Экология и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 10:15, контрольная работа

Описание работы

Под экологической политикой или экополитикой мы понимаем определенный сегмент политики, характеризующийся совокупностью предпринимаемых мер, действий в отношениях «человек - природа», который осуществляется при взаимодействии акторов (политических, экономических и т.д.) на основании экологического законодательства различного уровня и теоретических моделей экологического толка.
Целью данной работы является анализ инструментов экологической политики и их характеристика.

Содержание работы

Введение 3

1. Государственная экологическая политика 4

2. Система инструментов экологической политики 13

3. Критерии оценки инструментов экологической политики 17

Заключение 24

Список использованной литературы 25

Файлы: 1 файл

Кр.Экология1.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                            3

 

1. Государственная экологическая  политика          4

 

  2. Система инструментов экологической политики        13

 

3. Критерии оценки  инструментов экологической политики    17

 

Заключение                            24

 

Список использованной литературы                 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Среди глобальных проблем современности  одними из наиболее актуальных являются экологические проблемы, которые  проникают в различные сферы  общественной жизни и определяют во многом особенности устойчивого развития каждого государства. В последнее время в результате быстрого развития научно технического прогресса и интенсивного использования природных ресурсов возрастает степень их истощения и загрязнения окружающей среды. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, в которой он живет. В настоящее время человечество уже реально осознало необходимость бережного отношения к окружающей природной среде. Законы, по которым действует природа, были всегда, и лишь теперь люди практически осознали это, их противоречивую связь с основными направлениями социальной жизни, пытаясь что-то сделать, чтобы воскресить уже почти погибшее, исправить испорченное, не допустить и ограничить дальнейшее разрушение природы.

Возникшая проблема была бы быстро и  эффективно решена, как это неоднократно случалось в истории науки, если бы не одно важное обстоятельство. Дело в том, что сохранение экологического равновесия требует от общества больших  усилий. Проявление таких усилий должно начинаться с качественно нового отношения между природой и обществом, веществом естественным и социальным. Такое экологическое воспитание и образование - процесс длительный: необходимо изменить устойчивое "завоевательное" отношение к природе. Ведь все, что человек мог и может создать для себя и удовлетворения своих потребностей, он заимствует из природы. Поэтому, не потребляя в той или иной мере природного вещества, человек просто не сможет существовать как биологический вид. Следовательно, человек не может жить без окружающей природной среды, которая была изначально дана ему как естественная основа его бытия.

Но в современном рыночном мире бороться за окружающую среду лучше  всего экономическими методами, с  помощью экономических рычагов.

Экономическое развитие без учета  экологических законов чревато  катастрофическими последствиями.

Под экологической политикой или экополитикой мы понимаем определенный сегмент политики, характеризующийся совокупностью предпринимаемых мер, действий в отношениях «человек - природа», который осуществляется при взаимодействии акторов (политических, экономических и т.д.) на основании экологического законодательства различного уровня и теоретических моделей экологического толка.

Целью данной работы является анализ инструментов экологической политики и их характеристика.

 

1. Государственная  экологическая политика

 

Экологическая политика — это система мероприятий, связанных с влиянием общества на природу. Экологическая политика — это определенная организацией совокупность намерений и принципов относительно экологических показателей её деятельности, которая создает основу для разработки конкретных целей и задач. В толковом словаре по охране природы приводится такое определение: «Политика экологическая — это совокупность способов достижения поставленных экологической стратегией целей и задач». При этом экологическая стратегия определена как совокупность конкретных целей и задач, рассчитанных на реальные возможности и термины их достижения, в сфере охраны окружающей природной среды и использование природных ресурсов.

Виды экологической  политики:

  1. Глобальная — проведение международных, политических и внешнеэкономических акций с расчетом экологических ограничений в социально-экономическом развитии, запасов имеющихся в мире природных ресурсов и их распределение между странами.
  2. Государственная — социально-экономическая политика, в том числе международная, построенная на понимании эффектов и недостатков, связанных с экологическим состоянием территорий и акваторий.
  3. Региональная экополитика — политика государства, относительно регионов, а также экополитика, осуществляемая самими регионами.
  4. К местной экополитике относят проведение локального и объективного мониторинга; осуществление государственного контроля соблюдения природоохранных законодательств; организация разработки местных экологических программ и проектов.
  5. Экологическая политика на уровне предпринимательства. После получения экологией доминирующего статуса в системе общественных ценностей предприятие уже не может обойтись без отображения своей экополитики в долгосрочных планах. Экополитику сельскохозяйственного объекта необходимо рассматривать как стратегический элемент долгосрочного планирования.

Стратегическая цель государственной  политики в области экологии определена Экологической доктриной РФ как сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды должны обеспечивать сбалансированное

решение социально-экономических  задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Государственная политика в сфере охраны окружающей среды определяет содержание и тенденции развития экологического законодательства. Право же является необходимой формой реализации государственной экологической политики. Такое соотношение

экологической политики и права необходимо учитывать при оценке состояния современного законодательства и определении направлений его совершенствования.

Исходя из служебной роли права  и его регулятивных возможностей как одного из важнейших факторов экологически устойчивого развития, предложения по совершенствованию законодательства об охране окружающей среды должны быть встроены в общий эколого-политический контекст, отражать доступными праву средствами конкретные направления экологизации экономики, производства, культуры и других сфер общественной жизни.

