Экология Республики Татарстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2015 в 13:40, реферат

Описание работы

Подземные воды в республике преимущественно используются для хозяйственно-питьевых целей. На юго-востоке республики, в районе нефтяных месторождений, наблюдается загрязнение подземных вод хлоридами в результате порывов трубопроводов с попутно добываемыми рассолами и перетоков высокоминерализованных вод нагнетательных скважин.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Проблемы охраны окружающей среды………………………4
2. Особо охраняемые природные территории и объекты………8
3. Отходы производства и потребления………………………10
4. Современная экологическая обстановка…………………..13
5. Окружающая среда и здоровье населения………………..15
Заключение………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………….18

Файлы: 1 файл

экология.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

Минестерство образования и науки Республики Татарстан

Альметьевский государственный нефтяной институт

 

Кафедра «Прикладной химии»

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: экология.

Тема: Экология Республики Татарстан

 

 

 

Выполнила: студентка группы 44-71

Хабибуллина Анна Валерьевна

 

Проверила: Рымашевская Инна Николаевна

 

 

 

Альметьевск 2015

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

    1. Проблемы охраны окружающей среды………………………4
    2. Особо охраняемые природные территории и объекты………8
    3. Отходы производства и потребления………………………10
    4. Современная экологическая обстановка…………………..13
    5. Окружающая среда и здоровье населения………………..15

Заключение………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………….18

 

Введение

В 2010 г. промышленными предприятиями республики выброшено в атмосферный воздух 276,1 тыс. тонн загрязняющих веществ (почти на 11% меньше, чем в 2009 г.). Показатель улова загрязняющих веществ (42,2%) значительно ниже среднего уровня по России (76,7%).    В ряде городов республики наметилась тенденция к увеличению выбросов в атмосферу загрязняющих веществ промышленными источниками и автотранспортом. Наибольший вклад в загрязнение атмосферы городов оксидами азота вносят объекты теплоэнергетики, а оксидами углерода – автотранспорт.          Наибольший вклад в загрязнение атмосферы на территории республики вносят предприятия теплоэнергетического, химического и нефтехимического, машиностроительного и транспортного комплексов: г. Альметьевск – АО "Татнефть"; г. Казань – ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ОАО "Казаньоргсинтез"; г. Набережные Челны – АО "КАМАЗ", ТЭЦ; г. Нижнекамск – АО "Нижнекамскнефтехим", ОАО "Нижнекамскшина", ТЭЦ; г. Менделеевск – Менделеевский и Новоменделеевский химические заводы; г. Заинск – Заинская ГРЭС.        Качество вод малых рек республики характеризуется как "умеренно загрязненные" и "загрязненные". Загрязнение малых рек во многом определяется диффузными источниками, и уровень загрязнения зависит от изменчивости гидрометеорологических условий.    Подземные воды в республике преимущественно используются для хозяйственно-питьевых целей. На юго-востоке республики, в районе нефтяных месторождений, наблюдается загрязнение подземных вод хлоридами в результате порывов трубопроводов с попутно добываемыми рассолами и перетоков высокоминерализованных вод нагнетательных скважин.

 

  1. Проблемы охраны окружающей среды

Территория РТ расположена в пределах двух природных зон: смешанных лесов и лесостепи, занимаемая площадь 6783,7 тыс. га    Земли сельскохозяйственных угодий занимают площадь 4435,4 тыс. га (65,3%), населенных пунктов – 624,0 тыс. га (9,1%), промышленности – 125,1 тыс. га (1,8%), лесного фонда – 1118,8 тыс. га (16,4%), природоохранного, оздоровительного и историко-культурного назначения – 9,1 тыс. га (0,1%), водного фонда – 468,9 тыс. га (6,9%), земли запаса – 2,4 тыс. га.   Земли водоохранного и водохозяйственного значения – это в основном площади, занимаемые Куйбышевским и Нижнекамским водохранилищами, площадь которых составляет 468,9 тыс. га.      На площади 9,1 тыс. га расположены земли особо охраняемых территорий и реакционного значения. К ним относятся земли Волжско-Камского заповедника площадью более 8 тыс. га. Национальный парк «Нижняя Кама» площадью 26,1 тыс. га учитывается в составе гослесфонда. По степени концентрации промышленного производства РТ неоднородна. Подавляющая часть (около 95%) её промышленного потенциала сосредоточена в трёх районах:

- Северо-западный старо  промышленный район, основой которого  служит Казанско-Зеленодольская  агломерация. Его ведущими отраслями  являются машиностроение, химическая и легкая промышленность.

