Экология человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 21:23, курс лекций

Описание работы

Экология человека (или социальная экология) - это область экологии, изучающая взаимодействие человеческого общества и окружающей среды. Она выделилась (сформировалась) в 70-е гг. XX века как самостоятельный раздел общей экологии, главной особенностью которого является междисциплинарный характер, т.к. в нём обобщены социологические, философские, географические, естественнонаучные и медико-биологические проблемы.

Файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

Среда обитания — это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство.

В составе окружающей среды  выделяют:

  • Природная среда (Биосфера) — область распространения жизни на Земле, не испытавшая техногенного воздействия (атмосфера, гидросфера, верхняя часть литосферы). Она обладает как защитными свойствами (защита человека от негативных факторов — разность температуры, осадки), так и рядом негативных факторов. Поэтому для защиты от них человек вынужден был создать техносферу.
  • Техногенная среда (Техносфера) — среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социальным и экономическим потребностям.

 

 Среди причин смертности на первом месте  стояли патогенные (вызывающие болезни) воздействия природного характера. Особое значение среди них имели  инфекционные болезни, отличающиеся, как правило, природной очаговостью.

Суть природной очаговости в  том, что возбудители болезней, специфические  переносчики и животные аккумуляторы, хранители возбудителя, существуют в данных природных условиях (очагах) вне зависимости от того, обитает здесь человек или нет. Человек может заразиться от диких животных («резервуара» возбудителей), проживая в этой местности постоянно или случайно оказавшись здесь. К таким животным обычно относятся грызуны, птицы, насекомые и др.

Ускорение технического прогресса, прогрессирующее загрязнение  окружающей среды, значительный рост стрессогенности  современного образа жизни увеличивают  риск развития заболеваний.

Искусственная среда, созданная  самим человеком, также требует  к себе адаптации, которая происходит в основном через болезни. Причины возникновения болезней в этом случае следующие: гиподинамия, переедание, информационное изобилие, психоэмоциональный стресс. С медико-биологических позиций наибольшее влияние социально-экологические факторы оказывают на следующие тенденции:

  1. процесс акселерации
  2. нарушение биоритмов
  3. аллергизация населения

 

 

8.Климат и  деятельность человека (парниковый  эффект, разрушение озонового слоя, кислотные дожди). Влияние климата  на состояние здоровья человека.

Парниковый  эффект – это процесс повышения температуры нижних слоёв атмосферы планеты по сравнению температурой теплового излучения планеты, наблюдаемого из космоса. Парниковый эффект считается главной причиной возможности возникновения глобального потепления. 

Парниковые газы –  это слой, состоящий из различных  газов, и удерживающий инфракрасные лучи. Из-за этого происходит нагревание нижнего слоя атмосферы. 

Озон поглощает ультрафиолетовые лучи, которые в больших дозах могут вызывать солнечные ожоги и даже рак кожи. 

Было сделано открытие, что производные хлорфторуглерода (фреоны) – применяющиеся в холодильниках, кондиционерах, аэрозольных баллончиках, - уничтожают озон. Поднимаясь в верхние  слои атмосферы, молекулы фреонов взаимодействуют  с молекулами озона. Под действием солнечной радиации фреоны выделяют хлор, который расщепляет озон с образованием обычного кислорода. В месте такого взаимодействия озоновый слой исчезает. 

Причина их возникновения кислотных дождей в том, что практически во всех странах мира с каждым годом увеличивается загрязненность воздуха. Это происходит за счет сжигания ископаемого топлива: угля, нефти, газа. В результате в атмосферу выделяется огромное количество кислотообразующих газов: сернистого ангидрида и оксидов азота. Эти вещества содержатся также и в выхлопных газах. Они загрязняют атмосферу и не только надолго остаются в ней, но и переносятся на большие расстояния, на сотни и даже на тысячи километров. Когда же идет дождь, эти загрязнители соединяются в атмосфере с влагой, и тогда обычные осадки в виде дождя становятся опасным кислотным дождем.

