Экологические проблемы трубопроводного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 14:24, реферат

Описание работы

Конструктивная надежность как свойство трубопроводной конструкции должно удовлетворять экологическим критериям, поскольку полная или частичная утрата трубопроводом его работоспособности неизбежно сопровождается отрицательным воздействием на окружающую среду. Таким образом, расчетные модели конструктивной надежности трубопроводов должны строиться с учетом экологических ограничений. Количественной мерой таких ограничений должны быть значения предельных допустимых воздействий (ПДВ), оцениваемых по всем компонентам окружающей природной среды, находящимся в контакте с трубопроводом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………….3 стр.
Глава 1. Общая характеристика и конструктивные особенности трубопроводного транспорта………………………………………………………………………………………………………………………………….4 стр.
1.1 Классификация трубопроводов…………………………………………………………………………………………..4 стр.
1.2 Характеристика трубопроводной коммунальной системы……………………………………………….5 стр.
1.3 Конструктивные схемы линейной части трубопроводов…………………………………………………..7 стр.
1.4 Трубопроводный транспорт Российской Федерации………………………………………………………..8 стр.
Глава 2. Влияние трубопроводного транспорта на окружающую среду……………………………….10 стр.
2.1 Характеристика воздействий на окружающую среду и их последствия………………………….10 стр.
2.2 Воздействие нефти и нефтепродуктов на почвенно-растительный комплекс………………..12 стр.
2.3. Загрязнение грунтовой среды при утечках нефти нефтепродуктов………………………………..13 стр.
2.4 Загрязнение рек и водоемов нефтью и нефтепродуктами……………………………………………….13 стр.
2.5 Загрязнение приземного слоя атмосферы при эксплуатации магистральных трубопроводов и его последствия…………………………………………………………………………………………………………………………15 стр.
Глава 3. Геоэкологические проблемы, возникающие при строительстве и эксплуатации трубопроводов………………………………………………………………………………………………………………………….16 стр.
3.1 Воздействия на окружающую природу при строительстве магистральных трубопроводов………………………………………………………………………………………………………………………….16 стр.
3.2 Взаимодействие трубопровода с окружающими породами…………………………………………...17 стр.
3.3 Влияние строительства и эксплуатации магистральных трубопроводов на животный мир…………………………………………………………………………………………………………………………………………….17 стр.
3.4 Мероприятия по охране окружающей среды в период эксплуатации…………………………....19 стр.
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………….21 стр.
Список использованной литературы……………………………………………………………………………………....22 стр.

Файлы: 1 файл

Реферат по экологии.docx

— 74.21 Кб (Скачать файл)

На основании  изучения воздействий на окружающую среду и соответствующих им последствий  при строительстве трубопровода и его эксплуатации рекомендуется  выделить следующие взаимосвязанные  компоненты: приземной слой атмосферы, почвенно-растительный комплекс (ПРК) и рельеф местности, животный мир, поверхностные  и подземные воды. Такая степень  детализации позволяет, на наш взгляд, достаточно полно и определить характер воздействия на каждую компоненту, его последствия и наметить наиболее эффективные мероприятия по охране природы.

Приведем  характеристику воздействий и их последствий на перечисленные компоненты окружающей среды.

Приземный слой атмосферы. Тип воздействия — загрязнение при эксплуатации трубопроводов.

Источники воздействия—утечки газа через негерметичные соединения или при разрывах газопровода, сжигание нефти и нефтепродуктов, разлитых на поверхности при аварии на нефте- и нефтепродуктопроводах, утечки и испарения в процессе ранения и сливно-наливных операций, пожары на газо-, нефте- и нефтепродуктопроводах и т. д.

Последствия — подавление роста растительности, превышение предельно допустимой концентрации (ОДК) и вредных веществ в воздухе.

Почвенно-растительный комплекс и  рельеф местности. Типы воздействий — механическое и тепловое разрушение, загрязнение.

Источники воздействий  — строительно-монтажные работы при прокладке трубопровода и  эксплуатация последнего.

