Экологический мониторинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 20:27, реферат

Описание работы

В последние десятилетия общество все шире использует в своей деятельности сведения о состоянии природной среды. Эта информация нужна в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах — для оповещения о надвигающихся опасных явлениях природы. Но изменения в состоянии окружающей среды происходят и под воздействием биосферных процессов, связанных с деятельностью человека. Определение вклада антропогенных изменений представляет собой специфическую задачу.

Содержание работы

1. Введение

2. Понятие мониторинга. Зачем он нужен?

3. Проектирование систем мониторинга какоснова их эффективного фун кционирования

4. Единая государственная система экологического мониторинга

5. Правовая, нормативная и экономическая база

6. Заключение

7. Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат экология.docx

— 45.89 Кб (Скачать файл)

   Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении тех же объектов, что и государственная экологическая экспертиза, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

   Целью экологической экспертизы является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных  с ними социально-экономических и иных последствий.

 

   Зарубежный опыт свидетельствует о высокой экономической эффективности экологической экспертизы. По оценкам западных специалистов, включение экологических факторов в процесс принятия решений еще на стадии проектирования оказывается в 3-4 раза дешевле последующей до установки очистного оборудования.

    Испытывая на себе результаты разрушающего действия воды, ветра, землетрясений, снежных лавин и т. п., человек издавна реализовал элементы мониторинга, накапливая опыт предсказания погоды и стихийных бедствий. Такого рода знания всегда были и сейчас остаются необходимыми для того, чтобы по возможности снизить ущерб, причиняемый человеческому обществу неблагоприятными природными явлениями и, что особенно важно, уменьшить риск человеческих потерь.

         Последствия большинства стихийных бедствий необходимо оценивать со всех сторон. Так ,ураганы, разрушающие постройки и приводящие к человеческим жертвам, как, правило, приносят обильные осадки, которые в засушливых районах дают значительный прирост урожаев. Поэтому организация мониторинга требует углублённого анализа с учётом не только экономической стороны вопроса, но и особенностей исторических традиций, уровня культуры каждого конкретного региона..

 

     Проектирование систем мониторинга как основа их эффективного функционирования.  

