Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 11:13, реферат
1.Экология. Содержание, предмет и задача экологии.
3. Охрана природы. Цели и задачи охраны окружающей среды
3.Рациональное природопользование
РЕФЕРАТ
На тему: «Экология, охрана природы и рациональное природопользование, содержание, предмет и задачи.»
Студентки группы ОПд -021
зачетная книжка №210231
адрес: Алтайский край г. Новоалтайск ул. Октябрьская
Лыско Кристины Александровны
План работы:
1.Экология. Содержание, предмет и задача экологии.
3. Охрана природы. Цели и задачи охраны окружающей среды
3.Рациональное
Содержание:
План работы………………………………………………………………
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Экология.………………………………………………………
Предмет и задача экологии…………………………………………………………
Охрана природы……………………………………………………………
Основные аспекты охраны окружающей среды……………………………………………9
Цели и задачи охраны окружающей среды………………………………………………….11
Принципы охраны окружающей среды…………………………………………………………12
Рациональное природопользование………………………………
Цели природопользования как науки…………………………………………………………….
Правила рационального природопользования………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Изобилие полезных ископаемых, древесины, пресной воды, ряда других природных ресурсов в России, несомненно, способствовало излишней, по сравнению со многими развитыми в экономическом отношении странами, топливо-, энерго–материалоемкой ее экономики, снижало производительность труда, повышая трудозатраты на производство готовой продукции, И тормозило процесс диверсификации всей отраслевой структуры хозяйства. Изобилие природных ресурсов наряду с целым рядом других причин в частности, развитием отраслей военно-промышленного комплекса, привело к исключительно высокому удельному весу в промышленности России производств по добыче и первичной переработки природных ресурсов. Подобные производства дают наибольшую дополнительную нагрузку на природную среду, вызывая процессы дестабилизации экосистем. Не случайно многие развитые в экономическом отношении страны стараются перебазировать целый ряд топливо -, энерго- и сырьевых производств за пределы своей территории в развивающиеся страны.
Под природопользованием понима
Формы природопользования осуществляются в двух видах: общего и специального природопользования. Экономическая составляющая природопользования состоит в постоянном обеспечении затрат на освоение новых технологий очистки окружающей природной среды, обеспечении издержек государственных и иных предприятий в процессе освоения систем вторичной переработки сырья и производственных отходов, организации новых рабочих мест в области экологии и охраны природной среды.
Экологический аспект заключается в разработке различных экологических программ, программ благополучного развития депрессивных регионов, отсталых регионов, с неблагоприятной экологической обстановкой и постоянно сокращающимся количеством жителей; реализации некоторых программ оказания бесплатной медицинской помощи социально незащищенным слоям населения, модернизацию «экологически грязных» производств.
Культурно-оздоровительная направленность содержания природопользования состоит в организации путевок, направлений детей и взрослых в различные здравницы, лагеря летнего отдыха, курорты, пансионаты, диспансеры. Также сюда входит перевод неблагополучных зон в такие, в которых могут проживать люди (например, зона Чернобыльской аварии) и т.д.
Экология.
Истоки экологии, как науки о живых существах, их взаимозависимости и условиях обитания, уходят в далекое прошлое и связаны с необходимостью, на самых ранних этапах становления и развития человеческих обществ добывать себе в пищу растения и животных. Было необходимо знать, как выглядят, где и когда созревают съедобные плоды, корни и стебли растений, где лежат пути миграции диких животных, когда и где они воспроизводят потомство. Первичные знания такого рода осмыслялись и находили отражение во многих, ставших классическими, произведениях Гиппократа, Аристотеля, других ученых философов древности.
Термин экология (экос - дом, логос - учение, гр.) в науку ввел немецкий биолог Эрнест Геккель в 1886 году.
Слово "экология" образовано из двух греческих слов: "oicos", что означает дом, жилище, и "logos" - наука и дословно переводится как наука о доме, местообитании.
Экология -это наука об изучении взаимоотношений живых организмов с окружающей их средой. Часто встречается перевод термина «экология» как учения о доме, жилище.Это не точно. Древние греки понимали этот термин значительно шире. Экосом они называли любое место пребывания человека: и хороший пляж, где люди собирались для купания, и горное пастбище, где пастухи пасли овец.
В середине XX в. экологию стали понимать как науку об экосистемах и биосфере. Начало такому пониманию положили работы В. И. Вернадского, В. В. Докучаева, Ю. П. Одума, А. Дж. Тенсли, Н. В. Тимофеева-Ресовского и других известных ученых. В результате стало ясно, что современная биосфера, среда обитания всех живых организмов, является продуктом их жизнедеятельности: неустанного воспроизведения, метаболизма (обмена веществ) и посмертного разложения мириадов живых существ. Почвенная, водная, наземная, воздушная среда жизни есть результат постоянного взаимодействия и взаимопроникновения живого и неживого веществ. Ни один вид живых организмов не может существовать среди себе подобных. Жизнь возможна только в сообществах (биоценозах) и в строго определенной совокупности условий, характеризующей место их обитания (биотоп). Единство биотопа и биоценоза — основная концепция современной экологии, концепция экосистемы.
