Экологические законы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 20:00, реферат

Описание работы

Как и всякая отрасль науки экология имеет свои законы, которые характеризуют взаимоотношение, различных элементов экосистемы и, в конечном итоге, все процессы в биосфере. К сожалению, по сей день не стало доминирующим и безусловным положение о том, что всё в природе подчиняется единым законам. Поэтому ряд даже крупных учёных и специалистов противопоставляют законы экологии и законы других отраслей науки (физики, экономической науки и т.д.). Но ведь из такого постулата следует вывод: или данный закон действует вне законов Природы, а значит, и вне Природы, или Природа существует без этих выводов, громко названных законом.

Содержание работы

Введение………………………………………………..………………………………………...2

1.Экологические законы…………………………………………………………………….....4

2.Переработка отходов транспортного комплекса……………………….……………….10

Список использованной литературы…………………………………………………..…...13

Файлы: 1 файл

экология.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

 

Закон развития окружающей среды:

 

Любая естественная система развивается  лишь за счет использования материально-энергетических и информационных возможностей окружающей среды. Абсолютно изолированное саморазвитие невозможно — это вывод из законов термодинамики.

 

 

Очень важными являются следствия  закона.

 

1. Абсолютно безотходное производство  невозможное.

 

2. Любая более высокоорганизованная  биотическая система в своем развитии

есть потенциальной угрозой  для менее организованных систем. Поэтому в

биосфере Земли невозможно повторное  зарождение жизни — оно будет

уничтожено уже существующими  организмами

 

3. Биосфера Земли, как система,  развивается за счет внутренних и

космических ресурсов.

 

Закон уменьшения энергоотдачи в природопользовании:

 

В процессе получения из естественных систем полезной продукции с течением времени

(висторическом аспекте) на ее  изготовление в среднем расходуется  все больше энергии (возрастают энергетические затраты на одного человека). Так, ныне затраты энергии на одного человека за сутки почти в 60 раз большие, чем во времена наших далеких предков (несколько тысяч лет тому) . Увеличение энергетических затрат не может происходить бесконечно, его можно и следует рассчитывать, планируя свои отношения с природой с целью их гармонизации.

 

Закон совокупного действия естественных факторов (закон Митчерлиха—Тинемана—Бауле):

 

Объем урожая зависит не от отдельного, пусть даже лимитирующего фактора, а от всей совокупности экологических факторов одновременно. Частицу каждого фактора в совокупном действии ныне можно подсчитать. Закон имеет силу при определенных условиях - если влияние монотонное и максимально обнаруживается каждый фактор при неизменности других в той совокупности, которая рассматривается.

 

Закон толерантности (закон  Шелфорда):

 

Лимитирующим фактором процветания  организма может быть как минимум, так и максимум экологического влияния, диапазон между которыми определяет степень выносливости (толерантности) организма к данному фактору. Соответственно закону любой излишек вещества или энергии в экосистеме

становится его врагом, загрязнителем.

 

Закон грунтоистощения (уменьшение плодородия):

 

Постепенное снижение естественного  плодородия почв происходит из-за продолжительного их использования и нарушения естественных процессов почвообразования, а также вследствие продолжительного выращивания монокультур (в результате накопления токсичных веществ, которые выделяются растениями, остатков пестицидов и минеральных удобрений).

 

Закон физико-химического  единства живого вещества (сформулированный В. Вернадским):

 

Все живое вещество Земли имеет  единую физико-химическую природу. Из этого явствует, что вредное для одной части живого вещества вредит и другой его части, только, конечно, разной мерой. Разность состоит лишь в стойкости видов к действию того ли другого агента. Кроме того, через наличие в любой популяции более или менее стойких к физико-химическому влиянию видов скорость отбора за выносливостью популяций к вредному агенту прямо пропорциональная скорости размножения организмов и дежурство поколений. Через это продолжительное употребление пестицидов экологически недопустимое, так как вредители, которые размножаются значительно более быстро, более быстро приспосабливаются и выживают, а объемы химических загрязнений приходится все более увеличивать.

 

Закон экологической  корреляции:

 

В экосистеме, как и в любой  другой системе, все виды живого вещества и абиотические экологические компоненты функционально отвечают один другому. Выпадание одной части системы (вида) неминуемо приводит к выключению связанных с ею других частей экосистемы и функциональных изменений.

 

Научной общественности широко известны также четыре закона экологии американского ученого Б. Коммонера:

 

1)все связанное со всем;

 

2)все должно куда-то деваться;

 

3)природа «знает» лучше;

 

4) ничто не проходится напрасно (за все надо платить).