 

9.Гигиеническая  и экологическая оценка внутренней  среды обитания. Основные параметры  оценки микроклимата помещений.

Среда, в которой человек  существует в собственной квартире, носит название микроклимат. С научной точки зрения микроклимат - это комплекс физических факторов внутренней среды помещений, оказывающий влияние на тепловой обмен организма и здоровье человека. К микроклиматическим показателям относятся температура, влажность и скорость движения воздуха, температура поверхностей ограждающих конструкций, предметов, оборудования, а также некоторые их производные.

Если все эти параметры  находятся в норме, то у человека не возникнет никаких ощущений дискомфорта, не чувствуется ни жары, ни холода, ни духоты. Комфортные микроклиматические условия - это сочетание значений показателей микроклимата, которые при длительном воздействии на человека обеспечивают нормальное тепловое состояние организма при минимальном напряжении механизмов терморегуляции и ощущение комфорта не менее чем у 80 % людей, находящихся в помещении.

Микроклимат квартиры формируется  в результате воздействия внешней  среды, особенностей постройки здания и систем отопления, вентиляции и  кондиционирования. Особенно сильно воздействуют на человека тепловые условия и состав воздуха в  помещении. В воздухе, вдыхаемом человеком, может быть превышена концентрация пыли, паров, вредных газов, углекислоты.

 

1.Организм-единое  целое. Физиологические функции  и свойства организма.

2.Основные уровни и механизмы регуляции физиологических функций. Понятие о функциональных системах.

Современная наука рассматривает  организм человека как единое целое, в котором все органы и системы  находятся в тесной связи между  собой, а их функции регулируются и направляются центральной нервной системой. В силу этого воздействие физических упражнений на мышечную систему оказывает также влияние на сердечнососудистую, дыхательную, нервную систему, на пищеварение, обмен веществ, выделение и т. д., иначе говоря, на весь организм.

Органы и системы  организма находятся между собой  в столь тесной связи и взаимозависимости, что патологические изменения в  одном из них не могут не отразиться на других, что приводит к нарушению  нормальной жизнедеятельности организма  в целом.

Даже незначительные изменения, не говоря уже о постоянном влиянии патогенных факторов окружающей среды, приводят к ухудшению общего состояния, возникновению дисфункции различных органов и как итог - к болезни. И не одного только органа, а всего организма.

Целостный организм неразрывно связан с окружающей его внешней средой.

Функциональные  системы организма — динамические, саморегулирующиеся центрально-периферические организации, обеспечивающие своей деятельностью полезные для метаболизма организма и его приспособления к окружающей среде

В организме человека 12 анатомо-функциональных систем.

1. Центральная нервная система — регуляция и интеграция жизненных функций организма.

2. Система органов дыхания — обеспечение организма кислородом, который необходим для всех биохимических процессов, выделение углекислого газа.

3. Система органов кровообращения — обеспечение транспорта питательных веществ в клетку и освобождение ее от продуктов жизнедеятельности.

4. Система органов кроветворения — обеспечение постоянства состава крови.

5. Система органов пищеварения — потребление, переработка, усвоение питательных веществ, выделение продуктов жизнедеятельности.

6. Система органов мочевыделения и кожа — выделение продуктов жизнедеятельности, очистка организма.

7. Репродуктивная система — воспроизводство организма.

8. Эндокринная система — регуляция биоритма жизни, основных процессов обмена веществ и поддержание постоянства внутренней среды.

9. Костно-мышечная система — обеспечение структурности, функций передвижения.

10. Лимфатическая система — осуществление очищения организма и обезвреживание чужеродных агентов.

11. Иммунная система — обеспечение защиты организма от вредных и чужеродных факторов.

12. Периферическая нервная система — обеспечение протекания процессов возбуждения и торможения, проведение команд ЦНС до рабочих органов.

 

 

 

 

3.Понятие о  внутренней среде организма и  гомеостазе.

Внутренняя  среда организма — совокупность жидкостей организма, находящихся внутри него, как правило, в определённых резервуарах (сосуды) и в естественных условиях никогда не соприкасающихся с внешней окружающей средой, обеспечивая тем самым организму гомеостаз. Термин предложил французский физиолог Клод Бернар.