Экосистемы и биосфера в целом являются высшим уровнем организации живого на планете Земля. Они, как и любая живая система, способны к саморегуляции, т. е. к самосохранению, поддержанию своего видового состава и воспроизведению связей между отдельными видами. Такое представление об устойчивости экосистем, их гомеостазе или, иначе, об эко-логическом равновесии — одно из основополагающих понятийсовременной экологии.
Биосфера и отдельные экосистемы могут переносить значительные антропогенные (от греч. antropos — человек и genesis— происхождение) нагрузки благодаря возможности саморегуляции, самоочищения и самовосстановления. Однако эти свойства имеют естественные пределы, которые называют емкостью экосистем.
Поскольку взаимодействие организмов между собой и окружающей их средой всегда системно, то есть всегда реализуется в форме некоторых систем взаимосвязей, поддерживающихся обменом вещества, энергии и информации, основным объектом исследования экологии являются экосистемы. Самой крупной в иерархии экосистем является биосфера. Учение о биосфере - это обширная область знания о функционировании и развитии биосферы, включающая в себя целый ряд научных направлений естественнонаучного и общественного профиля.
Предмет и задачи экологии
Основным содержанием общей экологии становится исследование взаимоотношений организмов друг с другом и с окружающей средой. Говоря об экологии, мы подразумеваем как локальные, местные проблемы, с которыми сталкиваемся дома, в городе, на заводе, в поле, районе, государстве, так и глобальные. Экология как наука включает в себя весь комплекс взаимодействия факторов - как природных и технологических, так и социальных, моральных, нравственных. Более того, социальные факторы в настоящее время становятся определяющими, ведущими, представляют собой сознательную деятельность людей, активно отстаивающих свои цели, интересы, часто далеки от интересов общества и человечества в целом, идущие иногда в разрез с этими интересами.
Предметом исследования экологии являются не единичные особи, а группы особей - популяции, сообщества, экосистемы, т. е. биологические макросистемы, их динамика во времени и пространстве. Многообразие связей, формирующихся на уровне биологических макросистем, обусловливает разнообразие методов экологических исследований.
Экология обладает целым комплексом различных методов и приемов исследования. Основными методами выступают: наблюдение, сравнительный анализ, эксперименты (лабораторные и полевые), а также мониторинг. Наблюдение и сравнительный анализ являются традиционными методами науки, на основе которых экологи получают первичную информацию, описываемую и подвергаемую анализу. Становясь при этом вторичной, информация используется для дальнейших теоретических построений.
Для эколога первостепенное значение имеют полевые исследования, т. е. изучение популяций видов и их сообществ в естественной обстановке, непосредственно в природе. Полевые методы позволяют установить результат влияния на организм или популяцию определенного комплекса факторов. На основе полевых исследований, наблюдения и сравнительного анализа происходит описание изучаемых макросистем. В этом описании участвуют вместе с экологами разные специалисты: ботаники, зоологи, микробиологи, почвоведы, химики, гидрологи и другие. Исследуя и описывая массу количественных и качественных данных, они используют при этом методы физиологии, анатомии, биохимии, систематики и других наук. Например, при изучении растительных сообществ производится подробное качественное и количественное их описание. Описываются систематика всех групп растений, их жизненность, ярусность, мозаичность, фенология (периодичность в развитии), обилие, биомасса, продукция, а также характеристика места обитания (рельеф, склон, почва) и многое другое. При экологических исследованиях животных изучаются их питание, размножение, поведение, размещение популяций и закономерности миграций, абиотические условия среды (химия, температура, влажность, степень освещенности) и биотические связи в сообществе. Для изучения животных используют способы мечения (кольцевание птиц, прикрепление к телу радиопередатчиков, закрепление на теле млекопитающих меток, окраска, введение в организм меченых атомов и т.д.).