- Молодой индустриальный  северо-восточный регион, с ядром  в Набережно-Челнинско-Нижнекамской  городской агломерации со специализацией  на автомобилестроении, химической  промышленности и электроэнергетике.

- Юго-восточный нефтедобывающий регион с развивающимся машиностроением.

Большая часть Предкамья, Предволжья и Западное Закамье РТ представляют собой аграрные районы.

Промышленный профиль РТ определяют машиностроение (56,1% занятых), химическая и нефтехимическая промышленность (13,7%), нефтедобыча (4,3%), электроэнергетика (2,5%), пищевая промышленность (6,5%), легкая промышленность (6,4%), промышленность строительных материалов (5,1%), лесная и деревообрабатывающая промышленность (3,2%).           Наибольший вклад в загрязнение воздушного бассейна РТ вносят предприятия теплоэнергетического комплекса – 32,7%, нефтяной и газовой промышленности – 32,6%, химии и нефтехимии – 19,0%, машиностроения – 5,3%, строительного комплекса – 2,7%. На долю остальных предприятий приходится 7,7% от общих выбросов в атмосферу. Большая часть валовых выбросов в атмосферу (71,2% от всех выбросов на 01.01.1996г.) приходится на гг. Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Заинск, Альметьевск, где сосредоточен основной промышленный потенциал республики.   Очень велики доля загрязнения воздушной среды населенных пунктов автотранспортом, где, несмотря на снижение объема валовых выбросов поллютанов, она не сопровождается стабилизацией или тем более улучшением ее качества.         Не меньшую проблему в РТ представляет загрязнение почв, накопление отходов производства и потребления, ухудшение технической безопасности и противоаварийной устойчивости промышленных предприятий, производств и объектов повышенной опасности.  Высокий уровень загрязнения окружающей среды республики в определенной степени отражается на здоровье населения. Вызывает озабоченность его ухудшение среди детского населения. Из года в год уменьшается число здоровых детей (1–ой группы здоровья). Повышенная заболеваемость злокачественными новообразованиями характерна для Верхне-Услонского, Бавлинского, Тюлячинского, Заинского, Пестречинского районов и г. Казани.

Проблемой государственного значения являются утилизация и захоронение твердых бытовых и промышленных отходов (ТБПО). Здесь большие сложности возникли на полигонах ТБПО в гг. Казани, Набережные Челны, Зеленодольске, Нижнекамске, Чистополе, Елабуге, с. Базарные Матаки и ряде других. Для решения данной ситуации проектируются полигоны для складирования и хранения ТБПО в гг. Буинске, Нурлатах и с. Алексеевское.           На основе данных Государственного доклада «О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации» за 1994 год территория бассейна р. Волга РТ отнесена к экологически неблагоприятным регионам.

Наиболее приоритетные экологические проблемы, решения которых должно относиться к числу первоочередных в РТ по данным РФ:

1. Сброс загрязненных  сточных вод.

2. Гидрохимическое состояние  поверхностных вод.

3. Выброс загрязняющих  веществ от стационарных источников  в атмосферный воздух.

4. Токсичные отходы.

5. Радиационная безопасность.

6. Загрязнение атмосферного  воздуха.

7. Загрязнение и истощение  подземных вод.

8. Деградация земель.

Причем первые пять пунктов относятся к наиболее приоритетным проблемам, тогда как последние три проблемы в настоящее время не относятся к числу первоочередных.

