переработке железных руд ОАО «Карельский окатыш». Для реализации крупных энергетических и транспортных проектов в Республике Карелия нет благоприятных не только социально-экономических, но и институциональных условий. С такими проектами обычно связаны большие экологические проблемы (загрязнение воздуха, воды, почвы, вырубка лесов и занятие земельных участков под размещение крупных объектов и т.д.), по которым у общественности чаще всего возникает много вопросов. Принимаемые в республике меры по снижению загрязнения от автотранспорта (строительство объездных дорог, ремонт дорожного покрытия, совершенствование схемы движения) в современных условиях оказываются недостаточно эффективными. официально признается что «…с увеличением количества автотранспорта наблюдается тенденция роста объёмов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, что значительно ухудшает экологическую обстановку в городах, населённых пунктах и в районах автотранспортных магистралей». С железнодорожным транспортом связаны экологические проблемы населённых пунктов, через которые проходит магистраль октябрьской железной дороги (загрязнение, шум, вибрация, опасность аварийных ситуаций, негативное влияние примыкающих к железной дороге стационарных объектов).
1.7. Экологические проблемы сельского и рыболовного хозяйства
Нередко расположенные на берегах сельскохозяйственные предприятия, не оборудованные очистными сооружениями, загрязняют воды навозными стоками, остатками минеральных удобрений и пестицидами. Активное развитие рыбоводного хозяйства Карелии, производящего около 70 % от всей выращенной в России садковой форели, ведёт к загрязнению водоёмов углекислотой, остатками корма и экскрементами. Некоторые рыбоперерабатывающие предприятия увеличивают число незаконных свалок испорченной рыбы и рыбных отходов.
1.8. Радиационная обстановка
В Карелии есть пятна радиоактивного загрязнения. исследования в медвежьегорском районе показали, что около 70 % радиоактивного загрязнения почвы обусловлены глобальными выпадениями в результате испытаний ядерного оружия в атмосфере. Около трети суммарного загрязнения цезием-137 вызвано последствиями чернобыльской катастрофы 1986 г. Уровень медицинского облучения в среднем по республике снизился с 0,98 мЗв на одного жителя в год в 2005 г. до 0,68 — в 2008 г. Это произошло за счёт оптимизации структуры рентгенологических исследований и частичной замены устаревшего рентгенологического оборудования.
Экологическая ситуация в республике во многом отражает деэкологизацию России. в ней также действуют законы, позволяющие разрушать природную среду в интересах немногих и в ущерб интересам подавляющего большинства граждан: разгул коммерческого строительства в городах, захват рекреационных территорий, в том числе берегов рек и озёр, отказ от экологической экспертизы строительных и других объектов, отсутствие адекватного возмещения ущерба при нарушении природоохранного, водного, земельного и лесного законодательства, отказ от экологического образования и т.д. в республике на природоохранные мероприятия выделяется около 0,03 % от суммы общих бюджетных расходов — в 100 раз (!) меньше, чем необходимо для решения экологических проблем.