  При проектировании систем мониторинга необходимо помнить, что его результаты в значительной степени зависят от объема и качества исходной информации. Она должна включать как можно более подробные данные о пространственно-временной изменчивости показателей качества воды, биоты, донных отложений, должна содержать подробные сведения о видах и объемах хозяйственной деятельности на водосборах, включая данные об источниках загрязнения. Кроме того, необходимо опираться на все законодательные акты, связанные с контролем и управлением качеством воды, учитывать финансовые возможности, общую физико-географическую обстановку, основные способы управления качеством воды и другие сведения.1.  Определениезадач систем мониторинга качества воды и требований к информации, необходимойдля их выполнения. Роль первого этапа в настоящее времянедооценивается, что является причиной многих отмеченных выше недостатков.          Для определения требований кинформации по качеству воды необходима большая детализация и взаимоувязкапоставленных задач. В качестве примера можно привести разработанную в Ка­надепрограмму мониторинга качества воды. Важную роль при этом играет формулированиекак можно более четкого пред­ставления о качестве воды и способах его оценки.           На основании четкосформулированных задач, а также с уче­том ранее накопленных данных о качествеводы, должны опреде­ляться требования к информации, включая тип, форму и срокиее представления потребителям, а также пригодность для управления качествомводы. На первом этапе проектирования должны быть выбраны основныестатистические методы обработки данных, так как от них в значительной степенизависит частота и сроки наблю­дений, а также требования к точности получаемыхзначений.2. Создание организационной структуры сети наблюдений иразработки принципов их проведения. Это основной и наиболее сложный этап, накотором с учетом поставленных задач и имею­щегося опыта функционированиясистемы мониторинга определя­ются структурные основные подразделения сетинаблюдений, в том числе центральное и региональные (и/или проблемные), суказанием их основных задач. Предусматриваются меры по со­блюдению оптимальногосоотношения между видами наблюдатель­ных сетей, включая наблюдения настационарных пунктах, дей­ствующих длительное время по относительно неизменнойпро­грамме, региональные краткосрочные обследования для выявленияпространственных аспектов загрязнения, а также интенсивные локальные наблюденияв областях, представляющих наибольший интерес. На этом этапе решается вопрос оцелесообразности и масштабах использования автоматизированных, дистанционных идругих подсистем мониторинга качества воды. На втором этапе разрабатываютсятакже общие. Принципы, проведения наблюдений. Они могут представляться; в видеметодических рекомендации или руководств по проведению ряда мероприятий: — организациипространственных аспектов наблюдений (выбор мест расположения пунктов контроля,их категория в зависимости от важности объекта и его состояния; определениярасположения наблюдательных створов, вертикалей, горизонтов и т. д.);— составлениюпрограммы наблюдений (намечается, какие показатели, в какие сроки и с какой частотойнаблюдать, при этом даются рекомендации по соотношению физических, химиче­скихи биологических показателей для типичных ситуаций);—  организациисистемы контроля правильности выполнения работ и точности полученныхрезультатов на всех этапах. Пред­полагается при этом, что имеютсяунифицированные руководства по отбору и консервации проб воды, донныхотложений, биоты, руководства по химическому анализу вод, донных отложений и т.д.3. Построение сети мониторинга. Данный этаппредусматри­вает реализацию на основе предложенной организационной струк­турысети разработанных ранее принципов проведения наблюде­ний с учетом спецификиместных  (региональных) условий. Уточняется соотношение видов наблюдательныхсетей, устанавли­ваются места расположения пунктов в стационарной сети, выде­ляютсяобласти интенсивных наблюдений, намечается периодич­ность обследования водныхобъектов для возможного пересмотра наблюдательной сети. Составляются конкретныепрограммы для каждого пункта и вида наблюдений, регламентирующие переченьизучаемых показателей, частоту и сроки их наблюдения. При на­личииавтоматизированных и/или дистанционных наблюдений за качеством воды уточняютсяпрограммы их работ.4. Разработка системы получения данных! информации и пред­ставленияинформации потребителям. На этом этапе определяются особенностииерархической структуры получения и сбора инфор­мации: пункты наблюдений — региональные информационные центры — общенациональный информационный центр.Планиру­ется разработка банков данных по качеству воды, и определяются виды иусловия представления информационных услуг, выполняе­мых с их помощью. Даетсядетальная характеристика основных информационных форм, публикуемых в видедокладов, отчетов, обзоров и описывающих состояние качества воды на территориистраны за определенный период времени. Предусматриваются также процедурыконтроля точности и правильности получения данных на всех этапах работ.5. Создание системы проверки полученной информации насоответствие исходным требованиям и пересмотра, при необходимости, системымониторинга. После создания системы мониторинга иначала ее функционирования появляется необходимость проверить, отвечает липолученная информация исходным требованиям к ней, можно ли на основе этойинформации эффективно управ­лять качеством водных объектов? Для этогонеобходимо наладить взаимодействие с организациями, осуществляющими управлениемкачества воды. Если получаемая информация соответствует предъявляемым к нейтребованиям, систему мониторинга можно оставить без изменений. В случае еслиэти требования не выполняются, а также при появлении новых задач системамониторинга нуждается в пересмотре.

Единая государственная система экологическогомониторинга

 

В государственной системе управления природоохранной деятельностью вРоссийской Федерации важную роль играет формирование единой государственнойсистемы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

 

ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:

 

·    мониторинг источниковантропогенного воздействия на окружающую среду;

 

·    мониторинг загрязнения абиотическогокомпонента окружающей природной среды;

 

·    мониторинг биотической компонентыокружающей природной среды;

 

·    социально-гигиеническиймониторинг;

 

·    обеспечение создания ифункционирования экологических информационных систем.

 

При этом распределение функций между центральными органами федеральнойисполнительной власти осуществляется следующим образом.

 

Госкомэкологии (бывш. Минприроды России): координация деятельности министерств иведомств, предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природнойсреды; организация мониторинга источников антропогенного воздействия наокружающую среду и зон их прямого воздействия; организация мониторингаживотного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры (кромелесов); обеспечение создания и функционирования экологических информационныхсистем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банков данныхоб окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании.

 

Росгидромет:организация мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод суши, морскойсреды, почв, околоземного космического пространства, в том числе комплексногофонового и космического мониторинга состояния окружающей природной среды;координация развития и функционирования ведомственных подсистем фоновогомониторинга загрязнения окружающей природной среды; ведение государственногофонда данных о загрязнении окружающей природной среды.

 

Роскомзем:мониторинг земель.

 

Министерство природных ресурсов(включаябывш. Роскомнедра и Роскомвоз): мониторинг недр (геологической среды), включаямониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологическихпроцессов; мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений вместах водосбора и сброса сточных вод.

 

Роскомрыболовство: мониторинг рыб, других животных и растений.

 

Рослесхоз:мониторинг лесов.