 

 

 

 

 

 

 

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Переработка отходов транспортного комплекса

 

Автотранспорт пагубно воздействует не только на окружающую среду (атмосферу, почву, воду), но и образует ряд производственных отходов. Основными отходами автотранспорта являются металлические части автомобиля (в частности, цельнометаллический кузов, несущая рама и расположенные на ней агрегаты) и резиновые шины всех типов.

Под отходами промышленно-транспортной деятельности понимают бытовые, промышленные отходы, а также производственные отходы, возникающие в технологических процессах реализации жизненных циклов объектов транспорта, появляющиеся в результате неэффективного использования сырья, материалов. Они загрязняют гидросферу и литосферу, аккумулируются в этих средах и поэтому подлежат утилизации, обеззараживанию, вывозу и переработке.

Основными источниками загрязнения  окружающей среды являются автотранспортные предприятия, базы дорожно-строительной техники, гаражи, стоянки и другие места хранения и длительной парковки транспортных средств, пункты мойки, топливозаправочные станции, станции технического обслуживания, мастерские и другие предприятия по техническому обслуживанию и ремонту транспортной и дорожно-строительной техники, а также дороги, мосты, автомобильные рынки и магазины.

Основные виды отходов транспортной деятельности: жидкие, сбрасываемые в поверхностные и сточные воды (растворители, нефтепродукты, взвеси, хлориды) и твердые:1) вывозимые для захоронения на полигоны и свалки; 2) передаваемые на переработку или захоронение другим предприятиям; 3) используемые для собственных нужд.

Жидкие отходы производственной и  транспортной деятельности образуются в результате выполнения технологических  процессов мойки, очистки деталей, электрохимической обработки материалов, малярных работ и т. д. Объемы твердых  отходов в технологических процессах ЖЦ объектов транспорта определяются периодичностью проведения регламентных работ, уровнем надежности конструкции, номенклатурой используемого оборудования. Сегодня на транспортных предприятиях образуются твердые отходы, объем которых по данным МАДИ-ТУ составляет порядка 250 кг на один автомобиль в год [1].

Воздействие транспорта и обеспечивающей его функционирование инфраструктуры сопровождается значительным загрязнением окружающей среды. Основные виды воздействия  – загрязнение атмосферного воздуха токсичными компонентами отработавших газов транспортных двигателей, выбросы в атмосферный воздух от стационарных источников, загрязнение водных объектов, образование производственных отходов и воздействие транспортного шума [2]. Таким образом, резина и металл должны быть переработаны как с экологической, так и с экономической точки зрения. В последнее время в нашей стране внедряются экологические программы по вторичному использованию и переработке основных частей отслуживших свое автомобилей и их частей.

Автомобиль — это химическая фабрика па колесах. На его «совести» 60 % всех вредных веществ в городском  воздухе. Ещё в «Послании о  положении страны» американский президент Никсон вынужден был уделить  специальное внимание преступнику  – автомобилю и назвал его «нашим самым злостным загрязнителем воздуха».

Многие отходы, образующиеся на предприятиях транспортного комплекса, представляют собой вторичное сырье, а также  отработанные нефтепродукты, отходы красок и шлаки. Так, автомобильные выхлопные газы – смесь примерно 200 веществ. В них содержатся углеводороды – не сгоревшие пли не полностью сгоревшие компоненты топлива, доля которых резко возрастает, если двигатель работает на малых оборотах или в момент увеличения скорости при старте, т. е. во время заторов и у красного сигнала светофора [3].

Автомобильный транспорт относится  к основным источникам загрязнения  окружающей среды в большинстве  крупных городов, при этом 90 % воздействия  на атмосферу связано с работой  автотранспортных средств на линии, остальной вклад вносят стационарные источники (цехи, участки, станции технического обслуживания и т.д.).

В крупных городах России доля выбросов и отходов от автотранспорта соизмерима с выбросами промышленных предприятий (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Краснодар, Екатеринбург, Уфа, Омск и др.). В 150 городах РФ (среди них Москва, Томск, Ростов-на-Дону, Екатеринбург) – выбросы от транспорта превышают промышленных. Нередко концентрация вредных веществ от автомобильных выхлопов превышает ПДК в 10 – 20 раз.

В настоящее время на заводе «Моссантехпром»  г. Норильск действует опытно-промышленная установка по переработке резиновых отходов и изношенных автомобильных шин, производительностью 300 кг исходного сырья в час. Главным направлением использования продуктов переработки резиновых отходов является возможность использования их в качестве исходного сырья для резиновой промышленности (маслосмягчители, техуглерод и т.д.), промышленности нефтеоргсинтеза, в дорожном строительстве для производства битумных эмульсий и мастик. В ряде стран изношенные шины используются в качестве топлива для получения энергии, а также в цементной промышленности, однако такие направления использования являются низкоэффективными, поскольку не позволяют в полной мере реализовать те ценные материалы, которые содержатся в шинах. Резиновые отходы целесообразно перерабатывать таким образом, чтобы одновременно с решением проблемы их уничтожения, получать ценные сырьевые и энергетические ресурсы.

