Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2015 в 20:27, реферат
В последние десятилетия общество все шире использует в своей деятельности сведения о состоянии природной среды. Эта информация нужна в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах — для оповещения о надвигающихся опасных явлениях природы. Но изменения в состоянии окружающей среды происходят и под воздействием биосферных процессов, связанных с деятельностью человека. Определение вклада антропогенных изменений представляет собой специфическую задачу.
1. Введение
2. Понятие мониторинга. Зачем он нужен?
3. Проектирование систем мониторинга какоснова их эффективного фун кционирования
4. Единая государственная система экологического мониторинга
5. Правовая, нормативная и экономическая база
6. Заключение
7. Список литературы
Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении тех же объектов, что и государственная экологическая экспертиза, за исключением объектов, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.
Целью экологической экспертизы является предупреждение возможных неблагоприятных воздействий намечаемой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социально-экономических и иных последствий.
Зарубежный опыт свидетельствует о высокой экономической эффективности экологической экспертизы. По оценкам западных специалистов, включение экологических факторов в процесс принятия решений еще на стадии проектирования оказывается в 3-4 раза дешевле последующей до установки очистного оборудования.
Испытывая на себе результаты разрушающего действия воды, ветра, землетрясений, снежных лавин и т. п., человек издавна реализовал элементы мониторинга, накапливая опыт предсказания погоды и стихийных бедствий. Такого рода знания всегда были и сейчас остаются необходимыми для того, чтобы по возможности снизить ущерб, причиняемый человеческому обществу неблагоприятными природными явлениями и, что особенно важно, уменьшить риск человеческих потерь.
Последствия большинства стихийных бедствий необходимо оценивать со всех сторон. Так ,ураганы, разрушающие постройки и приводящие к человеческим жертвам, как, правило, приносят обильные осадки, которые в засушливых районах дают значительный прирост урожаев. Поэтому организация мониторинга требует углублённого анализа с учётом не только экономической стороны вопроса, но и особенностей исторических традиций, уровня культуры каждого конкретного региона..
Проектирование систем мониторинга как основа их эффективного функционирования.
При проектировании систем мониторинга необходимо помнить, что его результаты в значительной степени зависят от объема и качества исходной информации. Она должна включать как можно более подробные данные о пространственно-временной изменчивости показателей качества воды, биоты, донных отложений, должна содержать подробные сведения о видах и объемах хозяйственной деятельности на водосборах, включая данные об источниках загрязнения. Кроме того, необходимо опираться на все законодательные акты, связанные с контролем и управлением качеством воды, учитывать финансовые возможности, общую физико-географическую обстановку, основные способы управления качеством воды и другие сведения.1. Определениезадач систем мониторинга качества воды и требований к информации, необходимойдля их выполнения. Роль первого этапа в настоящее времянедооценивается, что является причиной многих отмеченных выше недостатков. Для определения требований кинформации по качеству воды необходима большая детализация и взаимоувязкапоставленных задач. В качестве примера можно привести разработанную в Канадепрограмму мониторинга качества воды. Важную роль при этом играет формулированиекак можно более четкого представления о качестве воды и способах его оценки. На основании четкосформулированных задач, а также с учетом ранее накопленных данных о качествеводы, должны определяться требования к информации, включая тип, форму и срокиее представления потребителям, а также пригодность для управления качествомводы. На первом этапе проектирования должны быть выбраны основныестатистические методы обработки данных, так как от них в значительной степенизависит частота и сроки наблюдений, а также требования к точности получаемыхзначений.2. Создание организационной структуры сети наблюдений иразработки принципов их проведения. Это основной и наиболее сложный этап, накотором с учетом поставленных задач и имеющегося опыта функционированиясистемы мониторинга определяются структурные основные подразделения сетинаблюдений, в том числе центральное и региональные (и/или проблемные), суказанием их основных задач. Предусматриваются меры по соблюдению оптимальногосоотношения между видами наблюдательных сетей, включая наблюдения настационарных пунктах, действующих длительное время по относительно неизменнойпрограмме, региональные краткосрочные обследования для выявленияпространственных аспектов загрязнения, а также интенсивные локальные наблюденияв областях, представляющих наибольший интерес. На этом этапе решается вопрос оцелесообразности и масштабах использования автоматизированных, дистанционных идругих подсистем мониторинга качества воды. На втором этапе разрабатываютсятакже общие. Принципы, проведения наблюдений. Они могут представляться; в видеметодических рекомендации или руководств по проведению ряда мероприятий: — организациипространственных аспектов наблюдений (выбор мест расположения пунктов контроля,их категория в зависимости от важности объекта и его состояния; определениярасположения наблюдательных створов, вертикалей, горизонтов и т. д.);— составлениюпрограммы наблюдений (намечается, какие показатели, в какие сроки и с какой частотойнаблюдать, при этом даются рекомендации по соотношению физических, химическихи биологических показателей для типичных ситуаций);— организациисистемы контроля правильности выполнения работ и точности полученныхрезультатов на всех этапах. Предполагается при этом, что имеютсяунифицированные руководства по отбору и консервации проб воды, донныхотложений, биоты, руководства по химическому анализу вод, донных отложений и т.