∙ глава V.
Нормирование в области охраны окружающей
среды;
∙ глава VI. Оценка
воздействия на окружающую среду и экологическая
экспертиза;
∙ глава VII. Требования
в области охраны окружающей среды при
осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
∙ глава VIII. Зоны
экологического бедствия, зоны чрезвычайных
ситуаций;
∙ глава IX.
Природные объекты, находящиеся под особой
охраной;
∙ глава X. Государственный
мониторинг окружающей среды (государственный
экологический мониторинг);
∙ глава XI.
Контроль в области охраны окружающей
среды (экологический контроль);
∙ глава XII.
Научные исследования в области охраны
окружающей среды;
∙ глава XIII. Основы
формирования экологической культуры;
∙ глава XIV. Ответственность
за нарушение законодательства в области
охраны окружающей среды и разрешение
споров в области охраны окружающей среды;
∙ глава XV. Международное
сотрудничество в области охраны окружающей
среды;
∙ глава XVI. Заключительные
положения.
В контексте концепции устойчивого
развития важное значение имеет регулирование
нормирования допустимого изъятия компонентов
природной среды (ст. 26 Закона). Особенно
важно то, что Закон предусмотрел требование
о нормировании допустимого изъятия
ресурсов недр. В отличие от земель, лесов,
вод, объектов животного мира, в отношении
недр в действующем законодательстве
требования о нормировании не установлены.
Законом определен юридический
критерий уровня проектирования предприятий
и иных объектов. Таким критерием является
внедрение наилучших существующих технологий.
Повышению эффективности
природоохранной деятельности может способствовать
запрет на совмещение функций государственного
контроля в области охраны окружающей
среды и функций хозяйственного использования
природных ресурсов (ст. 65).
Закон об охране окружающей
среды как головной акт в теоретическом
плане с учетом специфики и сложности
объекта регулирования занимает специфическое
место в системе экологического законодательства
и права.
Устанавливаемые Законом
общие правовые механизмы управления
охраной окружающей среды и рациональным
природопользованием включают:
экологическое нормирование
и стандартизацию,
оценку воздействия
планируемой деятельности на окружающую
среду,
экологическую экспертизу,
экологическую сертификацию,
экологический аудит,
лицензирование,
меры экономического
стимулирования, планирование, финансирование,
страхование,
мониторинг,
экологический контроль
и некоторые другие. Данные
механизмы применимы как к охране природы
в целом, так и к охране отдельных природных
ресурсов (объектов).
4. Иные федеральные законы
источники экологического права:Федеральные
законы, регулирующие общие институты
экологического права (общая часть) ∙ Федеральный закон
от 23.11.1995 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;
Федеральные законы, регулирующие
отношения в сфере экологической безопасности∙ Федеральный закон
от 09.01.1996 №3-ФЗ «О радиационной безопасности
населения»;
∙ Федеральный
закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства
и потребления»;
∙ Федеральный
закон от 19.07.1997 №109-ФЗ «О безопасном обращении
с пестицидами и агрохимикатами»
∙ Федеральный закон
от 21.12.1994 №68-ФЗ "О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера"
∙ Федеральный закон
от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности
опасных производственных объектов
∙ Федеральный
закон от 10.07.2001 №92-ФЗ «О специальных экологических
программах реабилитации радиационно-загрязненных
участков территории»;
Федеральные законы, регулирующие
отношения по поводу охраны отдельных
природных объектов∙ Федеральный
закон от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых
природных территориях»;
∙ Федеральный
закон от 23.02.1995 №26-ФЗ «О природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях
и курортах»;
∙ Федеральный
закон от 30.11.1995 №187-ФЗ «О континентальном
шельфе Российской Федерации»;
∙ Федеральный
закон от 17.12.1998 №191-ФЗ «Об исключительной
экономической зоне Российской Федерации»;
∙ Федеральный
закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ «О внутренних морских
водах, территориальном море и прилежащей
зоне»;
∙ Федеральный
закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера
Байкал»;
∙ Федеральный
закон от 07.05.2001 №49-ФЗ «О территориях традиционного
природопользования коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
Российской Федерации»
∙ Федеральный
закон от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного
воздуха».