Последствия — развитие эрозии, оврагов, оползней, изменение рельефа, активизация  криогенных процессов, заболачивание  территории, снижение биологической  продуктивности ПРК, уничтожение культурных посевов, развитие безлесных ландшафтов.

Животный мир. Типы воздействия — сокращение и уничтожение кормовых ресурсов, ограничение перемещений.

Источники воздействий  — загрязнение и разрушение ПРК  и загрязнение воздушной среды, препятствия при миграции: надомные трубопроводы, транспорт и средства механизации. Последствия — сокращение поголовья животных.

Поверхностные и подземные воды. Типы воздействия — загрязнение, механическое разрушение берегов и русла в створе перехода.

Источники воздействий  — утечки нефти и нефтепродуктов из резервуаров при авариях подводных  трубопроводов, устройствo береговых и подводных траншей.

Последствия — ухудшение качества воды и условий  обитания водных организмов и растений, активизация русловых процессов. В  отличие от классификации работы в данной классификации растительный мир объединен с питающей его  средой (почвой) и представлен одной  компонентой--«Почвенно-растительный комплекс и рельеф местности». Такое объединение оправдано тем, что растительный покров, будучи тесно связанным с почвой, является индикатором ее состояния, потому расчленять его на две отдельные компоненты нецелесообразно [11;4].

2.2 Воздействие нефти  и нефтепродуктов на почвенно-растительный  комплекс

Значение  нижнего яруса растительного  покрова как корма диких и  домашних животных, тепло- и влагорегулятора почвы, основного средства против образования оврагов, оползней и эрозии трудно переоценить. Между тем основное воздействие нефти и нефтепродуктов на ПРК при отказах трубопроводов сводится именно к снижению биологической продуктивности почвы и фитомассы растительного покрова.

Характер  и степень воздействия нефти  и нефтепродуктов на почвенно-растительный комплекс определяются объемом ингредиента  и его свойствами, видовым составом растительного покрова, временем года и другими факторами. Многие виды сосудистых растений оказываются устойчивыми  против нефтяного загрязнения, тогда  как большинство лишайников погибает при воздействии на них нефти  и нефтепродуктов. Установлено, что  наиболее токсичны углеводороды с температурой кипения в пределах от 150 до 275° С, т. е. нафтеновые и керосиновые фракции. Углеводороды с более низкой температурой кипения менее токсичны либо вообще безвредны, особенно их летучие фракции, поскольку они испаряются, не успевая проникнуть через растительную ткань. Высококипящие тяжелые фракции нефти также менее токсичны, чем нафтеновые и керосиновые фракции.

Деградация  нефти в грунтовой среде происходит путем биологического окисления  микроорганизмами и химического  окисления. Значительно ускоряют процесс  очищения почвы от нефти дождевые осадки, которые вымывают ее и тем  самым снижают концентрацию нефти  в верхних слоях почвы [4;10].

Загрязнение почвы нефтью и нефтепродуктами  в северных районах будет, очевидно, иметь гораздо большие отрицательные последствия, нежели в районах с относительно умеренным климатом. Наблюдающаяся в настоящее время тенденция перемещения центров добычи нефти и газа именно в эти районы в существенной мере определяет важность рассматриваемой проблемы. Низкие температуры воздуха и грунтовой среды, сильные ветры, небольшая продолжительность летнего теплого периода (во время которого активизируются биологические процессы) создают чрезвычайно сложный режим функционирования растительного покрова. Поэтому всякое нарушение этого режима может привести к необратимым процессам. Одним из наиболее опасных в этом случае является загрязнение нефтью грунтовой среды в результате утечек из магистральных нефтепроводов, резервуаров и т. п.

Наряду с  указанными явлениями загрязнение  нефтью растительного покрова приводит к изменению его теплоизоляционных  свойств. Па загрязненных нефтью участках наблюдалось уменьшение альбедо  до 50%.

Нередко на болотистых участках трассы разлившуюся по дневной  поверхности нефть, сжигают, что  приводит к выгоранию леса иногда на значительных площадях. На участках многолетнемерзлых грунтов такие  пожары могут привести к развитию криогенных процессов.

