Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 10:56, реферат
Философия дает самопознание культуре, смысловые ориентиры человеческой жизни. Справедливо подчеркивалось, что истинная философия есть духовная квинтэссенция эпохи, живая душа культуры. Конечно, социальные истоки и социальный смысл философских учений зависят от вызывающих их к жизни социальных форм. Хотя всемирная философия, в сущности, вращается вокруг «вечных» проблем.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Философское понятие экологии человека и общества……………………5
2. Структура глобальных проблем экологии…………………………………13
3. Учение Аурелио Печчеи об экологии………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………21
Если
в прошлом, несмотря на происходившие
на локальном или региональном уровнях
необратимые изменения
Размышления, о дне наступающем, становятся насущной потребностью общества. Технократическая цивилизация оказалась на перепутье, и предполагаемый выбор нельзя назвать богатым: либо дальнейшее следование по пути дестабилизации и разрушения к глобальной экологической катастрофе, либо принципиально новый путь развития, основанный на совершенно иных нравственно - философских принципах, на идее равновесного сосуществования Человека и Природы. Проблема философских аспектов в взаимоотношениях «Человек-Природа-Цивилизация» является чрезвычайно обширной и многоплановой. Целью данного раздела было высветить основные из них, охарактеризовав ситуацию, в которой оказалось человечество в результате неоправданно резкого смещения ценностных ориентиров и общей разбалансированности отношений в сложнейшей системе «Человек-Природа». Основные философские позиции по данному вопросу, проекты выхода из кризиса, предлагаемые учеными и философами XIX - XX века, возможности альтернативных путей развития будут рассматриваться в следующем разделе работы.
2. Структура глобальных проблем экологии
Современная эпоха находится в особом отношении к философии, и это обусловлено самой ее сущностью как переломной, прокладывающей радикально новые пути исторического прогресса. Современному миру для решения его сложнейших проблем нужны наука и техника, но не в меньшей мере он нуждается в философии для решения «вечных вопросов». К таким вечным вопросам относится и вопрос о единстве человека и природы, который в наше время обрел небывалую актуальность и напряженность. Причем этот вопрос уже встает как вопрос о разрыве единства в ситуации угрозы глобального экологического кризиса.
На протяжении всей истории человечества люди в зависимости от своеобразия и уровня своего социального развития нуждались в природе, но видели ее по-разному, создавая различные (мифологические, религиозные, философские и т.д.) образы природы, в которых они так или иначе соотносили себя с природой, познавая себя через природу и природу через себя. Человеку жизненно важно общаться с природой всей целостностью своего существа. «Экологический вопрос» для человека — это вопрос его способа бытия в природе, его места в мире. Эту часть человеческой экологической ситуации, человеческой экологической потребности, человеческого экологического вопроса исследует философия, делая предметом своего рассмотрения своеобразия человеческого отношения к природе, его основу, его созидательные возможности.
В настоящее время гигантский потенциал накопленной технической мощи предстоит в виде двуликого Януса, тая в себе и угрозу бессмысленного самоуничтожения и перспективу величайшего социального процветания.
Проблема единства человека и природы проходит через всю историю культурного самопознания человечества. Философия разрабатывает ее своими методами — через теоретическое постижение мира в его всеобщих определениях, выражающих меру исторического единства человека и природы.
Философский взгляд на современную экологическую ситуацию может оказаться очень плодотворным для правильной постановки самой экологической проблемы, более глубокого и всестороннего ее осмысления и выработки оптимальной глобально-экологической стратегии. Более того, потребность в философском подходе всегда возрастает в трудные и переломные периоды развития общества, и философский анализ особенно важен при осложнении какой-либо проблемы, когда обсуждению начинают подвергать основополагающие принципы, относящиеся к ней. При этом положение требует эффективных решений, которые трудно найти именно потому, что необходима выработка новых принципов, на которых основывалось бы человеческая деятельность. Такая ситуация сложилась сейчас во взаимоотношениях человека с природой.
Философия
может помочь решению экологических
проблем в различных
Можно выделить три круга проблем, которые философия связывает с современной критической экологической ситуацией.
Первый
круг проблем связан с осознанием
фундаментальности
Второй круг проблем затрагивает вопросы познания взаимодействия человека и природы в плане субъектно - объектного отношения.
Третий круг проблем — этико-эстетический. Он касается определенной нравственной и эстетической переоценки отношения к природной среде в плане формирования экологической этики, экологического сознания, эстетики природы, рассмотрения диалектики свободы и ответственности человека по отношению к природной среде. Конечно выделение этих трех групп условно.
«В
современном познании…
Философское осмысление экологической ситуации могло бы помочь формированию общеметодологических принципов анализа и решения проблем.
Сегодня все больше людей приходят к осознанию неблагополучия своей и современной жизни и ищут выхода из сложившегося положения. Движения «зеленых», экологические движения, поиски новой нравственности, педагогические эксперименты и движения, движение за новую телесность (натуропатическое питание, музыкальное движение, йога, карате, разные формы медитации и т.д.) — все это ростки и очаги новой альтернативной мировой культуры.
Наблюдения подсказывают, что мы живем в переходное время, когда завершает существование и развитие один тип человека и складываются условия для образования другого типа. В этих условиях нужно готовить условия для формирования человека грядущей культуры и цивилизации. Такая работа предполагает, с одной стороны, практическую реализацию новых форм жизни, новых опытов общения и общежития, с другой — интеллектуальное обеспечение, формирование мировоззрения. В этой работе не последняя роль принадлежит философии и социальной экологии.
