Экологический контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 02:10, реферат

Описание работы

Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру.

Файлы: 1 файл

Экологический контроль - копия.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

  Экологический контроль 

  Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных  воздействий, функция государственного управления и правовой институт права  окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.

  Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды – экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, т.е. обеспечение выполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для их процедуры, на основе специальных правовых норм.

  Представляется  необоснованным включение в систему экологического контроля государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (ст. 68 Закона «Об охране окружающей природной среды»), поскольку наблюдение – самостоятельная функция государственного управления охраной окружающей среды. Причём, в отличие от государственной экологической экспертизы или экологического лицензирования, выполняющих функции контроля, мониторинг не выполняет такой функции, мониторинг – пассивная функция государственного управления, в рамках которой не реализуются государственно-властные полномочия, государственное принуждение.

  Под экологическим  контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства.

  Административный  надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил*. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

  Экологический контроль как правовая мера выполняет  ряд функций – предупредительную, информационную и карательную.

  - Предупредительная  функция, её роль заключается  в том, что субъекты экологического  контроля, зная о возможной проверке соблюдения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений.

  - Информационная  функция связана с тем, что  в процессе контроля соответствующие  органы и лица собирают разнообразную  информацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов.

  - Карательная  функция проявляется в применении  к нарушителям правовых экологических  требований предусмотренных законодательством  санкций по результатам соответствующих  проверок.

  В природоохранительной практике России выделяются следующие виды экологического контроля: государственный, ведомственный, производственный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля. 
 
 
 
 
 
 

  Государственный экологический контроль 

  Законом установлен круг полномочий должностных лиц  и органов государственного экологического контроля. К ним относится право:

  - посещать предприятия,  учреждения и организации не  зависимо от форм собственности и подчинения, и знакомиться с документами, необходимыми для исполнения служебных обязанностей;

  - проверять  работу очистных сооружений и  установок, а так же установленных  природоохранных требований и  нормативов;

  - устанавливать  нормативы и давать разрешения на сборы и выбросы вредных веществ;

  - назначать  государственную экологическую  экспертизу;

  - требовать  устранения выявленных недостатков,  привлекать виновных лиц к  административной ответственности,  направлять материалы о привлечении  их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан;

  - принимать  решения об ограничении, приостановлении,  прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а так же видов деятельности, в случае нарушения экологических требований.

  Для решения  круга задач, установленных действующим  законодательством в рамках экологического контроля, потребовалось объединение  условий ряда государственных органов на разных уровнях представительной и исполнительной власти, а так же органов местного самоуправления. В зависимости от места и назначения этих органов в системе государственного управления их функции в части осуществления экологического контроля могут быть либо общей компетенцией, либо специализированного, отраслевого характера.

  К мерам государственного экологического контроля относиться и  постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной  среде юридическими лицами и гражданами, а так же предписание об ограничении (приостановлении) или прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности.

  Должностные лица и граждане, виновные в совершении экологических преступлений, несут  уголовную ответственность. Представление  о привлечении физических лиц к уголовной ответственности направляются в следственные органы инспекторами по охране природы, охране рыбных ресурсов и др.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Экологический контроль