д.3. Построение сети мониторинга. Данный этаппредусматривает реализацию на основе предложенной организационной структурысети разработанных ранее принципов проведения наблюдений с учетом спецификиместных (региональных) условий. Уточняется соотношение видов наблюдательныхсетей, устанавливаются места расположения пунктов в стационарной сети, выделяютсяобласти интенсивных наблюдений, намечается периодичность обследования водныхобъектов для возможного пересмотра наблюдательной сети. Составляются конкретныепрограммы для каждого пункта и вида наблюдений, регламентирующие переченьизучаемых показателей, частоту и сроки их наблюдения. При наличииавтоматизированных и/или дистанционных наблюдений за качеством воды уточняютсяпрограммы их работ.4. Разработка системы получения данных! информации и представленияинформации потребителям. На этом этапе определяются особенностииерархической структуры получения и сбора информации: пункты наблюдений — региональные информационные центры — общенациональный информационный центр.Планируется разработка банков данных по качеству воды, и определяются виды иусловия представления информационных услуг, выполняемых с их помощью. Даетсядетальная характеристика основных информационных форм, публикуемых в видедокладов, отчетов, обзоров и описывающих состояние качества воды на территориистраны за определенный период времени. Предусматриваются также процедурыконтроля точности и правильности получения данных на всех этапах работ.5. Создание системы проверки полученной информации насоответствие исходным требованиям и пересмотра, при необходимости, системымониторинга. После создания системы мониторинга иначала ее функционирования появляется необходимость проверить, отвечает липолученная информация исходным требованиям к ней, можно ли на основе этойинформации эффективно управлять качеством водных объектов? Для этогонеобходимо наладить взаимодействие с организациями, осуществляющими управлениемкачества воды. Если получаемая информация соответствует предъявляемым к нейтребованиям, систему мониторинга можно оставить без изменений. В случае еслиэти требования не выполняются, а также при появлении новых задач системамониторинга нуждается в пересмотре.
Единая государственная система экологическогомониторинга
В государственной системе управления природоохранной деятельностью вРоссийской Федерации важную роль играет формирование единой государственнойсистемы экологического мониторинга (ЕГСЭМ).
ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:
· мониторинг источниковантропогенного воздействия на окружающую среду;
· мониторинг загрязнения абиотическогокомпонента окружающей природной среды;
· мониторинг биотической компонентыокружающей природной среды;
· социально-
· обеспечение создания ифункционирования экологических информационных систем.
При этом распределение функций между центральными органами федеральнойисполнительной власти осуществляется следующим образом.
Госкомэкологии (бывш. Минприроды России): координация деятельности министерств иведомств, предприятий и организаций в области мониторинга окружающей природнойсреды; организация мониторинга источников антропогенного воздействия наокружающую среду и зон их прямого воздействия; организация мониторингаживотного и растительного мира, мониторинг наземной фауны и флоры (кромелесов); обеспечение создания и функционирования экологических информационныхсистем; ведение с заинтересованными министерствами и ведомствами банков данныхоб окружающей природной среде, природных ресурсах и их использовании.
Росгидромет:организация мониторинга состояния атмосферы, поверхностных вод суши, морскойсреды, почв, околоземного космического пространства, в том числе комплексногофонового и космического мониторинга состояния окружающей природной среды;координация развития и функционирования ведомственных подсистем фоновогомониторинга загрязнения окружающей природной среды; ведение государственногофонда данных о загрязнении окружающей природной среды.
Роскомзем:мониторинг земель.
Министерство природных ресурсов(включаябывш. Роскомнедра и Роскомвоз): мониторинг недр (геологической среды), включаямониторинг подземных вод и опасных экзогенных и эндогенных геологическихпроцессов; мониторинг водной среды водохозяйственных систем и сооружений вместах водосбора и сброса сточных вод.
Роскомрыболовство: мониторинг рыб, других животных и растений.
Рослесхоз:мониторинг лесов.
Роскартография: осуществление топографо-геодезического и картографическогообеспечения ЕГСЭМ, включая создание цифровых, электронных карт игеоинформационных систем.
Госгортехнадзор России: координация развития и функционирования подсистеммониторинга геологической среды, связанных с использованием ресурсов недр напредприятиях добывающих отраслей промышленности; мониторинг обеспеченияпромышленной безопасности (за исключением объектов Минобороны России и МинатомаРоссии).
Госкомэпиднадзор России: мониторинг воздействия факторов среды обитания насостоянием здоровья населения.
Минобороны России: мониторинг окружающей природной среды и источниковвоздействия на нее на военных объектах; обеспечение ЕГСЭМ средствами и системамивоенной техники двойного применения.
Госкомсевер России: участие в развитии и функционировании ЕГСЭМ врайонах Арктики и Крайнего Севера.