 

Роскартография: осуществление топографо-геодезического и картографическогообеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных карт игеоинформационных систем.

 

Госгортехнадзор России: координация развития и функционирования подсистеммониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов недр напредприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспеченияпромышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и МинатомаРоссии).

 

Госкомэпиднадзор России: мониторинг воздействия факторов среды обитания насостоянием здоровья населения.

 

Минобороны России: мониторинг окружающей природной среды и источниковвоздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами и системамивоенной техники двойного применения.

 

Госкомсевер России: участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ врайонах Арктики и Крайнего Севера.

 

Технологии единого экологического мониторинга (ЕЭМ)охватывают разработку и использование средств, систем и методов наблюдений,оценки и выработки рекомендаций и управляющего воздействия вприродно-техногенной сфере, прогнозы ее эволюции, энерго-экологические итехнологические характеристики производственной сферы, медико-биологические исанитарно-гигиенические условия существования человека и биоты. Комплексностьэкологических проблем, их многоаспектность, теснейшая связь с ключевымиотраслями экономики, обороны и обеспечением защиты здоровья и благополучиянаселения требует единого системного подхода к решению проблемы.

 

Структуру единого экологического мониторинга можнопредставить сферами получения, обработки и отображения информации, сферамиоценки ситуации и принятия решений.

 

Структурными звеньями любой системы ЕЭМ являются:

 

·    измерительная система;

 

·    информационная система, включающаяв себя базы и банки данных правовой, медико-биологической,санитарно-гигиенической, технико-экономической направленности;

 

·    системы моделирования иоптимизации промышленных объектов;

 

·    системы восстановления и прогнозаполей экологический и метеорологических факторов;

 

·    система принятия решений.

 

Построение измерительного комплекса систем ЕЭМосновывается на использовании точечного и интегрального методов измерений спомощью стационарных (стационарные посты наблюдения) и мобильных(автомобили-лаборатории и аэрокосмические средства) систем. Следует отметить,что аэрокосмические средства привлекаются лишь при необходимости получениякрупномасштабных интегральных показателей о состоянии окружающей среды.

 

Получение информации обеспечивается тремя группамиприборов, измеряющими: метеорологические характеристики (скорость и направлениеветра, температуру, давление, влажность атмосферного воздуха и пр.), фоновыеконцентрации вредных веществ и концентрации загрязняющих веществ вблизиисточников загрязнения окружающей среды.

 

Использование в измерительном комплексе современныхконтроллеров, решающих вопросы сбора информации с датчиков, первичной обработкии передачи информации потребителю с помощью модемной телефонной и радио связиили по компьютерным сетям, значительно повышает оперативность системы.

 

Региональная подсистема ЕЭМ предполагает работу сбольшими массивами разнообразной информации, включающими данные: по структуреэнергопроизводства и энергопотребления региона, гидрометеорологическихизмерений, о концентрациях вредных веществ в окружающей среде; по итогамкартографирования и аэрокосмического зондирования, о результатахмедико-биологических и социальных исследований и др.

 

Одной из основных задач в этом направлении являетсясоздание единого информационного пространства, которое может быть сформированона основе использования современных геоинформационных технологий.Интеграционный характер геоинформационных систем (ГИС) позволяет создать на ихоснове мощный инструмент для сбора, хранения, систематизации, анализа ипредставления информации.

 

ГИС имеют такие характеристики, которые с полнымправом позволяют считать эту технологию основной для целей обработки иуправления мониторинговой информацией. Средства ГИС намного превосходятвозможности обычных картографических систем, хотя, естественно, включают и всеосновные функции получения высококачественных карт и планов. В самой концепцииГИС заложены всесторонние возможности сбора, интеграции и анализа любыхраспределенных в пространстве или привязанных к конкретному месту данных. Принеобходимости визуализировать имеющуюся информацию в виде карты с графиками илидиаграммами, создать, дополнить или видоизменить базу данных пространственныхобъектов, интегрировать ее с другими базами — единственно верным решением будетобращение к ГИС.

 

Только с появлением ГИС в полной мере реализуетсявозможность целостного, обобщенного взгляда на комплексные проблемы окружающейсреды и экологии.

 

ГИС становится основным элементом систем мониторинга.

 

Система единого экологического мониторингапредусматривает не только контроль состояния окружающей среды и здоровьянаселения, но и возможность активного воздействия на ситуацию. Используяверхний иерархический уровень ЕЭМ (сфера принятия решения), а также подсистемуэкологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду, появляетсявозможность управления источниками загрязнения на основании результатовматематического моделирования промышленных объектов или регионов. (Подматематическим моделированием промышленных объектов понимается моделированиетехнологического процесса, включая модель воздействия на окружающую среду.)

