Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 21:29, реферат
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Цель и задачи воспитания экологической культуры……………. 3-4
Глава 2. Методы и формы экологического воспитания……………………. 5-7
Глава 3. Экологическое воспитание на уроках биологии. Практическая деятельность учителя……………………………………………………….. 7-10
Заключение…………………………………………………………………… 11
Список литературы…………………………………………………………… 12
На уроках биологии желательно применять адаптивные технологии личностно – ориентированного, проблемного, модульного обучения. Данные методики используют в целом и частично при разработке педагогической деятельности для отдельных тем, разделов по биологии, применяя умелое сочетание разных форм учебной деятельности: наблюдение, семинары, игры, самостоятельные работы исследовательского характера, защита творческих групп и т. д.
Основной педагогической целью нашей работы является формирование экологического сознания личности, при котором ученик воспринимает себя как часть природного сообщества, понимает самоценность природы, считает высшей ценностью гармоничное развитие природы и общества.
Основные задачи, которые мы поставили для достижения этой цели -это:
1. Практически изучить природу местного края;
2. Обучить учащихся навыкам исследовательской работы и разным способам обработки результатов;
3. Воспитать бережное отношение к природе родного края.
Исследовательская деятельность учащихся основывается на:
- Жизненном опыте учащихся (знания должны быть личностно значимы);
- Наглядности (можно увидеть, потрогать);
- Ситуации «успеха» (если вы это запомните, то вам это пригодится).
Работа осуществляется в трех направлениях:
- На уроке;
- Во внеклассной работе;
- При работе с родителями.
Так, например, в 6 классе в
теме «Общее знакомство с растениями»
изучение жизненных форм растений происходит
на экскурсии. В теме «Растительные
сообщества» фитоценоз
На уроках биологии реальная исследовательская деятельность может быть организованна в процессе выполнения лабораторных работ по инструктивным карточкам, самостоятельных работ с дополнительной литературой, написание и защита рефератов, ролевые игры, имеющие проблемный характер и исследовательскую направленность. Опыт работы показал, что проблемы перехода ученика из пассивного объекта обучения к деятельной творческой личности достаточно эффективно решаются в процессе использования групповой формы организации познавательной деятельности учащихся. Общая схема этих уроков следующая: учащиеся с разным уровнем знаний по предмету объединяются в группы по 3 - 4 человека и получают задания, содержание которых рассчитано на работу всего коллектива. По окончании урока группа составляет отчет и выступает с сообщением о проделанной работе. Каждая группа сама решает, как оформить результаты, как распределить роли и т. д. Образовательный процесс в школе предоставляет каждому ученику возможность реализовать себя в познании и учебной деятельности, опираясь на свои способности, склонности, интересы.
Тематика исследований чрезвычайно разнообразна. Главное, чтобы работа соответствовала интересам ученика, его возрастным, индивидуальным и интеллектуальным возможностям. Для наблюдений и исследований отбираются такие объекты и явления, которые наиболее типично и ярко отражают существенные стороны местных природных условий, доступны для систематических и регулярных наблюдений. Они могут быть использованы в учебном процессе для формирования и развития у учащихся биологических и экологических понятий, логического мышления, познавательных интересов, совершенствование практических умений и навыков.
Практика показала, что в школе разумно сочетание разных форм исследовательской деятельности школьников. Наиболее значимыми из них являются:
1. наблюдения над растениями и животными, изучение жизненных функции организма;
2. опытно – практическая работа на пришкольном участке;
3. изучение флоры и фауны местных биоценозов методом наблюдения в природе;
4. фенологические наблюдения;
5. изготовление наглядных пособий по различным разделам;
6. разработка тематических сценариев игр, утренников, вечеров.
С учащимися 5–х и 6–х. классов мы изучаем растительность, произрастающую на территории школы и микрорайона. Уточняем, какие жизненные формы встречаются ; сколько видов деревьев, травянистых дикорастущих растений, какие культуры, сорта выращивают у себя жители микрорайона. В 7 – м и 8 – м классе мы изучаем животный мир прилегающей территории. Какие виды домашних животных содержатся на подворье, их количество, породы, возрастной и половой состав. Изучаем заболевания домашних животных, меры их предупреждения, пути передачи человеку. С учащимися 9 – го класса мы начали изучать демографические показатели нашего микрорайона. Подсчитали количество человек, проживающих в микрорайоне, смертность, рождаемость, возрастной и половой состав, а также социальное положение, миграции, национальности. По полученным данным были составлены графики, диаграммы, таблицы, которые применяются на уроках.