Исторически российское природоохранное  законодательство создавалось как система норм, направленных прямо или опосредованно на предупреждение и минимизацию экологического вреда (этой задаче служат институты экологического нормирования, экспертизы, контроля и др.), и тенденция их развития преобладает до настоящего времени. Нормы же об ответственности за причинение экологического вреда традиционно менее динамичны. Между тем, в сфере компенсации вреда существуют крупные правовые проблемы, ожидающие своего решения. Во-первых, это обеспечение реализации компенсационной функции имущественной ответственности за причинение вреда окружающей среде. Для этого необходимо повысить эффективность правоприменительной деятельности (материально-техническое и кадровое укрепление органов экологического контроля, создание достаточной информационной базы данных об источниках загрязнения, проведение своевременных и качественных анализов проб с места совершения правонарушений, улучшение исполнительного производства и прочие мероприятия организационного свойства), а также усовершенствовать

нормативно-правовую основу, приблизив расчетный объём имущественной ответственности к реальным масштабам причиняемого экологического вреда. Во-вторых, необходимо создать специальные нормы о возмещении так называемого прошлого вреда, или накопленного экологического ущерба. В-третьих, обратить внимание на вопросы создания правовых механизмов возмещения экологического вреда здоровью населения.

Россия — энергетическая держава, что налагает на государство большую ответственность, и не только в контексте роли в системе глобальной и внутренней энергетической безопасности, но и с позиции обеспечения экологической безопасности электроэнергетики и топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны в целом. Значительную экологическую опасность представляет добыча первичных энергоресурсов. Одной из наиболее острых экологических проблем в ТЭК является загрязнение природной среды нефтью и нефтепродуктами. Очевидно, что в этой сфере существуют как

нормативно-правовые пробелы, так и серьёзные нарушения действующего законодательства.

Актуальной экологической проблемой ТЭК, требующей решения, в том числе правовыми средствами, является крупномасштабное сжигание попутного нефтяного газа. В последнее время в целях сокращения потерь от происходящего при этом загрязнения окружающей среды и нерационального использования данного природного ресурса начинает создаваться необходимая нормативная база.

Особо значимо для сферы охраны окружающей среды снижение ресурсоёмкости энергетики и повышение её эффективности. Указом Президента РФ от 4 июня 2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» поставлена задача обеспечения рационального и экологически ответственного использования энергии и энергетических ресурсов, снижения к 2020 году энергоёмкости валового внутреннего продукта Российской Федерации не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом. В настоящее время в развитие Указа Президента РФ разработан и принят Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на стимулирование эффективного использования энергетических ресурсов и энергосбережения. Осуществляемое реформирование законодательства в целях повышения энергоэффективности и энергосбережения является несомненно приоритетным направлением не только энергетической, но и экологической политики тоже. Снижению вклада ТЭК в загрязнение окружающей среды и сбережению невозобновляемых энергетических природных ресурсов (нефти, газа, угля) способствовало бы развитие альтернативной энергетики. Ожидаемые меры нормативно-правового регулирования должны будут приниматься в части установления порядка экономического стимулирования, условий инфраструктурного и иного характера, поддерживающих конкурентоспособность объектов возобновляемой энергетики. Также должны быть реализованы меры по совершенствованию правового режима использования природных ресурсов для сооружения и эксплуатации электрогенерирующих объектов на основе использования возобновляемых источников энергии.

Нормотворческая работа должна осуществляться одновременно, как в направлении системного развития законодательства, предполагающего главным образом создание и совершенствование регулятивных механизмов, условий юридической ответственности, правовой основы деятельности органов управления и правоохранительных органов, так и в секторальном аспекте, для решения наиболее острых природоохранных проблем, связанных с негативным влиянием отдельных видов воздействия на окружающую среду, либо с экологической деградацией или, напротив, с необходимостью особой охраны отдельных территорий.

В числе системных задач  совершенствования правовой охраны окружающей среды — организация эффективного управления в данной сфере. Стабильность системы государственного управления охраной окружающей среды является важнейшим организационным условием эффективной реализации норм экологического законодательства. Правовое регулирование организации экологического управления, а именно — системы и компетенции федеральных органов, разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, объёма компетенции органов местного самоуправления должно исходить не только

из задач административной реформы, но и обязательно из приоритетов государственной экологической политики.

Одними из наиболее значимых средств государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и природопользования являются нормирование и лимитирование видов природопользования и негативных экологических воздействий. Институт нормирования требует внимания законодателя, поскольку экологические нормативы не выполняют должным образом свою функцию ограничителя воздействий на отдельные природные объекты и окружающую среду в целом. Если решение о переходе от действующей системы индивидуального нормирования к новой регуляционной модели будет принято, то в перспективе экологическое нормирование будет развиваться под влиянием принятия технологических регламентов и планируемого перехода на нормирование по параметру наилучших доступных (существующих) технологий.

По общему признанию, существует острая необходимость в создании действенных механизмов экономического стимулирования субъектов хозяйственной деятельности к сокращению их негативного воздействия на окружающую среду и рациональному ресурсо- и энергопотреблению. В числе таких механизмов — платность негативного воздействия на окружающую среду, льготное налогообложение, субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставление инвестиционных кредитов, введение залоговой стоимости упаковки, установление акцизов на экологически «грязные» виды топлива, ускоренная амортизация основных фондов, создание конкурентных преимуществ соответствующим инвесторам и другие меры. К экологическому бизнесу, как виду деятельности, пользующемуся государственной поддержкой, следует относить любую предпринимательскую деятельность, независимо от отрасли и сферы экономики, осуществляемую в целях охраны окружающей среды, способствующую снижению негативного воздействия на окружающую среду, повышению энергоэффективности, рациональному использованию природных ресурсов, безопасному обращению с отходами, использованию возобновляемых источников энергии, производству экологически чистой продукции, либо специально направленную на решение названных и иных

Информация о работе Экология и политика