К внутренней среде организма  относятся кровь, лимфа, тканевая и спинномозговая жидкости.

Резервуаром для первых двух являются сосуды, соответственно кровеносные и лимфатические, для спинномозговой жидкости — желудочки мозга, подпаутинное пространство испинномозговой канал.

Тканевая жидкость не имеет собственного резервуара и  располагается между клетками в тканях тела.

Гомеоста́з — саморегуляция, способность открытой системы сохранять постоянство своего внутреннего состояния посредством скоординированных реакций, направленных на поддержание динамического равновесия. Стремление системы воспроизводить себя, восстанавливать утраченное равновесие, преодолевать сопротивление внешней среды.

Гомеостатические системы  обладают следующими свойствами:

  • Нестабильность системы: тестирует, каким образом ей лучше приспособиться.
  • Стремление к равновесию: вся внутренняя, структурная и функциональная организация систем способствует сохранению баланса.
  • Непредсказуемость: результирующий эффект от определённого действия зачастую может отличаться от того, который ожидался.

 

4.Онтогенез  человека, его критические периоды.  Возрастная периодизация развития  человека. Пренатальный и постнатальный онтогенез.

Онтогенез человека – процесс индивидуального развития организма, проходящий весь жизненный цикл, начиная от зиготы и до смерти.

Онтогенез делится на два периода:

  1. эмбриональный — от образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек;
  2. постэмбриональный — от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти организма.

Эмбриональный период

В эмбриональном периоде  выделяют три основных этапа: дробление, гаструляцию и первичный органогенез. Эмбриональный, или зародышевый, период онтогенеза начинается с момента оплодотворения и продолжается до выхода зародыша из яйцевых оболочек. У большинства позвоночных он включает стадии (фазы) дробления, гаструляции, гисто- и органогенеза.

Постэмбриональное развитие

Постэмбриональное развитие бывает прямым и непрямым.

  1. Прямое развитие — развитие, при котором появившийся организм идентичен по строению взрослому организму, но имеет меньшие размеры и не обладает половой зрелостью. Дальнейшее развитие связано с увеличением размеров и приобретением половой зрелости. Например: развитие рептилий, птиц, млекопитающих.
  2. Непрямое развитие (личиночное развитие, развитие с метаморфозом) — появившийся организм отличается по строению от взрослого организма, обычно устроен проще, может иметь специфические органы, такой зародыш называется личинкой. Личинка питается, растет и со временем личиночные органы заменяются органами, свойственными взрослому организму (имаго). Например: развитие лягушки, некоторых насекомых, различных червей.

Постэмбриональное развитие сопровождается ростом. 

Под критическими периодами развития понимают моменты развития, которые характеризуются замедлением процесса роста структур, возрастанием энтропии и снижением до минимальных значений избыточной информации в биологических системах, приводящих к образованию нового качества.

Выделяют следующие  критические периоды развития:

1) время развития половых клеток - овогенез и сперматогенез;  
2) момент слияния половых клеток - оплодотворение; 

3) имплантация зародыша (4-8-е сутки эмбриогенеза);  
4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3-8-я неделя развития);  
5) стадия усиленного роста головного мозга (15-20-я неделя);  
6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20-24-я неделя пренатального периода);  
7) момент рождения ребенка и период новорожденности - переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;  
8) период раннего и первого детства (2 года - 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;  
9) подростковый возраст (период полового созревания - у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек - с 12 до 15 лет). 

Постнатальный онтогенез-это вся жизни организма с момента рождения до смерти .

Эмбриональный период жизни, до рождения называется пренатальным онтогенезом.

 

6.Антропометрия.  Основные антропометрические показатели, их использование в экологии человека.

Антропометрия — один из основных методов антропологического исследования, который заключается в измерении тела человекаи его частей с целью установления возрастных, половых, расовых и других особенностей физического строения, позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости.

Информация о работе Экология человека