Технологии единого экологического мониторинга (ЕЭМ)охватывают разработку и использование средств, систем и методов наблюдений,оценки и выработки рекомендаций и управляющего воздействия вприродно-техногенной сфере, прогнозы ее эволюции, энерго-экологические итехнологические характеристики производственной сферы, медико-биологические исанитарно-гигиенические условия существования человека и биоты. Комплексностьэкологических проблем, их многоаспектность, теснейшая связь с ключевымиотраслями экономики, обороны и обеспечением защиты здоровья и благополучиянаселения требует единого системного подхода к решению проблемы.
Структуру единого экологического мониторинга можнопредставить сферами получения, обработки и отображения информации, сферамиоценки ситуации и принятия решений.
Структурными звеньями любой системы ЕЭМ являются:
· измерительная система;
· информационная
система, включающаяв себя базы и банки
данных правовой, медико-биологической,
· системы моделирования иоптимизации промышленных объектов;
· системы восстановления и прогнозаполей экологический и метеорологических факторов;
· система принятия решений.
Построение измерительного
комплекса систем ЕЭМосновывается на
использовании точечного и интегрального
методов измерений спомощью стационарных
(стационарные посты наблюдения) и мобильных(автомобили-
Получение информации обеспечивается тремя группамиприборов, измеряющими: метеорологические характеристики (скорость и направлениеветра, температуру, давление, влажность атмосферного воздуха и пр.), фоновыеконцентрации вредных веществ и концентрации загрязняющих веществ вблизиисточников загрязнения окружающей среды.
Использование в измерительном комплексе современныхконтроллеров, решающих вопросы сбора информации с датчиков, первичной обработкии передачи информации потребителю с помощью модемной телефонной и радио связиили по компьютерным сетям, значительно повышает оперативность системы.
Региональная подсистема ЕЭМ
предполагает работу сбольшими массивами
разнообразной информации, включающими
данные: по структуреэнергопроизводства
и энергопотребления региона, гидрометеорологическихизмерени
Одной из основных задач в этом направлении являетсясоздание единого информационного пространства, которое может быть сформированона основе использования современных геоинформационных технологий.Интеграционный характер геоинформационных систем (ГИС) позволяет создать на ихоснове мощный инструмент для сбора, хранения, систематизации, анализа ипредставления информации.
ГИС имеют такие характеристики, которые с полнымправом позволяют считать эту технологию основной для целей обработки иуправления мониторинговой информацией. Средства ГИС намного превосходятвозможности обычных картографических систем, хотя, естественно, включают и всеосновные функции получения высококачественных карт и планов. В самой концепцииГИС заложены всесторонние возможности сбора, интеграции и анализа любыхраспределенных в пространстве или привязанных к конкретному месту данных. Принеобходимости визуализировать имеющуюся информацию в виде карты с графиками илидиаграммами, создать, дополнить или видоизменить базу данных пространственныхобъектов, интегрировать ее с другими базами — единственно верным решением будетобращение к ГИС.
Только с появлением ГИС в полной мере реализуетсявозможность целостного, обобщенного взгляда на комплексные проблемы окружающейсреды и экологии.
ГИС становится основным элементом систем мониторинга.
Система единого экологического мониторингапредусматривает не только контроль состояния окружающей среды и здоровьянаселения, но и возможность активного воздействия на ситуацию. Используяверхний иерархический уровень ЕЭМ (сфера принятия решения), а также подсистемуэкологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду, появляетсявозможность управления источниками загрязнения на основании результатовматематического моделирования промышленных объектов или регионов. (Подматематическим моделированием промышленных объектов понимается моделированиетехнологического процесса, включая модель воздействия на окружающую среду.)
Система единого экологического мониторингапредусматривает разработку двухуровневых математических моделей промышленныхпредприятий с различной глубиной проработки.
Первый уровеньобеспечивает детальное моделирование технологических процессов с учетом влиянияотдельных параметров на окружающую среду.
Второй уровеньматематического моделирования обеспечивает эквивалентное моделирование наоснове общих показателей работы промышленных объектов и степени их воздействияна окружающую среду. Эквивалентные модели необходимо иметь прежде всего науровне администрации региона с целью оперативного прогнозирования экологическойобстановки, а также определения размера затрат на уменьшение количества вредныхвыбросов в окружающей среде.
Моделирование текущей ситуации позволяет с достаточнойточностью выявить очаги загрязнения и выработать адекватное управляющеевоздействие на технологическом и экономическом уровнях.
При практической реализации концепции единогоэкологического мониторинга не следует за бывать: о показателях точности оценкиситуации; об информативности сетей (систем) измерений; о необходимостиразделения (фильтрации) на отдельные составляющие (фоновые и от различныхисточников) загрязнения с количественной оценкой; о возможности учетаобъективных и субъективных показателей. Данные задачи решает системавосстановления и прогноза полей экологических и метеорологических факторов.
Таким образом, единая государственная системаэкологического мониторинга, несмотря на известные трудности, обеспечиваетформирование массива данных для составления экологических карт, разработки ГИС,моделирования и прогноза экологических ситуаций в различных регионах России.
Правовая, нормативнаяи экономическая
база. Правовое
обеспечение охраныокружающей среды и
здоровья человека от воздействия загрязняющих
веществреализуется различными отраслями
законодательства: конституционного,гражданского,
уголовного, административного, здравоохранительного,