Из выше сказанного видно, что с позиции федерального уровня в РТ наиболее остро стоят вопросы сокращения сброса загрязненных сточных вод, и как следствие, – улучшение гидрохимического состава поверхностных вод, уменьшение выбросов поллютанов в атмосферу от стационарных источников, утилизация и переработка токсичных отходов, улучшения радиационной обстановки. Все они требуют радикального решения эколого-инновационных программ и мероприятий в составе целевых комплексных федеральных и федерально-региональных программ.     Продолжая анализ федеральных материалов и, прежде всего, данных Минприроды РФ, Росгидромета, Роскомзема, Минсельхозпрода РФ, геологических организаций Роскомнедра можно сделать вывод, что в настоящее время вопросы загрязнения атмосферного воздуха городов, загрязнение и истощение подземных вод, деградация земель и повышение плодородия сельхозугодий не относятся к числу первоочередных в РФ. Тем не менее это не совсем так. Здесь также требуется проведение комплекса мероприятий за счет средств предприятий – природопользователей, республиканского и местного бюджетов, республиканского и территориальных экологических фондов, других источников.   В республике ведется целенаправленная работа по реализации и осуществлению основных положений Конституции РТ, принятой в 1992 году, Договора РФ и РТ «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ» от 15.02.1994 года и межправительственного соглашения РФ и РТ о взаимодействии в области охраны окружающей среды (1993г.).

 

 

 

  1. Особо охраняемые природные территории и объекты (ООПТ).

Для поддержания экологического равновесия, сохранения и изучения природного разнообразия в РТ действует система ООПТ. К ним относятся Волжско-Камский государственный заповедник (ВКГЗ), Государственный природный государственный национальный парк (ГПНП) «Нижняя Кама», памятники природы, заказники. Площадь их в настоящее время составляет 1,03% территории республики при научно обоснованной норме до 3% для заповедного фонда (Указ Президента РФ №1155 от 02.10.1992г.).   ООПТ Татарстана в основном расположены на севере и северо-западе РТ (зона смешанных лесов), хорошо освоенной в промышленном и сельскохозяйственном отношении местности. Несколько меньшее число объектов с режимом особой охраны объявлено в центральной, южной и юго-западной частях республики (лесостепная зона), заселенность которых не столь высокая, как на севере.        Волжско-Камский государственный заповедник имеет площадь более 8 тыс. га. Его территория расположена в долинах Волги и Камы и характеризуется большим биологическим разнообразием. Выделено семь групп лесных формаций, охватывающих все основные зональные таксоны широколиственных, смешанных и таежных лесов. На территории Раифского участка, благодаря особенностям рельефа, их размещение имитирует географическую поясность всех лесных зон Европейской России. Уникальными для региона являются хвойные насаждения 250–летнего возраста – бывшие монастырские леса, в которых не проводилось рубок главного пользования.         Отдельную ценность представляет древосад заповедника, основанный в 1912 году, коллекция которого насчитывает около 500 видов пород и сортов древесно-кустарниковых растений из Европы, Азии и Америки. Современная экологическая ситуация на территории ВКЗГ может быть определена как неудовлетворительная, что связано с антропогенными воздействиями локального и регионального характера. Здесь произрастает более 790 видов растений, обитает более 70 видов позвоночных животных. На его территории расположены уникальные озера – Раифское, Линево, Илантово и другие.          На территории ГПНП расположены культурно-историчекие и археологические памятники, палеонтологические участки.    Ранее на территории республики действовали лишь охотничьи заказники, имеющие воспроизводственное значение для охотофауны. Ныне все более утверждается концепция комплексного характера целей и задач заказного режима этих территорий. Кроме охотничьих, появились ботанические, комплексно–ландшафтные заказники. К государственным заказникам приравниваются и припасечные зоны, где запрещено применение удобрений и ядохимикатов. Относительно охраняемыми территориями можно считать охотничьи заказники, охраняющие только промысловых животных, которые нельзя приравнять к другим формам ООПТ.   Наряду с расширением существующих ООПТ в республике необходимо больше внимания уделять организации иных территориальных форм охраны природы, в том числе природных заказников с изъятием земельных участков у прежних пользователей и владельцев, особо охраняемых береговых линий, речных и озерных систем, природных ландшафтов.           В целях обеспечения экологической безопасности, сохранения и развития сети ООПТ как общенационального природного наследия РТ Кабинет Министров постановлением от 18.01.96г. №22 установил, что сохранение сети ООПТ является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики РТ и поручил Минприроды РТ совместно с АНТ подготовить Государственный реестр ООПТ РТ. Образование в республике действующей системы ООПТ обеспечит быструю Эффективную организацию мониторинговых исследований на «заповедных участках» и выдачу рекомендаций по их оптимизации..