Природоресурсное законодательство(Федеральные
законы, регулирующие отношения по поводу
использования и охраны различных видов
природных ресурсов)Значительный удельный
вес в системе экологического законодательства
занимает природоресурсное законодательство. В отличие от
законодательства об окружающей среде
в собственном смысле, природоресурсное
законодательство более развито, поскольку,
как подчеркивалось ранее, экологическое
законодательство в России развивалось
применительно к использованию и охране
отдельных природных ресурсов.
2.3Природоресурсное
законодательство это -- совокупность
законов, регулирующих отношения по использованию
и охране отдельных природных ресурсов.
Оно включает:
∙ Земельный
кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ;
∙ Федеральный
закон от 10.01.1996 №4-ФЗ «О мелиорации земель»;
∙ Водный кодекс
РФ от 03.06.2006 №74-ФЗ;
∙ Лесной кодекс
РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ;
∙ Закон РФ от
21.02.1992 №2395-1 «О недрах»;
∙ Федеральный
закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире»;
5. Подзаконные нормативные
правовые акты в области охраны окружающей
среды и рационального природопользования.Акты
Президента РФ.
УКАЗ Президента РФ от 04.02.1994
N 236 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ"
УКАЗ Президента РФ от 01.04.1996
N 440 "О КОНЦЕПЦИИ ПЕРЕХОДА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ"
УКАЗ Президента РФ от 04.06.2008
N 889 "О НЕКОТОРЫХ МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ"
Акты Правительства РФ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства
РФ от 12.06.2003 N 344 "О НОРМАТИВАХ ПЛАТЫ
ЗА ВЫБРОСЫ В АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ
ВЕЩЕСТВ СТАЦИОНАРНЫМИ И ПЕРЕДВИЖНЫМИ
ИСТОЧНИКАМИ, СБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ
В ПОВЕРХНОСТНЫЕ И ПОДЗЕМНЫЕ ВОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ,
РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ"
Акты федеральных органов
исполнительной власти - весьма многочисленны:
акты Главного государственного
санитарного врача РФ (ими утверждаются
гигиенические нормативы, санитарные
правила и нормы и другие нормативные
документы);
акты Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору (утверждаются различные
правила в сфере компетенции Службы, например,
Приказ Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об
утверждении формы Расчета платы за негативное
воздействие на окружающую среду и Порядка
заполнения и представления формы Расчета
платы за негативное воздействие на окружающую
среду", Приказ Ростехнадзора от 05.03.2008
N 131 "Об утверждении Методических рекомендаций
по осуществлению идентификации опасных
производственных объектов", Постановление
Ростехнадзора от 10.12.2007 N 4 "Об утверждении
и введении в действие федеральных норм
и правил в области использования атомной
энергии "Правила ядерной безопасности
реакторных установок атомных станций.
НП-082-07" и т.п.);
акты Федеральной службы
по надзору в сфере природопользования
(также в сфере полномочий Службы, например:
Приказ Росприроднадзора от 03.12.2007 N 490
"О договорах купли-продажи лесных насаждений,
расположенных на землях особо охраняемых
природных территорий федерального значения,
в целях заготовки древесины гражданами
для собственных нужд");
иные акты федеральных органов
исполнительной власти
Акты субъектов
РФ
3. Экологическая ответственность.
Юридическая ответственность
за экологические правонарушения и преступления
- есть лишь одна из форм обеспечения экологической
безопасности населения, охраны природной
среды и рационального использования
ее ресурсов. Она осуществляется наряду
с экономическими, политическими, нравственно-воспитательными,
образовательными мерами, мерами по возмещению
причиненного природе или здоровью человека
вреда и иными [7, с.4].
3.1. Понятие и виды экологической
ответственности.
В комплексном
виде законодательное закрепление ответственности
по экологическому праву произведено
в статье 81 Закона РСФСР от 19 декабря 1991
г. "Об охране окружающей природной
среды" [4, с.24].
Она предусматривает,
что за экологические правонарушения
должностные лица и граждане несут дисциплинарную,
материальную, административную, гражданско-правовую
либо уголовную ответственность, а предприятия,
учреждения, организации - административную
и гражданско-правовую в соответствии
с названным законом и иными законодательными
актами Российской Федерации и ее субъектов.
К законодательным
актам, содержащим общие положения об
ответственности правонарушителей, относится,
например, федеральное природоохранительное
и поресурсное законодательство:
- Закон РФ "Об экологической экспертизе"
от 23 ноября 1995 г.