Будущее Карелии связано с развитием человеческого потенциала, направленного, в том числе на разумное экологически безопасное и экономически оправданное использование природных ресурсов. К основным природным ресурсам Карелии относятся лесные, водные и биологические ресурсы. Особо выделяются рекреационные ресурсы, как на основе природных комплексов, так и благодаря огромному историко-культурному потенциалу территории. Будущее Карелии должно быть основано не на обеспечении богатства немногих, а на решении экономических и социально-экологических проблем всего населения. Вся история развития карельской сырьевой экономики, в том числе близорукая эксплуатация лесов, свидетельствуют о невозможности достичь социальноэкономического благополучия на этом пути. Будущее Карелии — в преимущественном развитии устойчивого лесного хозяйства, деревоперерабатывающих производств и туризма. Превращение Карелии в туристско-рекреационную мекку не только общероссийского, но и мирового масштаба, способно обеспечить процветание региона. Конечно, необходимо при этом развитие промышленности, транспорта, энергетики, сельского хозяйства, - всех региональных систем жизнеобеспечения, всё это требует проведения целенаправленной экологической политики. Среди основных направлений такой экологической политики:
-) внедрение природно-ландшафтного, в том числе бассейнового подхода к управлению хозяйственным развитием территории республики; размещение природоразрушающих производств на уже трансформированных территориях, сохранение неосвоенных или малонарушенных хозяйственной деятельностью территорий; запрет на превышение экологической ёмкости экосистем при развитии неосвоенных территорий;
-) сохранение целостности природных комплексов в процессе территориального планирования, минимизация фрагментации природных сообществ при развитии авто-и железных дорог, газопроводов, линий электропередач; реабилитация территорий, нарушенных хозяйственной деятельностью;
-) организация экологического и культурноисторического туризма, создание привлекательного образа Карелии как региона с уникальными рекреационными ресурсами; строительство гостиниц, кемпингов, авто- и велостоянок; сохранение и создание новых объектов туристского показа и посещения (массивов старовозрастных лесов, уникальных ландшафтов, водных маршрутов, геологических, археологических, историко-архитектурных), развитие музейной деятельности;
-) приоритетное сохранение жизнеобеспечивающих функций экосистем в границах городских округов и поселений по отношению к коммерческому использованию;
-) прекращение уплотнительной застройки;
-) запрет мусоросжигания; создание благоприятных условий существования диких животных и растений (в том числе редких и исчезающих видов) на хозяйственно освоенных территориях;
-) поддержка лесовосстановления, защита лесов от пожаров современными методами (в том числе без применения природной воды), широкое использование «недревесных» полезностей леса;
-) поддержка традиционных форм ведения хозяйства в сельской местности, органического сельского хозяйства;
-) реализация программ по энергосбережению и использованию возобновляемых источников энергии;
-) снижение экологических рисков для здоровья населения;
-) уменьшение экологически зависимой заболеваемости и смертности; вынос промышленных объектов и производственных баз за пределы населённых пунктов и водоохранных зон;
-) учёт отдалённых экологических последствий планируемой хозяйственной деятельности на принципах научной предосторожности и отказ от проектов, экологический риск от которых неоправдан или непредсказуем;
-) поддержка ресурсосберегающих и малоотходных технологий;
-) приоритетное развитие общественного транспорта;
-) создание инфраструктуры для развития велодвижения;
-) распространение газового и других экологически малоопасных видов моторного топлива;
-) принятие программ по гуманному регулированию численности безнадзорных животных; прекращение использования жестоких, а также вызывающих неселективную массовую гибель животных методов охоты и рыболовства (ногозахватывающих капканов, ядов, тралового и электролова, добычи в период размножения);
-) обеспечение сохранности всего ландшафтного и биологического разнообразия республики (в том числе через создание и поддержку ооПт);
-) включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды, формирования экологической культуры, экологического образования и просвещения в муниципальные программы развития территорий;
-) повышение экологической грамотности лиц принимающих решения на региональном и муниципальном уровнях;
Заключение
Реализация региональной экологической политики требует действий на уровне как регионального государственного, так и муниципального управления. Среди них:
1. разработка и принятие Концепции экологической политики Республики Карелия;
2. разработка региональной правовой базы охраны и улучшения качества окружающей среды;
3. восстановление самостоятельного исполнительного органа охраны окружающей среды Республики Карелия;
4. выделение из расходной части регионального бюджета и бюджетов муниципалитетов 3 % на программы по охране и восстановлению природной среды, снижению экологически зависимой заболеваемости;
5. поддержка экологически ориентированного бизнеса, в том числе в сферах переработки отходов, реабилитации территорий, энергосбережения и энергоэффективности;
6. создание открытой и доступной системы распространения достоверной информации о состоянии окружающей среды и связи здоровья среды со здоровьем человека;
7. организация дополнительного экологического образования в муниципальных учреждениях среднего образования, общедоступного бесплатного экологического дошкольного образования, реализация проектов в сфере повышения экологической культуры.
Список использованных источников
- http://greens.onego.ru/h_
- http://sampo.ru/~ecolog/inf_
Информация о работе Экологические проблемы Республики Карелия