При организации учебного процесса особое внимание уделяется играм. Об игре как средстве воспитания писали многие отечественные педагоги и психологи: К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин. В своей деятельности используем различные игры: игры с правилами, дидактические, творческие.
В учебном процессе игру можно применить практически на каждом этапе урока – при проведении опроса и закрепления материала, как домашнее задание (кроссворд, викторина) или как вариант проведения обобщающего урока. Так, например, обобщающий урок по теме «Рыбы» в 7 классе проводится в форме игры «Биоком». Кроме этого , игры можно использовать и во внеклассной работе при проведении недель экологии, биологии и т.д. В дидактических играх должно быть обязательное наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоление трудностей. Обучение в игре должно сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Для детей постарше можно предложить самим подобрать вопросы к викторинам, составить экологическое лото, придумать самим игру. Из игр с правилами мы проводим «Поле чудес», «Счастливый случай», «Кто хочет стать отличником», «Что? Где? Когда?», «Звездный час». Ежегодно в нашей школе проводятся предметные недели, посвященные определенной теме: «Домашние животные», «Комнатные растения», «Заказник Степной», «Мир глазами детей», «Цветы вокруг нас» и т. д. Во время этих мероприятий учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, выпускают экологические календари, проводят викторины, беседы, утренники, вечера.
При работе с родителями организуются родительские собрания совместно с учениками, где родители со своими детьми играют в «Звездный час». При организации конференций, поездок на фестивали, конкурсы родители принимают активное участие и понимают важность таких мероприятий.
Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности уроков, в том числе и биологии. Значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу.
Так, например, ключевые понятия курса «Растения» 6 класса – это «фотосинтез», «автотрофные организмы», «автотрофное питание». Если они правильно сформированы, то это позволяет избежать многих ошибок. Но на изучение данных понятий отводится 1 урок. Опыты, доказывающие процесс фотосинтеза в условиях короткого зимнего дня и низкой температуры, показать практически невозможно. Все они требуют предварительной подготовки и достаточно длительны во времени. В результате, так и не вникнув в эту проблему, ученики «шагают дальше». Но выход все же есть, возможности современной фотосъемки – это недорогие «мыльницы», дающие приемлемое качество снимков и заинтересованные ученики, позволяют провести опыты, не спеша и показать всем их результаты в классе. С помощью сканера наиболее удачные снимки переносятся в компьютер и включаются в мультимедийную презентацию. Кроме использования компьютера для демонстрации труднопроходимых опытов, его можно применять для моделирования сложных биологических и экологических процессов, выделяя их основные моменты. В теме «экосистемы» можно смоделировать последствия «выпадения» какого – либо звена из цепи питания, изучаемой экосистемы или возможные варианты изменения биоценозов под влиянием хозяйственной деятельности человека. Работа с подобными моделями будет способствовать более глубокому пониманию изучаемого материала и развитию у школьников навыков исследовательской работы.
Заключение
Актуальность взаимодействия
общества и природной среды выдвинула
школой задачу формирования у детей
ответственного отношения к природе.
Педагоги и родители осознают важность
обучения школьников правилам поведения
в природе. И чем раньше начинается
работа по экологическому воспитанию
учащихся, тем большим будет ее
педагогическая результативность. При
этом в тесной взаимосвязи должны
выступать все формы и виды
учебной и внеклассной
Основные причины малоэффективности кроются в том, что конечная цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде – сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественно - научные знания по биологической экологии, справится с формированием многогранного отношения младших школьников к природной и социальной среде не может.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. И все это в огромной мере, как мы показали, можно формировать в процессе обучения биологии.
Список литературы
1. http://otherreferats.allbest.
2. Протасов В.Ф. Экология, здоровье
и природопользование в России /В.Ф.Протасов,
А.В.Молчанов.-М.:Просвещение,
3. Практикум по экологии/С.В.Алексеев, Н.В.Груздева, А.Г.Муравьев, Э.В.Гущина.-М.:АО МДС, 1996.-192 с.
4. http://school17.beluo.ru/
Информация о работе Экологическое воспитание и формирование экологической культуры