 

Система единого экологического мониторингапредусматривает разработку двухуровневых математических моделей промышленныхпредприятий с различной глубиной проработки.

 

Первый уровеньобеспечивает детальное моделирование технологических процессов с учетом влиянияотдельных параметров на окружающую среду.

 

Второй уровеньматематического моделирования обеспечивает эквивалентное моделирование наоснове общих показателей работы промышленных объектов и степени их воздействияна окружающую среду. Эквивалентные модели необходимо иметь прежде всего науровне администрации региона с целью оперативного прогнозирования экологическойобстановки, а также определения размера затрат на уменьшение количества вредныхвыбросов в окружающей среде.

 

Моделирование текущей ситуации позволяет с достаточнойточностью выявить очаги загрязнения и выработать адекватное управляющеевоздействие на технологическом и экономическом уровнях.

 

При практической реализации концепции единогоэкологического мониторинга не следует за бывать: о показателях точности оценкиситуации; об информативности сетей (систем) измерений; о необходимостиразделения (фильтрации) на отдельные составляющие (фоновые и от различныхисточников) загрязнения с количественной оценкой; о возможности учетаобъективных и субъективных показателей. Данные задачи решает системавосстановления и прогноза полей экологических и метеорологических факторов.

 

Таким образом, единая государственная системаэкологического мониторинга, несмотря на известные трудности, обеспечиваетформирование массива данных для составления экологических карт, разработки ГИС,моделирования и прогноза экологических ситуаций в различных регионах России.

 