  1. Отходы производства и потребления.

Проблема переработки и утилизации отходов в РТ является одной из наиболее приоритетных. По предварительным оценкам, на ее территории ежегодно образуется свыше 3 млн. тонн твердых отходов производства, содержащих токсичные вещества, в том числе 118 тыс. тонн 1–2 класса токсичности, 410 тыс. тонн – твердые отходы, улавливаемые газоочистными установками, 15 тыс. тонн – отходы гальваношламов, 280 тыс. тонн – вторичное сырье (макулатура, полимерные материалы, изношенные шины, стеклобой, отработанные нефтепродукты, отходы древесины, металлов).  Отходы, не подлежащие использованию, направляются на хранение и захоронение, что увеличивает опасность загрязнения окружающей среды и отрицательно сказывается на здоровье населения. Это свидетельствует о том, что решение вопросов обращения с отходами не отвечает требованиям с позиции экологической безопасности. Одной из наиболее важных первоочередных задач следует считать совершенствование природоохранного законодательства РТ, касающегося обращения с отходами, скорейшее принятие законодательных и нормативно–правовых актов, регламентирующих деятельность в области экологически безопасного обращения с отходами.         Наиболее крупномасштабными являются отходы энергетики и машиностроения (шлам, шлак, горелая земля), химических, нефтехимических производств и нефтедобычи, гальванопроизводств, деревообработки, твердые бытовые отходы.          Бурение скважин и эксплуатация нефтепромысловых сооружений сопровождается интенсивным загрязнением атмосферного воздуха, почв, грунтов, поверхностных и подземных вод. Только при бурении скважин ежегодно формируется более 500 тыс. м3 отходов и около 1200 м3 при их эксплуатации. На нефтепромысловых объектах подготовки нефти при товарных парках и борных пунктах ежегодно накапливается более 4400 м3 нефтесодержащих осадков.

Низкий уровень применяемых технологий, отсутствие финансовых средств позволяет перерабатывать и использовать лишь несколько десятков наименований отходов. В повторный оборот вовлекается лишь 3,7%, обезвреживается (уничтожается) 1,7% отходов, основная же масса токсичных отходов поступает на склады предприятий, к уже находящимся там запасам отходам.           Широко распространенным источником загрязнения окружающей среды ртутью являются отработанные люминесцентные лампы. Ежегодно по республике их образуется свыше 2,5 миллиона штук, 800 тысяч из которых утилизируется на действующей в г. Набережные Челны демеркуризационной установке АО «КамАЗ». В результате здесь выделяют до 230 кг ртути в год. Выделенная ртуть в виде ступпы за пределы республики. Однако в результате демеркуризации источников света образуется около 350 тонн отходов, которые вывозятся на общегородскую свалку, увеличивая тем самым нагрузку на окружающую среду.       В РТ разработан проект концепции государственной программы «Отходы», определяющей конкретные цели, этапы, методы и средства для решения проблем утилизации и обезвреживания отходов. Подготовлены проекты законов «об токсичных отходах производства и потребления РТ», целью которого является создание правовых и организационных основ улучшения здоровья людей, окружающей природной среды, обращения с токсичными отходами производства и потребления.     В целях решения проблемы захоронения, утилизации и переработки отходов в РТ необходимо:

Информация о работе Экология Республики Татарстан