∙   глава V. 
Нормирование в области охраны окружающей 
среды;
∙  глава VI. Оценка 
воздействия на окружающую среду и экологическая 
экспертиза;
∙  глава VII. Требования 
в области охраны окружающей среды при 
осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
∙  глава VIII. Зоны 
экологического бедствия, зоны чрезвычайных 
ситуаций;
∙   глава IX. 
Природные объекты, находящиеся под особой 
охраной;
∙  глава X. Государственный 
мониторинг окружающей среды (государственный 
экологический мониторинг);
∙   глава XI. 
Контроль в области охраны окружающей 
среды (экологический контроль);
∙   глава XII. 
Научные исследования в области охраны 
окружающей среды;
∙  глава XIII. Основы 
формирования экологической культуры;
∙  глава XIV. Ответственность 
за нарушение законодательства в области 
охраны окружающей среды и разрешение 
споров в области охраны окружающей среды;
∙  глава XV. Международное 
сотрудничество в области охраны окружающей 
среды;
∙  глава XVI. Заключительные 
положения.
В контексте концепции устойчивого 
развития важное значение имеет регулирование 
нормирования допустимого изъятия компонентов 
природной среды (ст. 26 Закона). Особенно 
важно то, что Закон предусмотрел требование 
о нормировании допустимого изъятия 
ресурсов недр. В отличие от земель, лесов, 
вод, объектов животного мира, в отношении 
недр в действующем законодательстве 
требования о нормировании не установлены.
Законом определен юридический 
критерий уровня проектирования предприятий 
и иных объектов. Таким критерием является 
внедрение наилучших существующих технологий.
Повышению эффективности 
природоохранной деятельности может способствовать 
запрет на совмещение функций государственного 
контроля в области охраны окружающей 
среды и функций хозяйственного использования 
природных ресурсов (ст. 65).
Закон об охране окружающей 
среды как головной акт в теоретическом 
плане с учетом специфики и сложности 
объекта регулирования занимает специфическое 
место в системе экологического законодательства 
и права. 
Устанавливаемые Законом 
общие правовые механизмы управления 
охраной окружающей среды и рациональным 
природопользованием включают: 
экологическое нормирование 
и стандартизацию, 
оценку воздействия 
планируемой деятельности на окружающую 
среду, 
экологическую экспертизу, 
экологическую сертификацию, 
экологический аудит, 
лицензирование, 
меры экономического 
стимулирования, планирование, финансирование, 
страхование, 
мониторинг, 
экологический контроль 
и некоторые другие. Данные 
механизмы применимы как к охране природы 
в целом, так и к охране отдельных природных 
ресурсов (объектов).
4. Иные федеральные законы 
источники экологического права:Федеральные 
законы, регулирующие общие институты 
экологического права (общая часть)            ∙ Федеральный закон 
от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
Федеральные законы, регулирующие 
отношения в сфере экологической безопасности∙ Федеральный закон 
от 09.01.1996 №3-ФЗ «О радиационной безопасности 
населения»;
∙  Федеральный 
закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства 
и потребления»;
∙  Федеральный 
закон от 19.07.1997 №109-ФЗ «О безопасном обращении 
с пестицидами и агрохимикатами»
∙ Федеральный закон 
от 21.12.1994 №68-ФЗ "О защите населения 
и территорий от чрезвычайных ситуаций 
природного и техногенного характера"
∙ Федеральный закон 
от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности 
опасных производственных объектов
∙  Федеральный 
закон от 10.07.2001 №92-ФЗ «О специальных экологических 
программах реабилитации радиационно-загрязненных 
участков территории»;
Федеральные законы, регулирующие 
отношения по поводу охраны отдельных 
природных объектов∙  Федеральный 
закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых 
природных территориях»;
∙  Федеральный 
закон от 23.02.1995 №26-ФЗ «О природных лечебных 
ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях 
и курортах»;
∙  Федеральный 
закон от 30.11.1995 №187-ФЗ «О континентальном 
шельфе Российской Федерации»;
∙  Федеральный 
закон от 17.12.1998 №191-ФЗ «Об исключительной 
экономической зоне Российской Федерации»;
∙  Федеральный 
закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских 
водах, территориальном море и прилежащей 
зоне»;
∙  Федеральный 
закон  от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера 
Байкал»;
∙  Федеральный 
закон от 07.05.2001 №49-ФЗ «О территориях традиционного 
природопользования коренных малочисленных 
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока 
Российской Федерации»
∙  Федеральный 
закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного 
воздуха».