3. Учение Аурелио Печчеи об экологии
Глобальные проблемы, изучение и решению которых посвятил себя Римский клуб - совокупность жизненно важных проблем, затрагивающих уже не какой-то отдельный народ, а человечество в целом. В силу этого они перерастают в сферу идеологии, а тем более политики. «Глобалисты» выступают от имени всего человечества, как одного биологического вида. Основатель - А. Печчеи, в его книге – «Человеческие качества» провозглашается необходимость перехода к «новому гуманизму», который должен основываться на трех основных постулатах - чувстве принадлежности ко всему человечеству, частичном отказе от их суверенности и эгоистических интересов отдельных стран и народов, и решительном отказе от насилия как средства разрешения конфликтов.
Аурелио Печчеи родился в 1908 году в Турине, был предпринимателем и финансистом, главой известных фирм «Италоконсульт» и «Оливетти», одним из руководителей концерна «Фиат» и ряда других. В годы второй мировой войны был участником группы итальянского движения Сопротивления фашизму. Однако деловая карьера была лишь прологом. В конце 50-х годов он стал организатором общественного движения, голос которого услышал весь мир. В центре внимания Печчеи оказываются взаимоотношения человека, природы и техники. Той культуре и образу жизни, которые зародились в эпоху неолита пришел конец, считал он. Середина ХХ века не просто очередной период истории технической цивилизации - это начало новой эры. Человечеству грозит гибелью поднятая им самим волна отрицательных последствий промышленной деятельности. Развитие техники уже привело к необратимым изменениям природы, которые могут вызвать глобальную катастрофу. «Мы - все вместе и каждый из нас несем ответственность не только перед современниками, но и перед будущими поколениями».
В апреле
1968 года около 30 видных ученых из разных
стран мира получили приглашение
прибыть в Рим для обсуждения
«актуальных проблем
Заключение
Работая над данной темой, я пришел к выводу, что человеческое общество не задумывается над тем, что ждет нас и наших потомков в будущем на нашей планете.
Грустно сознавать, что человечество губит себя своими руками. Для примера хочу привести яркий пример «культурного отдыха» на острове Ольхон. Вездесущий мусор прочно вошел в число национальных проблем этого прекраснейшего места на нашей Земле, который копился на протяжении 25-30 лет. Благодаря работе волонтеров в августе этого года, было собрано 1,8 тысячи мешков мусора. Причем, хотелось бы отметить, что мусор сортировался по принципу раздельной утилизации, что очень важно для экологии.
В городе Чита достаточно свалок и «мусорок» как и в других городах, но отличие есть, население нашего города не заботится о чистоте улиц, тротуаров и детских площадок. Если бы жители всего лишь раз в неделю проводили массовый рейд по городу с акцией «Генеральная уборка Читы», а так же озеленением, думаю Планета и наши дети в будущем сказали бы нам спасибо.
Я как владелец автотранспорта, который использую и как средство передвижения и как средство самореализации в нашем мире, понимаю и несу ответственность, за то, что загрязняю воздух и землю. Я рад тому, что научно-технический прогресс не стоит на месте, что созданы автомобили на экологическом топливе и в будущем я надеюсь освоить данное чудо.
В философском отношении будущее - это, в конечном счете, уязвимое и развивающееся настоящее. Следовательно, нынешние невыносимые темпы развития есть то, что можно назвать своеобразным «злоупотреблением, перенесенным в будущее», которое с удесятеренной силой отразится на наших потомках.
Тем же, кто оправдывает уничтожение природы необходимостью повышения благосостояния общества, необходимо помнить, что совершенствование личности невозможно за счет природы, а должно сопровождаться совершенствованием самой природы.
Определяя дальнейшую стратегию развития человечества и цивилизации, новые нравственно- философские приоритеты во взаимоотношениях с природой, следует помнить, что биосфера существовала до появления на Земле человека, может существовать и без него. Но человек без биосферы существовать не может - это аксиома. Значит, выполнение принципа совместного развития, обеспечение коры эволюции биосферы и общества требует от человека известной регламентации в своих действиях, определенных ограничений.
Способно ли будет наше общество поставить свое развитие в определенные рамки, подчинить его тем или иным условиям «экологического императива»? Ответ на этот вопрос сможет дать только история.
Список использованной литературы
1. Гор Л. Земля на чаше весов.- М.,1993.
2. Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. - М.,1990.
3. Жибуль И.Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы. - М.,1991.
4. Иванов В.Г. Конфликт ценностей и решение проблем экологии. - М.1991.
5. Кравченко И.И. Экологическая теория в современных теориях общественного развития.- М.,1992.
6. Кобылянский В.А. Природа и общество. Специфика, единство и взаимодействие.- Красноярск,1990.
7. Кульпин Э.С., Пантин В.И. Решающий опыт.- М.,1993.
8. Лось В.А. Взаимоотношения общества и природы. - М.,1990
9. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. - М.,1993.
10. Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. - М.,1991.
11. Сафонов И.А. Философские проблемы единства человека и природы. - СПб.,1994.
12. Хесле В. Философия и экология. - М.,1993.
13. История взаимодействия общества и природы. (тезисы конференции) - М.,1990,ч1-3.
14. Человек и природа - проблемы социоестественной истории (материалы научной конференции)-М.,1994.
15. Человек в контексте глобальных проблем. (сб. под ред. Ермолаева В.Е.)-М.,1993.