- Закон РФ "Об особо охраняемых природных
территориях" от 14 марта 1995 г.2
- Закон РФ "О природных лечебных ресурсах,
лечебно-оздоровительных местностях и
курортах" от 23 февраля 1995 г. "Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля
1991 г.
- Основы лесного законодательства РФ
от 6 марта 1993 г.
- Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г.
- Закон РФ "О животном мире" от 24 апреля
1995 г.
- Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения" от 19 апреля
1991 г. и др.
Статьей 6 Кодекса
об административных правонарушениях
РСФСР (КАП) субъекты Федерации, в частности,
наделены правом устанавливать административную
ответственность за нарушение: правил
охоты и рыболовства; правил осуществления
других видов пользования животным миром;
решений по вопросам борьбы со стихийными
бедствиями и эпидемиями; правил по карантину
животных; ветеринарных правил.
В соответствии
со ст. ст. 71, 72 Конституции РФ принятие
норм уголовного, уголовно-исполнительного,
гражданского права относится к ведению
Федерации.
Административное,
трудовое, семейное, жилищное, водное,
лесное законодательство, законодательство
о недрах, об охране окружающей природной
среды находится в совместном ведении
РФ и субъектов РФ.
Эти обстоятельства
следует принимать во внимание при решении
вопросов юридической ответственности
за экологические правонарушения.
Задачами юридической
ответственности за экологические правонарушения
являются: защита общественных отношений
в сфере экологии; наказание правонарушителя;
предупреждение совершения им новых правонарушений
(частное предупреждение) и правонарушений
со стороны других граждан (общее предупреждение);
воспитание населения в духе уважения
к закону и сложившемуся экологическому
правопорядку.
Ответственность
за экологические правонарушения основана
на принципах законности, равенства граждан
перед законом, виновной ответственности
(за исключением обязанности по возмещению
вреда, причиненного источником повышенной
опасности, в порядке реализации гражданско-правовой
ответственности), справедливости, гуманизма,
дифференцированного ее возложения, экономии
мер государственного принуждения.
Как указывалось,
деяние - объективное основание юридической
ответственности, формальным основанием
выступает правовая норма, закрепляющая
признаки данного правонарушения, а вина
служит субъективным основанием.
Однако выделение
нормы, вины и деяния в качестве оснований
в известной мере условно, т.к. даже в совокупности
их недостаточно для реального привлечения
правонарушителя к ответственности. Поэтому
единственным и достаточным юридическим
основанием ответственности является
наличие в деянии правонарушителя предусмотренного
нормами права состава экологического
правонарушения.
В статье 81 Закона
РСФСР "Об охране окружающей природной
среды" экологическое правонарушение
определяется как виновное, противоправное
деяние, нарушающее природоохранительное
законодательство и причиняющее вред
окружающей природной среды и здоровью
человека.
Данное определение
содержит основные отличительные признаки
экологического правонарушения, но имеет
ряд недостатков. В нем указаны не все
признаки правонарушения; имеет место
тавтология (противоправное деяние, нарушающее
законодательство); перечислены не все
социальные ценности, составляющие предмет
экологических правоотношений, которым
причиняется вред; в качестве систематизирующего
признака взяты последствия, а не объект
правонарушения. Последствия же не входят
в элементный состав экологического отношения,
охраняемого законом, и не позволяют разграничить
экологические и иные правонарушения
(хозяйственные, против собственности,
против здоровья, должностные и т.д.).
Более удачным
представляется определение экологического
правонарушения как общественно опасного,
виновного, запрещенного законодательством
под угрозой наказания деяния (действия
или бездействия), направленного на причинение
вреда отношениям в сфере экологии. Состав
экологического правонарушения (как и
любого другого) включает в себя четыре
элемента: объект, объективная сторона,
субъективная сторона, субъект.
Дисциплинарную
ответственность несут работники предприятий,
учреждений, организаций независимо от
формы собственности, за невыполнение
планов и мероприятий по охране природы
и рациональному использованию природных
ресурсов, за нарушение нормативов качества
окружающей природной среды, ненадлежащую
эксплуатацию очистных установок и сооружений
и за нарушение иных требований природоохранительного
законодательства при исполнении своих
обязанностей по службе или работе (ст.
82 Закона РСФСР "Об охране окружающей
природной среды").