Кузов автомобиля – чёрный лом, который используется в металлургическом, литейном и других производствах. Основным потребителем является сталеплавильное производство. Рациональное использование ресурсов лома является важнейшим условием достижения высокой производительности общественного труда, так как металлолом, применяемый при выплавке стали, даёт большую экономию общественных затрат в народном хозяйстве. Практически, каждая тонна лома чёрных металлов, переработанная в сталеплавильном производстве, заменяет тонну чугуна. Удельная капиталоемкость производства 1 т чугуна из железорудного сырья, в 7 раз превышает удельные капитальные затраты на переработку 1 т лома.

На каждый миллион тонн, вовлечённый  в производство вторичных чёрных металлов, народнохозяйственная экономия капиталовложений составляет около 100 млн. руб., а с учётом высвобождения мощностей машиностроения и транспорта – более 120 млн. руб.

В Кемеровской области зарегистрировано около 300 тысяч автомобилей, однако не все из них бороздят дороги области, от многих остались лишь остовы, разбитые аккумуляторы с вытекающей из них кислотой и шины, которые захламляют городские и пригородные лесные зоны, образуя стихийные свалки. Некоторые хозяева отслуживших своё «железных коней» бросают их прямо на территориях гаражных кооперативов.

Очевидна необходимость выявлять и привлекать к административной ответственности владельцев брошенных, не снятых с учета, не прошедших техосмотр транспортных средств, проводить рейды по проверке состояний территорий, закрепленных за гаражными кооперативами и индивидуальными владельцами гаражей. Ржавые остовы отслуживших свое автомобилей продолжают «украшать» городские дворы и лесные зоны, несмотря на то, что на решение экологических проблем, связанных с утилизацией отходов, затрачены немалые суммы и приложены неимоверные усилия.

В данной работе предлагается на региональном уровне отслеживать, утилизирован ли «отслуживший своё» частный автопарк региона, создавать условия (специальные  заводы, пункты приёма и переработки  материалов, полигоны утилизации.) для цивилизованной утилизации и переработки немалого количества автотранспортных отходов, а также инвестировать утилизацию кузовов, аккумуляторов, покрышек и др. автокомпонентов в области.

Так, замкнутость территории, отсутствие предприятий по переработке вторичных  ресурсов значительно затрудняет процесс утилизации отработавших свой срок автомобилей. За год эксплуатации только личного автотранспорта образуется около 10 тысяч штук отработавших свинцовых аккумуляторов (примерно 80 тонн). По экспертным оценкам, на свалках, транспортных площадках и т.п. объектах, встречающихся повсеместно, в настоящее время находится до 1 млн. тонн свинца в отработанных аккумуляторах. И этот показатель неуклонно растет, причём это только аккумуляторы, а ведь есть еще сам остов автомобиля, который состоит из различных компонентов. Несмотря на то, что в городе есть фирмы, занимающиеся скупкой, сбором металлолома, утилизация кузовов для них дело неприбыльное, а зачастую – убыточное.

Каждый год число отработанных автошин увеличивается на 50 тысяч штук (500 тонн), образуется более 50 тонн отработанных масел. Отработанные горюче-смазочные материалы можно было бы сдавать в городские котельные, работающие на жидком топливе, но сжигание их возможно только после перегонки через сепаратор, которые имеются лишь на нескольких предприятиях. Инспекционные проверки предприятий региона показывают, что утилизация отработанных горюче-смазочных веществ решается, в основном, одним способом – масла сливают на землю.

Анализируя все эти факты, можно  с уверенностью сказать, что вопрос утилизации отходов автотранспорта в городе и области практически не решается. Хотя власти как городские, так и областные ищут пути решения многих экологических проблем. Административный кодекс не дает права наказать нарушителей по всей строгости. Действительно, что проще: собрать, распределить отходы, получив разрешение на вывоз на санкционированную свалку, затратить средства на горючее или просто выбросить. В первом случае вывоз мусора обойдется недёшево, во втором же, в случае обнаружения факта захламления, с физического лица взыскивается штраф в размере одной минимальной оплаты труда, при повторном случае – до трех. С руководителя предприятия – пять МРОТ, в повторном случае до десяти. Неудивительно, таким образом, решение многих: проще выбросить мусор, чем утилизировать его по правилам.

Информация о работе Экологические законы