Таким образом, на основании изложенного можно сделать следующие выводы:

·   загрязнение  почвенно-растительного комплекса  нефтью и нефтепродуктами приводит к уничтожению растительного  покрова, период самовосстановления которого в северных районов может достигать 10—15 лет;

·   снежный  покров существенно снижает токсичное  действие нефти на растительность. Наиболее опасны разливы нефти в  период вегетации растений;

·   наибольшей токсичностью обладают нефтепродукты  с температурой кипения 150—275° С (нафтеновые и керосиновые Фракции);

·   стойкость  растений к загрязнению нефтью различна в зависимости от их вида;

·   скорость биодеградации нефти в почве  незначительна; в некоторой степени  она может быть повышена добавлением  в почву веществ, содержащих азот и фосфор[11;13].

2.3 Загрязнение грунтовой  среды при утечках нефти и  нефтепродуктов

Как уже отмечалось, утечки нефти и нефтепродуктов, возникающие  при повреждении магистральных  нефте- и нефтепродуктопроводов, резервуаров, а также при сливно-наливных операциях, приводят к загрязнению прилегающих грунтовых участков. В процессе поверхностной миграции (например, с дождевыми водами) и инфильтрации нефть и нефтепродукты загрязняют поверхностные и подземные воды. Самоочищение загрязняемых таким образом сред происходит крайне медленно, что может привести к длительному исключению их из пользования. Как последствия, так и связанные с ними материальные убытки определяются размерами и степенью загрязнения грунтовой среды.

Различие  свойств и состояний грунтов, типов утечки, а также характеристик  нефти и нефтепродуктов предопределяет многообразие расчетных схем [14;5].

В частности, можно выделить схемы загрязнения  нефтью непроницаемой (малопроницаемой) и проницаемой сред, талых, мерзлых  и многолетнемерзлых грунтов. Утечки могут происходить на дневной поверхности (например, при повреждении наземного либо надземного участка нефтепровода, или в результате потери устойчивости и выпучивания подъемного участка нефтепровода из траншеи, или в процессе его ремонта, а также при повреждении наземного резервуара) и ниже ее при повреждении подземного участка нефтепровода без обнажения его или подземного резервуара. Перекачиваемые нефти и нефтепродукты могут быть подогретыми и холодными (обычными).

Процесс загрязнения  талой грунтовой среды при  утечках нефти на дневной поверхности  можно разделить на три последовательные во времени стадии. Первая, начальная  стадия характеризуется преимущественно  образованием поверхностного ареала загрязнения  и незначительной инфильтрацией  нефти в грунтовую среду. На второй стадии происходит главным образом  вертикальная инфильтрация нефти, и, наконец, третья стадия характеризуется боковой  миграцией последней в грунтовой  среде.

Использование теории миграции грунтовых вод для  описания процесса загрязнения грунтовой  среды нефтью и нефтепродуктами  осложняется специфичными физическими  свойствами этих продуктов — вязкостью, плотностью, поверхностным натяжением, несмешиваемостью с водой и др. Это обстоятельство, по-видимому, и обусловило выполнение ряда исследований по изучению различных случаев загрязнения грунтовой среды нефтью и нефтепродуктами [5].

 

2.4 Загрязнение рек и  водоемов нефтью и нефтепродуктами

Река (или  водоем) считается загрязненной, если состав (или свойства) воды изменился  под влиянием производственной деятельности настолько, что вода стала непригодной  для одного или нескольких видов  водопользования.

Различают следующие  основные виды водопользования: хозяйственно-питьевое, культурно-бытовое и рыбохозяйственное. В соответствии с этими видами водопользования нормируются состав и свойства воды и предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ.