Правовая, нормативнаяи экономическая база.         Правовое обеспечение охраныокружающей среды и здоровья человека от воздействия загрязняющих веществреализуется различными отраслями законодательства: конституционного,гражданского, уголовного, административного, здравоохранительного,природоохранительного, природоресурсного, а также нормативно — правовымиактами, международными конвенциями и соглашениями, ратифицированными Россией.         Конституцией России закрепленоправо каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достовернуюинформацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью илиимуществу экологическим правонарушением.         Основы законодательстваРоссийской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. наряду срегулированием административных отношений обеспечивают защиту экологическихправ граждан: гарантируют право на охрану здоровья граждан, права на информациюо факторах, влияющих на здоровье. Особо закреплены права граждан на охрануздоровья в неблагополучных районах и права граждан на обжалование действийгосударственных органов и должностных лиц в области охраны здоровья.         Закон Российской Федерации«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля1991 г. регулирует отношения по обеспечению такого состояния здоровья и средыобитания людей (условия работы, учебы, быта, отдыха, проживания и т. п.), прикоторых отсутствует вредное влияние факторов среды на организм человека исозданы благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основнаяответственность за это возлагается на государство в лице законодательной иисполнительной власти. Однако закон исходит также из того, что обеспечениесанитарно-эпидемиологического благополучия населения — составная частьуправленческой, социальной и производственной деятельности всех государственныхорганов, предприятий, общественных объединений.         Закон возлагает на предприятияобязанность осуществления производственного, санитарного и экологическогоконтроля с целью предотвращения загрязнения окружающей среды, обеспечениябезопасных условий труда, выпуска продукции, не причиняющей вреда здоровьючеловека, и др.         Закон Российской Федерации«О защите прав потребителя» от 7 февраля 1992 г. предоставляетпотребителю право на то, чтобы товары, работы, услуги при обычных условиях ихиспользования, их хранении и транспортировке были безопасны для его жизни,здоровья, окружающей среды; устанавливает имущественную ответственность завред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).         Систему экологическогозаконодательства возглавляет Закон РСФСР «Об охране окружающей природнойсреды» от 19 декабря 1991 г. Впервые в истории российскогозаконодательства данным законом провозглашается право граждан на охрануздоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванногохозяйственной или иной деятельностью, авариями, катастрофами, стихийнымибедствиями. Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вредокружающей природной среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйствузагрязнением окружающей природной среды, порчей, уничтожением, повреждением,нерациональным использованием природных ресурсов, разрушением естественныхэкологических систем и другими экологическими правонарушениями, обязаны возместитьего в полном объеме.         Федеральный закон «Обэкологической экспертизе» от 19 июля 1995 г. направлен на реализациюконституционного права граждан России на благоприятную окружающую средупосредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и инойдеятельности на окружающую среду.         Закон Российской Федерации«Об основах градостроительства в Российской Федерации» от 14 июля1992 г. устанавливает целенаправленную деятельность государства по формированиюблагоприятной среды обитания населения и предусматривает основные направленияградостроительной деятельности: ее организацию с учетом состояния окружающейсреды; экологически безопасное развитие городов, других поселений и их систем,обеспечивающее реализацию прав граждан на укрепление здоровья, гармоничноефизическое и духовное развитие; рациональное землепользование, охрану природы,ресурсосбережение, защиту территории от опасных техногенных процессов.         Основным законодательным актом,регулирующим отношения по водопользованию и сохранению водных объектов,является Водный кодекс Российской Федерации от 18 октября 1995 г.         В Российской Федерации до сихпор действует Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» от 14 июля1982 г., который во многом противоречит новому российскому природоохранномузаконодательству, и не может явиться средством, применяемым для разрешенияпроблем загрязнения атмосферного воздуха в России.         Земельный кодекс РоссийскойФедерации ставит своей задачей регулирование земельных отношений в целяхрационального использования земель и их охраны, воспроизводства плодородияпочв, сохранения и улучшения природной среды. Понятие «охрана земель»включает в себя, в том числе, и защиту земель от загрязнения отходамипроизводства, химическими веществами.         Отдельные аспекты охраныокружающей среды и здоровья населения отражены в федеральных законах РоссийскойФедерации «Основы лесного законодательства Российской Федерации»,«О животном мире», «Об особо охраняемых природныхтерриториях», «О континентальном шельфе», «О мелиорацииземель», «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительныхместностях и курортах».         Административным кодексомРоссийской Федерации установлена административная ответственность за различныенарушения в области охраны окружающей среды: превышение нормативов ПДВ иливременно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; превышениенормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферныйвоздух; выброс загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченныхна то государственных органов и др.         Уголовным кодексом РоссийскойФедерации, принятым 13 июня 1996 г. и вводимым в действие с 1 января 1997 г.,предусмотрена уголовная ответственность за экологические преступления.         Конституция Российской Федерацииустанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права имеждународные договоры Российской Федерации являются составной частью ееправовой системы. Если международным договором Российской Федерации установленыиные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правиламеждународного договора».         К числу важнейших международныхсоглашений, ратифицированных Россией, относятся Конвенция о трансграничномзагрязнении воздуха на большие расстояния (1979г.) и Базельская конвенция оконтроле за трансграничной перевозкой   опасных    отходов    и    их   удалением    ( 1989 г.).   В соответствии с Законом «О ратификацииБазельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов иих удалением» от 25 ноября 1994 г., Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации от 1 июля 1995 г. ј 670 «O первоочередных мерах повыполнению Федерального закона „О ратификации Базельской конвенции оконтроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением“,постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. ј 766»О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозокопасных грузов", которым утверждено Положение о государственномрегулировании трансграничных перевозок опасных отходов, Россия запретила импорти транзит отходов, содержащих соединения свинца, а трансграничные перевозкисъема свинцового, изгари свинцовой, шлама свинцового и свинецсодержащих отходови экспорт отходов, содержащих соединения свинца, подлежат государственному регулированию.         Материалы по предупреждениювоздействия выбросов автотранспорта, работающего на этилированном бензине,появились почти полвека назад. В 1947 г. Всесоюзной госсанинспекцией былиутверждены «Правила по хранению, перевозке и применению этилированногобензина».          Плата за загрязнение взимается сприродопользователей (предприятий, учреждений, организаций и других юридическихлиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности,осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду:— выброс ватмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;— сбросзагрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любоеподземное размещение загрязняющих веществ;— размещениеотходов.         Базовые нормативы платы завыбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведениеудельного экономического ущерба в пределах допустимых нормативов выбросов,сбросов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющеговещества для окружающей природной среды и здоровья населения (табл. 6). Базовыенормативы платы за размещение отходов являются произведением удельных затрат наразмещение единицы (массы) отходов IV класса токсичности на показатели,учитывающие класс токсичности отходов.Заключение.         Охрана природы — задача нашеговека, проблема, ставшая социальной.  Снова и снова мы слышим об опасности,грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятным, но неизбежным порождением цивилизации и полагают, что мы ещё успеем справитьсясо всеми выявившимися  затруднениями.         Однако воздействие человека наокружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение,понадобятся  целенаправленные и продуманные действия.  Ответственная идейственная политика по отношению к  окружающей  среде  будет возможна лишь втом случае, если мы накопим надёжные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о  взаимодействии важных экологических факторов,  если разработаетновые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком.

Информация о работе Экологический мониторинг