Экологический кризис и пути его преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 22:07, реферат

Описание работы

Проблема предотвращения отрицательных воздействий материально-производственной деятельности человечества на естественное окружение, ставшая одной из самых насущных проблем современности, является новой беспрецедентной в истории человеческого общества.
Начиная с 70-х годов нашего столетия уверенность в “ безграничности человеческой изобретательности “ начала заметно уступать место серьёзной обеспокоенности состоянием окружающей среды, все более изменяющимся под воздействием этой изобретательности не в лучшую сторону.

Содержание работы

Введение
1. Взаимоотношение человека и природы
2. Сущность экологической проблемы
3.Экологический кризис и пути его преодоления
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (6).doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

На современном этапе философия может помочь решению экологической проблемы в различных направлениях, ибо она стимулирует формирование нового общественного сознания, ориентированного потребностью преодоления экологических противоречий, связанных с культурными установками прошлого, способствует преодолению ограниченности частных научных позиций, односторонности духовно – практических ориентаций человека в его отношениях с природой, разобщенности мнений.

В период своего становления научное познание в  отношении к природе исходило главным образом из представления о необходимости '' завоевания '' её, '' покорения '' сил природы. Этот стереотип, имеющий вековую историю и еще не преодоленный сегодня, должен постепенно меняться; соответственным образом должно утверждаться убеждение в том, что современный человек не может ставить себя в отношении к природе в положении " завоевателя ", не заботящегося о последствиях своей деятельности.

Прежде всего, следует понять, что природа требует  от человека такого отношения, как будто  она - " другой человек ". Она требует к себе любви, доброты, доверия, сострадания, помощи… Человек должен отдать природе всё свое духовное богатство, ибо оно " вложено " в него в ходе эволюционного развития природы. Иными словами, современный человек должен пропускать проблемы природы " через себя ", через призму " человеческого". Он не может властвовать над нею " так, как завоеватель властвует над чужим народом '' (15 ).

Время беспечности  миновало. Наступила эра экологической  этики. Надо чётко осознать, что Homo sapiens должен сменить роль покорителя природы на роль её рядового члена и гражданина. Борьба с пагубными тенденциями будет укреплять экологическую этику, надо перестать думать лишь о том, сколько можно выжать из земли. Тот или иной поступок будет считаться правильным, если он не нарушает порядок и красоту биотического сообщества, и неправильным, если происходит обратное.

Тот, кто ощущает  моральную ответственность за судьбу природы, может внести личный вклад  в её сохранение.Ведь все великие  дела начинались с усилий отдельных личностей, к которым затем присоединялись многие.

Настала пора перестать  кичиться собственной исключительностью, считать, что законы природы нам  не указ и мы вправе распоряжаться  лесами, морями и даже воздухом, которым  дышим, как нам заблагорассудится.

Если Homo sapiens не осознает себя простым существом, делящим  планету со множеством других, можно  считать,что он уже купил себе билет на поезд, безвозвратно увозящий его на станцию «вымирание»

Ещё Конфуций говорил : « Тот, кто не глядит вдаль, - не заметит беды рядом с собой ».

Хочется надеяться, что мысль, отличающая человека от других существ, позволит ему найти способ достойной жизни бок о бок  с собратьями - вне зависимости  от того, приносят они сейчас пользу или нет.

 

Литература

 

  1. Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 1988. 416 с.
  2. Бигон М., Харпер Д., Таунсенд К. Экология. т.1. М., 1989, 668 с.
  3. Бэкон Ф. О достоинстве и преумножении наук // Соч.: т. 1, М., 1971.
  4. Бэкон Ф. Книга вторая афоризмов об истолковании природы или о царстве человека // Соч.: т.2, М., 1972.
  5. Вернадский В. И. Размышления натуралиста. Кн. II. Научная мысль как планетное явление. М., 1977, 191 с.
  6. Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. М., 1994, 672 с.
  7. Гарковенко Р. С. Общая теория отношения общества с природой и глобальная экология // Философские проблемы глобальной экологии. М., 1983, с.59-79.
  8. Гирусов Э. В., Марков Ю. Г. Интеграция научного знания в социаль-ной экологии // Проблемы взаимосвязи общественных и естественных наук. М., 1987, с.117-128.
  9. Горелов А. А. Философские основания решения экологической проблемы // Диалектика фундаментального и прикладного. М., 1989, с.216-227.
  10. Декарт Р. Рассуждения о методе // Соч.: т.1, М., 1989.
  11. Киселёв Н. Н. Мировоззрение и экология. Киев, 1990, 216 с.
  12. Киселёв Н. Н. Объект экологии и его эволюция. Философско-методоло-гический аспект. Киев, 1979, 136 с.
  13. Комаров В. Д. Социальная экология. Философские аспекты. Л., 1990, 216 с.
  14. Комаров В. Д. Интегративная наука об окружающей среде // Вопросы экологии и охраны природы. в. 4. СПб., 1994, с.28-37.
  15. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.23.
  16. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.23.
  17. Моисеев Н. Н. Экология, нравственность и политика
  18. Одум Ю. Основы экологии. М., 1975, 740 с.
  19. Одум Ю. Экология. т.1, М., 1986, 328 с.
  20. Пакальнис Р. Роль экологии в формировании взаимоотношений общес-тва и природы // Проблемы формирования современной экологической культуры. Вильнюс, 1987, с.9-22.
  21. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985, 312 с.
  22. Фёдоров В. Д., Гильманов Т. Г. Экология. М., 1980, 464 с.
  23. Фёдоров В. М. Учение о биосфере и интеграция наук // Проблемы взаимосвязи общественных и естественных наук. М., 1987, с.117-128.
  24. Хёсле В. Философия и экология. М., 1993, 206 с.

Информация о работе Экологический кризис и пути его преодоления