Экологическое образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:16, доклад

Описание работы

На современном этапе экологическое образование строится на принципах единства, исторической взаимосвязи природы и общества, социальной обусловленности отношений человека и природы, на стремлении к гармонизации этих отношений. Многоаспектность взаимодействия общества и природы определяет комплексность экологического образования, его основные принципы: междисциплинарный подход к формированию экологической культуры школьников; системность и непрерывность изучения учебного материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности обучающихся по изучению и улучшению окружающей среды, связь глобальных, региональных и краеведческих экологических проблем.

Файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЯ.docx

— 13.38 Кб (Скачать файл)

Экологическое образование является важнейшим фактором устойчивого  развития общества. На современном  этапе экологическое образование  строится на принципах единства, исторической взаимосвязи природы и общества, социальной обусловленности отношений  человека и природы, на стремлении к  гармонизации этих отношений. Многоаспектность взаимодействия общества и природы  определяет комплексность экологического образования, его основные принципы: междисциплинарный подход к формированию экологической культуры школьников; системность и непрерывность  изучения учебного материала; единство интеллектуального и эмоционально-волевого начал в деятельности обучающихся  по изучению и улучшению окружающей среды, связь глобальных, региональных и краеведческих экологических  проблем.

Первые представления детей  о природе закладываются в  семье и детском саду. Дошкольники  получают конкретные представления  о растениях и животных, учатся их распознавать и классифицировать; ведут наблюдения за погодой и  т. д. В начальной школе (1–4 классы) важнейшую роль в процессе экологического воспитания играет изучение учебного предмета “Окружающий мир”. В основной школе (5–9 классы) экологическое воспитание обучающихся осуществляется в ходе преподавания таких учебных предметов, как окружающий мир, природоведение, биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, география, обществознание и другие. На ступени старшей школы (10–11 классы) экологические знания обучающиеся получают в ходе более  углубленного изучения таких учебных  предметов, как биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, география, обществознание и др.

В зависимости от учебного плана  образовательного учреждения экологию можно изучать как отдельный  учебный предмет (приказ Минобразования России от 9 февраля 1998 г. № 322 “Об утверждении  базисного учебного плана общеобразовательных  учреждений Российской Федерации”) или  на профильном уровне (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 “Об утверждении  федерального базисного учебного плана  и примерных учебных планов для  общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования”). Учитывая большое социальное значение экологической подготовки школьников, многие образовательные учреждения за счет часов вариативной части базисного учебного плана (часов регионального (национально-регионального) и школьного компонентов) ввели отдельные курсы экологической направленности, а также организовали работу кружков и секций во внеурочное время.

Ежегодно Федеральное агентство  по образованию (Рособразование) Министерства образования и науки Российской Федерации проводит всероссийскую олимпиаду школьников по экологии. Победители и призеры заключительного этапа олимпиады имеют право без вступительных испытаний поступать в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения специальностям, соответствующим профилю олимпиады. Победители и призеры всероссийской олимпиады школьников достойно отстаивают честь страны на международных олимпиадах по экологии.

В системе дополнительного образования  детей действуют 25 897 творческих объединений эколого-биологической направленности, в регионах проводятся различные мероприятия в рамках Календаря всероссийских массовых мероприятий с обучающимися, а также с педагогическими работниками учреждений дополнительного образования детей эколого-биологической направленности. Ежегодно только на федеральном этапе во всероссийских конкурсах, выставках, олимпиадах и других мероприятиях участвуют более 3000 школьников из разных субъектов Российской Федерации. В рамках Календаря всероссийских массовых мероприятий с обучающимися проводятся: всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды; всероссийский юниорский лесной конкурс “Подрост” (“За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам”); всероссийский конкурс “Моя малая Родина”.


Информация о работе Экологическое образование