Природоресурсное законодательство(Федеральные 
законы, регулирующие отношения по поводу 
использования и охраны различных видов 
природных ресурсов)Значительный удельный 
вес в системе экологического законодательства 
занимает природоресурсное законодательство. В отличие от 
законодательства об окружающей среде 
в собственном смысле, природоресурсное 
законодательство более развито, поскольку, 
как подчеркивалось ранее, экологическое 
законодательство в России развивалось 
применительно к использованию и охране 
отдельных природных ресурсов.
2.3Природоресурсное 
законодательство это -- совокупность 
законов, регулирующих отношения по использованию 
и охране отдельных природных ресурсов. 
Оно включает:
∙  Земельный 
кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ;
∙  Федеральный 
закон от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель»;
∙  Водный кодекс 
РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ;
∙  Лесной кодекс 
РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ;
∙  Закон РФ от 
21.02.1992 №2395-1 «О недрах»;
∙  Федеральный 
закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире»;
5.  Подзаконные нормативные 
правовые акты в области охраны окружающей 
среды и рационального природопользования.Акты 
Президента РФ.
УКАЗ Президента РФ от 04.02.1994 
N 236 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ 
ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 
И ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ"
УКАЗ Президента РФ от 01.04.1996 
N 440 "О КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДА РОССИЙСКОЙ 
ФЕДЕРАЦИИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ"
УКАЗ Президента РФ от 04.06.2008 
N 889 "О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ 
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ 
РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ"
Акты Правительства РФ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства 
РФ от 12.06.2003 N 344 "О НОРМАТИВАХ ПЛАТЫ 
ЗА ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ 
ВЕЩЕСТВ СТАЦИОНАРНЫМИ И ПЕРЕДВИЖНЫМИ 
ИСТОЧНИКАМИ, СБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ 
В ПОВЕРХНОСТНЫЕ И ПОДЗЕМНЫЕ ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ, 
РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ"
Акты федеральных органов 
исполнительной власти - весьма многочисленны:
акты Главного государственного 
санитарного врача РФ (ими утверждаются 
гигиенические нормативы, санитарные 
правила и нормы и другие нормативные 
документы);
акты Федеральной службы 
по экологическому, технологическому 
и атомному надзору (утверждаются различные 
правила в сфере компетенции Службы, например, 
Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об 
утверждении формы Расчета платы за негативное 
воздействие на окружающую среду и Порядка 
заполнения и представления формы Расчета 
платы за негативное воздействие на окружающую 
среду", Приказ Ростехнадзора от 05.03.2008 
N 131 "Об утверждении Методических рекомендаций 
по осуществлению идентификации опасных 
производственных объектов", Постановление 
Ростехнадзора от 10.12.2007 N 4 "Об утверждении 
и введении в действие федеральных норм 
и правил в области использования атомной 
энергии "Правила ядерной безопасности 
реакторных установок атомных станций. 
НП-082-07" и т.п.);
акты Федеральной службы 
по надзору в сфере природопользования 
(также в сфере полномочий Службы, например: 
Приказ Росприроднадзора от 03.12.2007 N 490 
"О договорах купли-продажи лесных насаждений, 
расположенных на землях особо охраняемых 
природных территорий федерального значения, 
в целях заготовки древесины гражданами 
для собственных нужд");
иные акты федеральных органов 
исполнительной власти
Акты субъектов 
РФ
3. Экологическая ответственность.
 
Юридическая ответственность 
за экологические правонарушения и преступления 
- есть лишь одна из форм обеспечения экологической 
безопасности населения, охраны природной 
среды и рационального использования 
ее ресурсов. Она осуществляется наряду 
с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными, 
образовательными мерами, мерами по возмещению 
причиненного природе или здоровью человека 
вреда и иными [7, с.4].
3.1. Понятие и виды экологической 
ответственности.
В комплексном 
виде законодательное закрепление ответственности 
по экологическому праву произведено 
в статье 81 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 
г. "Об охране окружающей природной 
среды" [4, с.24].
Она предусматривает, 
что за экологические правонарушения 
должностные лица и граждане несут дисциплинарную, 
материальную, административную, гражданско-правовую 
либо уголовную ответственность, а предприятия, 
учреждения, организации - административную 
и гражданско-правовую в соответствии 
с названным законом и иными законодательными 
актами Российской Федерации и ее субъектов.
К законодательным 
актам, содержащим общие положения об 
ответственности правонарушителей, относится, 
например, федеральное природоохранительное 
и поресурсное законодательство:
  - Закон РФ "Об экологической экспертизе" 
  от 23 ноября 1995 г.