Охрана природы
Охрана природы — комплекс мероприятий, охватывающих охрану, рациональное использование и восстановление объектов живой и неживой природы. Вот только несколько тревожных фактов. Из недр Земли ежегодно изымается 100 млрд. т минералов (25 т на человека). Из них более 90% идет в отбросы. Количество кислорода, потребляемого отдельными странами, уже превышает выработку его растениями этих стран. Дождевой тропический лес (главные «легкие» Земли) уничтожен более чем на 40%. Вырубка его продолжается со скоростью более 20 га в минуту! Под угрозой исчезновения сейчас почти 1 тыс. видов животных и 25 тыс. видов растений. Главные причины этого — разрушение среды обитания, чрезмерная добыча, подавление местных видов животными, переселенными человеком из других географических районов, и отравление окружающей природной среды химическими веществами. Человечество, накопив неслыханную техническую мощь, не перестает стремиться к выгоде сегодняшнего дня. Это влечет за собой оскудение земных богатств и подрывает основу жизни. Конфликт человека с природой возник не вдруг. Он нарастал постепенно. Еще наши предки заметили, что при чрезмерном увеличении поголовья домашнего скота на ограниченной территории тучные пастбища превращаются в пустыни. Бездумная охота, выжигание лесов, истребление рыбы в водоемах нередко оставляли людей без необходимых для жизни средств. Поэтому даже в древние времена люди заботились о разумном использовании природных богатств, о сохранении и приумножении их. Появлялись запреты на лов зверей, потраву пастбищ, вырубку леса. Стали выделять заповедные земли, охранять и размножать ценных зверей и птиц. То были первые слабые попытки соразмерить использование природных ресурсов с их охраной и восстановлением. Однако равновесие не было достигнуто. И природа, а вместе с ней человечество, как неотъемлемая ее часть, несли все больший ущерб. К началу XX в. стало очевидно, что необходимо принимать специальные и действенные меры. Первый Международный съезд по охране природы состоялся в 1913 г. Но проблема оскудения Земли продолжала обостряться. Во второй половине нашего столетия она стала в один ряд с другими, тесно взаимосвязанными глобальными проблемами: спасение мира от ядерной катастрофы, охрана окружающей среды, увеличение количества людей на Земле (демографический взрыв), борьба с голодом, преодоление энергетического кризиса. Дело охраны природы, как и дело мира, касается каждого человека на Земле, зависит от его разума, активности и доброй воли. Оно требует усилий всех государств и народов. Только глубокое знание законов природы, правильное применение их на практике, всеобщее естественнонаучное просвещение и воспитание дадут человечеству возможность преодолеть то бедствие, которое называют сейчас экологическим кризисом, т. е. последовательное оскудение природы, грозящее гибелью многим видам растений и животных, а в конечном счете подрывающее базу существования человечества. Опыт ряда стран, и в первую очередь социалистических, международное сотрудничество уже показали, что при научно обоснованной организации охраны природных богатств и рациональном их использовании можно преодолеть многие экологические трудности.
Основные аспекты охраны окружающей среды.
Можно выделить следующие основные аспекты охраны окружающей среды: социально-политический, правовой, эколого-экономический, социально-гигиенический, технико-технологический, воспитательный, эстетический и научно-познавательный.
Социально-политический аспект при наличии разных социальных систем связан с решением проблемы охраны окружающей природной среды в масштабах всего человечества.
Правовой аспект. Можно сформулировать правовую основу охраны окружающей среды как установленную Законом систему мер, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование, восстановление и умножение природных богатств. Установлением такой системы мер закон регулирует общественные отношения в области охраны окружающей природной среды и как результат - возникновение совокупности природоохранных правоотношений.
Эколого-экономический аспект - важнейший мотив охраны окружающей природной среды как в прошлом, так и в настоящее время. Необходимо помнить, что в системе «экономика - среда» предпочтение не может быть отдано ни экономике перед окружающей средой, ни окружающей среде перед экономикой. Следует обеспечить такое взаимодействие, при котором высокие темпы расширенного воспроизводства, экономического роста и повышения народного благосостояния сочетались бы как с сохранением, так и непрерывным улучшением и развитием не только отдельных компонентов, но и всей окружающей среды.
Социально-гигиенический аспект. В нашей стране социально-гигиенический аспект охраны окружающей природной среды отражает принцип приоритета в охране здоровья и сохранения благоприятных гигиенических условий жизни населения.
В то же время резкие изменения природы в зонах крупных городов, загрязнение воды, воздуха и почвы отходами и выбросами промышленных предприятий, химических и радиоактивных источников создают опасность для здоровья, и даже наследственности значительной части населения. Отсюда осуществление мероприятий по оздоровлению окружающей среды требует разработки количественных санитарно-гигиенических показателей состояния качества окружающей среды, критериев безопасности, обеспечивающих оптимальные условия жизнедеятельности человека.
Технико-технологический аспект охраны окружающей среды нацелен на организацию производства по принципу безотходности. Разработка новых технологических процессов, на основе которых создается безотходное производство, обеспечит не только высокие технико-экономические показатели, но и комплексное использование природных ресурсов.
Воспитательный аспект. Трудно переоценить воспитательное значение природы. Общение с природой делает человека мягче, добрее, будит в нем все лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах развивают любознательность, патриотизм, формируют лучшие стороны характера. Поэтому воспитательный мотив охраны окружающей природной среды имеет весьма большое значение.