Практически любая авария подводного нефтепровода может привести к утрате водоема  как объекта одного или нескольких видов водопользования. Возможные  последствия загрязнения усугубляются высокой стойкостью нефти к окислению  и токсичностью отдельных се фракций. Нефть, попадая в воду, растекается  вследствие ее гидрофобности по поверхности, образуя тонкую нефтяную пленку, которая  перемещается со скоростью примерно в два раза большей, чем скорость течения воды. При соприкосновении  с берегом и прибрежной растительностью  нефтяная пленка оседает па них. В  процессе распространения по поверхности  воды легкие фракции нефти частично испаряются, растворяются, а тяжелые  опускаются в толщу воды, оседают  на дно и образуют донное загрязнение [7;15].

В результате загрязнения воды нефтью изменяются ее физические, химические и органолептические  свойства, что существенно ухудшает условия обитания и воде животных и растении; использование такой  воды в культурно-бытовых и хозяйственно-питьевых целях усложняется. Ввиду многообразия возможных последствии оценка даже- прямого ущерба затруднительна. В этом отношении весьма интересна классификация нефтяного загрязнения водоемов, разработанная ГосНИОРХом по материалам многолетних исследований. [4;11]

В нефтедобывающих  районах источником загрязнения  рек и водоемов являются сбросы отработанных и пластовых вод нефтепромыслов.

На судоходных реках систематическим источником загрязнения вод нефтепродуктами  являются курсирующие по ним суда, о чем свидетельствуют замазученные шлейфы, остающиеся по траектории их движения, вблизи пристаней и берегов.

Существенно загрязняют реки и водоемы сбросы нефтеперерабатывающих заводов. Следует  иметь в виду, что если загрязненность от сбросов нефтепромыслов, судов  и нефтеперерабатывающих заводов  может относительно легко регулироваться установкой соответствующих очистных устройств, то аварийный выброс нефти  и нефтепродуктов при повреждении  трубопровода характеризуется во много  раз большей (нерегулируемой) концентрацией  загрязненности (см. приложение 4).

Это обстоятельство позволяет считать подводные  нефте- и нефтепродуктопроводы наиболее опасным потенциальным источником загрязнения рек и водоемов.

Последствия нефтяного загрязнения рек и  водоемов. Загрязнение воды нефтью, как уже отмечалось, затрудняет все  виды водопользования.

Влияние нефти, керосина, бензина, мазута, смазочных  масел на водоем проявляется в  ухудшении физических свойств воды (замутнение, изменение цвета, вкуса, запаха); растворении в воде токсических  веществ; образовании поверхностной  пленки нефти и осадка на дне водоема, понижающей содержание в воде кислорода.

Используемые  в настоящее время методы очистки  воды, устранения нефтяного привкуса и запаха, восстановления прозрачности и цветности, локализации, сброса и  удаления нефти позволяют в какой-то мере смягчить последствия загрязнения, ускорить процесс восстановления временно утраченных свойств воды и тем  самым обеспечить дальнейшее использование  водоемов в культурно-бытовых и  хозяйственно-питьевых целях. Однако для  рыбного хозяйства водоему может  быть нанесен невосполнимый ущерб вследствие высокой чувствительности живых организмов и растительности к нефтяному загрязнению, а также стойкости и токсичности этого загрязнения.

Загрязнение нефтью и нефтепродуктами рыбохозяйственных водоемов приводит к ухудшению качества рыбы (появление окраски, пятен, запаха, привкуса); гибели взрослых рыб, молоди, личинок и икры; отклонениям от нормального развития икры личинок и молоди; сокращению кормовых запасов (бентоса, планктона), мест обитания, нереста и нагула рыб; нарушению миграции рыб, молоди, личинок и икры [11].

Самоочищение  рек и водоемов от нефти и нефтепродуктов. Очищение воды от нефти и нефтепродуктов происходит в результате их естественного  распада — химического окисления, испарения легких фракций и биологического разрушения микроорганизмами, обитающими в водной среде. Все эти процессы характеризуются чрезвычайно малой  скоростью, определяемой главным образом  температурой воды. Химическое окисление  нефти затрудняется высоким содержанием  в ней предельных углеводородов. Окисляются и испаряются в основном легкие фракции, а тяжелые трудноокисляемые фракции нефти накапливаются и затем оседают па дно, образуя донное загрязнение.

Информация о работе Экологические проблемы трубопроводного транспорта