- Закон РФ "Об особо охраняемых природных 
  территориях" от 14 марта 1995 г.2
  
- Закон РФ "О природных лечебных ресурсах, 
  лечебно-оздоровительных местностях и 
  курортах" от 23 февраля 1995 г. "Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 
  1991 г.
- Основы лесного законодательства РФ 
  от 6 марта 1993 г.
- Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г.
- Закон РФ "О животном мире" от 24 апреля 
  1995 г.
- Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом 
  благополучии населения" от 19 апреля 
  1991 г. и др.
Статьей 6 Кодекса 
об административных правонарушениях 
РСФСР (КАП) субъекты Федерации, в частности, 
наделены правом устанавливать административную 
ответственность за нарушение: правил 
охоты и рыболовства; правил осуществления 
других видов пользования животным миром; 
решений по вопросам борьбы со стихийными 
бедствиями и эпидемиями; правил по карантину 
животных; ветеринарных правил.
В соответствии 
со ст. ст. 71, 72 Конституции РФ принятие 
норм уголовного, уголовно-исполнительного, 
гражданского права относится к ведению 
Федерации.
Административное, 
трудовое, семейное, жилищное, водное, 
лесное законодательство, законодательство 
о недрах, об охране окружающей природной 
среды находится в совместном ведении 
РФ и субъектов РФ.
Эти обстоятельства 
следует принимать во внимание при решении 
вопросов юридической ответственности 
за экологические правонарушения.
Задачами юридической 
ответственности за экологические правонарушения 
являются: защита общественных отношений 
в сфере экологии; наказание правонарушителя; 
предупреждение совершения им новых правонарушений 
(частное предупреждение) и правонарушений 
со стороны других граждан (общее предупреждение); 
воспитание населения в духе уважения 
к закону и сложившемуся экологическому 
правопорядку.
Ответственность 
за экологические правонарушения основана 
на принципах законности, равенства граждан 
перед законом, виновной ответственности 
(за исключением обязанности по возмещению 
вреда, причиненного источником повышенной 
опасности, в порядке реализации гражданско-правовой 
ответственности), справедливости, гуманизма, 
дифференцированного ее возложения, экономии 
мер государственного принуждения.
Как указывалось, 
деяние - объективное основание юридической 
ответственности, формальным основанием 
выступает правовая норма, закрепляющая 
признаки данного правонарушения, а вина 
служит субъективным основанием.
Однако выделение 
нормы, вины и деяния в качестве оснований 
в известной мере условно, т.к. даже в совокупности 
их недостаточно для реального привлечения 
правонарушителя к ответственности. Поэтому 
единственным и достаточным юридическим 
основанием ответственности является 
наличие в деянии правонарушителя предусмотренного 
нормами права состава экологического 
правонарушения.
В статье 81 Закона 
РСФСР "Об охране окружающей природной 
среды" экологическое правонарушение 
определяется как виновное, противоправное 
деяние, нарушающее природоохранительное 
законодательство и причиняющее вред 
окружающей природной среды и здоровью 
человека.
Данное определение 
содержит основные отличительные признаки 
экологического правонарушения, но имеет 
ряд недостатков. В нем указаны не все 
признаки правонарушения; имеет место 
тавтология (противоправное деяние, нарушающее 
законодательство); перечислены не все 
социальные ценности, составляющие предмет 
экологических правоотношений, которым 
причиняется вред; в качестве систематизирующего 
признака взяты последствия, а не объект 
правонарушения. Последствия же не входят 
в элементный состав экологического отношения, 
охраняемого законом, и не позволяют разграничить 
экологические и иные правонарушения 
(хозяйственные, против собственности, 
против здоровья, должностные и т.д.).
Более удачным 
представляется определение экологического 
правонарушения как общественно опасного, 
виновного, запрещенного законодательством 
под угрозой наказания деяния (действия 
или бездействия), направленного на причинение 
вреда отношениям в сфере экологии. Состав 
экологического правонарушения (как и 
любого другого) включает в себя четыре 
элемента: объект, объективная сторона, 
субъективная сторона, субъект.
Дисциплинарную 
ответственность несут работники предприятий, 
учреждений, организаций независимо от 
формы собственности, за невыполнение 
планов и мероприятий по охране природы 
и рациональному использованию природных 
ресурсов, за нарушение нормативов качества 
окружающей природной среды, ненадлежащую 
эксплуатацию очистных установок и сооружений 
и за нарушение иных требований природоохранительного 
законодательства при исполнении своих 
обязанностей по службе или работе (ст. 
82 Закона РСФСР "Об охране окружающей 
природной среды").